По содержанию и формам организации деятельности необходимо выделять следующие уровни малых групп.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Конгломерат – случайно организованная группа, без четкой структуры отношений и взаимодействий; добровольное объединение людей на основе сходства интересов или общности пространства общения. Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями, эмоционально окрашенными: здесь каждый человек сам по себе, отсутствует четко выраженное отношение и ожидание меж-. ду людьми; нет единой цели. Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой; отношения носят деловой, совместный характер, подчиненный достижению необходимого результата при решении конкретной задачи; главной объединяющей силой являются формальная структура группы и функциональные обязанности ее членов. Корпорация – группа, объединенная внутренними целями, не выходящими за ее пределы, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, порой в ущерб другим группам. «Замкнутая система, только для себя» -неизбежно приобретает черты группового эгоизма корпоративной культуры. Группа – коллектив. Устойчивая, демократическая система взаимодействия с развитыми формальной и неформальной структурами, формальным и неформальным лидерством; стратегия развития ориентирована на достижения; люди могут и хотят работать совместно; демократичность отношений сочетается с ответственностью, дисциплиной и способствует раскрытию творческого потенциала личности. Главным элементом отношений в коллективе должна быть предметная, социально-полезная деятельность, которая основана на взаимной ответственности, уважении друг к другу, контактности, организованности и информированности. Становление коллектива является неразрешимой проблемой в том случае, когда отсутствует сплоченность, взаимопонимание, общая цель, когда имеют место неправильные управленческие действия руководителя. Умелый руководитель использует ситуативные методы управления группой, изменяя подходы к людям, подгруппам, неофициальным лидерам, отдельным работникам.
Различные деловые ситуации требуют и различных методов управления: • низкий уровень развития сотрудников, группы (низкая квалификация, недобросовестные работники); необходимы в большинстве случаев авторитарные методы управления; • средний уровень развития сотрудников, группы (недостаточно опыта, хотя работники обладают базовыми навыками и добросовестно относятся к делу); необходимы авторитарно-демократические методы управления; • хороший уровень развития сотрудников, коллектива (работники имеют базовые навыки и достаточную квалификацию для эффективной работы, но требуется более активное участие в самостоятельном принятии решений); необходимы демократические методы управления; • высокий уровень коллективного развития (сотрудники экстра класса, ответственные, инициативные, работают творчески); – необходима «передача полномочий»; предпочтительным для этого уровня является либеральный стиль управления со стороны руководителя. Анализ группового «Я» произвел в социологической мысли подлинную революцию. Коллективное сознание и групповая динамика, межличностная коммуникация, лидерство и исполнение роли, конфликт ролей, социальная дистанция и автономизация, групповая солидарность и сплоченность, первичные отношения, идентификация, персонификация, принятие групповых решений и другие понятия малой группы вошли в научный оборот мировой социологии и находятся сейчас в поле зрения ученых и управленцев-практиков.
* * * С точки зрения характеристики социальной структуры общества, в которой отражается различие общественных групп по их социальному положению, особенно важно выделение таких социальных групп, как социально-классовые общности (классы, социальные слои); социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.); этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы); социально-территориальные общности и др. В определенных условиях немаловажное значение в обществе могут иметь различные религиозные (конфессиональные), расовые и др. группы. Сказанным далеко не исчерпывается возможная классификация многообразных социальных групп. Так, например, иногда предлагается еще и их подразделение по принадлежности к ним индивидов – на ингруппы, когда человек выделяет некоторые группы, к которым он сам принадлежит и поэтому определяет их как «свои» («моя семья», «моя компания», «мой класс», «моя профессиональная группа» и др.) и аутгруппы, к которым он не принадлежит и которые для него являются не своими, другими группами. Итак, понятие «социальная группа» в широком смысле является более общим, родовым по отношению к понятиям «социальный класс», «социальный слой», «социальная общность», «коллектив», «семья», «мужчины», «женщины», «дети», «пенсионеры», «нация», «народность», «этническая группа», «этнографическая группа», «городские жители», «сельские жители», «школьники», «студенты», «учителя», «бюрократия» и многим др.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение социальной группы и ее характерные черты. 2. Какую роль играет социальный контроль по отношению к социальной группе? 3. В чем различие первичных и вторичных, условных и реальных групп? 4. Каково различие между номинальными и интерактивными группами? 5. Что такое гетерогенные и гомогенные группы? 6. Каково значение референтных групп? 7. Что такое формальные и неформальные группы? 8. Охарактеризуйте структуру формальной группы. 9. Охарактеризуйте структуру неформальной группы. 10. Каков механизм образования формальных и неформальных организаций? 11. Дайте определение малой группы и ее характеристику.
12. Каковы причины формирования групп на предприятии. 13. Охарактеризуйте стадии развития группы в организации. 14. В чем заключается диагностика стадий развития группы в организации? 15. Какие модели взаимодействия в малой группе Вы знаете? 16. Дайте характеристику моделей коммуникации «круг», «штурвал», «цепь», «игрек», «тент», «палатка», «дом», «паутина». 17. Каковы основания и последствия групповой сплоченности членов групп? 18. Что такое лидерство и авторитет в группе? 19. Покажите роль в малой группы в социодинамике предприятия. 20. Раскройте классификацию малых групп по характеру социодинамики. 21. Какие типы отношений интеракции возникают в малой группе? 22. Что такое фацилитация и ингибиция? 23. Раскройте содержание основных этапов становления коллектива. 24. Какие методы управления применяются для различного уровня развития сотрудников в группе?
[1] Подробно см.: Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – С.159-179; Фролов С.С. Социология: Учеб. для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 1997. – Разд. 4. – Гл. 10; Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – Гл. 4; Харчева В. Основы социологии: Учеб. для средних специальных учебных заведений. – М.: Логос, 1997. – 5.5. Социальные группы и общности. [2] См.: Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. – С.22. [3] См.: Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. – 1992. – № 2-4. [4] См.: psionlib.ru/index124.html [5] См.: Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. Первичные и вторичные группы. – www.vuzlib.net/beta3/html/1/20322/20366/
[6] См.: http://azps.ru/articles/soc/soc168.html [7] См.: Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. – 2000. – http://www.i-u.ru/biblio/archive/kuli_chelov
[8] См.: hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id... [9] См.: sociology2015.ru/index/0-12 [10] См.: Миллз Т.М. О социологии малых групп // Американская социология. М., 1972. [11] См.: Фролов С.С. Социология организаций. – http://sbiblio.com/biblio/archive/sociolorg/4.aspx. – Гл. 4. § 4.3.
[12] См.: Homans G. The Human Group. N.Y.: Free Press, 1951. [13] См.: Tucman B., Jensen M. Stage of Small Groups Development Revisited // Group and Organization Studies. Dublin, 1977. [14] См.: psyfactor.org › Библиотека › Методология [15] См.: Фролов С.С. Социология организаций. – http://sbiblio.com/biblio/archive/sociolorg/4.aspx. – Гл. 4. § 7.2. Принципиальные модели процесса коммуникации и их применение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|