Глава 3. Пути реформирования естественных монополий в России
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 В связи с тем, что каждая монополия имеет свою историю создания, специфику деятельности, пути развития, к каждой из них должен быть применен в период реформирования свой подход - индивидуальный. В настоящее время в России сложилось два альтернативных подхода к реформированию естественных монополий. Сторонники первого подхода считаю наличие конкуренции не только главным условием, но и критерием эффективности деятельности всей экономики. Предлагается отделение транспортных сетей, сохраняющих монопольное положение. При этом монопольное положение сохраняется от производства до транспортных услуг. Второй подход предусматривает конкуренцию только после учета издержек на производство, поскольку разукрупнение компаний (РАО «ЕЭС») может привести не к формированию здоровой конкуренции, а к образованию многочисленных посредников, росту издержек, повышению тарифов, снижению инвестиций. Критерием здесь может стать оцененная стоимость реформируемой компании до и после реструктуризации компании: если эффективность работы компании вырастет (увеличится прибыль, будет обеспечен рост уровня зарплаты, появятся финансы для инвестиций, снизится цена товара, будет обеспечен экономический рост), то намеченная идеология реформирования - оправдана. Важным элементом реформирования монополий сегодня может стать мощное развитие государственно-частного партнерства, дальнейшее укрепление здоровой конкуренции российской экономики, повышение эффективности производства. На сегодня вопросы реформирования естественных монополий решаются «точечно», нет единой методологии, подходов, что приводит к столкновению интересов разных групп населения и созданию очагов социального направления.
Стабилизация, рост темпов производства, рост уровня зарплаты, рост инвестиций - это и есть задача реформирования естественных монополий и не только их самих, но и всех тех, кто потребляет их товар (газ, нефть, топливо, электроэнергию, перевозки). Анализ реформирования главнейших монополий России (РАО «ЕЭС», ОАО «РЖД») даст мощную базу для совершенствования систем управления, как и в целом, экономика России, так и отдельных отраслей народного хозяйства. Здесь должны присутствовать вновь созданные системы управления, новые технологии, участие (заинтересованное) государства и политическая воля руководства страны.
Реформирование РАО «ЕЭС»
В 2001 году председатель правления РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс и его команда разработали план реформирования РАО. Основная цель реформирования электроэнергетики России - повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. В связи с этим в электроэнергетике России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании. Генерирующим компаниям, входящим в состав РАО («Мосэнерго», «Ленэнерго», Дальэнерго» и другим), будет предоставлена самостоятельность. Само РАО оставит за собой только управление единой общероссийской электрической сетью. Вообще в концепции реструктуризации РАО «ЕЭС России» предусмотрено разделение трех основных видов бизнеса компании - производство электроэнергии (генерация), передача и распределение электроэнергии (транспорт и диспетчеризация), сбыт электроэнергии - между разными структурами. В ходе реструктуризации предусматривается создать условия для привлечения инвестиций в каждый из этих видов бизнеса.
Реформа предусматривает следующие этапы: . Превращение региональных АО-энерго в самостоятельные единицы и постепенный переход РАО «ЕЭС» в ранг сетевой компании. . Собственно реструктуризация, которая должна начаться в марте 2001 года: генерирующие мощности и сбыт передаются «частникам». Этот этап будет наиболее сложным, поскольку регионы не хотят выпускать из рук ценообразование на саму электроэнергию и ее транзит. . Переоценка бизнеса и «запуск» конкурентного рынка. По мере накопления отраслевыми компаниями опыта работы на рынке риски, связанные с их независимым функционированием, будут существенно снижены, что положительно повлияет на их капитализацию. Глава РАО Анатолий Чубайс назвал четыре условия, которые должны быть выполнены до начала реструктуризации. Первое условие - это доведение доли «живых» денег в выручке монополии до 80%. Второе - достижение энергетическими тарифами экономически обоснованного уровня, обеспечивающего покрытие издержек на производство, передачу и распределение (для этого тарифы, по словам Чубайса, должны быть повышены примерно на 25%). Третье условие - проведение дерегулирования рынка. Четвертым предварительным условием является дооценка активов компаний до их реальной рыночной стоимости. Предполагаемые меры, по мнению реформаторов, приведут к росту инвестиций в отрасль. По оценкам главы РАО «ЕЭС», с началом реструктуризации в РАО будут поступать 50-60 млрд. долларов инвестиций в течение 10 лет. Получать прибыль РАО «ЕЭС» собирается рыночными способами, отделив монопольные виды бизнеса (например, транзит энергии) от тех, в которых возможно использование рыночных механизмов - производство и сбыт. Бороться с неплательщиками в РАО «ЕЭС» решили с помощью системы «поставка против платежа». В связи с этим неплательщикам отключают электричество. Но знаменитые веерные отключения Анатолий Чубайс объясняет «инициативой» перепродавцов, которым хлопотно заниматься прицельным отключением. А «наказывать» посредников сложно, потому что в большинстве своем это муниципальные структуры. Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.
Так, магистральные сети переходят под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору. Активы генерации также объединяются в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании - ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна ("ГидроОГК") - на основе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов. Процесс реформирования АО-энерго начался в 2003 году с реализации нескольких проектов: реформирования ОАО "Калугаэнерго", ОАО "Орелэнерго", ОАО "Брянскэнерго", ОАО "Тулэнерго". Наиболее активно структурные преобразования начали осуществляться в 2004 году. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. К апрелю 2004 года была завершена процедура реорганизации первой региональной энергокомпании - ОАО "Калугаэнерго", а к концу года разделены по видам деятельности 5 АО-энерго. В том же 2004 году началось создание новых межрегиональных компаний. В последние месяцы 2004 года созданы (прошли государственную регистрацию) первые три ОГК и две ТГК. В тот же период (в октябре 2004 года) Совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" принял решение об учреждении четырех МРСК. В 2004 году также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) от АО-энерго Системному оператору.
В 2005 году процесс реформирования охватил большинство АО-энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу - тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК. В декабре 2007 - январе 2008 года закончено формирование целевой структуры всех тепловых ОГК и ТГК, завершен первый этап консолидации ОАО "ГидроОГК". Закончен процесс выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-энерго созданы все 56 магистральных сетевых компаний. В 2007 году, в соответствии с решением совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" о переконфигурации МРСК от 27 апреля 2007 года и распоряжением Правительства России № 1857-р от 27 декабря 2007 года, число МРСК увеличено до 11 (без учёта МРСК Дальнего Востока). С 1 сентября 2006 года вступили в силу новые правила работы оптового и розничных рынков электроэнергии. На оптовом рынке электроэнергии (мощности) в результате введения с 1 сентября новых правил работы осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями, ликвидирован сектор свободной торговли (ССТ), запущен спотовый рынок - "рынок на сутки вперед" (РСВ). В 2011 году, в соответствии с Постановлением Правительства России от 7 апреля 2007 года, предусматривается постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые) договоры. Правила функционирования розничных рынков предполагают постепенную либерализацию розничных рынков электроэнергии параллельно с либерализацией оптового рынка, при сохранении обеспечения населения электроэнергией по регулируемым тарифам. Таким образом, в ходе реформы исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сходят со сцены, на смену им появляются новые компании целевой структуры отрасли. В результате проведения преобразований было принято решение о прекращении существования крупнейшей мировой электроэнергетической монополии - РАО "ЕЭС России" - 30 июня 2010 г. В ходе реформы электроэнергетики были созданы 24 компании. Завершение работы РАО "ЕЭС России" - один из важнейших этапов государственной реформы электроэнергетики, которая проходит в стране.
Существуют самые разные оценки последствий этой реформы для отрасли электроэнергетики, для российской экономики в целом и для рядовых потребителей. Анатолий Чубайс неоднократно говорил о том, что реформа сделает отрасль рентабельной и динамично развивающейся. Также он заявлял, что электроэнергетика после ликвидации РАО «ЕЭС» без координационного и контролирующего центра не останется - эти функции на себя возьмут воссозданное недавно Министерство энергетики, Федеральная сетевая компания и компания «Системный оператор», координирующая работу диспетчерских служб. По словам директора Центра экономики электроэнергетики Института экономики естественных монополий Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Бориса Файна, реформа электроэнергетики достигла своей главной цели - «привлечения колоссальных объемов инвестиций в развитие электроэнергетической отрасли». Однако сейчас электроэнергетика переживает непростые времена. С одной стороны, правительство готовится пересмотреть генеральную схему размещения мощностей, эту основу основ реформы, столь триумфально завершившейся 1 июля прошлого года ликвидацией РАО «ЕЭС». Это значит: часть строек будет отменена, другие приостановлены. С другой стороны, многое уже начато, и бросать нельзя, в том числе по чисто техническим причинам. В целом от чего- то придется отказаться, но если брать конкретные объекты - отказываться нельзя ни от чего. Если отбросить детали, то "план Чубайса", или ГОЭЛРО-2, был прост. Государство распродало генерирующие объекты под обещания инвесторов вложить в стройки около 1 триллиона рублей. "План" базировался, собственно, на том, что никаких кризисов не будет, и план был реалистичен. Но кризис есть, а это означает: ГОЭЛРО-2 трещит по швам. Вячеслав Синюгин, заместитель министра энергетики, признал, что правительству до конца года придется рассмотреть новую схему размещения мощностей. Эксперты говорят о сокращении ввода объектов в два-три раза. Инвесторы разбежались. В октябре 2010 года во время финансового кризиса некоммерческое партнёрство «Совет производителей энергии и стратегических инвесторов электроэнергетики», созданное для лоббирования интересов частных энергетических компаний, обратилось с просьбой о предоставлении кредита Внешэкономбанком на 50 млрд $ по льготной ставке (на уровне ставки рефинансирования Центробанка - 11 % годовых в рублях). Итог на сегодня... Падение акций генерирующих компаний. Инвестиций почти ноль - отказ от модернизации старых мощностей. Минэнерго уже признало, что в ближайшие 5 лет новых мощностей может быть введено в 2-3 раза меньше запланированных (до 2012 г. обещали ввести до 43 тыс. МВт). Обострились споры между производителями и потребителями электроэнергии. В арбитражные суды пошли иски от региональных потребителей с требованием позволить им закупать энергию напрямую у государственной Федеральной сетевой компании (ФСК), где цены на 1 кВт-ч ниже, чем у местных энергоснабжающих организаций. Совершенно очевидно, что заявление энергетиков свидетельствует о полном провале энергетической реформы, проведенной Анатолием Чубайсом.
Реформирование ОАО «РЖД» естественный монополия газпром Разговоры о необходимости реформ железнодорожной отрасли начались практически одновременно с началом рыночных преобразований в России. Железнодорожная отрасль всегда была становым хребтом российской экономики. Понятно, что в условиях отсутствия избыточности транспортной инфраструктуры (в отличие от США и ряда стран Европы), железные дороги имеют не только транспортное, но и стратегическое значение для сохранения целостности и управляемости страны. Но это отнюдь не означает их автоматическую экономическую эффективность. Тем более что столь громоздкая, неповоротливая и забюрократизированная структура, да еще никому не подотчетная, является отличным «омутом» для различного рода финансовых махинаций. Реформа железнодорожного транспорта проводится в три этапа. Создание ОАО «РЖД» было осуществлено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384 "О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" и является итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли. В результате чего функции хозяйственного управления на железнодорожном транспорте полностью перешли к единому хозяйствующему субъекту - открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". Функции государственного регулирования железнодорожного транспорта осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Первый этап реформы шел с 2001 по 2002 гг. Второй этап реформы: 2003-2005 гг. Основные задачи: создание акционерных обществ на базе имущества, которым в установленном порядке наделены самостоятельные структурные подразделения ОАО "РЖД" осуществляющие те или иные виды деятельности, которые могут осуществляться другими хозяйственными обществами и/или открыты для конкуренции (ремонт основных средств, подвижного состава, путевой техники, строительство, проектно-изыскательские работы, торговля, снабжение, общественное питание и специализированные грузовые, а также пассажирские перевозки); рост конкуренции в грузовых перевозках; завершение оптимизации структуры управления открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (в том числе усиление роли организации управления по видам деятельности); эффективное функционирование систем учета, сформированных на первом (подготовительном) этапе реформирования; сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок с помощью созданного на первом (подготовительном) этапе реформирования механизма поддержки пассажирских перевозок; упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в области транспорта. Итоги 2-го этапа: в течение 2004-2005 года советом директоров ОАО "РЖД" приняты решения о создании 27 дочерних обществ ОАО "РЖД", в том числе по сферам деятельности: производства и капитального ремонта путевой техники; производства средств железнодорожной автоматики и телемеханики; капитального строительства и проектно-изыскательских работ; ремонта грузовых вагонов; научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ; контейнерных грузовых перевозок; перевозок грузов изотермическим подвижным составом; пригородных пассажирских перевозок. Наиболее привлекательные с точки зрения тарифов грузы переходят в конкурентный сектор, и их доставка осуществляется независимыми от ОАО "РЖД" компаниями-операторами подвижного состава. Из года в год число таких компаний, равно как и количество вагонов и локомотивов, которые находятся в собственности операторов- частников, увеличивается. К концу второго этапа эти компании владеют примерно 1/3 всего вагонного парка страны, ими уже перевозится порядка 1/4 всех грузов, а в секторе перевозок нефти (одном из наиболее доходных видов деятельности) соответствующий показатель уже превысил 50%. Своевременность, полнота и правильность выполнения мероприятий реформирования обеспечивается системой государственного регулирования на железнодорожном транспорте. Функции государственного регулирования железнодорожного транспорта закреплены за Министерством транспорта Российской Федерации, которое, как федеральный орган исполнительной власти, представляет в Правительстве Российской Федерации железнодорожный транспорт в целом. Кроме этого, для всестороннего обсуждения вопросов реформирования, для принятия взвешенных и согласованных решений по реализации мероприятий структурной реформы в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации создана Межведомственная комиссия по вопросам структурной реформы. Третий этап реформы: 2006-2010 гг. Основные задачи: создание развитого конкурентного рынка в области железнодорожных перевозок; проведение оценки целесообразности полного организационного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности (если условия, при которых возможно такое отделение, достигнуты на этом этапе); переход большей части (60 процентов и более) парка грузовых вагонов в частную собственность (предполагается, что на данном этапе реформирования большая часть вагонного парка будет находиться в частной собственности); развитие частной собственности на магистральные локомотивы (предполагается, что на данном этапе реформирования часть локомотивного парка будет находиться в частной собственности); развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок; продажа акций акционерных обществ, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание в сфере железнодорожного транспорта, частным собственникам; развитие конкуренции в неосновных видах деятельности, не связанных с перевозками, направленное на повышение эффективности деятельности и качества услуг, и полное их открытие для доступа частного капитала. Новая экономическая логика развития макроэкономической ситуации в стране диктуют необходимость внесения уточнений в цели третьего этапа реформы, обозначив их как переход к инвестиционной фазе развития, привлечение крупных инвестиций в Компанию и железнодорожную отрасль в целом. Учитывая указанные факторы, были сформулированы дополнительные задачи для ОАО "РЖД" на 2006-2010 годы: . Привлечение инвестиций, повышение капитализации холдинга, в том числе за счет эффективного вывода акций дочерних компаний на фондовый рынок и формирования на этой основе дополнительных источников инвестиций для развития федеральной железнодорожной инфраструктуры. . Повышение глобальной конкурентоспособности ОАО "РЖД" для укрепления позиций на российском и международном транспортных рынках. . Улучшение качества транспортного обслуживания и повышение эффективности финансово- хозяйственной деятельности ОАО "РЖД" (повышение рентабельности капитала, увеличение прибыли на основе эффективного управления затратами и снижения себестоимости, повышение доходов за счет увеличения доли высокорентабельных сегментов грузовых перевозок и др.). К концу третьего этапа ОАО "РЖД" будет представлять собой эффективный холдинг, конкурентоспособность которого будет расти на основе привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов. Деятельность холдинга будет обеспечиваться на основе финансовой прозрачности, разделения учета по обособленным видам деятельности и отлаженных корпоративных процедур управления. В результате реализации мероприятий третьего этапа реформирования будет обеспечена реализация стратегических задач по повышению конкурентоспособности и капитализации холдинга, эффективному выводу акций дочерних компаний на фондовый рынок и их продаже инвесторам. На этой основе будут сформированы дополнительные источники инвестиций для развития федеральной железнодорожной инфраструктуры. Развитие компании ОАО "РЖД" полностью соответствует целям и задачам Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной Правительством Российской Федерации. Реформа российских железных дорог базируется на накопленном опыте реорганизации крупнейших железнодорожных систем мира. При разработке и реализации мероприятий по реформированию изучаются и анализируются достижения, риски и негативные последствия реформ за рубежом, которые в некоторых странах привели к снижению безопасности и качества перевозок. Мониторинг промежуточных результатов структурной реформы железнодорожного транспорта в целом свидетельствует о ее эффективной реализации. В процессе реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте обеспечивается: повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности и безопасности, снижение транспортной нагрузки на экономику, повышение качества услуг, сохранение социальной стабильности. Позитивный ход структурной реформы на железнодорожном транспорте России подтверждается оценкой экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ), которые отметили "впечатляющий прогресс реформ на железнодорожном транспорте в Российской Федерации". По мнению экспертов "… в России предприняты все необходимые меры для того, чтобы избежать экономических потрясений в данной ключевой отрасли экономики, которая, кроме того, является крупнейшим налогоплательщиком в Российской Федерации, а разработанное на первом этапе и принятое законодательство закладывает устойчивый курс реформ". Отмечено, что ОАО "РЖД" является сегодня моделью успешного проведения реформирования отрасли, адекватной российским условиям и соответствующей наилучшим примерам международного опыта. Заключение
В данной курсовой работе рассмотрены сущность естественных монополий, истории развития, а так же их свойства. Большое внимание уделяется проблеме регулирования и реформирования естественных монополий. Выделяются три самые значимые естественные монополии: ОАО Газпром, ОАО «РЖД», РАО «ЕЭС». При относительно небольшой занятости, они производят значительную часть ВВП государства и наиболее привлекательны для инвестиционных программ. Естественные монополии имеют существенные отличия от фирмы, продающей свою продукцию на конкурентном рынке. Естественный монополист не заинтересован в крупномасштабной реорганизации, обеспечивающей оптимизацию товарно-денежных потоков компании, или во внедрение новых технологий. Можно ожидать, что размещение ресурсов в условиях естественной монополии будет менее эффективным, чем при более конкурентной структуре рынка. С учетом объективного характера существования естественных монополий и бессмысленность борьбы с ними государство должно найти баланс интересов сторон, имеющих отношение к деятельности естественных монополий. Оно должно, с одной стороны, защищать потребителей от возможных злоупотреблений естественных монополий, а с другой - способствовать развитию монополизированных отраслей в интересах общества. Отсюда необходимость специального государственного регулирования естественных монополий даже в самой либеральной рыночной экономике Регулирование естественных монополий - одна из важнейших задач государства. И к решению этой задачи подходили не только с практической, но и с теоретической стороны, что обусловлено публикацией большого количества теоретических трудов как зарубежных, так и отечественных авторов. В работе рассмотрены возможные способы регулирования деятельности естественных монополий, такие как: тарифное регулирование, налоговое регулирование, проверка обоснованности расходов фирмы, включаемых в производственные издержки предприятия, организация конкурентных торгов за право доступа в отрасль, контроль качества продаваемых товаров и услуг, проверка обоснованности расходов, включаемых в тарифы. Анализ экономической литературы показывает, что история возникновения российских естественных монополий отлична от истории становления западных естественных монополий. Кроме того, каждая монополия внутри страны имеет свою историю создания, специфику деятельности, пути развития, к каждой из них должен быть применен в период реформирования свой подход - индивидуальный. В работе рассмотрены пути реформирования двух крупнейших российских естественных монополий - РАО «ЕЭС», ОАО «РЖД». Цель, поставленная в данной работе, и вытекающие из них задачи выполнены. Список литературы 1. Курс экономической теории - 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание / под редакцией М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: «АСА», 2009. - 848с. 2. Малкина М.Ю. экономическая теория: Учебное пособие. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2005. - 425с. . Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник - 2-е изд., изм. - М.: Норма, 2008. - 576с. . Экономическая теория: Учебник. - Изд. испр. и доп. / под общей ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 672с. . Байков Н., Гринкевич Р. Перспективы российской нефтегазовой промышленности и альтернативных источников энергии // Мировая экономика и международные отношения, 2008, №6. . Блохин К. После РАО // Босс, 2008, №8. . Бутырин А. Проблемы реформирования естественных монополий // Мировая экономика и международные отношения, 2003, №12, С. 3 - 11. . Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика // Вопросы экономики, 2006, №1, С. 102 - 121. . Жехов А. Российский рынок природного газа // Промышленный вестник, 2008, №6, С. 70 - 72. . Клейнер В. Корпоративное управление и эффективность деятельности компании (на примере ОАО Газпром) // Вопросы экономики, 2006, №3, С. 86 - 103. . Мартусевич Р. Конкурсы за концессии в отраслях естественных монополий в контексте тарифного регулирования // Вопросы экономики, 2008, №4, С. 141 - 157. . Морозов А. Просчитались // Российская газета, 2009, №4884 от 8 апреля. . www.bossmag.ru . www.gazeta.ru . www.gazprom.ru . www.zeldortrans-jornal.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|