Характеристика и классификация социальных групп
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Филиал Санкт-Петербургского государственного Инженерно-экономического университета в г. Череповце
С.В. Бойко Менеджмент Тема 1.4. Групповая динамика Лекция
Череповец, 2012 Тема 1.4. Групповая динамика Содержание лекции Понятие и классификация социальных групп. Особенности формальных и неформальных групп. Понятие социальной группы и ее характеристика Классификация социальных групп. Первичные и вторичные группы, их социальный характер. Малые и большие группы, их признаки. Референтные группы. Стереотипы. Положение формальных и неформальных групп в организации. Групповая динамика: типы, виды, характер взаимодействия в группе. Формирование и развитие социальных групп в организации. Причины формирования групп. Процесс развития социальных групп в организации. Диагностика стадий развития группы в организации. Руководство и лидерство, групповое мнение, коммуникация в группах, атмосфера в группах, конфликты и групповое давление. Становление коллектива и методы управления.
Вопросы лекции 1. Понятие и классификация социальных групп. Особенности формальных и неформальных групп 2. Групповая динамика: типы, виды, характер взаимодействия в группе
* * * Человек нуждается в общении с себе подобными и получает удовлетворение от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременном и незначительны. Однако, если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. Особенно это характерно для предприятий, существующих длительное время для производства товаров и/или услуг.
Руководство предприятия создает группы по своей воле, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления). В каждом из многочисленных отделов большой организации может существовать десяток уровней управления. Производство на заводе можно разделить на более мелкие подразделения, например, механообработки, окраски, сборки. Эти группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса, называются формальными группами. Как бы малы они ни были, это – формальные организации, чьей первейшей функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение определенных, конкретных целей. Однако, когда создаются формальные группы, создается и почва для неформальных групп, т.к. контактирующие в процессе труда люди испытывают друг к другу различные чувства, объединяются на основе привязанности, дружбы, разделяемых социальных ценностей, дистанцируются от других неразделяемыми ценностями, антипатией, объединяясь с ними только на основе совместной работы. Умелое воздействие на динамику групп, функционирующих на предприятии, позволяет полностью использовать трудовой потенциал персонала. Эффективность деятельности организации обусловлена в аспекте менеджмента последовательным сочетанием действий по воспроизведению целей организации в конкретном экономическом действии. Со стороны менеджмента исходит действие по стимулированию персонала и факторов его деятельности. При этом ситуация столкновения противоположных интересов решается на уровне раскрытия проблемы управления группой, а также проблемы конфликтности в менеджменте. Длительное время проблема взаимодействия людей в рамках небольших объединений, возникающих формальным или неформальным образом, находится в центре внимания исследователей различных наук и школ, но особенно социологов и психологов. В современной социологии существуют многообразные теории социальных групп.
Очевидно, что невозможно дать научное объяснение многообразию личностных проявлений в общественной жизнедеятельности без раскрытия социально-психологического контекста, который представляет собой социальную микросреду рождения и формирования человека. Именно такой средой жизнедеятельности личности являются социальные группы. Поэтому выявления закономерностей формирования и функционирования различного рода социальных групп помогает научному объяснению процессов, происходящих как на уровне микросреды, так и на уровне всего общества[1].
Задачи лекции - Определить понятие и основные признаки социальной группы. - Раскрыть классификацию социальных групп. - Показать роль малых групп на предприятии. - Выяснить динамику социальных групп и ее значение для управления предприятием.
Понятие и классификация социальных групп. Особенности формальных и неформальных групп Характеристика и классификация социальных групп Социальная группа – относительно стабильная совокупность людей, связанных общими отношениями, деятельностью, ее мотивацией и нормами. Данное понятие относится к наиболее фундаментальным в современной социологии. В основе объединения в группы лежит общий для всех ее участников интерес, выраженный определенным набором целей. Социальная группа – это связующее звено между отдельным человеком и обществом в целом, Но группа – это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы. Общество и отдельный индивид живут по законам группы. Социологи утверждают, что такие свойства личности, как направленность интересов, характер, речь и мышление, самоконтроль формируются в результате групповой деятельности и общения. В группе формируются нормы и правила, обычаи и традиции, ритуалы и церемонии. Другими словами, закладываются основы социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее.
До настоящего времени общепринятой трактовки и типологии группы не существует ни в отечественной, ни в зарубежной науке. Так, например, российский социолог Г.С. Антипина определяет социальную группу как объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих совместно необходимые функции в структуре социального разделения труда и деятельности[2]. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как объединение индивидов, общающихся друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других[3]. В предоставленных определениях социальной группы выделяются три основные черты: t взаимодействие, t принадлежность, t единство. Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются: • устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространственно-временном измерении; • относительно высокой степенью единства и сплоченности; • отчетливо выраженной однородностью состава, т.е. наличием устойчивых признаков, характерных для всех индивидов, которые входят в группу; • принадлежностью к более широким общностям людей в качестве структурных образований. Социальные группы необходимы человеку для удовлетворения его потребностей и жизнеобеспечения. Н. Смелзер выделяет следующие функции групп[4]: • социализации, которая обусловливает развитие человека, овладение им необходимыми социальными умениями и навыками; • инструментальную, которая обеспечивает организацию совместной деятельности людей; • экспресивную, которая удовлетворяет эмоциональные потребности людей в одобрении, уважении, доверии; человек получает удовольствие от общения с близкими и понимающими его людьми группы; • поддерживающую, когда люди стремятся к объединению друг с другом в трудных ситуациях, ищут психологическую поддержку именно в группе, чтобы ослабить чувства тревоги, беспокойства и неопределенности. Изучение социальных групп необходимо начинать не только с исходных определений, но и с классификации, которая позволяет назвать основные виды групп и определить динамику группового и межгруппового взаимодействия. Классификация групп, как правило, базируется на предметной области анализа, в которой выделяется основной признак, определяющий устойчивость данного группового образования. Разнообразие исследовательских интересов делает невозможным описание всех имеющихся в научном обиходе оснований классификации социальных групп. Однако наиболее репрезентативные группы необходимо рассмотреть.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|