Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постнеклассическая наука




Сложность выделения доминанты в системе научного знания постнеклассического типа связана с междисциплинарным характером постнеклассической науки и с ее "проблемной" (по проблемам) структурализацией: предметно-целевое сращивание прикладных и фундаментальных знаний, теоретических и экспериментальных исследований. На методологическое лидерство в постнеклассической науке по праву претендует синергетика. Ее интерес к неустойчивости, нелинейности, неравновесности, различным аттракторам (в мире хаоса) и бифуркациям весьма импонирует современному "научному мнению".
Объект постнеклассической науки - это по преимуществу исторически развивающиеся системы со сложной уровневой организацией своих элементов.
Субъект постнеклассической науки состоит из специалистов различных областей знания, так или иначе организованных вокруг комплексных исследовательских программ.
Для современной компьютеризирующейся науки характерно то, что Франсуа Лиотар назвал экстериоризацией знания. Вот что он писал в данной связи: " Знание может... становиться операциональным только при условии его перевода в некие количества информации. Следовательно, мы можем предвидеть, что все непереводимое в установленном знании, будет отброшено, а направления новых исследований будут подчиняться условию переводимости возможных результатов на язык машин".
Итак, речь идет о том, что со временем научным знанием будут считаться только те сведения или данные, которые удастся выразить количественно, подвергнуть квантификации, - словом, превратить в информацию. Обобщая, можно сказать, что экстериоризация знания - одна из самых примечательных черт постиндустриальной цивилизации или информационного общества.

Постнеклассическую причинность можно с полным основанием назвать синергетической. В центре ее внимания - бифуркации, т.е. точки, в которых (и вокруг которых) поведение системы становится крайне неустойчивым. В эти моменты достаточно небольших воздействий-усилий, чтобы возник новый уровень организации и система резко изменила направление своего развития. В точках бифуркации всегда содержится множество различных возможных линий развития.

Постнеклассическая общенаучная картина мира включает в себя идеи историзма (исторической эволюции), плюрализма, нелинейности и самоорганизации (как возникновения порядка из хаоса).


Однако можем ли мы выделить закономерности роста/развития научного знания?

В книге "Структура научных революций" (1963) Т.Кун показывает, что научное сообщество формируется путем принятия определенных парадигм: "Этим термином я обозначаю, - писал он, - научные завоевания, повсеместно принятые, из которых складывается, пусть на какое-то время, модель проблем и решений, устраивающих тех, кто занимается исследованиями в данной области".

Парадигматическая теория конституирует научное сообщество. " Нормальная" наука пытается втиснуть природу в клетку концептов, отработанных системой профессионального образования. Это исследование, стабильно основанное на одном или нескольких уже достигнутых результатах, которому научное сообщество дает статус фундамента для будущей практики. Создать нормальную науку - означает, следовательно, разгадывать головоломку, т.е. определенные парадигмой проблемы, выросшие из нее и вернувшиеся в нее вновь. Нормальная наука, кроме прочего, кумулятивна (мощные инструменты, более точные измерения и концепты расширяют теорию). "Нормальный" ученый не ищет новаций. И тем не менее, новостей не миновать. Чем яснее теоретическая и эмпирическая артикуляция, чем информативнее теория, тем больше риск быть опровергнутой.
Так возникают аномалии, с которыми на определенном этапе сталкивается научное сообщество. После серии атак на основные тезисы парадигмы и попыток их отразить определяется кризисная ситуация. Кризис парадигмы вызывает к жизни неординарную (анормальную) науку: начинается процесс размывания догм, как следствие, ослабляются правила нормального исследования. Перед лицом аномалий ученые теряют веру в прежде незыблемую теорию. Утрата начальной точки опоры часто сопровождается бурными дебатами по поводу философских оснований и проблем методологии. Эти симптомы кризиса продолжаются, пока через горнило новаций не пройдет иная парадигма и расшатанная теория не уступит место другой "нормальной науке", которая, впрочем, спустя более или менее продолжительный период времени принесет новые аномалии, за кризисом последует временная стабилизация и т.д.

Развитие науки Кун представляет как скачкообразный революционный процесс, сущность которого выражается в смене парадигм.

Период «нормальной науки» с определенной парадигмой сменяется периодом научной революции, в процессе которой утверждается новая научная парадигма и наука вновь на некоторое время находится в состоянии «нормальной науки». Переход от старой парадигмы к новой не может основываться на чисто рациональных доводах, хотя это элемент значителен. Здесь необходимы также волевые факторы — убеждение и вера. Необходимо верить, что новая парадигма достигнет успеха в решении большего круга проблем, чем старая.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...