Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В категории земель сельскохозяйственного назначения сосредоточены наибольшие площади, используемые для северного оленеводства (131,9 млн га). 6 глава




Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются. Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 92 ЗК РФ).

8. Земли обороны и безопасности. Это земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных сил Российской Федерации, войск пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях.

В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:

1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженныхсил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);

2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);

3) создание запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).

При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются. Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями землепользования.
В соответствии с условиями договоров на воинские части (их подразделения) возлагается обязанность о приведении использованных земель в состояние, пригодное для использования по их основному назначению.

Согласно Федеральному закону «Об обороне» от 31 мая 1996 г. (в ред от 5.04.2011 г.) [77] земля, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Названные природные объекты, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок предоставления и использования земель, лесов, вод и других природных ресурсов для нужд Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов определяет Правительство Российской Федерации.

Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства РФ. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.

Для обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на земельных участках, прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных сил Российской Федерации, войск Пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, могут устанавливаться запретные зоны (п. 7 ст. 93 ЗК РФ) двух видов:

· внутренние запретные зоны, т.е. территория, расположенная внутри, в границах расположения военного объекта. В ее пределах устанавливается жесткий пропускной режим прохода, проезда и т.п.;

· внешние запретные зоны, они устанавливаются теми органами, которые издают акты об отводе земель. В пределах внешних запретных зон вводятся определенные ограничения каких-либо видов строительства, топографических, картографических работ, размещения объектов связи и т.п.

Исполнительные органы государственной власти в пределах своей компетенции (ст. 29 ЗК РФ), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.

9. Земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений, заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов. Они в целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся для этого в постоянное (бессрочное) пользование. Норма отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.

Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г.[78] (с последующими изменениями) регламентирует правовой режим пограничной полосы. В нее включается территория местности шириной до 5 км вдоль Государственной границы на суше морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озерных водоемов и островов.

В пограничную полосу могут не включаться территории населенных пунктов, домов отдыха, других лечебно-оздоровительных учреждений, места массового отдыха и активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничные полосы устанавливаются предупредительные знаки. Эти знаки и конкретные пределы пограничных полос устанавливаются и определяются по решению исполнительных органов государственной власти субъектов РФ после предварительного представления их старшими должностными лицами пограничных войск на территории субъекта Федерации.

Для размещения и постоянной деятельности органов управления Пограничных органов ФСБ РФ, соединений, воинских частей и подразделений, организаций и образовательных учреждений профессионального образования Пограничным органам на безвозмездной основе предоставляются в постоянное или во временное пользование соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления земельные участки. Пограничные органы ФСБ РФ в пределах своих полномочий используют на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Контрольные вопросы

1. Что общего у всех земель, входящих в состав категории земель специального назначения?

2. Какие из указанных земель можно отнести к землям линейной конфигурации?

3. В чем особенности правового режима земель Государственной границы РФ?

4. Каковы основные виды обременение и ограничений, действующих на землях данной категории?

5. В чем особенности правового режима земель, предназначенных для обороны и безопасности?

6. Каковы особенности правового режима земель, предназначенных для обеспечения космической деятельности?

7. Почему перечень земель специального обеспечения не является точно определенным и исчерпывающим?

 

       
   
 
 
 

Глава 18

Правовой режим земель,
предоставленных для разработки недр

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже поверхностного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовой режим пользования недрами в настоящее время регулируется Законом РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (в ред. от 5.04.2011 г.).

В состав земель для пользования недрами входят:

· земли, используемые для геологического изучения недр;

· земли, используемые для добычи полезных ископаемых;

· земли, предоставленные для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

· земли, предоставленные для образования особо охраняемых геологических объектов.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Владение, пользование и распоряжение недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы на условиях лицензии могут находиться в различных формах собственности.

Отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получить статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов субъектов Российской Федерации. Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Недра предоставляются в пользование для:

1) регионального геологического изучения и иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное ииноезначение;

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством (федеральным и субъектов Федерации) они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.

Пользование недрами бывает срочным или бессрочным. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, либо образования особо охраняемых объектов.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленный формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Между уполномоченным на то органом государственной власти и владельцем лицензии может быть заключен договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с использованием недр.

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.

Участок недр пользователю предоставляется в виде горного отвода геометризованного блока недр. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей среды, документы, определяющие указанные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Пользование недрами является платным, за исключениями, указанными в законе. Установлены следующие виды платежей:

1) сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии;

2) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

3) регулярные платежи за пользование недрами;

4) плата за геологическую информацию.

Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, размеры платежей за пользование недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов.

Сбор за выдачу лицензии на пользование недрами вносится пользователями недр при выдаче указанной лицензии. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.

Пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10% величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации. Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса (аукциона) и фиксируются в лицензии на пользование недрами.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за 1 км2 площади участка недр. Правительство Российской Федерации устанавливает минимальный и максимальный размеры ставки регулярного платежа за пользование недрами. Конкретный размер ставки устанавливается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Регулярные платежи уплачиваются пользователями недр ежеквартально.

За пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, взимается плата. Размер платы и порядок ее взимания определяются в соответствии с законодательством в котором установлен, минимальный размер платы за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр. Размер этой платы может быть увеличен с учетом объема предоставленной информации, ее вида, потребительских свойств, но не может превышать величины затрат государственных средств на геологическое изучение недр, в результате которого была получена данная информация. Конкретный размер платы за геологическую информацию о недрах для потребителя данной информации определяется федеральным органом управления государственным фондом недр. Плата за геологическую информацию, взимаемую с пользователей недр, вносится в доходы федерального бюджета.

Освобождаются от платежей следующие категории пользователей недр Российской Федерации:

1) собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд;

2) пользователи недр, ведущие региональные геолого-географические работы и иные работы, проводимые без существенных нарушений целостности недр;

3) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов;

4) пользователи недр в целях сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

5) ведущие разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи таких полезных ископаемых.

Собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в границах земельного участка осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Контрольные вопросы

1. К какой категории земель относятся земельные участки, предоставляемые для разработки недр?

2. Что понимается под термином «недра» как объектом земельно-правового регулирования?

3. В каком виде предоставляется земельный участок для разработки недр?

4. Какова процедура предоставления земельных участков для разработки недр?

5. Какие формы платности пользования недрами установлены действующим законодательством?

6. Кто и на каких основаниях освобождается от данных платежей?

7. Каков правовой режим полезных ископаемых и дифференциация в правовом регулировании использования недр в зависимости от добычи данных ископаемых?


Глава 19

Земли особо охраняемых территорий
и объектов

 

19.1. Понятие и состав
земель особо охраняемых территорий

Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок их создания и функционирования регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях[79] и Земельным кодексом РФ (глава 17).

К землям особо охраняемых территорийотносятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (п. 1 ст. 94 ЗК РФ). К числу таких территорий закон относит особо охраняемые природные территории, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты, земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения и иные особо ценные земли, признанные федеральными законами.

Порядок отнесения земель к особо охраняемым территориям федерального значения, порядок их использования и охраны устанавливаются Правительством РФ. Порядок признания земель особо охраняемыми территориями регионального и местного значения, порядок их использования и охраны устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Правительство РФ, исполнительные органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся пригородные зеленые зоны, городские леса, городские парки, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексом и федеральными законами.

19.2. Правовой режим земель особо охраняемых
природных территорий

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников (в том числе биосферных), государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-куль­турное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законами. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации (ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.).

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

На землях государственных природных заповедников (в том числе биосферных), национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавались особо охраняемые природные территории, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов инепредусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих участков особого правового режима.

В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности (п. 5 ст.95 ЗК РФ)

На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается:

· предоставление садоводческих и дачных участков;

· строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий;

· движение и стоянка механических транспортных средств, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

· иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

Названные общие требования, характеризующие правовой режим земель особо охраняемых территорий, сформулированы в Земельном кодексе Российской Федерации. Они дополняются также предписаниями Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. (в ред. 27.12.2009 г.) [80] Закон обязывает вести государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. В него включаются сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, их эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценностях. Порядок его ведения устанавливается Правительством РФ.

1. Государственные природные заповедники. Такие территории учреждаются постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Земли государственных заповедников находятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельные участки в границах государственных заповедников приватизации не подлежат. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.

Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).

На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные и редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Эта деятельность осуществляется в порядке, установленном индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

Пребывание не территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...