В категории земель сельскохозяйственного назначения сосредоточены наибольшие площади, используемые для северного оленеводства (131,9 млн га). 4 глава
Земли закрытого административно-территориального образования в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя: · земли населенных пунктов (города, поселки и сельские населенные пункты); · земли промышленности, обороны и иные земли, предусмотренные законодательством Российской Федерации. В закрытом административно-территориальном образовании по согласованию с органами местного самоуправления может устанавливаться особый правовой режим использования земель, проявляющийсяв следующем. Земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам. Решение об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на территории конкретного закрытого административно-территориального образования принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Управление этими землями осуществляется Правительством РФ. Земли закрытого административно-территориального образования,за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, остаются в ведении органов местного самоуправления данного образования. Контрольные вопросы 1. Как земли населенных пунктов отграничиваются от земель иных категорий? 2. Какими основными кодексами Российской Федерации регулируется правовой режим земель населенных пунктов? 3. Какие юридические последствия для правового режима земель наступают при изменении границы населенного пункта?
4. В чем особенности правового режима земель городов Москвы и Санкт-Петербурга? 5. Что понимается под градостроительной деятельностью? 6. Что представляет собой градостроительный регламент? 7. Что представляет собой территориальная зоны земель населенного пункта? 8. Какая из территориальных зон населенного пункта является наиболее приоритетной? 9. В чем выражаются особенности правового режима земель пригородных зон? 10. Раскройте понятие и содержание Генерального плана населенного пункта. 11. В чем особенности правового режима земельных участков, на которых расположен многоквартирный дом? 12. Каковы особенности правового режима земель закрытых административно-территориальных образований? Глава 17 Земли промышленности, энергетики, транспорта,
17.1. Общая характеристика земель промышленности Ранее действовавший Земельный кодекс РСФСР 1991 г. содержал в наименовании этой категории земель четырнадцать слов. В ныне действующем Земельном кодексе РФ законодатели расширили понятие этой категории земель до двадцати одного слова. В прошлом данная категория земель именовалась как земли специального назначения. Это было и правильно и удобно для использования. Но виды земель, объединяемые приведенным названием, требуют дополнительного пояснения. В соответствии с Земельным кодексом РФ такими землями признаются те, которые в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на земли: 1) промышленности (ст. 88); 2) энергетики (ст. 89); 3) транспорта (ст. 90); 4) связи, радиовещания, телевидения, информатики (ст. 91);
5) для обеспечения космической деятельности (ст. 92); 6) обороны и безопасности (ст. 93); 7) иного специального назначения. В состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования. Эти зоны необходимы в целях безопасности населения и создания должных условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, радиационно- и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников и других правообладателей земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установленных зон. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации, являются федеральной собственностью (п. 4 ст. 87 ЗК РФ). Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения и установления в них зон с особыми условиями использования определяются: 1) Правительством РФ для земель, находящихся в федеральной собственности; 2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; 3) органами местного самоуправления применительно к землям, находящимся в муниципальной собственности. Земли промышленности и иного специального назначения могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования. Рассмотрим особенности использования отдельных видов земель названной категории. Земли промышленности — это земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На этих землях могут размещаться объекты промышленности, производственные и административные здания, строения, сооружения и обслуживающие их объекты.
Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются после отработки других сельскохозяйственных угодий в границах горного отвода. Размеры земельных участков, предоставляемых для промышленных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией. Земли энергетики — это земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным земельным законодательством. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики предоставляются земельные участки для размещения: 1) гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения радиоактивных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов; 2) воздушных линий электропередач, наземных сооружений кабельных линий электропередач, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики. Понятие «земли энергетики» введено действующим Земельным кодексом РФ впервые. В прошлом они оставались не обозначенными в составе земель промышленности и иного специального назначения.
На объектах энергетики вырабатывается электричество. Оно передается зачастую на далекие расстояния по воздушным линиям, размещаемых, как правило, на опорах на множестве небольших земельных участков, которые входят в состав земель энергетики. На этих земельных участках и вдоль линий электропередач могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей. Правовой режим охранных зон, как следует из предписаний Земельного кодекса РФ (п. 3 ст. 89), будет определен правовым актом Правительства РФ. 17.2. Правовой режим земель железнодорожного транспорта. Земли транспорта — это земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным земельными законами. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации — составная часть единой транспортной системы. Взаимодействуя с организациями других видов транспорта в качественном и своевременном обеспечении потребностей физических лиц, юридических лиц, государства в перевозках, железнодорожный транспорт создает условия для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Повседневная деятельность организаций и эксплуатация объектов железнодорожного транспорта неразрывно связаны с использованием земельных территорий и участков. Они именуются землями железнодорожного транспорта. 1. Землями железнодорожного транспорта признаются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах (15-й абзац п. 1 ст. 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ)[67]. Они предоставляются для размещения железнодорожных путей, размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, а равно для установления полос отвода и охранных зон железных дорог (ст. 90 ЗК РФ). Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта ему могут предоставляться земельные участки для следующего:
1) размещения железнодорожных путей; 2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; 3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ предусматривает, что имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 1). Это законодательное предписание в равной мере относится к землям железнодорожного транспорта, поскольку земельные участки согласно предписаниям Гражданского кодекса РФ (п. 1 ст. 130) признаны недвижимым имуществом (недвижимостью). В настоящее время необходимо учитывать также предписания Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ (в ред. от 26.06.2008 г.) [68]. В нем установлены организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта. Приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации и с учетом особенностей, установленных названным нами Федеральным законом. В ходе названной приватизации создается единый хозяйствующий субъект. Он создается путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта. Единым хозяйствующим субъектом закон признал открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта осуществляется без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления организаций федерального железнодорожного транспорта на указанное имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является сводный передаточный акт. Этот акт и его форма утверждаются совместно федеральным органом исполнительной власти по управлению государственным имуществом, федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте и федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Учредителем единого хозяйствующего субъекта является Российская Федерация. Решение об учреждении данного субъекта принимает Правительство РФ. Оно же утверждает устав единого хозяйствующего субъекта. Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, признаны федеральной собственностью. Внесение этих земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта законом не допускается. Порядок пользования земельными участками, сохраняющимися в федеральной собственности, устанавливает Правительство РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом арендная плата за пользование земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, не должна превышать установленную законодательством Российской Федерации ставку земельного налога за земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог. Земельные участки, ограниченные в обороте, вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации. Единому хозяйствующему субъекту не разрешено передавать в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог имущество, внесенное в его уставный капитал. Ограниченным в обороте имуществом единого хозяйствующего субъекта Федеральный закон называет: · магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте; · малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции, имеющие оборонное значение; · информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте и систему управления перевозками; · объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение; · объекты мобилизационного назначения, объекты гражданской обороны, законсервированные и не используемые в производстве мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва; · железнодорожный подвижной состав, предназначенный для осуществления специальных железнодорожных перевозок; · объекты и имущество, предназначенные непосредственно для выполнения аварийно-восстановительных работ. Перечисленное имущество, в том числе занимаемые им земельные участки, может находиться только в собственности единого хозяйствующего субъекта или федеральной собственности. Со дня включения организаций федерального железнодорожного транспорта в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и до момента перехода права собственности на имущество, в том числе земельные участки, к единому хозяйствующему субъекту ни одна из организаций федерального железнодорожного транспорта без согласования с федеральным органом по управлению государственным имуществом, федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте и федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта не вправе передавать земельные участки в аренду, залог или безвозмездное пользование. Управление имуществом и землями железнодорожного транспорта в настоящее время должно осуществляться с учетом предписаний Указа Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая 2008 г. № 724. Согласно названному Указу упразднено Министерство путей сообщения Российской Федерации, которое ранее по поручению Правительства РФ осуществляло управление землями и имуществом, находившимися в федеральной собственности. В настоящее время в составе обновленного Министерства транспорта и связи Российской Федерации образовано Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Оно признано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Эти функции в области железнодорожного транспорта ранее осуществляло ныне упраздненное Министерство путей сообщения. Федеральное агентство железнодорожного транспорта возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. В пределах своей компетенции агентство издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и по поручению Президента РФ, а Правительство РФ и федеральные министерства осуществляют координацию и контроль за его деятельностью. Осуществляя правоприменительные функции, агентство вправе издавать индивидуальные правовые акты, осуществлять ведение реестров, регистров и кадастров. В области управления государственным имуществом агентство осуществляет полномочия собственника федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральным агентствам, а также управление находящимися в федеральной собственности активами открытых акционерных обществ. На территории железнодорожного транспорта различают места общего и необщего пользования. Местами общего пользования признаются крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащей железной дороге, и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, багажа, грузобагажа. Местами необщего пользования являются крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные как на территории железнодорожной станции, так и за ее пределами, не принадлежащие железной дороге или сданные ею в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов. Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации. Полоса отвода — это земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами. Охранные зоны включают участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, атакже земли с подвижной почвой, примыкающие к землям железнодорожного транспорта. Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горючесмазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами. Порядок пользования землями железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации. Размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно-технической документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций, а отвод участков производится с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Земли железнодорожного транспорта должны соответствовать градостроительным и экологическим требованиям, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, санитарными и иными нормами. В настоящее время действует Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог (утверждено приказом Министерства путей сообщения от 15 мая 1999 г. № 26 Ц). Для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов федерального железнодорожного транспорта железные дороги обязаны: · соблюдать установленный порядок использования полосы отвода; · содержать земельные участки в пределах полосы отвода способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному объекту; · не допускать загрязнения окружающей природной среды производственными стоками и другими отходами производственной деятельности железных дорог, захламления и заболачивания земель; · принимать меры по защите земли от эрозии и дефляции, осуществлять агролесомелиоративные, противопожарные и иные мероприятия по охране земель от неблагоприятных природных явлений; · не допускать в местах расположения водопроводных и канализационных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, проведение сельскохозяйственных работ; · не нарушать установленный порядок земле-, недро- и водопользования. В полосе отвода в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям не допускается разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности. В местах прилегания к лесным массивам не допускается скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов. От опушки естественного леса полоса отвода должна быть отделена противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 м или минерализованной полосой шириной не менее 3 м. Выполнение работ по удалению сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности в пределах полосы отвода производится соответствующими подразделениями железных дорог. В пределах полосы отвода разрешается на условиях договора размещать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах федерального железнодорожного транспорта наружную рекламу юридических и физических лиц. Размещаемая наружная реклама не должна служить препятствием для нормального функционирования железнодорожного транспорта, ухудшать видимость, снижать уровень безопасности движения и экологическую чистоту объектов железнодорожного транспорта, а также должна отвечать другим специальным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Железные дороги осуществляют в пределах своей компетенции проверку состояния рекламы, размещаемой в полосе отвода. Свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов. Для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горючесмазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения. Согласование предоставления земельного участка или размещения объекта в полосе отвода либо мотивированный отказ в согласовании, а также договоры о срочном пользовании земельными участками между железными дорогами и временными пользователями оформляются железной дорогой в месячный срок с даты получения документов от заявителя. Договоры о срочном пользовании земельными участками подлежат учету железной дорогой в порядке, установленном начальником железной дороги. Возмещение расходов, связанных с содержанием и улучшением земельных участков, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами между железными дорогами и временными пользователями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Временным пользователям в пределах полосы отвода не разрешается извлечение песка, глины, иных строительных материалов и грунта, а также размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения. Для согласования размещения какого-либо объекта в пределах полосы отвода лицо, имеющее намерение получить для этих целей в пользование земельный участок или разместить объект на ранее выделенном ему земельном участке, должно представить железной дороге технический план участка с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта. Железные дороги предоставляют отдельным категориям работников в полосе отвода служебные земельные наделы для сельскохозяйственного использования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Временные пользователи осуществляют пользование земельными участками в соответствии с целями и условиями их предоставления, не допуская нанесения вреда объектам железнодорожного транспорта и безопасности железнодорожного движения. Железные дороги осуществляют контроль за размещением временными пользователями в полосе отвода некапитальных зданий и сооружений, информируют временного землепользователя о проведении в пределах полосы отвода участка ремонта, реконструкции и иных видах работ, связанных с объектами железнодорожного транспорта. 2. Земли автомобильного транспорта. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства могут предоставляться земельные участки для следующего: 1) размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений: 2) размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств; 3) установления полос отвода автомобильных дорог. Порядок установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог определяется Правительством Российской Федерации. Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земель автомобильного транспорта могут передаваться в установленном законом порядке в аренду гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы. На полосах отвода автомобильных дорог, за исключением предусмотренных законодательством случаев, запрещается: · строительство жилых и общественных зданий, складов; · проведение строительных, геолого-разведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений; · распашка земельных участков, покос травы, порубка и повреждение многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта; · установка наружной рекламы, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения в безопасности дорожного движения. Для создания нормальных условий эксплуатации федеральных автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и требований безопасности населения создаются придорожные полосы в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода федеральных автомобильных дорог земельных участков с установлением особого режима их использования, включая строительство зданий, строений и сооружений, ограничение хозяйственной деятельности в пределах придорожных полос, установку рекламных щитов и плакатов, не имеющих отношения к безопасности движения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|