Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По содержанию и формам организации деятельности необходимо выделять следующие уровни малых групп.





Конгломерат –случайно организованная группа, без чет­кой структуры отношений и взаимодействий; добровольное объединение людей на основе сходства интересов или общ­ности пространства общения.

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опос­редуются только личностно значимыми целями, эмоцио­нально окрашенными: здесь каждый человек сам по себе, отсутствует четко выраженное отношение и ожидание меж-. ду людьми; нет единой цели.

Кооперация –группа, отличающаяся реально действу­ющей организационной структурой; отношения носят де­ловой, совместный характер, подчиненный достижению необходимого результата при решении конкретной задачи; главной объединяющей силой являются формальная струк­тура группы и функциональные обязанности ее членов.

Корпорация –группа, объединенная внутренними це­лями, не выходящими за ее пределы, стремящаяся осуще­ствить свои групповые цели любой ценой, порой в ущерб другим группам. «Замкнутая система, только для себя» -неизбежно приобретает черты группового эгоизма корпо­ративной культуры.

Группа – коллектив. Устойчивая, демократическая сис­тема взаимодействия с развитыми формальной и неформаль­ной структурами, формальным и неформальным лидерством; стратегия развития ориентирована на достижения; люди мо­гут и хотят работать совместно; демократичность отноше­ний сочетается с ответственностью, дисциплиной и способ­ствует раскрытию творческого потенциала личности.

Главным элементом отношений в коллективе должна быть предметная, социально-полезная деятельность, кото­рая основана на взаимной ответственности, уважении друг к другу, контактности, организованности и информирован­ности. Становление коллектива является неразрешимой проблемой в том случае, когда отсутствует сплоченность, взаимопонимание, общая цель, когда имеют место неправильные управленческие действия руководителя. Умелый руководитель использует ситуативные методы управления группой, изменяя подходы к людям, подгруппам, неофи­циальным лидерам, отдельным работникам.



Различные деловые ситуации требуют и различных ме­тодов управления:

• низкий уровень развития сотрудников, группы (низкая квалификация, недобросовестные работники); необходимы в большинстве случаев авторитарные методы управления;

• средний уровень развития сотрудников, группы (недо­статочно опыта, хотя работники обладают базовыми навы­ками и добросовестно относятся к делу); необходимы авто­ритарно-демократические методы управления;

• хороший уровень развития сотрудников, коллектива (работники имеют базовые навыки и достаточную квали­фикацию для эффективной работы, но требуется более ак­тивное участие в самостоятельном принятии решений); не­обходимы демократические методы управления;

• высокий уровень коллективного развития (сотрудни­ки экстра класса, ответственные, инициативные, работают творчески); – необходима «передача полномочий»; предпоч­тительным для этого уровня является либеральный стиль управления со стороны руководителя.

Анализ группового «Я» произвел в социологической мысли подлинную революцию. Коллективное сознание и групповая динамика, межличностная коммуникация, лидер­ство и исполнение роли, конфликт ролей, социальная дис­танция и автономизация, групповая солидарность и спло­ченность, первичные отношения, идентификация, персони­фикация, принятие групповых решений и другие понятия малой группы вошли в научный оборот мировой социоло­гии и находятся сейчас в поле зрения ученых и управленцев-практиков.

 

* * *

С точки зрения характеристики социальной структуры общества, в которой отражается различие общественных групп по их социальному положению, особенно важно вы­деление таких социальных групп, как социально-классо­вые общности (классы, социальные слои); социально-де­мографические общности (мужчины, женщины, дети, ро­дители, семьи и др.); этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы); социально-территориальные общности и др. В определенных условиях немаловажное значение в общест­ве могут иметь различные религиозные (конфессиональ­ные), расовые и др. группы.

Сказанным далеко не исчерпывается возможная клас­сификация многообразных социальных групп. Так, на­пример, иногда предлагается еще и их подразделение по принадлежности к ним индивидов – на ингруппы, когда человек выделяет некоторые группы, к которым он сам принадлежит и поэтому определяет их как «свои» («моя се­мья», «моя компания», «мой класс», «моя профессиональ­ная группа» и др.) и аутгруппы, к которым он не принадлежит и которые для него являются не своими, другими группами.

Итак, понятие «социальная группа» в широком смысле является более общим, родовым по отношению к поняти­ям «социальный класс», «социальный слой», «социальная общность», «коллектив», «семья», «мужчины», «женщи­ны», «дети», «пенсионеры», «нация», «народность», «этни­ческая группа», «этнографическая группа», «городские жители», «сельские жители», «школьники», «студенты», «учителя», «бюрократия» и многим др.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение социальной группы и ее характерные черты.

2. Какую роль играет социальный контроль по отношению к социальной группе?

3. В чем различие первичных и вторичных, условных и реальных групп?

4. Каково различие между номинальными и интерактивными группами?

5. Что такое гетерогенные и гомогенные группы?

6. Каково значение референтных групп?

7. Что такое формальные и неформальные группы?

8. Охарактеризуйте структуру формальной группы.

9. Охарактеризуйте структуру неформальной группы.

10. Каков механизм образования формальных и неформальных организаций?

11. Дайте определение малой группы и ее характеристику.

12. Каковы причины формирования групп на предприятии.

13. Охарактеризуйте стадии развития группы в организации.

14. В чем заключается диагностика стадий развития группы в организации?

15. Какие модели взаимодействия в малой группе Вы знаете?

16. Дайте характеристику моделей коммуникации «круг», «штурвал», «цепь», «игрек», «тент», «палатка», «дом», «паутина».

17. Каковы основания и последствия групповой сплоченности членов групп?

18. Что такое лидерство и авторитет в группе?

19. Покажите роль в малой группы в социодинамике предприятия.

20. Раскройте классификацию малых групп по характеру социодинамики.

21. Какие типы отношений интеракции возникают в малой группе?

22. Что такое фацилитация и ингибиция?

23. Раскройте содержание основных этапов становления коллектива.

24. Какие методы управления применяются для различного уровня развития сотрудников в группе?

 


[1] Подробно см.: Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – С.159-179; Фролов С.С. Социология: Учеб. для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 1997. – Разд. 4. – Гл. 10; Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – Гл. 4; Харчева В. Основы социологии: Учеб. для средних специальных учебных заведений. – М.: Логос, 1997. – 5.5. Социальные группы и общности.

[2] См.: Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. – С.22.

[3] См.: Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. – 1992. – № 2-4.

[4] См.: psionlib.ru/index124.html

[5] См.: Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. Первичные и вторичные группы. – www.vuzlib.net/beta3/html/1/20322/20366/

 

[6] См.: http://azps.ru/articles/soc/soc168.html

[7] См.: Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. – 2000. – http://www.i-u.ru/biblio/archive/kuli_chelov

 

[8] См.: hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id...

[9] См.: sociology2015.ru/index/0-12

[10] См.: Миллз Т.М. О социологии малых групп // Американская социология. М., 1972.

[11] См.: Фролов С.С. Социология организаций. – http://sbiblio.com/biblio/archive/sociolorg/4.aspx. – Гл. 4. § 4.3.

 

[12] См.: Homans G. The Human Group. N.Y.: Free Press, 1951.

[13] См.: Tucman B., Jensen M. Stage of Small Groups Development Revisited // Group and Organization Studies. Dublin, 1977.

[14] См.: psyfactor.org › Библиотека › Методология

[15] См.: Фролов С.С. Социология организаций. – http://sbiblio.com/biblio/archive/sociolorg/4.aspx. – Гл. 4. § 7.2. Принципиальные модели процесса коммуникации и их применение.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.