Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сохранение нормальной иерархии и конгруэнтности телесно-душевно-духовных потребностей как условие и способ самозащиты здоровья




В норме тело, душа и дух не могут отрываться друг от дру­га и существовать раздельно. Триединство человека проявля­ется еще и в том, что соотношение телесно-душевно-духов­ных потребностей по масштабам и формам не может быть иным, кроме названного. Науки это признают. Человек со­здан по образу и подобию Бога. Попытки людей или общества не подчиниться этому объективному принципу устройства мира приводят к разрушению людей и общества. Приведем примеры, подтверждающие это суждение.

1. Нарушения в структуре человека на уровне перехода (гра­ницы) между масштабами биологических и социальных потреб­ностей. Подобное нарушение произошло и стало националь­ным бедствием во время реформ. При увеличении масштабов телесных (материальных) потребностей, выходе их за грани­цы социальных и духовных потребностей неизбежно возни­кает конфликт между ними. Человеку, желающему много по­треблять, в то же время хочется быть уважаемым человеком, считаться культурным, образованным, социально-норматив­ным, не «вором», быть «на виду», занимать престижную должность, избираться во властные структуры. «Не хлебом единым жив человек».

За доходами, операциями с недвижимостью следят со­ответствующие службы — ревизоры, прокуроры, Счетная палата, а также сослуживцы, которые сравнивают свои и чу­жие трудозатраты и зарплаты. Когда субъекты, увлекшиеся удовлетворением материальных потребностей, выходят за «рамки приличия», их наказывают разными способами. Ча­сто очень жестокими. Тогда теряется смысл в собственнос­ти. На деньги можно купить только медицинские услуги, но не здоровье.

Аналогичным крахом здоровья и всех жизненных планов заканчивается увеличение масштабов всех популярных телес­ных потребностей — в алкоголе, в табачном дыме, в наркоти­ках, в сексе, в еде и т.д. В удовлетворении «телесных» потребно­стей мы свободны только в пределах культурных, правовых и нравственных норм. Они определяют естественные, но жест­кие и обязательные для соблюдения границы безопасности на­шей жизни. Кто им не подчиняется, тот разрушается и пере­стает существовать. Их надо соблюдать для своего же блага. Другим от этого также будет лучше.

2. Нарушения в структуре человека на уровне перехода (границы) между масштабами социальных и духовных потреб­ностей. Деидеологизация нашего народа во время реформ со­здала условия для того, чтобы масштабы социальных (душев­ных) потребностей утратили соразмерность, сопряженность и конгруэнтность не только с материальными, но и с духов­ными потребностями. Это также причина разрушения всей биопсихосоциальной конструкции человека и общества.

В качестве примера можно привести зависимости от игр, Интернета, казино, от групп и группировок людей по инте­ресам, от друзей, сексуальных партнеров, созависимость родственников с больными алкоголизмом и наркоманией, «трудоголизм» и др.

В компьютерные игры дети начинают играть для удовлет­ворения социальных потребностей — вступления в отношения с виртуальными персонажами компьютерных игр. В играх участвуют преимущественно психические функции — вос­приятие, внимание, эмоции, мышление, воображение, па­мять, интеллект, воля, сознание. На мышцы, связки, кости, суставы, легкие, сердце, сосуды и другие органы нагрузка от­сутствует. Игра является элементом культуры и воспитания. В нормальных (не компьютерных) играх присутствуют обще­ние и взаимодействие. Дети на чувственном опыте узнают, что приятно или неприятно им и их партнерам по игре. В обще­нии детей имеются прямые и обратные связи, которые разви­вают способности детей к сопереживаниям и взаимодействи­ям, к коррекции своих социальных потребностей и поведения в коллективе. В компьютерных играх живого человеческого общения с обратной связью нет, нет эмоционального резонан­са с партнером по игре, нет сопереживания и взаимодействия, нет этических норм. Все можно — всех победить, застрелить и т.д. Ребенок поступает так, как он хочет, не считаясь с чело­веческими реакциями партнера по игре, так как партнера нет. Это является предпосылкой развития эгоизма и эгоцентризма, нечувствительности к людям, к дефекту в эмоциональном, со­циальном и духовном развитии. Эгоцентрические стереотипы поведения, сформировавшиеся в играх с виртуальными парт­нерами, переносятся на реальных детей и родителей.

Компьютерные игры очень занимательны и увлекатель­ны. Детей трудно оторвать от них, чтобы сделать уроки, во­время со всей семьей покушать, вовремя лечь спать и про­снуться. Навыки дисциплины, традиция приоритетности со­циально полезной, коллективной деятельности над игровой часто не вырабатываются. Став старшеклассниками и студен­тами, «компьютерные дети» остаются инфантильными. Им трудно соблюдать учебную дисциплину, подчиняться распи­санию, вовремя сдавать зачеты и экзамены.

У компьютера нет претензий к внешнему виду пользо­вателя, к опрятности и одежде. Нет необходимости нра­виться, можно заниматься немытым, небритым, неприче­санным, неряшливо одетым. Последствия упрощенного от­ношения к внешнему виду у «компьютерных детей» также обнаруживаются.

Для успешной компьютерной деятельности детям нуж­ны лишь специфические знания компьютерных технологий. Гуманитарные предметы — литература, история, география, музыка — им не нужны. «Компьютерные дети» отличаются богатством запаса терминов, но бедностью общего запаса слов, узостью кругозора. Их развитие одностороннее. Они развиваются как придаток к компьютеру. Это осложняет их жизнь. Не достигается гармонии между биологическими, социальными и нравственными компонентами биопсихосо­циальной структуры человека.

3. Нарушения в структуре человека на уровне духовной границы масштабов биологических и социальных потребнос­тей. Духовные потребности тоже могут утрачивать соразмер­ность и конгруэнтность с нижележащими социальными и материальными. Примерами могут быть зависимости от деструктивных, тоталитарных, псевдорелигиозных сект. Лю­дей вовлекают в них, актуализируя самые высокие духовные потребности — служить Богу. Но оказывается, что это не тра­диционная, мировая религия, а какое-то новое направление с новыми идеями, обрядами, нормами поведения и т.д. Изо­лированное усиление специфических духовных потребнос­тей сопровождается постепенным их противопоставлением социальным и материальным. Слабеют связи с родителями и друзьями, меняются интересы и стереотипы поведения. Формируется чувство долга перед новыми «отцами». За об-лагодетельствование нужно заплатить деньгами или трудом. Духовнозависимые начинают подвергаться финансовой, трудовой, а иногда и сексуальной эксплуатации, становятся рабами. В итоге вся телесно-душевно-духовная конструкция человека разрушается.

Из анализа приведенных примеров человек разумный и свободный сделает свой собственный вывод

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...