Тематика докладов и рефератов
1. Космологический характер античной философии. 2. Проблема субстанции античной философии. 3. Античная диалектика. 4. Антропоцентризм античной философии. 5. Проблема взаимоотношения души и тела в античной философии. 6. Становление античной науки. 7. Идеи логоса в философии Гераклита. 8. Учение Демокрита о человеке как макрокосме. 9. Образ идеального государства у Платона. 10. Учение Сократа о человеке. 11. Концепция счастья в этике Аристотеля. 12. Понятие судьбы в античном стоицизме. 13. Учение Эпикура и современный гедонизм. Тексты и источники Антология мировой философии: В 4 т. - M., 1970. - T.I. Аристотель. Метафизика. Кн.1,4,6. - T.I; Никомахова этика. Кн. 1. - С. 54-57; Большая этика. Кн. 1. - С. 296-337; Поэтика. Кн. 7. - С. 588-627, 646-680; Аристотель. Сочинение: В 4 т. - М., 1975-1984. - Т.IV. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979. Платон. Апология Сократа // Сочинения: В 4 т. - М., 1990-1994. - T.I. - С.80-112. Платон. Государство // Сочинения: В 4-х тт.. М., 1990-1994.Т.III. Кн.6-7. Платон. Пocлeзaкoниe // Сочинения: В 4 т. - М., 1990-1994. - Т.IV. Римские стоики. - М., 1995. - С.I63-I93, 227-242,271-287. Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989. - Ч.1. Цицерон. О природе богов // Философские трактаты. - М., 1985. Цицерон. О судьбе // Философские трактаты. - М., 1985. Научная литература
Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976. Асмус В.Ф. Демокрит. - М., 1960. Асмус В.Ф. Платон. - М., 1969. Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985. Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 1992. Васильева Т.В. Античная школа философии. - M., 1985. Кессиди Ф.Х. Сократ. - М., 1976. Кессиди Ф.К. От мифа к логосу. - М., 1992. Лосев А.Ф. История античной, философии в конспективном изложении. - М., 1989. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М.,1993.
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993. Словарь античности. - М., 1993. Трубецкой С.Н. Лекции по истории древнегреческой философии. - СПб., 1997. Целлер Э. Очерки истории греческой философии. - М., 1996. Схема 9 Тема 4. Философия Средних веков
План
1. Своеобразие средневековой философии. 2. Апологетика и патристика. Учение Августина Блаженного. 3. Период схоластики в средневековой философии. Учение Фомы Аквинского. 4. Развитие философии в Византии. 5. Арабская философия Средневековья.
Методические указания
Подходя к изучению темы, следует иметь в виду, что средневековая философия – это длительный отрезок в истории европейской философии, который связан с христианской религией: со времени падения Римской империи в V в. до начала эпохи Возрождения (ХIV – ХV вв.). Средневековая европейская философия непосредственно связана с распространением христианства. Возникнув как еретическое движение в иудаизме (религия евреев) и пройдя через непризнание Римской императорской властью, христианство впоследствии было признано официальной государственной религией. Философия Средневековья началась раньше, чем завершился период античности. Поэтому мировоззрение человека этой эпохи опиралось, с одной стороны, на античную философию, а с другой, – на христианство. Основоположники средневековой философии были в своем большинстве «отцами церкви». Поэтому Средневековье справедливо называют «эпохой веры». В пределах теологии (систематическое изложение богословия) философское мышление выполняло «служебную роль». Для средневековой философии в целом характерны следующие черты: 1) обращенность в прошлое – истинность закодирована в Священном писании; 2) традиционализм (отрицание новаторства); 3) дидактизм (назидательность). Средневековая теология и философия опирались на два принципиальных положения: а) «идею творения» и б) «идею откровения». Философские вопросы решались с позиций: теоцентризма (понимание мира, где источником и причиной всего сущего выступает бог), креационизма (принцип, в соответствии с которым Бог «из ничего» сотворил живую и неживую природу), провиденциализма (система, взглядов в соответствии с которой всеми мировыми событиями управляет божественное «провидение», т.е. Бог и его действия).
В средневековой философии различают два больших этапа – патристику и схоластику. Второй вопрос данной темы посвящен рассмотрению первого периода средневековой философии. Патристика – это совокупность теолого-фи-лософских взглядов «отцов церкви» (от лат. pater – отец), которые опирались на античную философию (прежде всего Платона) для обоснования христианства. В патристике выделяют свои три периода: 1) апологетику (II - III вв.) – оформление и защита христианского мировоззрения; 2) классическую патристику (IV - V вв.) – систематизацию христианского учения; Второй период средневековой философии называют схоластикой, которая начинается с творчества Августина Блаженного, заложившего ее основы. Схоластика (от лат. «школьный») – это определенный тип философствования, который средствами разума пытается обосновать принятие на веру идей Священного писания. Различают: а) раннюю схоластику (XI – XII), характеризующуюся спором номинализма и реализма об универсалиях; б) классический её период (XII – XIII вв.), который связан с творчеством Фомы Аквинского; в) позднюю схоластику (ХIII – ХIV вв.), которая характеризуется утверждением теории «двух истин» и подъемом номинализма. При рассмотрении третьего вопроса темы необходимо понять глубинный смысл спора об универсалиях («общих понятиях»). Представители реализма считали, что реально существуют не единичные вещи, а общие понятия. Номиналисты (от лат. «имя») полагали, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия есть ни что иное, как наименования, имена, обозначающие эти вещи и существующие только в языке. Но подлинная суть этого спора заключается в вопросе о существовании или не существовании бога. Если бог – это «собирательное название» всех идеальных ценностей человечества, то его реально нет, а если он существует реально, то все единичные вещи произведены им. Спор об универсалиях – это завуалированный спор между религией и атеизмом.
Приступая к изучению четвертого вопроса, необходимо знать, что история Византии как средневекового государства началась в IV в. после распада Римской империи. Западная ее часть в 426 г. была завоевана германцами, а восточная, избежав варварского завоевания, была названа Византией. В истории Византии трудно провести грань между античностью и средневековьем, ибо традиции Римской империи здесь не прерывались. Столицу Византии – Константинополь – называли новым Римом. Термин «византизм» употребляется для обозначения всей совокупности особенностей восточной греко-римской империи. Основные черты византийской философии – это наличие двух тенденций: рационалистически-догмати-ческой и мистико-этической. Для первой характерен интерес к космологии, астрономии, физике, логике, истории. Другая тенденция сосредоточила основное внимание на внутреннем мире человека, на практических приемах его усовершенствования в духе христианской этики. В дальнейшем (в XIV – XV вв.) рационалистическое направление потеснило мистицизм и оказалось тесно связанным с итальянским гуманизмом. Наиболее значительными фигурами её были: Псевдо-Дионисий Ареопагит (V в.), Иоанн Дамаскин (VIII в.), Григорий Палама (ХIII в.). В целом византийская философия сыграла огромную роль в формировании философских воззрений Грузии, Армении и Руси. Благодаря принятию византийской православной веры, а также деятельности византийцев – братьев Кирилла и Мифодия – славянские народы включились в культурную среду народов Европы. Византийская богословская и философская литература во многом определила древнерусскую духовную культуру. Пятый вопрос темы посвящен рассмотрению основных особенностей арабской (или мусульманской) философии, которую принято называть арабоязычной. Арабская философия расцвела в IX – XI вв. и явилась связующим звеном между античной философией и европейской схоластикой. Огромное влияние на неё оказывал восточный перипатетизм (аристотелизм) в лице Аль-Кинди и Аль-Фараби. Но самыми выдающимися его представителями были Авиценна (Ибн-Сина) и Аверроэс (Ибн-Рушд).
Основные понятия
АВЕРРОИЗМ – направление западной средневековой философии, восходящее к воззрениям арабского философа Ибн-Рушда (в лат. традиции Аверроэс), которые являются переработкой учения Аристотеля, отрицающего бессмертие индивидуальной души и считающего, что человеческому роду присущ единый, всеобщий, объективный разум, привходящий в индивидуальную душу извне. АПОЛОГЕТИКА от греч. «защищающий») – направление в раннехристианской религии, целью которой является защита и оправдание вероучения при помощи доводов, обращенных к разуму, но при этом утверждающее, что религиозные догматы им все равно не могут быть постигнуты. Аскетизм, подавление и умерщвление чувственной природы человека (отказ от удовольствий, доставляемых созерцанием, слуховыми и вкусовыми ощущениями) рассматривается апологетикой как средство достижения нравственного совершенства и приближения к божеству. ГНОСТИЦИЗМ («познающий») – религиозно-философское течение периода поздней античности (I в.), возникшее в восточной части Римской империи и ставшее главным соперником христианства. Различают христианский и языческий гностицизм. Особой чертой гностицизма является дуализм. Борьба света и тьмы, добра и зла имеет универсальный характер и космическое значение. Она предстаёт в виде борьбы материи – зла, с духом – носителем света и добра. Гностики считают, что греховность – это не вина человека, ибо его душа является полем боя добра и зла. Человек только наблюдает и познает смысл этой борьбы. Познание бога совершается только в состоянии экстаза. Гностицизм ограничивал божественное всемогущество, поэтому к концу II в. официальная церковь начинает вести с ним борьбу. ДВОЙСТВЕННОСТЬ ИСТИНЫ – термин, обозначающий учение о взаимной независимости истин философии и богословия, направленное на высвобождение науки от пут религии. ЕРЕСЬ («особое вероучение») – отклонение от официального вероучения в какой-либо религии, оппозиционное или враждебное ему. Первые христианские ереси – иудейское христианство, гностицизм – возникли во II – III вв. Они часто служили религиозной оболочкой социального протеста. КАТОЛИЦИЗМ – разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Западной Европы и Латинской Америки. Догматические особенности католицизма: признание происхождения святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве римского папы как наместнике Христа и др. Культовые и канонические отличия католицизма от православия: безбрачие духовенства (целибат), особо развитый маринизм (культ богородицы) и т.д. Центром католицизма является Ватикан. Официальной философией его провозглашен неотомизм.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ – философское учение, в отличие от номинализма утверждающее, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает их выражение словом, но, как и номинализм, в споре об универсалиях утверждающее, что общие понятия самостоятельно не существуют. КРЕАЦИОНИЗМ («творение, создание») – идеалистическое учение, в основе которого, согласно христианскому догмату, лежит сотворение мира богом «из ничего» актом своей воли и благодаря своему могуществу. МАНИХЕЙСТВО – еретическое учение, близкое к гностицизму. Основателем его считают персидского мыслителя Мани (лат. Манихеус). Утверждает, что существуют два начала мира – свет (божественное) и тьма (дьявольское), между которыми идет постоянная борьба. Причем человеческая душа также дуалистична: одна ее часть произошла из света, а другая – из тьмы. Поэтому человека можно спасти только путем строжайшего аскетизма (запрет употребления мяса, сексуальных удовольствий, применение физического труда и т.д.), ибо тогда дух побеждает материю. Манихейство отрицало Ветхий Завет, проповедовало идею личного искупления, в отличие от христианства выдвигало учение о двух царствах. МИСТИКА («таинственный») – религиозно-идеалистический взгляд на действительность на основе веры в сверхъестественные силы, признания потустороннего мира и возможности их постижения и общения с ними. МОНОТЕИЗМ – единобожие, религиозное учение о едином боге. НЕОПЛАТОНИЗМ – мистико-идеалистическая философия эпохи упадка Римской империи и средневековья, основанная на учении о мистической эманации (излучение, истечение) материального мира из духовного первоначала. Человек – это соединение божественного с мертвым и косным телом посредством души. Отсюда, цель и смысл жизни – освобождение ума и духа от оков материи (тела) и их слияние с единым великим умом. Источником всяческого зла является телесное и материальное, а источником блага – возвышенное умопостигаемое знание и философия. НОМИНАЛИЗМ (имя) – философское учение, утверждающее, что общие понятия (или универсалии) являются только обозначениями, именами, знаками вещей и их свойств и вне мышления ничего выражать не могут. Реально существуют в объективной действительности только единичные вещи. НОУМЕН – термин, означающий постигаемую только умом сущность, предмет интеллектуального созерцания, аналог платоновской «идеи» ОРТОДОКСИЯ (правоверный) – «правильная» доктрина какой-либо религии, где необходимым условием выполнения долга перед богом признается не только культ, но, главным образом, «чистота учения». ПАТРИСТИКА – совокупность философских учений христианских мыслителей II – ХIII вв. («отцов церкви»), имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. В патристике выделяют три периода: апологетика (II – III вв.), классическая патристика (IV – V вв.) и заключительный её этап (VI – VIII вв.). ПОЛИТЕИЗМ – многобожие, поклонение нескольким богам. Возник на стадии разложения первобытной общины, когда вера в множество равноправных духов сменяется верой в богов, которые получили конкретный облик, имя, культ. ПРАВОСЛАВИЕ – разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Восточной Европы. Ближнего Востока и на Балканах. Выделилось в самостоятельное направление в XI в. Догматические отличия православия: признание происхождения святого духа только от бога-отца, неизменность церковных догматов, отрицание чистилища и др. Культовые и канонические отличия: поклонение иконам, обязательность брака для белого духовенства, особая (византийская) система церковного песнопения и т.д. Православие не имеет единого центра. Оно состоит их 14 самостоятельных православных церквей. РЕАЛИЗМ (СРЕДНЕВЕКОВЫЙ) – направление в средневековой схоластике, утверждающее, что общие понятия имеют реальное существование в объективной действительности и предшествуют существованию единичных вещей, фактически продолжая идеализм Платона. САКРАЛИЗАЦИЯ (священное) – наделение предмета, явления священным содержанием (в религиозном понимании) в противоположность светскому, мирскому. Символом ее выступает «освящение», т.е. церемония, в результате которой обыденное мирское дело приобретает божественный смысл. СУФИЗМ – религиозно-мистическое учение в исламе, зародившееся в VIII в. и признающее реальным лишь существование бога, понимающее окружающие вещи и явления только как его эманацию (излучение, истечение). Цель жизни человека – мистическое соединение души человека с богом с обязательным отрешением от всего земного в момент озарения под руководством старца-наставника и достигаемое путем особых танцев или бесконечного повторения молитвенных формул. Отсюда интерес к сверхразумным явлениям – гипнозу, телепатии и т.д. СХОЛАСТИКА (школьный) – религиозно-философское учение западноевропейского средневековья и Нового времени, в противоположность мистике утверждающее, что путь постижения Бога в логике и рассуждениях, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. В ее истории выделяют следующие периоды: формирования (V – Х вв.), позднюю схоластику (Х – ХIII вв.), зрелую схоластику (ХIII – ХIV вв.) и кризис ее (ХV – ХVIII вв.). Схоластика придерживалась представлений о боге как о вневременном и бесконечном абсолюте, духовном первоначале, сверхъестественной личности, создавшей мир природы и человека, управляющей всем силе. ТЕИЗМ (бог) – религиозно-философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. ТЕОЛОГИЯ (учение о боге) – богословие, систематизация вероучения данной религии. Христианская теология, базирующаяся на Библии, постановлениях первых вселенских Соборов и учениях «отцов церкви». Различают историческую (историю церкви), систематическую и практическую теологию. ТЕОЦЕНТРИЗМ – направление в философии, где в центре мышления находится бог как высшая сущность. ТОМИЗМ – философия Фомы Аквинского и его последователей, представляющая собой соединение философии Аристотеля с христианским (католическим) мировоззрением и проповедующая подчинение воли разуму, идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости бога только по результатам его деятельности в видимом мире. УНИВЕРСАЛИИ (общий) – понятие, обозначающее общие идеи в средневековой философии в споре между номиналистами и реалистами, где шла речь о том, являются ли они объективными, реально существующими (реалисты) или простыми обозначениями, именами реально существующих единичных вещей (номиналисты). ХРИСТИАНСТВО – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в I в. в восточных провинциях Римской империи. Учение основано на вере в искупительную жертву сына божьего – Иисуса Христа, который был казнен наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем воскрес из мертвых и вознесся на небо, открыв тем самым возможность воскрешения своих последователей. Приверженцы его верят в грядущее второе пришествие Христа на землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать вечное блаженство праведникам, а грешников обречь на адские муки. В 1054 г. в нем выделилось два крупных направления: западное (католицизм) и восточное (православие), а в XVII в. в результате Реформации возникло третье его направление – протестантизм. ЭМАНАЦИЯ (истечение из единого) – философское понятие, означающее переход абсолюта в свои творения: мир есть эманация божества, ибо все низшее вытекает из высшего.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|