Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Методы биохимических исследований СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 020208–«Биохимия» Факультет естественно-географический КАФЕДРА биохимии Пенза – 2007 Квалификационные требования Квалификация выпускника – биохимик. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки биохимика по специальности 020208 Биохимия при очной форме обучения 5 лет. Квалификационная характеристика выпускника Специалист-биохимик осуществляет деятельность по изучению строения и свойств химических соединений, входящих в состав живых организмов, метаболизма и его регуляции. Разрабатывает нормативные документы в своей области деятельности, организует и выполняет экспедиционные работы и лабораторные исследования; анализирует получаемую полевую и лабораторную информацию, обобщает и систематизирует результаты выполненных работ, используя современную вычислительную технику; составляет научно-технические отчеты и другую установленную документацию; следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов в области своей деятельности. Проводит экспериментальные исследования в своей области, формулирует их задачу, участвует в разработке и осуществлении новых методических подходов, обсуждении, оценке и публикации результатов, проводит патентную работу, участвует в работе семинаров и конференций, составлении патентных заявок.
В производственных и медицинских организациях проводит биохимическую аналитическую работу, участвует в диагностике и экспертизе, сертификации продуктов производства. Исходя из своих квалификационных возможностей, специалист-биохимик подготовлен к самостоятельной работе на должностях биохимика, врача-лаборанта, биолога, лаборанта-исследователя, инженера-исследователя, научного сотрудника в научно-исследовательских и научно-производственных учреждениях, и других должностях, в соответствии с требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 21.08.98 № 37. Специалист-биохимик подготовлен к педагогической деятельности на должности преподавателя в средней школе и учреждениях профессионального образования при условии освоения дополнительной образовательной программы психолого-педагогического профиля. Область профессиональной деятельности Исследование строения и физико-химических свойств химических соединений, входящих в состав живых организмов, метаболизма и молекулярных механизмов его регуляции. Объекты профессиональной деятельности Вирусы и микроорганизмы, клеточные органеллы и одиночные клетки, многоклеточные организмы (растения и животные). Виды профессиональной деятельности · Проведение научных исследований в области биохимии и молекулярной биологии: сбор и подготовка научных материалов, квалифицированная постановка экспериментов, обработка результатов клинических анализов и экспериментальных исследований. · Научно-производственная и организационная деятельность;
· Педагогическая деятельность (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля) преподавание в средней и высшей школе, осуществление просветительской деятельности. · Иные виды деятельности, позволяющие использовать базовую биологическую подготовку и подготовку по специальности 020208 – Биохимия. Требования ГОС по дисциплине
Методы препаративной химии и биохимии; методы выделения органелл; разные виды хроматографии, в том числе аффинная хроматография; разные виды электрофореза, в том числе иммунный электрофорез; методы дифференциального центрифугирования, спектральные методы; методы меченых атомов; методы химической модификации белков и мембран; программирование и др. Цели и задачи дисциплины Курс «методы биохимических исследований» должен ознакомить студентов с основными методами исследований, используемых в биохимии. Целью курса является подготовка высококвалифицированных биохимиков, способных выполнять исследования, самостоятельно планировать ход работы и подбирать необходимые методы для решения конкретных задач. «Методы биохимических исследований» – это лекционный курс. В курсе «методы биохимических исследований» изучаются теоретические основы биохимических методов исследований, основные методологические и методические приемы, необходимые для успешного применения этих методов. Особое внимание в курсе отводится современным хроматографическим и электрофоретическим методам исследований, видам современного лабораторного оборудования и приемам работы с ним. Успешное освоение курса «методы биохимических исследований» подготовит студентов к проведению научных исследований в области биохимии и молекулярной биологии. Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов
Дисциплина методы биохимических исследований относится к специальным дисциплинам и дисциплинам специализации федерального компонента. Распределение времени, отведенного на изучение дисциплины по учебному плану
Форма учебной работы |
Форма обучения | |||||||||||||
Очная | ||||||||||||||
По семестрам | ||||||||||||||
7 | 8 | |||||||||||||
Общая трудоёмкость, всего часов | 36 | 44 | ||||||||||||
Аудиторные занятия (АЗ) | 17 | 22 | ||||||||||||
Лекции (Л) | 17 | 22 | ||||||||||||
Практические занятия (ПЗ) | ||||||||||||||
Семинары (С) | ||||||||||||||
Лабораторные занятия (ЛЗ) | ||||||||||||||
Другие виды аудиторных занятий | ||||||||||||||
Самостоятельная работа (СР) | 19 | 22 | ||||||||||||
Контрольная работа | ||||||||||||||
Компьютерное тестирование | ||||||||||||||
Курсовая работа | + | |||||||||||||
Форма итогового контроля (зачет, экзамен) | экзамен |
|
|
Тематические планы для очной формы обучения на 7 семестр
№ п/п | Темы | Кол-во часов | |
Лекций | Самост. | ||
1. | Оборудование биохимической лаборатории. Общие принципы биохимического исследования. | 2 | 2 |
2. | Разрушение клеток и экстракция. Центрифугирование. | 2 | 2 |
3. | Разделение белков путем осаждения. Осаждение нуклеиновых кислот. | 3 | 3 |
4. | Буферные растворы и специальные добавки. Ультрафильтрация. Диализ. Детергенты и их применение. | 2 | 2 |
5. | Общие принципы хроматографии, классификация хроматографических методов. | 2 | 2 |
6. | Материалы матриц сорбентов и обменников. Техника колоночной хроматографии. | 2 | 2 |
7. | Адсорбционная и распределительная хроматографии. | 2 | 2 |
8. | Тонкослойная хроматография. | 1 | 2 |
9. | Ионообменная хроматография. | 1 | 2 |
Итого: | 17 | 19 |
На 8 семестр
№ п/п | Темы | Кол-во часов | ||
Лекций | Самост. | |||
1. | Ионообменная ЖХВД белков. Хроматофокусирование. | 1 | 1 | |
2. | Аффинная хроматография. | 2 | 2 | |
3. | Гель-фильтрация. | 3 | 3 | |
4. | Теоретические и методические основы электрофореза. | 3 | 3 | |
5. | Изоэлектрическое фокусирование и изотахофорез. | 2 | 2 | |
6. | Обнаружение, количественное определение и характеристика макромолекул после электрофореза. | 2 | 2 | |
7. | Принцип иммунного электрофореза. Иммунофиксация. | 1 | 1 | |
8. | Электросинерез. Электроиммуноанализ. Перекрестный иммуноэлектрофорез. | 1 | 1 | |
9. | Методы меченых атомов. | 2 | 2 | |
10. | Спектрофотометрические методы анализа. | 2 | 2 | |
11. | Флюориметрические методы анализа. | 1 | 1 | |
12. | Иммуноферментный анализ | 1 | 1 | |
13. | Радиометрический анализ. Масс-спектроскопия. | 1 | 1 | |
Итого: | 22 | 22 | ||
Содержание дисциплины
|
|
Введение
История развития методов биохимических исследований. Роль методического обеспечения в развитии биохимии. Классификация методов исследования в биохимии. Применение биохимических методов в медицине, биотехнологии, экологии и др. отраслях
|
|