Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логические правила доказательства и опровержения




ПРАВИЛА ОШИБКИ
быть точно 1. Тезис должен сформулирован 2. Тезис должен оставаться одним и тем же в процессе всего доказательства или опровержения а) "подмена тезиса" - доказывается (опровергается) новый тезис б) "довод к человеку" - доказательство (опровержение) тезиса подменяется оценкой лица в) "довод к публике" - стремление воздействовать на чувства слушающих
3. Основания должны быть истинными, доказанными, не подлежащими сомнению 4. Основания должны доказываться независимо от тезиса а) "основное заблуждение" - тезис обосновывается ложными аргументами б) "предвосхищение основания" - аргументы нуждаются в собственном обосновании в) "порочный круг" - аргументы доказываются посредством тезиса
5. Доказательство (опровержение) должно строиться по общим правилам умозаключения а) "мнимое следование" - тезис не следует из приведенных оснований б) "от сказанного с условием к сказанному безусловно" - аргументы, истинные при определенных условиях, приводятся в качестве истинных при любых условиях

 

Примеры софизмов, ставших знаменитыми еще в древности: "Что ты не терял, то имеешь; рога ты не терял; значит, у тебя есть рога". "Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит". "Этот пес твой; он отец; значит, он твой отец".

Нередко софизм обосновывается на таких логических ошибках, как подмена тезиса, доказательства, несоблюдение правил логического вывода, принятие ложных посылок за истинные и т.п.

В процессе рассуждения иногда возникают логические парадоксы. Парадокс (от греч. paradoxes - неожиданный, странный) -в широком смысле - неочевидное высказывание, истинность которого устанавливается достаточно трудно. Парадоксы в зависимости от области их применения бывают математические, политические и другие.

Доказательство и опровержение являются необходимым и наиболее сложным этапом мыслительного процесса. Их использование в различных видах практической деятельности предполагает глубокое значение и умение применять умозаключения, правила вывода умозаключений, несоблюдение которых (осознанно или неосознанно) приводит к невозможности получить человеком истинные знания о действительности.

5. 1. Познание так или иначе затрагивает все области человеческой деятельности. Познание присутствует в литературе, искусстве, религии, в процессе образования, при занятиях спортом, в развлечениях и труде. Однако, специальной областью, которая специализируется на производстве, хранении, переработке и распространении знаний, является наука.

Наука – это динамическая система в целом истинных знаний о действительности (природе, обществе, человеке), получаемых в результате специальной (профессиональной) исследовательской деятельности и превращаемых благодаря их применению в важную и все возрастающую производительную силу общества.

Наука является профессиональным видом общественной деятельности, которая осуществляется по определенным научным канонам, принимаемым научным обществом. В нем используются специальные методы исследования, а также оценивается качество получаемых знаний на основе принятых научных критериев. Процесс научного познания включает в себя: объект, субъект, знание как результат и метод исследования.

Наука имеет дело с особым набором объектов реальности, несводимых к объектам обыденного опыта, научные знания являются продуктами научной деятельности.

Когда возникла наука? Существует несколько теорий относительно происхождения науки:

1. наука возникла вместе с возникновением общества. Таки образом отождествляют становление рациональности и становления науки. Такая точка зрения, однако, смешивает предпосылки возникновения науки с самой наукой, ее предысторию с историей.

2. наука зародилась в Греции в VI-IV вв. до н.э. как особая (интеллектуальная) форма общественной деятельности, однако в античности наука неотделима от философии в целом. Этот этап становления научного знания обычно называют «аристотелевская наука» (умозрительная наука)

3. наука «в современном смысле» возникла к ХV - ХVI вв., когда начало вступать в свои права естествознание и наметилась перспектива обращения к опытным, экспериментальным методам исследования. к ХVI-ХVII вв у науки появляются все характерные для полноценного социального института атрибуты: научные сообщества, исследовательские (университетские) центры, издания, научный этос и т.д.

Рассмотрим отличительные признаки науки.

От других форм познавательной деятельности (художественной, религиозной, обыденной, мистической и прочих), наука отличается тем, что когнитивная составляющая (от лат. слова cognitio - знание, познание, т.е. когнитивный - познаваемый, соответствующий познанию) является доминантной.

Выделяют следующие особенности научного познания:

- системность научного знания (Система (от греч. systema — составленная из частей, соединенное) — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство). Утверждение в науке системности как одного из всеобщих принципов методологии началось с появлением представлений о системном устройстве мира. Появление во второй половине 19-20 вв. фундаментальных теорий макро- и микромира привело к утверждению многоуровневого и многомерного системного понимания объективной действительности, к разработке адекватных методологических принципов отображенных сложных объектов. Одним из таких принципов является способ познания как составная часть современной научной методологии.

- научные идеи отражают достаточно глубокие, существенные связи изучаемых явлений. Открытие законов составляет главную задачу и цель всякой науки. (закон – это существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями. научный закон – это утверждение, имеющее доказательство (в отличие от аксиомы), которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом согласующимся с ними)

- научные идеи должны быть прогностическими, то есть служить орудием предвидения, предсказания и должны обладать(в тенденции, в развитии) определенным преобразовательным потенциалом, служить делу изменения и обустройства предметной среды обитания человека. Принцип «Знание – сила», сформулированный Ф. Бэконом, определяет науку как средство и метод преобразования мира.

- научные идеи, должны исходить из фактов, опираться на факты и подтверждаться фактами. Факт (от лат. Factum - свершившееся) - это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факты дают возможность строить доказательство - уникальное достояние науки, которое не присуще (или присуще в значительно меньшей мере) другим формам и видам умственной деятельности людей.

- наука - доказательная форма познания. Доказанность знания - ее самая убедительная черта. Безусловно, в науке существует много недоказанного, спорного, неизвестного, множество теорий, содержащих противоречия, недоказанных теорем, неразрешимых проблем, гипотетических построений, парадоксов… Однако основная масса научного знания является доказательным, иные формы не являются определяющими образ и содержание науки.

- рациональность научной познавательной деятельности. Традиционно рациональность понимается как преимущественное обращение к доводам рассудка и разума и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений — при принятии решений. Рациональность обычно связана со следованием определенным правилам. Научная рациональность включает в себя чувственный опыт и эксперимент, которые, в свою очередь, подчиняются доводам и законам научной логики.

— выделение теоретической и эмпирической составляющих научного знания: в науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Это различие имеет своим основанием неодинаковость, 1) способов (методов) познавательной активности, 2) характера достигаемых научных результатов. Для эмпирического познания характерна деятельность по фиксации научных фактов, которая предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию и первичное обобщение. Теоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступает понятия, категории, законы, гипотезы и т.д. Основной формой знания, получаемого на эмпирическом этапе, является научный факт и совокупность эмпирических обобщений. На теоретическом уровне получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий. В эмпирическом познании доминирует чувственный коррелят, а в теоретическом – рациональный.

— понятийная деятельность, то есть деятельность по выработке понятий.

Эти особенности позволяют науке выполнять основные познавательные функции:

— описание

— объяснение

Одной из главных черт научного познания является рациональность. Рассмотрим подробнее эволюцию рациональности, начиная с XVII столетия.

В этой эволюции можно выделить три типа научной рациональности и соответственно три крупных этапа эволюции науки, сменявшие друг друга в рамках развития техногенной цивилизации:
1) классическая наука (в двух ее состояниях, додисциплинарная и дисциплинарно организованная наука);

В этой эволюции можно выделить три типа научной рациональности и соответственно три крупных этапа эволюции науки, сменявшие друг друга в рамках развития техногенной цивилизации:

1) классическая наука (в двух ее состояниях, додисциплинарная и дисциплинарно организованная наука);

2) неклассическая наука;

3) постнеклассическая наука.

Следует отметить, что появление каждого нового этапа не отбрасывало предшествующих достижений, а только очерчивало сферу их действия, их применимость к определенным типам задач.

Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Если схематично представить эту деятельность как отношения "субъект-средства-объект" (включая в понимание субъекта ценностно-целевые структуры деятельности, знания и навыки применения методов и средств), то описанные этапы эволюции науки выступают в качестве разных типов научной рациональности, характеризующихся различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.

Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать (от лат. eliminare — изгонять, т.е. исключить из рассмотрения признаков, заведомо не связанных с изучаемым процессом или явлением) все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.
Схематично этот тип научной деятельности может быть представлен следующим образом:

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя они определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире.

Этот тип научной деятельности можно схематично изобразить в следующем виде:

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется (от лат. explicatio - истолкование, объяснение, т.е. истолковывается) связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Этот тип научного познания можно изобразить посредством следующей схемы:

Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом существует преемственность между типами рациональности и образами науки: неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования). Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования. Они будут использоваться в некоторых познавательных ситуациях, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки.

Современная наука поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек, и в этой ситуации требование экспликации ценностей не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки.

2. Наука, помимо того, что является совокупностью научного знания и идей, является также и социальным институтом, состоящим из научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а следовательно, и отношений между людьми. Наука поэтому может быть определена и как научное сообщество, т.е. объединение людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории.

Наука - часть культуры, призванная взаимодействовать с этим целым и испытывать на себе его мощнейшее влияние. Австрийский физик-теоретик Эрвин Шредингер писал: "…Существует тенденция, - писал он, - забывать, что все естественные науки связаны с общечеловеческой культурой и что научные открытия, даже кажущиеся в настоящий момент наиболее передовыми и доступными пониманию немногих избранных, все же бессмысленны вне своего культурного контекста… теоретическая наука, представители которой внушают друг другу идеи на языке, в лучшем случае понятном лишь малой группе близких попутчиков, - такая наука непременно оторвется от остальной человеческой культуры; в перспективе она обречена на бессилие и паралич, сколько бы ни продолжался и как бы упрямо ни поддерживался этот стиль для избранных, в пределах этих изолированных групп, специалистов". В случае, если научное сообщество утрачивает связь с иными областями культуры, это приводит к деформациям в самой науке, появлению псевдонаучных дискурсов, которые, как метко заметил Д.М. Перевощиков, строятся на «птичьем языке», то есть псевдонаучном языке, изобилующем терминами и словами, затемняющими смысл.

Однако, какое же место занимает наука в системе культуры? Существуют противоположные позиции: сциентизм и антисциентизм, которые по-разному оцениваю роль науки.

Сциентизм (от лат. scientia наука, знания) — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества. Сциентизм не является строго оформленной системой взглядов, он представляет собой идейную ориентацию и проявляется по-разному: от подражания точным наукам (что проявляется в системе определений, логическом формализме, искусственном применении математической символики), вплоть до отрицания философско-мировоззренческих проблем как лишённых смысла для познания и значения (неопозитивизм) и рассмотрения естественных наук в качестве единственного возможного знания. Философии как особой форме познания сциентизм не придает значения. Классическим выражением сциентизма считаются слова Э. Резерфорда «Все науки делятся на физику и коллекционирование марок».

Антисциентизм — противоположность сциентизма, отрицающая главенствующую роль науки в идейной жизни общества. Антисциентизм полагает ограниченными возможности науки в решении проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивает науку как враждебную человеческому существованию. наука оценивается как нечто утилитарное, подчеркивается её неспособность подняться до понимания истинных проблем мира и человека. Социально-гуманитарное знание трактуется как форма сознания, к которой не может быть применим принцип объективности.

Г. Маркузе вводит концепцию «одномерного человека», показывая, что подавление индивидуальных и природных начал в человеке сводит всё многообразие человеческой личности лишь к одному параметру - технократическому. Майкл Полани (автор концепции личностного знания) подчёркивает, что сциентизм в современном виде оказывает на мысль сковывающее действие почти так же, как это делала церковь в средние века. В человеке не остаётся места важнейшим внутренним убеждениям, которые он вынужден скрывать под маской нелепых, неадекватных и слепых терминов.

Исследованием, выявлением, поиском и экспликацией предельных оснований науки занимается относительно самостоятельная область философии (выделившаяся в 19 веке) – философия науки и техники, о сновная проблематикой исследований которой является:

природа (сущность) и исторические типы науки, общенаучная картина мира, критерии научности, научно-исследовательская организация поиска истины, строение научного знания и закономерности его роста, структура научного объяснения, когнитивный статус научных законов, научная коммуникация и научное сообщество, место и роль науки в развитии общества и т.п.

Подробнее рассмотрим историю формирования науки.

Наука в рамках западной культурно-цивилизационной традиции возникла в Древней Греции в период между VI и III вв. до н.э. Не исключено, что при своем рождении греческая наука опиралась на высокую восточную мудрость, на те астрономические, медицинские и иные знания, которые были накоплены в древнейших цивилизациях Индии, Китая, Вавилона, Египта. Однако именно в Древней Греции были сформированы первые исследовательские программы, во многом предопределившие последующее развитие западной науки:

левкиппо-демокритовский атомизм,

пифагорейско-платоновскую математика

аристотелевская физика.

Поэтому можно утверждать, что наука - уникальное достижение "эллинского гения". Первые античные мыслители, создававшие учения о природе - Фалес, Пифагор, Анаксимандр и другие, от разрозненных наблюдений и рецептов перешли к построению логически связанных и согласованных систем знания – теорий, которые не имели узкопрактического характера. Основным мотивом первых ученых было стремление понять исходные начала и принципы мироздания. Само древнегреческое слово "теория" означает "созерцание". Согласно Аристотелю, "теория" - это такое знание, которое ищут ради него самого, а не для каких-то утилитарных целей. И это теоретическое знание в Древней Греции разрабатывали и хранили не жрецы (как в странах Востока), а светские люди, поэтому они не придавали ему сакральных черт и обучали всех желающих и способных к науке людей.

Благодаря всему этому за короткий по историческим меркам период древние греки создали замечательные математические теории, построили космологические системы, заложили основы целого ряда наук - физики, биологии, социологии, психологии и др. Уже в Платоновской Академии и особенно в школе Аристотеля это знание приобрело вид научных дисциплин, в рамках которых велись систематические исследования и обучалась научная смена.

Одним из выдающихся древнегреческих философов (и ученых) был Аристотель, создал формальную логику (ее зачастую называют аристотелевская логика) - инструмент ("органон") рационального научного рассуждения; проанализировал и классифицировал различные виды знания: разграничил философию (метафизику), математику, науки о природе и теоретическое знание о человеке. Аристотель также различал науку (" эпистеме ") и "искусство" (" технэ "), которые познают общее через причины, но науки, по Аристотелю, не служат никакой пользе общества, наука (философия) существует ради себя самой, знание ради знания: из наук большей мудростью обладает та, которая желательна ради нее самой, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы. Искусство же, это наука в ее практическом применении. "Искусство" - это то, чему можно научить, что можно передать в виде алгоритма действий так, что даже неопытный человек может это воспроизвести.

Античная "аристотелевская" наука описывала мир как замкнутый и относительно небольшой по размерам Космос, в центре которого находится Земля. Математика считалась наукой об идеальных формах, применительно к природе область ее применений ограничивалась расчетами движения небесных тел, в познании земных явлений, по Аристотелю, возможны только нематематические, качественные теории. Очень важно также то, что античным ученым была чужда идея точного контролируемого эксперимента: их учения опирались на опыт, на эмпирию, но это было обычное наблюдение вещей и событий в их естественной среде с помощью обычных человеческих органов чувств. Античная наука была умозрительной.

«Современная» наука формируется с XVI века, что обусловлено научной революцией, начавшейся гелиоцентрической системой мира Н. Коперника, продолжившаяся работами Г. Галилея, идеями Фр. Бэкона и Р. Декарта и закончившаяся "классической физикой" И. Ньютона. Учитывая, что именно в трудах Галилея современная наука обрела свои наиболее характерные черты, ее и принято называть галилеевской. Становление галилеевской, или новоевропейской, науки связано с открытием нового научного метода. Его не знала "аристотелевская", античная и средневековая, наука. Метод этот, в понимании Галилея, двуедин. С одной стороны, это наблюдения, факты, "чувственный опыт", а с другой - "необходимые доказательства", требующие языка математики, ибо на нем, как полагал итальянский мыслитель, написана книга природы. Иначе говоря, осуществлялось исследовательское единство двух относительно самостоятельных методов: экспериментального и математического.

С XVII века наука претерпела ряд важных качественных изменений. Их с определенностью можно уложить в три этапа: классический (XVII - XIX века), неклассический (конец XIX - первая половина XX века) и постнеклассический (вторая половина, вернее, последняя треть XX века и по сегодняшний день). Каждый из этих этапов имеет свои отличительные особенности.

Классическая наука

Образцом и доминантой в системе научного знания классического типа выступает механика. Все научные проблемы ставятся и решаются в терминах механического перемещения тел, движения с чисто геометрической точки зрения, в этом плане нет разницы между естествознанием и обществознанием. Объект и субъект познания в классической науке четко отделены и резко противопоставлены друг другу. После "Правил для руководства ума" Декарта все понимают: объект - res extensa ("вещь протяженная"), субъект - res cogitans ("вещь мыслящая"). Вещная протяженность объекта расшифровывается просто: это относительно устойчивое, механически устроенное тело, легко обращаемое в точки, линии, плоскости, "говорящее", как у Галилея, языком треугольников, кругов и прочих геометрических фигур. Также просто понимается и "мыслящая вещь": это чистый разум, лишенный всякой иррациональности, всех страстей, эмоций и чувств, идеалом для которого становится: "Не смеяться, не плакать и не отворачиваться, но понимать" (Б.Спиноза).
Субъект полагается отстраненным наблюдателем и бесстрастным экспериментатором.
Причинность (базовый принцип любой, а тем более классической науки) понимается как внешнее силовое воздействие одного тела на другое, воздействие линейное и однонаправленное (от причины к следствию - без всякой обратной связи). Внутренние (и самые глубокие) основания происходящих изменений при этом не вскрываются.
В общенаучной картине мира Универсум - это гигантская машина, "огромные механические часы, состоящие из множества зубчатых колес". В XIX веке в связи с успехами биологии, химии, геологии и других наук механическая картина мира немного "разбавляется" идеями состояния, процесса, развития. Но в целом отказа от механицизма не происходит, его основные принципы остаются непоколебимы.
В обществе есть согласие относительно того, что познание мира должно вести к господству над ним. ("Знание - сила")

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...