Постнеклассическая наука
Сложность выделения доминанты в системе научного знания постнеклассического типа связана с междисциплинарным характером постнеклассической науки и с ее "проблемной" (по проблемам) структурализацией: предметно-целевое сращивание прикладных и фундаментальных знаний, теоретических и экспериментальных исследований. На методологическое лидерство в постнеклассической науке по праву претендует синергетика. Ее интерес к неустойчивости, нелинейности, неравновесности, различным аттракторам (в мире хаоса) и бифуркациям весьма импонирует современному "научному мнению".
Постнеклассическую причинность можно с полным основанием назвать синергетической. В центре ее внимания - бифуркации, т.е. точки, в которых (и вокруг которых) поведение системы становится крайне неустойчивым. В эти моменты достаточно небольших воздействий-усилий, чтобы возник новый уровень организации и система резко изменила направление своего развития. В точках бифуркации всегда содержится множество различных возможных линий развития. Постнеклассическая общенаучная картина мира включает в себя идеи историзма (исторической эволюции), плюрализма, нелинейности и самоорганизации (как возникновения порядка из хаоса).
В книге "Структура научных революций" (1963) Т.Кун показывает, что научное сообщество формируется путем принятия определенных парадигм: "Этим термином я обозначаю, - писал он, - научные завоевания, повсеместно принятые, из которых складывается, пусть на какое-то время, модель проблем и решений, устраивающих тех, кто занимается исследованиями в данной области". Парадигматическая теория конституирует научное сообщество. " Нормальная" наука пытается втиснуть природу в клетку концептов, отработанных системой профессионального образования. Это исследование, стабильно основанное на одном или нескольких уже достигнутых результатах, которому научное сообщество дает статус фундамента для будущей практики. Создать нормальную науку - означает, следовательно, разгадывать головоломку, т.е. определенные парадигмой проблемы, выросшие из нее и вернувшиеся в нее вновь. Нормальная наука, кроме прочего, кумулятивна (мощные инструменты, более точные измерения и концепты расширяют теорию). "Нормальный" ученый не ищет новаций. И тем не менее, новостей не миновать. Чем яснее теоретическая и эмпирическая артикуляция, чем информативнее теория, тем больше риск быть опровергнутой.
Развитие науки Кун представляет как скачкообразный революционный процесс, сущность которого выражается в смене парадигм. Период «нормальной науки» с определенной парадигмой сменяется периодом научной революции, в процессе которой утверждается новая научная парадигма и наука вновь на некоторое время находится в состоянии «нормальной науки». Переход от старой парадигмы к новой не может основываться на чисто рациональных доводах, хотя это элемент значителен. Здесь необходимы также волевые факторы — убеждение и вера. Необходимо верить, что новая парадигма достигнет успеха в решении большего круга проблем, чем старая.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|