Развитие туристской индустрии
Туризм является одним из самых динамично развивающихся секторов мировой экономики. Республика Карелия, обладая значительным туристско-рекреационным потенциалом, в последние годы становится все более привлекательной как для российских, так и для иностранных туристов. Она имеет выгодное географическое положение (самая протяженная граница России с Европейским Союзом, близкое расположение к Санкт-Петербургу, Москве, центральным регионам России), огромное количество уникальных объектов туристского показа, интенсивное развитие приграничного и трансграничного сотрудничества (в том числе и в туризме). Имеется обустроенная приграничная инфраструктура, включающая три международных пункта пропуска и семь пунктов упрощенного пропуска, а также международный воздушный пункт пропуска в Петрозаводске. Проявляется готовность стран Северной Европы поддержать реализуемые туристские проекты. На территории Карелии существует более 4000 уникальных памятников истории и культуры, природных памятников, известных исторических мест, имеющих мировое и общероссийское значение. К ним относятся архитектурный ансамбль Кижи, Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, первый русский курорт «Марциальные Воды», карельские петроглифы, саамские каменные лабиринты, сейды и многие другие памятники. С территории Карелии открывается наиболее удобный и короткий путь на Соловецкие острова и к архитектурному ансамблю Соловецкого монастыря. Все эти памятники органически вплетены в российскую историю. Уникальные природные особенности позволяют развивать практически все виды экологического, спортивного, водного туризма в республике. Красота карельской природы и ландшафтов воспета многими известными поэтами и художниками. Огромный интерес у туристов вызывают уникальные фольклорные и национальные традиции, обычаи древних карел, места, связанные с историей создания эпоса «Калевала». Это лишь немногие слагаемые туристско-рекреационного потенциала Карельского края.
Основной акцент региональной экономической политики в области туризма будет сделан на создание конкурентоспособного туристского кластера – совокупности сконцентрированных по географическому принципу организаций, представляющих тесно связанные между собой отрасли, имеющие отношение к индустрии гостеприимства (рис. 30). Огромную роль при этом играют сетевые проекты и ИКТ (туризм – самый продаваемый товар в глобальных компьютерных сетях). Рис. 32. Туристский кластер
Основными направлениями концентрации ресурсов в рассматриваемый период (до 2020 г) станут: 1) развитие приоритетных секторов туристской индустрии, базирующихся на естественных и искусственных конкурентных преимуществах и характеризующихся максимальным мультипликативным эффектом; 2) выделение и развитие наиболее перспективных туристских центров и территорий в регионе, выступающих в качестве центров формирования туристского кластера. К факторам, способствующим становлению туристского кластера в республике, относятся: - уникальная природа и большое количество природных объектов показа; - наличие богатого исторического и культурного наследия; - выгодное геополитическое положение (самая протяжённая – более 700 км – граница с ЕС, близость и транспортная доступность крупнейших российских мегаполисов); - наличие устойчивых международных связей и возможность участия в международных туристских проектах; - наличие заинтересованности крупных компаний в инвестировании в сферу туризма в Республике Карелия;
- наличие сформированной системы подготовки и переобучения кадров, повышения квалификации персонала; - развитое информационное обеспечение продвижения туристского потенциала республики и маркетинга турпродуктов. Факторы, осложняющие развитие туристского кластера в республике: - количественный недостаток и низкое качество существующей туристской инфраструктуры; - доминирование точечных турпродуктов и нехватка комплексных туров; - низкий уровень использования широкого спектра туристского потенциала; - институциональные риски, связанные с несовершенством законодательства в сфере туризма, расширением пределов пограничной зоны на территории Республики Карелия, сложностями в выделении земельных участков под инвестиционные площадки; - отток доходов от туристской деятельности за пределы республики. Точки локализации кластеров (туристские центры) должны характеризоваться рядом требований: - высоким уровнем концентрации увязанных между собой объектов туристского показа, позволяющих за счёт их комбинирования в составе различных комплексных туров создавать значительную добавленную стоимость; - относительно высоким уровнем концентрации трудовых ресурсов с соответствующим уровнем квалификации; - развитой туристской, инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой; - наличием разветвлённых кооперационных связей у туристских компаний и организаций в сфере туристской инфраструктуры с одновременным существованием внутренней конкурентной среды. Стимулирование развития выделенных территорий на основе целевого инвестирования в развитие инфраструктуры туризма позволит не только сформировать центры экономического развития в республике, но и благоприятным образом скажется на экономике остальных территорий Республики Карелия, привязываемых к «центрам развития» с помощью сетевых проектов, туристских маршрутов и турпродуктов. В качестве сетевого проекта рассматривается создание в республике экономической зоны туристско-рекреационного типа. Данная зона имеет узкую отраслевую специализацию – туризм и связанные с ним виды экономической деятельности, а также сфера сервиса (торговля, общественное питание, транспортные услуги, лечебно-оздоровительные услуги и др.). Зона носит сетевой характер и представляет собой сеть взаимосвязанных центров туристской активности, где уже размещается и предполагается размещение дополнительной туристской и вспомогательной инфраструктуры.
Перспективы развития зоны основываются на значительном туристском потенциале республики и на существенном интересе туристов к территории. В частности, туристский поток в республику ежегодно растет на 4-6% и достигает в настоящий момент около 1,8 млн. посетителей. Также ежегодно растет объем инвестиций в туризм (сегодня – это уже почти 600 млн. руб. в год). В состав сетевой экономической зоны туристско-рекреационного типа входят 4 опорных туристских центра и 8 – вспомогательных (локальных) центров. Туристские центры увязаны между собой системой туристской инфраструктуры, коммуникациями и туристскими маршрутами и туристскими проектами. Специализация каждого из выделяемых туристских центров складывается на основе уникального сочетания туристско-рекреационных ресурсов и факторов, характеризующих особенности территории. В основу позиционирования и оценки перспективности различных видов туризма в Республике Карелия заложен критерий их привлекательности для потенциальных инвесторов и потребителей (туристов). Привлекательность видов туризма оценивается на основе динамики роста (или снижения) количества посещений республики данной категорией туристов. Группировка видов туризма в соответствии с продуктовыми группами: 1) рыболовный и охотничий, событийный и сельский туризм (низкая доля рынка, высокие темпы роста рынка); 2) санаторно-курортный, деловой, экологический и активный туризм (высокая доля рынка, высокие темпы роста рынка); 3) паломнический, городской, автобусный, культурный и туризм на объект (высокая доля рынка, нет роста рынка); 4) ностальгический и родственный, в памятные места, места жительства (снижение доли рынка, сжатие рынка). Наиболее перспективными видами туризма для Республики Карелия являются виды, относящиеся к 1 и 2 продуктовым группам. В соответствии с маркетинговыми исследованиями в Республике Карелия предполагается специализация, основанная на следующих видах туризма:
- курортно-оздоровительный туризм. К нему относится туризм с целью общего оздоровления, лечения хронических заболеваний, туризм с целью профилактики заболеваний, туризм с целью отдыха; - культурно-исторический туризм. К нему относятся: краеведческий и познавательный туризм, туризм на объекты культурно-исторического наследия, посещение фольклорных и иных культурных мероприятий и событий, паломнический и религиозный туризм; - экологический туризм. К нему относятся: посещение природных объектов и памятников природы, особо охраняемых природных территорий (заповедников, природных парков, заказников), рыболовный и охотничий туризм, научно-познавательные туры на природные объекты, сбор ягод и грибов; - активный туризм. К нему относятся активные виды отдыха (дайвинг, рафтинг, пешеходные и лыжные туры, велотуры, авто- и мототуры, горнолыжный спорт, спортивное ориентирование, яхтинг и др. водные виды спорта). В перспективе специализация данной зоны будет направлена не только на оказание исключительно туристских услуг, но на предоставление полного комплекса услуг. В пределах каждого из 12 опорных центров объекты туризма, инженерной инфраструктуры и другие размещаются на определенных специально отобранных земельных участках в муниципальных районах (рис. 33).
В качестве опорных зон определены: 1. «Приладожская» зона – территория Приладожья: Сортавала, Лахденпохский р-н, Питкярантский р-н, Вяртсиля. 2. «Центральная» зона – Петрозаводск, Кондопожский р-н (Спасская губа, Кивач, Марциальные воды), Медвежьегорский р-н (острова Кижского ожерелья и Заонежье). 3. «Пяозерская» зона – территория Лоухского р-на (парк Паанаярви), 4. «Кемско-Беломорская» зона – Кемский и Беломорский р-ны (побережье Белого моря). В качестве второстепенных зон: 5. «Олонецкая» зона – Олонецкий р-н (г. Олонец, побережье Ладожского озера), 6. «Шелтозерская» зона – территория Прионежского р-на (с. Шелтозеро), 7. «Суоярвская» зона – территория Суоярвского р-на (Койтойоки, Толвоярви), 8. «Сегежская» зона – территория Сегежского р-на (оз. Сегозеро), 9. «Муезерская» зона – территория Муезерского р-на, 10. «Калевальская» зона – территория Калевальского р-на и г. Костомукши, 11. «Приполярная» зона – территория Лоухского р-на (п. Чупа, побережье Белого моря), 12. «Пудожская» зона – Пудожский р-н (Обонежье, Водлозерский парк). Рис. 33. Сетевой проект (экономическая зона туристско-рекреационного типа).
Представленные опорные центры различаются по специализации туристско-рекреационной деятельности. Основные направления туристских потоков выстраиваются как «коридоры развития», в рамках которых будет развиваться туристская и вспомогательная сервисная инфраструктура. В полной мере используются международные пункты пропуска на границе. Туристские центры размещаются в районах концентрации туристско-рекреационных ресурсов и разнообразных объектов туристского показа. Производители работ, услуг и товаров формируют туристское предложение в соответствии с приоритетами республики и специализацией муниципальных образований (согласно экономическому зонированию республики). Развитие индустрии туризма (строительство дорог, гостиничных и курортных комплексов, обустройство новых рекреационных территорий) в целом способствует развитию непромышленных территорий, росту капитальных вложений, увеличению занятости и т.д. В перспективе зона будет ориентирована на обслуживание как российских, так и иностранных туристов, в том числе и через реализацию межрегиональных и трансграничных проектов. Туристские зоны и центры, охватывающие популярные маршруты, связаны в единую систему существующей и планируемой инфраструктурой и единым центром управления. В соответствии со спецификой территорий и их туристских потенциалов, на которых они расположены, определены их специализации на курортно-оздоровительном и активном, культурно-историческом и экологическом видах туризма. При этом технически обеспечивается круглогодичная транспортная доступность центров и объектов показа – в пределах 1-4 часов передвижения на комфортабельных автобусах или судах на воздушной подушке. Поэтому, учитывая направленность проекта, предполагается вместо четырех месяцев довести туристский сезон до 9-12 месяцев. Создание сетевого проекта, за счет удобного географического положения республики, близости к крупным международным и российским туристским центрам, может стать существенным звеном в увязке существующих и эксплуатирующихся туристских маршрутов в единую российскую систему (имеются в виду такие туристские маршруты, как: Золотое и Серебряное Кольцо, скандинавское Кольцо). В результате на территории России формируется единая сеть туристских маршрутов (туристская логистика), позволяющих достичь существенного кумулятивного и мультипликативного эффекта, и дать существенный стимул для социально-экономического развития как Карелии, так и России. Реализация данного проекта преследует стратегическую цель включения в систему международной туристской логистики и переключения мощных международных туристских потоков на Россию, туристский интерес к которой постоянно находится на очень высоком уровне. Этот интерес можно еще более увеличить за счет создания соответствующей туристской инфрастуктуры, удовлетворяющей самым высоким требованиям туристов в соответствии с международными стандартами. С учётом воздействия финансово-экономического кризиса, оказывающего существенное влияние на динамику развития всех отраслей экономики, реальным представляется временное снижение либо, в лучшем случае, стабилизация объёмов туристских потоков в Республику Карелия. В то же время по мере ослабевания наиболее острых проявлений кризиса прогнозируется повышение внимания россиян к отдыху внутри страны в связи с относительным удешевлением стоимости туристских услуг на территории России. Возрастающее значение туристской отрасли для экономики республики в период выхода из кризиса предопределяет необходимость интенсификации работы по привлечению внебюджетных инвестиций в создание (в период существенного снижения цен на строительство) ликвидных и востребованных после кризиса объектов инфраструктуры туризма. В рамках Генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма в Республике Карелия до 2025 г. предусмотрены следующие инвестиционные проекты (плановые показатели и объем инвестиций в соответствии с планом создания сетевого проекта до 2012 года): Опорные зоны: 1. «Приладожская» зона: планируется строительство объектов туристской инфраструктуры в г.Сортавала (реконструкция набережной, строительство причалов, дайвинг-центра, гостиниц), г.Лахденпохья (гостиничные комплексы коттеджного типа), на островах Ладожского озера (о-ва, Карпонсаари,.Пеллотсаари); ожидаемые результаты: - увеличение туристского потока до 550-600 тыс. туристов в год; объем финансирования - 650 млн.руб. 2. «Центральная» зона: строительство горнолыжного центра «Спасская Губа», реконструкция и расширение санаторных корпусов санатория «Марциальные воды», строительство туристских баз, причалов, яхт-центров и т.д.; ожидаемые результаты: - увеличение туристского потока до 1 млн. туристов в год; объем финансирования - 1800 млн.руб. (1 этап) 3. «Пяозерская» зона: строительство горнолыжного центра «Пяйнур», гостиничных комплексов и туристских баз, оборудование туристских маршрутов в национальном парке «Паанаярви» и т.д.; ожидаемые результаты: - увеличение туристского потока до 150-200 тыс. туристов в год; объем финансирования - 497 млн.руб. 4. «Кемско-Беломорская» зона: строительство порта, причалов, яхт-центра, гостиничных комплексов, гостевых домов, обустройство туристских маршрутов; ожидаемые результаты: - увеличение туристского потока до 200-250 тыс. туристов в год; объем финансирования - 556 млн.руб. Второстепенные зоны: 1. «Олонецкая» зона: строительство туристских баз, реконструкция традиционных карельских деревень, яхт-центр (Андрусовская бухта); ожидаемые результаты: - увеличение туристского потока до 550-600 тыс. туристов в год; объем финансирования - 650 млн.руб. 2. «Шелтозерская» зона: строительство туристских баз, гостевых домов, реконструкция причала; ожидаемые результаты: - увеличение туристского потока до 150 тыс. туристов в год; объем финансирования - 336 млн.руб. 3. «Суоярвская» зона: строительство туристских баз, гостевых домов; ожидаемые результаты: - увеличение туристского потока до 100 тыс. туристов в год; объем финансирования - 390 млн.руб. 4. «Сегежская» зона: строительство гостиничных комплексов, туристских баз, обустройство туристских маршрутов, реконструкция причалов; ожидаемые результаты: - увеличение туристского потока до 100 тыс. туристов в год; объем финансирования - 270 млн.руб. 5. «Муезерская» зона: строительство туристских баз, гостевых домов; ожидаемые результаты: - увеличение туристского потока до 100 тыс. туристов в год; объем финансирования - 370 млн.руб. 6. «Калевальская» зона: строительство туристских баз, реконструкция традиционных карельских деревень (д.Вокнаволок, д.Юшкозеро, д.Хайколя), строительство визит-центра Калевальского национального парка; ожидаемые результаты: - увеличение туристского потока до 300 тыс. туристов в год; объем финансирования - 668 млн.руб. 7. «Приполярная» зона: строительство причалов, гостиничных комплексов, дайвинг-центра; ожидаемые результаты: - увеличение туристского потока до 200 тыс. туристов в год; объем финансирования - 668 млн.руб. 8. «Пудожская» зона: строительство причалов, гостиничных комплексов, яхт-центра, дайвинг-центра; ожидаемые результаты: - увеличение туристского потока до 250 тыс. туристов в год; объем финансирования - 300 млн.руб. Общие подходы к формированию региональной экономической политики в сфере туризма будут строиться на основе: - стратегии встраивания во внешние цепочки создания стоимости и внешние системы туристской логистики с одновременным расширением туристской специализации республики в их составе; - стратегии создания собственных цепочек в сфере туризма на основе резидентных структур с повышением эффективности использования капитала на каждой стадии. Основными задачами при выстраивании целостной товарной цепочки в туризме являются: 1) повышение эффективности использования туристско-рекреационного потенциала территории и обеспечение доступности объектов туристского показа; 2) подготовка квалифицированных кадров в сфере туризма, в том числе – переобучение населения выделенных туристских центров; 3) развитие современной туристской инфраструктуры, соответствующей международным стандартам, на основе разработки генеральной схемы размещения туристских объектов на территории Республики Карелия, привлечение внешних инвестиций в развитие объектов инфраструктуры туризма; 4) создание транспортных компаний, обеспечение транспортными средствами в целях эффективного обеспечения трансферта туристов; 5) формирование каналов реализации туров по Карелии через внешние франчайзинговые и турагентские сети; 6) обеспечение информационно-маркетингового сопровождения турпродуктов и формирование продуктовых брендов; 7) встраивание продуктовых брендов в региональный туристский бренд; 8) повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов в сфере туризма, подготовка региональных инвестиционных площадок, концентрация финансовых ресурсов в регионе за счёт развития резидентных лизинговых и страховых компаний; 9) повышение эффективности управления объектами природного и культурного наследия, находящимися в государственной собственности; 10) развитие региональной сети туроператоров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|