Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы регулирования естественных монополий




Термин «регулирование» в экономической литературе имеет два значения. В широком смысле он отождествляется с государственным вмешательством в экономику вообще, в узком - в основном с административно-правовой регламентацией бизнеса.

Экономическое регулирование необходимо для справедливого определения тарифов для различных типов потребителей; стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению обслуживания, повышению инвестиций и т.д.

Деятельность естественной монополии является первоочередным объектом государственного регулирования. Для преодоления негативных эффектов естественной монополии государство обычно прибегает к одному из двух типов поведения: а) тарифному регулированию деятельности монополий, запрещению дискриминации в отношении потребителей, б) заполнению ниш естественной монополии государственными предприятиями, финансируемыми за счет специальных программ. Поскольку прибыли естественной монополии напрямую зависят от государственного регулирования данной сферы, естественная монополия нередко оказывается в поле зрения политиков, ищущих ренту (то есть порождает так называемое рентоориентированное поведение), что оборачивается безвозвратными потерями для общества.

Государство может использовать различные методы регулирования естественной монополии.

Особенностями естественной монополии являются: высокие единовременные капитальные затраты и значительное сезонное колебание предельных затрат. Поэтому фирмы такого типа часто практикуют так называемый двухкомпонентный (гибкий) тариф. Двухкомпонентный тариф представляет собой систему ценообразования, при которой пользователи платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание (или за получение минимальных норм социальных услуг), а затем с них взимается плата за потребление каждой дополнительной единицы продукции.

Тарифное регулирование.

С давних времен экономистов волнует вопрос о справедливой цене. Этим вопросом задался еще Фома Аквинский в XIII веке. Со времен А. Смита «естественной» (и справедливой) считается цена свободной конкуренции. Ссылаясь на аллокативную неэффективность, связанную с монопольным ценообразованием, экономическая мысль объявила войну монополии. Но, не имея возможности ликвидировать естественные монополии, экономисты предложили регулировать тарифы на их продукцию и услуги, на уровне средних издержек наиболее эффективного предприятия в отрасли.

Различают два способа тарифного регулирования естественных монополий, такие как «издержки плюс прибыль» и «ценовой потолок», которые редко используются в чистом виде. Однако первый метод не только не создает стимулов к эффективности, но, напротив, прямо поощряет «накручивание» затрат. Цена на продукцию естественной монополии не может быть установлена на уровне цены совершенной конкуренции (), так как при этом она становится ниже средних издержек, и фирма несет убытки. Справедливой является цена, которая позволяет фирме получать только нормальную прибыль, значит, она должна быть установлена на уровне средних издержек. Таким образом, регулируемая цена определяется на графике пересечением кривой спроса и криво средних издержек. Регулируемый объем производства - объем продаж по такой цене. В этом случае экономическая прибыль естественной монополии равна нулю, а чистые потери общества сокращаются.

Проблема второго метода - при всех его положительных стимулирующих свойствах - состоит в том, что вследствие асимметрии информации между естественным монополистом и регулирующим органом. Последний, ориентируясь лишь на отчеты регулируемого предприятия практически не в состоянии определить тот начальный уровень «ценового потолка», при котором естественный монополист, работая эффективно, не накапливал бы убытки. В качестве ориентира регулятор может рассматривать наиболее эффективные предприятия отрасли. Эта идея получила название «эталонной конкуренции», а инструмент ее реализации - «бенчмаркинга». Однако использование прямой конкуренции за рынок является более действенным механизмом установления начального уровня «ценового потолка», чем бенчмаркинг, потому что объективные различия в издержках и асимметрия информации затрудняют прямое сравнение между собой.

2. Проверка обоснованности расходов фирмы, включаемых в производственные издержки предприятия. Один из стимулов для снижения средних издержек - установление и сохранение неизменных цен в течение длительного периода. В таких случаях снижение издержек приводит к увеличению прибыли отрасли до момента пересмотра тарифов за предоставляемую услугу.

Поскольку условия спроса тоже подвержены постоянным изменениям, регулируемая цена требует корректировок и с учетом этого фактора. Чем более неопределенными, а, следовательно, более изменчивыми являются условия внешней экономической среды, тем чаще должны проводиться подобные корректировки. С другой стороны, чем чаще происходит пересмотр регулируемой цены, тем меньше у фирмы стимулов вводить технические усовершенствования, способные понизить издержки производства. Другими словами, регулирующие органы сталкиваются с дилеммой: следовать за изменениями спроса и издержек (тогда цена теряет свое стимулирующее воздействие на производителя) или стремится к сохранению существующей цены в течение длительного периода.

. Налоговое регулирование.

Не всякое налогообложение естественной монополии эффективно. Изъятие в государственный бюджет части уже полученных доходов в форме налога на прибыль является относительно эффективным способом налогообложения, но в таком случае государству трудно обосновать дифференциацию налоговых ставок для различных отраслей. Что касается косвенного налогообложения, в частности, введения высоких акцизов на продукцию естественной монополии, оно может оказаться мало эффективным, либо даже приведет к отрицательным последствиям. Так, если предельные издержки имеют отрицательный угол наклона, большая часть налогового бремени падает на покупателя, монополисту удастся переложить значительную часть налога в цену. Возможна даже ситуация, когда цена возрастет в большей степени, чем увеличится налог. Последствия переложения налогового бремени при разной динамике предельных издержек представлены на рисунке.

 

Рис. 2 - а) возрастающие затраты б) убывающие затраты

 

Из рисунка видно, что при увеличивающихся затратах большая часть налогового бремени выпадает на долю продавца, а при убывающих затратах (что характерно для естественной монополии) - на покупателя. На рисунке показано пунктиром, что при постоянных затратах налоговое бремя распределяется между продавцом и покупателем поровну.

. Организация конкурентных торгов за право доступа в отрасль.

Является достаточно эффективным способом регулирования естественной монополии. В торгах по объективным причинам могут участвовать далеко не все предприятия, а только те, которые располагают соответствующими ресурсами (мощностями, квалифицированными кадрами) и технологиями. Поэтому конкретной формой данного способа регулирования является конкуренция за право поставки товара или услуги франчайзинга. В России с ее неразвитыми рыночными институтами используется другая форма регулирования - сохранение контрольного пакета акций компании в собственности государства и назначение конкурсного управляющего.

. Контроль качества продаваемых товаров и услуг.

Для контроля уровня качества товаров или услуг, поставляемых естественным монополистом, возможны два варианта:

включение показателей качества в регулируемую цену;

компенсация потребителям за счет фирмы в случае падения качества товара (услуги) ниже допустимого уровня.

Проверка обоснованности расходов, включаемых в тарифы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...