Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расходы организации. Классификация расходов. Понятие себестоимости продукции, показатели, виды. Источники снижения себестоимости продукции.




Расходы -это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этого предприятия за исключением уменьшения вкладов по решению участников.

Себестоимость продукции – издержки производства и обращения выраженные в денежной форме.

Состав затрат включаемых в себестоимость продукции регламентируется налоговым кодексом РФ, глава 25 «Налог на прибыль»

Показатели себестоимости:

1. Общую сумму затрат на произ-тво продукции. Это показатель необходим предприятию для расчета прибыли, так как П = ВР - 3, где П - прибыль предприятия; ВР - выручка от реализации продукции; 3 - общая сумма затрат на произ-во продукции. 2. Затраты на произ-тво и реализацию отд. видов продукции. Характеризует рентабельность различных видов продукции. 3. Затраты на рубль товарной продукции. Рассчитываются как отношение затрат на произ-тво и реализацию всей товарной продукции к общему объему товарной продукции в действующих ценах. УЗ=З/ТП(РП)*100коп Показывает, сколько в каждом вырученном рубле затрат.

Расходы делятся на два вида по обычным видам деятельности(формируют с/с) и прочие(не связанные с процессом производства и реализации.к нимотносится аренд. Платежи, проценты по банк. Кредитам,отрицательная курсовая разницапо валют. Операциям,выбытие активов..относятся на финн результат.)

Все затраты, образующие с/с продукции, группируются в связи с их эконом. содержанием по след. Элементам.

Установлена следующая обязат. номенклатура затрат: 1. материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов). Относится ст-ть приобретаемых со стороны для произ-ва продук. сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабр., топлива и энергии всех видов, расходуемых как на технол-ие цели, так и на обслуживание произв-ва (отопление здания, транспортные расходы и т.д.). Из затрат на материал. ресурсы исключ. ст-ть возвратных отходов, под кот. поним-ся остатки сырья, материалов, образовавшихся в проц. произв-ва продук. и утратившие полностью или частично потребительские кач-ва исходного продукта и в силу этого используемые с повышенными затратами или вовсе не используемые по прямому назначению; 2. затраты на оплату труда. Относятся любые начисления работникам в денеж. или натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также затраты, связанные с содержанием работников, предусмотренные трудовым договором; 3. отчисления на социальные нужды. Относятся обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам социального страхования, ПФ, Госуд. фонда занятости и медиц. страхов. от затрат на оплату труда работников; 4. амортизация основных фондов. Входит сумма амортизац-х отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, определяемые исходя из их балансовой стоимости и установленных норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части; 5. прочие затраты. Это налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, затраты на командировки, подъемные, подготовку и переподготовку кадров, плата по кредитам в пределах установленных ставок, оплата услуг связи, вычислительных центров и другие затраты, входящие в себестоимость продукции (работ, услуг), но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.

Классификация затрат по экон-м элементам служит для определения заданий по снижению с/с продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций. Для исчисления с/с отд. видов продукции затраты предприятия группируются по статьям калькуляции: 1. Сырье и материалы. 2. Возвратные отходы (вычитаются). 3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги произ-ного характера сторонних предприятий и организаций. 4. Топливо и энергия на технологические цели. 5. з/п произ-ных рабочих. 6. Отчисления на соц. нужды. 7. Расходы на подготовку и освоение производства. 8. Общепроиз-ные расходы. 9. Общехоз-ные расходы.10. Потери от брака. 11. Прочие произ-ные расходы. 12. Коммерческие расходы. Итог первых 11 статей образует произ-нную с/с продукции, итог всех 12 статей – полную с/с продукции.

1. По характеру данных отражающих расчетный период различают плановую и фактическую себестоимость.

Плановая – характеризуется такими затратами, которые определяются исходя из установленных норм сырья, материалов, полуфабрикатов, действенных тарифных ставок, норм выработки, управление нормативов по производству.

Фактическая – характеризует реально производственные затраты и отражает степень выполнения плановых заданий и характер работы предприятия

2. По последовательности формирования затрат:

- внешние факторы– климатические условия (перерабатывающие предприятия, сельскохозяйственные предприятия)

- внутренние факторы– экономические и неэкономические использования продукции

3. По последовательности формирования затрат с/с:

Технологическая себестоимость (операционная )агрегатная – затраты на выполнение отдельной технической операции

Цеховая себестоимость – сумма затрат основного производства на изготовление продукции

Производственная – затраты на производство продукции в целом по предприятию

Полная себестоимость – сумма затрат связанных с производством и реализацией продукции.(производственные+непроизводств.(некоммерческие))

4. В зависимости от отношения затрат к изменению объема производства затраты:

- переменные затраты – величина которых изменяется прямо пропорционально изменению объема производства (з/п, затраты на топливо, энергию)

- постоянные затраты – не находящиеся в прямой зависимости от изменения объема производства (аренда помещения, з/п управленческого персонала, коммунальные платежи, амортизационные отчисления). Происходит увеличение производства возможно в краткосрочном периоде

5. В зависимости от способов включения в себестоимость затраты:

- прямые – непосредственно относятся на себестоимость конкретного вида продукции на основе первичных документов.

- косвенные - нельзя непосредственно включать в себестоимость конкретного вида продукции, т.к они одновременно относятся к нескольким видам продукции (з/п управленческого персонала)

6. В зависимости от времени списания на себестоимость затраты:

- текущие затраты – постоянно осуществляющие производственные затраты вытекающие из характера технологии и организации производства (амортизация, материальные затраты, з/п, коммунальные платежи)

- единовременные – расходы, которые осуществляются 1 раз или периодически (арендные платежи, затраты на рекламу)

7. В зависимости от видов расходов по которым осуществляется учет и калькулирование себестоимости:

- элементы затрат – экономически однородные расходы вызванные технологией и организацией производства, отражающие общую сумму затрат.

- смета затрат на производство – общая сумма затрат на производство и реализацию продукции

Калькуляционные статьи затрат – группировка ресурсов в зависимости от места их возникновения и назначения. Рассчитывается калькуляция изделия или себестоимость конкретного вида продукции. Отражает затраты на конечный вид продукции. Необходимы для того, чтобы управлять затратами, составляется для определения цены продукции предприятия.

7. Основные затраты - непосредственно связанные с технологическим процессом произ-ва,- на сырье и осн. материалы, вспомогательные и другие расходы, кроме общепроиз-ных и общехоз-ных. Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием произ-ва и управлением им. Они состоят из общепроиз-ных и общехоз-ных расходов. К текущим относятся расходы, имеющие частую периодичность осуществления, например расход сырья и материалов. К единовременным (однородным) расходам относят затраты на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств, и др. Производительными считаются затраты на произ-во продукции установленного качества при рациональной технологии и организации произ-ва. Непроизводительные расходы явл. следствием недостатков в технологии и организации произ-ва (потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных и др.). Производительные расходы планируются, а непроизводительные, как правило, не планируются.

8. Важное значение для анализа и управления издержками произ-ва на п0 с целью их снижения имеет классификация затрат на: условно-постоянные затраты –которые не изменяются или изменяются незначительно в зависимости от изменения объема производства (амортизация зданий и сооружений, расходы на управление произ-вом и предприятием в целом, арендная плата). Условно-переменные затраты – которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства (сдельная з/п рабочих, расходы на сырье, материалы, комплектующие изделия, технологическое топливо и энергию).

9. эффективные – затраты, в результате кот. получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск ко. были произведены эти затраты. Неэффективные расходы непроизводительного характера, в результате кот. не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные – расходы – это потери на производстве. К ним относятся потери от брака, простоев, недостачи незавершенного производства и материальных ценностей.

Понижение себестоимости – это соотношение отдельных элементов затрат в общ.себест-ти продукции пр-я.

Калькулирование – система экон расчетов с/с ед отд видов прод. Задача кальк-я – определить издержкиЮ кот приходятся на ед их носителя, т.е. на ед п,р,у, кот предназначены для реал-и и для внутр потреб-я. Конечным рез-м явлл калькуляция, кот бывает

Плановая - сост на план период на основе действующих на нач пер норм и смет.

Сметная – рассч при проектир-и новых пр-в и конструиров-и вновь осваеваемых изд при отсут норм расхода.

Факт (отчет) – сов-ть всех затрат на пр-во и реал прод, использ для к-ля за выполнением пан зад-й по с/с отд видов.

Источники снижения себестоимости:

Необходимо проанализировать структуру себестоимости. Соотношения отдельных элементов затрат в общей себестоимости продукции предприятия называется структурой себестоимости.

1. снижение себестоимости за счет экономии сырья, материалов. Снижение цен и нормы ресурсов. Экономия себестоимость происходит по статье материальных затрат Понижение себестоимости за счет экономии сырья, материалов, экономия сырья, топлива, электроэнергии, снижение потерь от брака и простоев, улучшение использования ОС, сокращ. расх. по сбыту продукции, упорядочение затрат на аппарат упр-я, измен. структуры произв-ой программы в рез. ассортим-х сдвигов. предметов тр.в следствии внедрения новых технологий.

Эм=(Н1Ц10Ц0)*К1

Н1Н0 - нормы расхода труда после и до внедрения новой технологии

Ц1Ц0 - цена единицы труда после и до изменения

К1 - количество произведенной продукции после изменения технологий

Эм=(УнУц - 1)*dm

Ун – индекс норм

Уц– индекс цен

dm – доля материальных затрат в структуре себестоимости

2. снижение себестоимости за счет роста производительности труда. В результате внедрения новой техники. Может производить большее количество продукции => экономию

Эзп=(1 – Уптзп.ср)*dзп

Упт - индекс производительности труда

Узп.ср - индекс средней з/п

dзп - доля з/п в структуре себестоимости

3. рост объема производстваУвеличение V про-ва приводит к относит. экономии рес., т.к. до опред. ур. не вызывает повышения отдельных статей затрат, кот.наз.постоянными. При росте V про-ва пост.затр. на ед.продукции снижаются, что вызывает снижение общих затр. на ед. продукции

Эпр=(1 – УВППР)*dПР

УВП - индекс объема производства

УПР - индекс постоянных расходов

dПР - доля постоянных расходов в структуре производства

4. лучшее использование ОПФ: Эв = (За – (Заа)/Рф)*Т, где Эв – сумма экономии от снижения себестоимости в планируемом году за счет повышения Фо; За – амортизационные отчисления в себестоимости единицы изделия на один рубль товарной продукции в базовом году; Ра – отношение общей суммы амортизации в планируемом году к общей сумме начисленной амортизации в базовом году; Рф – Фо планируемого года к показателю Фо за базовый год.

5. снижение норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии.

6. устранение перерасходов.

7. сокращение непроизводительных расх. и расх. от брака (совершенст. техники и технологии);

 

Финансовые результаты деятельности предприятия: сущность, функции и виды прибыли. Показатели рентабельности предприятии (рентабельность активов, рентабельность финансовых ресурсов, рентабельность продаж).

Финансовые результаты представляют собой прирост (уменьшение) стоимости собственного капитала организации, образовавшейся в процессе ее предпринимательской деятельности за отчетный период.

С точки зрения бухгалтерского учета конечный финансовый результат деятельности предприятия – это разность между доходами и расходами. Это показатель важнейший в деятельности предприятия и характеризует уровень его успеха и неуспеха.

Финансовые результаты деятельности предприятия определяются, прежде всего, качественными показателями выпускаемой предприятием продукции, уровнем спроса на данную продукцию, поскольку, как правило, основную массу в составе финансовых результатов составляют прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг).

Финансовый результат деятельности предприятия служит своего рода показателем значимости данного предприятия в народном хозяйстве. В рыночных условиях хозяйствования любое предприятие заинтересовано в получении положительного результата от своей деятельности, поскольку, благодаря величине этого показателя предприятие способно расширить свою мощность, материально заинтересовать персонал, работающий на данном предприятии, выплачивать дивиденды акционерам и т.д.

Итоговым пок-лем ХД предпр явл-ся д-д и прибыль – эффект, кот получает предпр в рез своей д-ти.

Доход предпр – складывается из 1. выручки от реал п,р,у, 2. выручки отреал ОФ и иного им-ва; 3. доход от внереал-х операций.

Выручка (вал доход) – произведение ср цены на кол произв прод.

Для опред фин рез нбх сопоставить выр-ку с затратами. Если доходы превышают расходы – полож ФР, если затраты превышают доходы – отриц ФР, если доходы равны расходам – нулевой ФР.

Важнейшая экономическая категория, характеризующая финансовый результат деятельности фирм – прибыль. Прибыль – абсолютный показатель финансовых результатов деятельности предприятия, представляет собой разницу между доходами и расходами. П=Д-Р. В микроэкономике различают следующие виды доходов: валовой (совокупный), средний и предельный доход.

Совокупный доход ( TR) получаемый фирмой равен произведению цены продукта (Р) и количества выпускаемой (реализуемой) предприятием продукции (Q). TR=P*Q

Средний доход ( AR) – отношение валового продукта (TR) к количеству реализуемой продукции (Q): AR=TR/Q

Предельный доход (MR) - приращение совокупного дохода (TR) в результате продажи дополнительного количества продукции (Q). Он может быть как положительным так и отрицательным. MR=TR/Q(∆4).

Виды прибыли:

1. Одним из подходов отечественной практики при анализе величины прибыли выделены следующие ее виды:

· Прибыль (доход) от основной деятельности;

· Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности;

· Доход от инвестиционной деятельности;

· Балансовый доход (балансовая прибыль);

· Чистая прибыль;

· Прибыль, находящаяся в полном распоряжении предприятия.

Прибыль (доход) от основной деятельности соответствует прибыли от реализации продукции, работ, услуг отражает финансовый результат деятельности, ради которой создано предприятие.

Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности показывает сальдо между доходами и убытками по операциям не связанным с реализацией продукции, услуг предприятия (с учетом процентов за пользования кредитами).

Доход от инвестиционной деятельности – составная часть прибыли от финансово хозяйственной деятельности представляющая собой сумму доходов предприятия от финансовых вложений в паи, акции других предприятий, облигации и др. ценные бумаги.

Балансовый доход (балансовая прибыль) характеризует суммарный доход, полученный предприятием от производственной и финансовой деятельности.

Чистая прибыль равняется части балансовой прибыли за минусом отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, рентных платежей, и других отчислений от прибыли от ее налогообложения.

Прибыль, находящаяся в полном распоряжении предприятия – это часть доходам, остающаяся после завершения всех распределительных операций (представляет собой чистую прибыль, уменьшенную на сумму начисленных дивидендов по акциям).

2. С т.з экономики предприятия выделяют хозяйственную и финансовую прибыль.

Хозяйственная получается в результате производства и реализации продукции (рассчитывается ВР-Р)

Финансовая формируется в результате финансовой деятельности предприятия. Выделяют реальную (та, что у нас есть) и потенциальную (ту, что мы можем получить).

Реальная финансовая включает в себя прибыль от реализации товаров, прибыль от реализации амортизационного имущества, прибыль от реализации имущественных прав, прибыль от реализации ценных бумаг по номинальной стоимости, внереализационную прибыль от операций с финансовыми инструментами, прочая внереализационная прибыль (штрафы, пени, неустойки)

Финансовая потенциальная прибыль представляет собой возмещение рыночной стоимости активов предприятия. Может превращаться в реальную только при продаже активов (имущества предприятия)

Хозяйственная и финансовая прибыль образуют общую. Прибыль до налогообложения – налог на прибыль = чистая прибыль

Схема формирования прибыли в бух учете:

Выручка от реализации (без НДС, акцизов) - Себестоимости производства продукции = Валовая прибыль - Управленческие расходы - Коммерческие расходы = Прибыль от продаж +- Сальдо от операционных расходов и доходов (выручка от реализации ценных бумаг, займа предприятия) +- Сальдо от внереализационных расходов и доходов +-

Сальдо чрезвычайных доходов и расходов = Прибыль до налогообложения - Налог на прибыль = Чистая прибыль

Функции прибыли:

1. прибыль является основным элементом финансовых ресурсов предприятия (собственным и заемным капиталом)

2) экон. эф-т - прибыль – это важнейший показ. деят-ти п0, т.е. сам факт получения прибыли свидетельствует об эф-ной деят-ти;

3) стимулирующая ф-я означ., что приб. яв-ся важн. источником прироста собствен. капит., а также источником обновления основных фондов и выпускаемой продук.;

4) один из важнейших источников формирования бюджетов разных ур-ней.

5. Оценочная – отражает общие результаты деятельности каждого предприятия.

6. Распределительная, т.е. выступает в качестве орудия распределения прибавочного продукта между предприятием и государством, между предприятием и его работниками.

7. Связана с процессом экономического стимулирования предприятия и его работников.

Порядок расчета показателей прибыли, используемых в отчетности отечественных предприятий.

Показатели прибыли Порядок расчета
1. Валовая прибыль Выручка (нетто) от реализации товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) минус себестоимость реализации товаров, работ, услуг.
2. Прибыль (убыток) от реализации Валовая прибыль минус коммерческие и управленческие расходы
3. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности Прибыль (убыток) от реализации плюс проценты к получению, минус проценты к уплате, плюс доходы от участия в других организациях, плюс прочие операционные доходы, минус прочие операционные доходы.
4. Прибыль (убыток) отчетного периода Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности, плюс прочие внереализационные доходы, минус прочие внереализационные доходы.
5. Нераспредел прибыль (убыток) отче периода (чистая прибыль) Прибыль (убыток) отчетного периода, минус налог на прибыль, минус отвлеченные средства

Показатели, по которым проводится анализ:

· выручка от реализации ВР

· Себестоимость РП

· Валовая прибыль (выручка – с/с)

· Управл-е расходы Рупр

· Коммерческие расходы Рком

· Прибыль отреализации

· Прочие доходы Дпр

· Прочие расходы Рпр

· Прибыль от прочей д-ти (доходы - расходы)

· Прибыль до налогообложения

· Налог на прибыль

· Чистая прибыль (прибыль - налог)

Операционные доходы – поступления за предоставления в пользование НМА, за временное пользование активами п0, от продажи ОС, % по банковским вкладам и ц/б и др. Операционные расходы - % по кредитам и займам, расходы от участия в УК др. организаций и др. Внереализационные расходы и дох. – представляют собой прибыль или убыток прошлых лет, выявленные в отчетном году, либо полученные и выплаченные пени, штрафы, неустойки за нарушение договоров, убытки от списания ДЗ, по кот. истек срок исковой давности; курсовые разницы и др.

Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – сумма прибыли (доходов). Относительный показатель – уровень рентабельности.

Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.

По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, т.к. на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности, поэтому для характеристики эффективности работы предприятия на ряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.

Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности, если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах характеризуют относительную прибыльность.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия, в целом доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Показатели рентабельности можно разделить на три группы:

1. группа – показатели, характеризующие экономическую эффективность производства, отражают эффективность использования всех производственных ресурсов предприятия.

· Рентабельность всех активов:

Ra=П/A*100%, где П-прибыль, А-среднегодовая стоимость активов.

· Рентабельность внеоборотных активов:

Raвн=П/Авн*100%

· Рентабельность текущих (оборотных) активов:

Rат=П/Ат*100%

2. группа – показатели, характеризующие финансовую эффективность деятельности предприятия, они отражают эффективность использования финансовых ресурсов:

· рентабельность инвестиций:

Rи=П/И*100%, где И – среднегодовая стоимость инвестированного капитала И=Ск+Зд, где Ск- собственный капитал, Зд- долгосрочные займы.

· Рентабельность собственного капитала:

Rск=ЧП/Ск*100%, где ЧП – чистая прибыль.

3. группа – показатели эффективности управления затратами и результатами, служат для оценки деловой активности предприятия, возможности регулирования цены и объемов продаж, а также для оценки различных вариантов управленческих решений:

· рентабельность продаж:

Rпр=П/ВР*100%, где ВР – выручка от реализации продукции;

· рентабельность продукции:

Rпрод.=(Ц-З)/З*100%, где Ц – цена единицы продукции, З – затраты на производство продукции.

Финансовоустойчивость – способность обеспечивать наличие мат обор ср-в источниками их формир-я.

Платежеспособность – способность предприятия отвечать по внешним обязательствам

Ликвидность – возможность расплатиться по своим наиболее срочным обязательствам.

Принципы распеределения прибыли:

- прибыль, получаемая предпр-м распределяется м/д гос-вом и предпр-м

- Прибыль для гос-ва поступает в соот-е бюджеты в виде налогов, сборов, ставки кот нельзя добровольно изменять.

- Прибыль, остающаяся в распор предпр после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема пр-ва, улучшения рез пр-но-хоз и фин д-ти.

- Прибыль, остающаяся в распоряжении предпр в первую очередь направляется на накопление, обеспечение дальнейшего разв предпр, и только после этого на потребление.

28. Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики предприятия.

Планирование – один из основных компонентов внутрифирменного управления на базе концепции, определяющей общие цели фирмы приоритеты в распределении ресурсов, главные направления развития инвестиционной деятельности. Планирование это непрерывный итерационный процесс, техническую основу которого составляют современные программные продукты (пакеты прикладных программ, предназначенные для разработки бизнес-плана развития фирмы и осуществления мониторинга ее производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности).

Благодаря реализации на фирме системы планирования уточняется субъективное представление высшего менеджмента о положении фирмы относительно желаемого будущего экономического и финансового ее состояния.

ФИН. ПОЛИТИКА - используется для решения финансовых задач, стоящих перед предприятием. В процессе ее выработки обеспечиваются матер. условия для выполнения этих задач.

Финансовое планирование – процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.

Основные задачи ФП:

· Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной и инвестиционной, финансовой деятельности предприятия;

· Определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени его рационального использования;

· Выявление внутрихозяйственных резервов, увеличение прибыли за счет экономного использования денежных средств;

· Установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, обслуживающими банками и контрагентами;

· Соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

· Контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Значение финансового планирования для внутренней среды организации определяется тем, что оно:

1. облекает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

2. устанавливает стандарты для организации финансовой информации;

3. определяет приемлемые границы затрат, необходимых для реализации всей совокупности планов фирмы;

4. в части оперативного финансового планирования дает очень полезную информацию для разработки и корректировки обще фирменной стратегии.

ФП включает в себя следующие этапы:

1. анализ финансовой ситуации (анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период на основе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности предприятия и определить проблемы, стоящие перед ним.)

2. разработка общей финансовой стратегии предприятия (разработка финансовой стратегии, финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия, на этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в бизнес-план в том случае, если он разрабатывается на предприятии);

3. составление текущих финансовых планов (уточнение и конкретизация основных показателей прогнозных финансовых документов путем составления текущих финансовых планов).

4. корректировка, увязка и конкретизация финансового плана (состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием);

5. осуществление оперативно-финансового планирования;

6. выполнение финансового плана (осуществление текущей производственной, финансовой и прочей деятельности предприятия, определяющей конечные финансовые результаты деятельности в целом);

7. анализ и контроль выполнения плана (определение фактических конечных финансовых показателей деятельности, сопоставление с запланированными показателями, выявление причин и следствий отклонения от плановых показателей, разработка мер по устранению негативных явлений).

Сущ. 4 метода планирования:

– 1. Экстраполяция - фин. показатели определ. на основе выявления их динамики

– 2. Нормативный - по определ. нормам

– 3. Математич. моделирование - перенос построенной модели процесса в фин. область

– 4. Балансовый - применяется для согласования направлений использования фин.

– ресурсов с источниками их формирования.

Все подсистемы ФП на предприятии находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходный этап планирования – прогнозирование основных направлений финансовой деятельности, осуществляемая в процессе перспективного планирования, которая определяет задачи и параметры текущего ФП. База для разработки оперативных финансовых планов формируется на стадии текущего финансового планирования.

Перспективное финансовое планирование.

Охватывает в современных условиях период от одного до трех (редко) 5 лет. ПФ включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирования его финансовой деятельности. Финансовая стратегия – это определение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.

Текущее финансовое планирование (ТФП).

Система текущего планирования финансовой деятельности основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид планирования заключается в разработке конкретных текущих финансовых планов, которые дают возможности предприятию определить платежеспособность, а также определить структуру активов и пассивов предприятия на конец планируемого периода. В результате осуществления ТФП разрабатываются три основных документа:

· план движения денежных средств;

· план отчета о прибыли и убытках;

· план бухгалтерского баланса.

Этапы тек-го ФП: 1. Тек-е ФП начин-ся с составления прогноза объема продаж в ден-ом выражении (выручки). Составляется на 3 года с разбивкой по годам, годовой прогноз разбив-ся на кварталы и месяцы.

 

 

Показатели    
1 кв. 2кв. 3кв. 4кв.
1. Объем продаж в натур-ом выражении          
2. Цена за ед. продаж          
3. Объем реализ-и в ден-ом выраж-ии          

2. – составл-ся прогноз затрат на пр-во и реализ-ю прод-ии. Он составл-ся на основе планового прогноза реализ-ии, норм и нормативов затрат, прогнозир-ия уровня оплаты труда, а также цен на прочие рес-сы. На основе полученных данных составляется плановый отчет о прибылях и убытках, далее составл-ся прогноз движения ден-ых ср-в в укрупненной форме.

Показатели    
1 кв. 2кв. 3кв. 4кв.
1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. Источники ден-ых ср-в, в т.ч.: Д от тек-ей деят-ти, включая амортизацию. Эмиссия ц/б Банковский займ Прочие поступления          
2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. Использ-е ден-ых ср-в, в т.ч.: Увелич-е товарно-материальных запасов Увелич-е основного капитала з/пл Др. издержки Прочие платежи, включая налоги, % и ссуды.          

3. – составление планового баланса А и П на конец планируемого периода. Для определ-я изменений в статьях баланса испол-ся информ-ия отчета о прибылях и убытках (ОПУ) и отчета о движении ден-ых ср-в (ОДДС), Сальдо на кон.периода = сальдо на нач.периода+начисление (из ОПУ)+поступления (из ОДДС)- выплаты (ОДДС).

Оперативное финансовое планирование.

В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляется за счет заработанных предпринимателем средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия. Оперативное финансовое планирование включает составление и использование платежного календаря, кассового плана, а также расчет потребности в краткосрочном кредите.

Оперативные (менее года) - Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего на квартал или месяц текущий финансовый план. Платежный календарь помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств. Структура (схема) платежного календаря аналогична текущему финансовому плану, но отражает ежедневное движение средств в балансе доходов и расходов предприятия. Иформац-ая база: план реализ-ии прод-ии, смета затрат пр-ва, план капитальных вложений, договора, вн приказы, график выплат и з/пл, счета-фактуры, сроки платежей в бюджетные и внебюджетные фонды.

Этапы составления платежного календаря: 1. Выбор периода планир-ия (месяц или квартал). 2. Определ-е объема возможных ден-ых поступлений (доходы от реализ-ии, прочие Д). 3. Опред-ие объема денеж-ых поступлений. 4. Определ-е ден-го сальдо. 5. Подведение итогов (будет ли у предприятия излишек или недостаток ден-ых ср-в):

1-ый вар-т: прев

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...