Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Этносоциальная ситуация в исследуемом регионе (Узбекистан, г. Ташкент)




 

Этносоциальная ситуация в исследуемом регионе (Узбекистан, г. Ташкент) в момент проведения исследования характеризовалась рядом особенностей, которые способствовали дестабилизации и снижению уровня позитивной этнической идентичности, проживающих там этноконтактных групп. Указанные особенности социоэтнической ситуации связаны с провозглашением государственного суверенитета Узбекистана и изменением языковых и культурных приоритетов в регионе в пользу узбекского языка и культуры, усилению их поддержки на государственном уровне. Это повлекло за собой ограничения в использовании русского языка и культуры, сужению сфер их функционирования, постепенному вытеснению их из общественной жизни. Тем не менее русский язык и культура по целому ряду причин сохраняли в рассматриваемый период значительное влияние в Узбекистане, несмотря на официальное изменение языковых и культурных приоритетов. Подобная двойственность этнокультурной ситуации вызывала беспокойство, дискомфорт у обеих доминирующих в культурном отношении этнических групп Ташкента, узбеков и русских, в связи с трудностями выражения и сохранения ими в рассматриваемых условиях своей этнической идентичности. Описанные особенности социо-этнической ситуации способствовали усилению соперничества этнических групп узбеков и русских за степень своего влияния в социокультурной сфере, усилению их взаимного культурного влияния. Иными словами, особенности социоэтнической (социокультурной) ситуации способствовали появлению угрозы разрушения рассматриваемых этногрупп как самостоятельных и целостных социокультурных единиц. На уровне обыденного сознания указанные этносоциальные процессы проявляются в виде переживания группой ощущения своей нестабильности, угрозы разрушения своей этнической идентичности, утраты ее позитивного характера. Такое состояние этнического самосознания, определяемое как нарушение позитивной этнической идентичности, включает сложную совокупность представлений и чувств, таких как чувство утраты единства и сплоченности "мы-группы", размывание позитивного "мы-образа", наряду с переживанием эмоциональной напряженности, связанной с воспринимаемой угрозой разрушения своей этнической самобытности и целостности, а также неудовлетворенности межэтническими отношениями с иноэтническим окружением. В сфере межэтнических отношений подобное состояние этнического самосознания группы может способствовать проявлению феноменов межэтнического негативизма (этноцентризма): негативных стереотипов, эмоционального неприятия представителей иноэтнической аутгруппы, их дискриминации. Этноцентризм актуализируется в сознании этнической группы в ответ на угрозу существованию этноса как самостоятельного социокультурного целого в целях его защиты от инокультурного влияния. Цель исследования: выявить взаимосвязь между состоянием (уровнем нарушения) позитивной групповой идентичности этноконтактных групп в условиях социоэтнических изменений и уровнем этноцентризма в сфере их социальной (межэтнической) перцепции как механизмом социально-психологической защиты позитивной этнической идентичности. Выявлено наличие взаимосвязи между изменением воспринимаемого статуса этнической группы в сферах языка и культуры и уровнем ее этноцентризма. Эмпирически подтверждено, что указанная взаимосвязь опосредствована нарушением позитивной этнической идентичности группы и не зависит непосредственно от характера изменения статуса этнической группы, его повышения или понижения. Получены данные о состоянии этнической идентичности основных этноконтактных групп Ташкента, а также о факторах социоэтнической ситуации, способствующих актуализации этноцентризма в сознании данных этногрупп, которые могут быть учтены при разработке мер по оптимизации межэтнических отношений в исследуемом регионе. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно вносит вклад в развитие представлений о психологических механизмах актуализации этноцентризма в обыденном сознании этноконтактных групп. Эмпирически обоснована психологическая природа феномена этноцентризма, представляющего собой один из механизмов социально-психологической защиты позитивной групповой идентичности. Изучены факторы, способствующие актуализации этноцентризма в сознании этноконтактных групп, взаимодействующих в условиях социоэтнических изменений. В частности, исследование обеспечивает эмпирическое подтверждение существования взаимосвязи - между изменением воспринимаемого социокультурного статуса этноконтактных групп и уровнем актуализации их этноцентризма; - между величиной воспринимаемой этнокультурной дистанции и уровнем этноцентризма.


Заключение

 

В природе нет ни добра, ни зла. Это гармоничный мир. Возникающая дисгармония («ошибки природы») в нем устраняется естественным образом. Все живущее идет предначертанным путем и не имеет возможности от него отклониться. Это регламентируется жесткой системой биологических запретов. Человек, обретя разум и сознание, давшие ему свободу выбора, эту систему запретов сломал, начал активно вмешиваться в естественный ход вещей. Но поскольку, в силу уже упоминавшейся ограниченности разума, он не в состоянии предвидеть последствия своих действий, они вносят значительную дисгармонию в этот мир. То есть порождают зло, от которого в первую очередь страдает сам человек.

Если попытаться отыскать основной источник дисгармонии, порождаемой человеческими действиями в мире, неизбежно упремся все в то же гипертрофированное Я. И масштаб этой дисгармонии определяется эффективностью использования этого Я как инструмента для манипулирования человеческими массами. Фейербах говорил: «Человек без рассудка - человек без воли. Только тот, кто мыслит, свободен и самостоятелен». Так может быть, свобода - это способность видеть естественный ход вещей и следовать им? Или следовать высшей, или божественной, воле - кому как нравится. Тогда путь разума представляется извилистым путем (вспомним Клайва Льюиса) от первичной бессознательной, природной гармонии к гармонии осознанной. Кто всегда был носителем зачатков гармонии в заблудившемся на этом пути человечестве? С одной стороны, это убогие и юродивые, обладавшие, тем не менее, безупречным инстинктивным нравственным чутьем и потому пользовавшиеся безотчетным сочувствием и уважением в народе, который всегда чувствовал в них проводников высшей воли, предначертанного пути. «Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное». С другой стороны, это люди, духовно продвинутые, выполняющие высшую волю уже сознательно. Любовь, основанная на осознании своего неразрывного единства со всем сущим в мире, собственно, и составляющим твое Я, и есть основная, а может быть, единственная объединяющая всех людей этого мира сила. Единственная надежда на какое-то приближение к гармоничному миру. В противоположность эгоизму и ксенофобии, которые являются силой, разъединяющей людей и раскалывающей этот мир.


Библиографический список

 

1. Кефели И.Д. Судьбы культуры ХХ века.//Социально политический журнал. 1996.№5.С.78.

2. Мирский Г.И. Еще раз о распаде СССР и этнических конфликтах.//Мировая экономика и международные отношения.1997.№2.С.22.

.   Шестопал Е.Б., Брицкий Г.О., Денисенко М.В. Этнические стереотипы русских. // Социс., 1999, №4.С.66.

.   Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?//Полис, 1994, №1.с.33

.   Война и мир по Юрию Нединову //Российская газета, 19февраля 2000 года. с.5.

.   Шемякин Я.Г. Этнические конфликты: цивилизационный ракурс//ОНС, 1998.№4.С.49-60.

.   Этничность и власть в политических государствах. М., 1994.С.42.

.   Померанц Г.С. Теория субэкумен и проблема своеобразия стыковых культур. //Выход из транса.М., 1995.С.212.

.   Ахиезер А. Культурные основы этнических конфликтов//ОНС, 1994, №4.С.115-125.

.   Любичанковский В.А., Богуславская С.М., Нагорная О.В. "Интеграция естественно-научного и гуманитарного компонентов культуры личности, как фактор преодоления отрицательных последствий этноцентризма."//Credo, 2000, №4.

.   Моисеев Н.Н. Логика универсального эволюционизма и кооперативность. //Вопросы философии, 1988, №1.С.52-66.

.   Р.Д.Льюис. Деловые культуры в международном бизнесе. М., “Дело”, 2001, с.446.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...