Тематика докладов и рефератов
1. Становление философских взглядов К. Маркса в 40-х годах XIX века. 2. Антропологический материализм Л. Фейербаха и марксистская концепция человека. 3. К. Маркс и младогегельянство (Б. Бауэр, Д. Штраус, М. Штирнер). 4. «Экономико-философские рукописи 1844 года» К. Маркса и проблема отчуждения человеческой сущности. 5. Марксистская концепция социально-деятельной сущности человека. 6. Марксистский идеал всесторонне развитой личности и его современные интерпретации. 7. Труд как философская категория в марксисткой теории. 8. «Диалектика природы» Ф. Энгельса в контексте современного естествознания. 9. Марксистский анализ идеологии как ложного сознания. 10.Марксизм в оценке русской либеральной интеллигенции («Вехи», «Из глубины»).
Тексты и источники Ленин В.И. Карл Маркс // ПСС.-Т.26 Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. -Т.3. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т.42. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т.3. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю: Избр. философ. произв: В 5 т. - М., 1956. - Т.1. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах в конце классической немецкой философии // Научная литература Арон Р. Карл Маркс, этапы развития социологической мысли. - М.,1993. Бердяев Н.А. Историки и смысл русского коммунизма. - М., 1990. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991. Квинтэссенция: Философский альманах. - М., 1992. Кувакин В.А. Мировоззрение В.И. Ленина: формирование и основные черты. - М.,1990. Лапин Н.И. Молодой Маркс. - М.,1986. Марксистская философия в XIX веке: В 2 кн. - М., 1979. Малинин В.А., Шинкарук В.И. Левое гегельянство. - Киев, 1983.
Марксизм в России. - М., 1990. Освобождение духа. - М., 1991. Ойзерман Т.Н. Формирование философии марксизма. - М., 1988. Философское сознание: драматизм обновления. - М., 1990. Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса. Душа человека. - М., 1992. Схема 17
Схема 18 Схема 19
Тема 9. Русская философия
План 1. Русская философия XI – XVII веков. 2. Русская философия XVIII в. (Ломоносов, Радищев). 3. Русская философская мысль XIX в.: борьба славянофильства и западничества, идеалистическая философия (В. Соловьев). 4. Русская философия ХХ века (Булгаков, Бердяев, космизм).
Методические указания
Приступая к изучению первого вопроса, обращаем внимание на то, что первый период развития философии на Руси (XI – XVII вв.) – это этап допетровской Руси, который соответствует эпохе средневековья в западноевропейской культуре. Этот период делится на период Киевской Руси (XI – XII вв.) и московский период (XIII – XVII вв.). Важнейшим событием киевского периода была христианизация Руси (988 г.), которая сформировала новую духовную культуру под влиянием Византии как центра православия, ставшего в России государственной религией. Важнейшие факторы развития культуры этого периода: письменность, просвещение, а также религиозное мировоззрение. Первые литературные памятники Руси – «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, «Моление» Данилы Заточника, «Слово о полку Игореве», где на религиозной основе формировался понятийный философский аппарат. Произведения Иллариона Киевского («Слово о законе и благодати», «Молитва», «Исповедь веры») пронизаны религиозно-философским содержанием, это попытка осмыслить ход истории. Святослав в своем «Изборнике» (1073г.) разрабатывает понятие патристики и тему Софии как символа божественной премудрости. «Поучение» Владимира Мономаха (начало XII в.), включенное в «Повесть временных лет», содержит моральные, правовые и политические проблемы.
Второй период – период киевской Руси связан с образованием Московского государства. Огромное влияние на Русскую философию этого времени оказывает исихазм – богословское учение византийского философа Григория Паламы. В XIV – XVI вв. в высших православных церковных кругах образовались два направления – иосифляне и нестяжатели, если иосифляне считались приверженцами священного писания, то нестяжатели были близки к исихазму. Видными нестяжателями были: Нил Сорский, Максим Грек. Развитие русской государственности в XV – XVI вв. выразилось в доктрине «Москва – третий Рим», сформулированной монахом Псковского монастыря, иосифлянином Филофеем, который в своем послании царю Василию III доказывал, что Москва унаследовала от Рима и Константинополя духовно-нравственные и политические предначертания. Второй этап в развитии русской философии – Петровская Русь
Третий вопрос темы важно начать с рассмотрения дискуссии западников и славянофилов. Западничество восходит к «Философским письмам» П.Я. Чаадаева (1794-1856 гг.). К видным западникам относились: А.И. Герцен, Н. Огарев, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, Н.В. Станкевич, И. Пантилеев, В последнем вопросе темы освещается русская философская мысль ХХ века, представленная концепциями: Н.А. Бердяева (1874-1948 гг.) и рус- Основные понятия БРАТСТВО – понятие социальной утопии Н. Федорова, означающее объединение всех людей на основе общего дела, под которым он понимал воскрешение жизни отцов. Общее дело людей – это борьба со смертью. Люди, будучи братьями по отцам (предками), забыли об этом и стали чужими друг другу. Сыны обязаны вернуть свои сердца отцам, ибо отречение от культа предков ведет к нарушению верности не только отцам, но богу отцов. Патриотизм – это порок, он сродни самолюбию, а отечественность – это любовь к отцам, и в ней нет места гордыне. Поэтому патриотизм должен быть заменен отечественностью, что означает общебратское дело – возвращение отцов к жизни. Братство – это основа будущего устройства общества и рецепт спасения мира от духовно-нравственного одичания людей.
ВОСКРЕШЕНИЕ ПРЕДКОВ (ОТЦОВ) – учение Н. Федорова, которое является его концепцией космизма, названной философией «общего дела», суть которой является воссоздание всех живших на земле поколений, их преображение и воскрешение к богу. На основе одного из тезисов христианской веры «Чаю воскресенья мертвых», где выражена вера в то, что мертвые воскресают, ибо бог смерти не создавал («чаю, что тела умерших, соединяясь с их душами, оживут и будут бессмертны»). Воскресение Иисуса Христа есть несомненное доказательство возможности воскреснуть из умерших людей. Это можно достигнуть путем регулирования человечеством слепых сил природы средствами развивающейся науки и техники. По Федорову, разложение тела и полное рассеяние его частиц невозможно, следовательно, не является препятствием к его восстановлению (т.к. частицы тела не могут покинуть пределы пространства). Этим он утверждал идею всеобщего спасения человечества во Вселенной, критикуя христианскую идею личного спасения. ВСЕЕДИНСТВО – принцип, означающий принцип Вселенной, всего сущего на основе взаимопроникновения и вместе с тем взаиморазделенности всех вещей и явлений мира. Основоположником философии всеединства в России был В. Соловьев, который рассматривал понятие всеединства как абсолют (благо, красоту, истину). Эту концепцию разрабатывали: С.Л. Франк, П.А. Флоренский и др. ГРЕХОПАДЕНИЕ – в религиозной философии: своеволие, поступок вопреки воле бога. В философии В. Соловьева оно означает развитие человеческого духа, ибо человек невинный, не познавший греха, остается навсегда на уровне животного, так как не изведал состояния вины и искупления. ЗАПАДНИКИ – представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х годов XIX века, выступавшие за ликвидацию крепостничества и проповедовавшие идею необходимости развития России по западному образцу. К ним относились: Герцен, Грановский, Огарев, Кавелин, Боткин, Белинский, Тургенев, Аненков, Панаев.
КОСМИЗМ РУССКИЙ – направление в русской философии и культуре, которое поднимало проблемы практического освоения космоса (или вселенские темы). К представителям его относились: Федоров, Циолковский, Вернадский, Соловьев, Флоренский, Бердяев, Чижевский и др. Основой космизма является идея активной эволюции, т.е. необходимость нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в которую диктует ему разум и нравственное чувство. Человек – это промежуточное существо, далеко не совершенное, но вместе с тем сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но собственную природу. ЛЮБОВЬ – в русской философии одно из высших чувств, вся полнота нравственности, «влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни», по В. Соловьеву. Любить – отрицать себя во имя другого, чем и утверждается человек как личность, как подлинное человеческое существо. Противоположность любви – эгоизм, т.е. нравственное и духовное саморазрушение. В философии В. Соловьева высшее проявление любви – это соединение мужского и женского начала, где предстает не «пол», т.е. не половина, а целый человек. Главная задача любви – увековечить любимого, спасти его от смерти и плена. Такая любовь есть синтез любви натуральной (природной) и интеллектуальной (духовной). НИГИЛИЗМ – в широком смысле слова это отрицание общественных ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций. НООСФЕРА (сфера разума) – в философии Вернадского естественное и закономерное продолжение биосферы (планетарной сферы жизни), ибо разумная жизнь – это живое вещество, имеющее не случайное и локальное, а глубинное и космическое распространение. НРАВСТВЕННЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – термин, введенный Федоровым для обозначения философского учения, ставящего дела людей выше их возвышенных мыслей. ОБЩЕЕ ДЕЛО – философское учение Н. Федорова, подчиненное идее воскрешения предков, отцов, которая подразумевала воссоздание всех живущих поколений, их преображение и возвращение к богу путем регуляции слепых сил природы средствами науки и техники и освоения космоса, что должно привести к образованию всеобщего образованию братства и родства. Эта цель и есть общее дело человечества. ПОЧВЕННИЧЕСТВО – течение русской общественной мысли 60-х годов XIX в. Его главными представителями были: А.П. Григорьев, братья Михаил и Федор Достоевские, Н.Н. Страхов. Главная идея – утверждение в том, что Россия имеет особую «национальную почву», которая является основой её общественно-политического и духовного развития – идеалы и ценности православия, духовную миссию русского народа. ПСИХОКРАТИЯ – в философии Н. Федорова форма общественного устройства, где народ будет объединен братскими нравственными отношениями на основе добровольности, что приведет к появлению способности самооткровения и проникновения «во внутреннюю глубину другого». Идея психократии – одна из форм социальной утопии. РУССКАЯ ИДЕЯ – идея особой судьбы и предназначения России, которая разрабатывалась отечественной философией и культурой XIX – начала XX вв. Доминирующий мотив русской идеи – признание ее глубинным выражением идеи всечеловеческой, объединяющей все народы мира в единое, нерасчлененное целое, вера в то, что России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства, преодолевшего свой внутренний раскол на католичество и православие. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО – идейное движение в России и идеалистическое философское направление общественной мысли 40-50-х годов XIX в., выдвинувшие идею особой мессианской роли России. Возглавлено Киреевским, братьями Аксаковым и Хомяковым. Выступило с основаниями самобытности пути России, основанном на православии, патриархальной общине, механизме русского народа. СОБОРНОСТЬ (ЦЕЛЬНОСТЬ) – одно из учений русских славянофилов, согласно которому соборность – это общий принцип устроения бытия, когда множество людей объединяются на основе сил любви, свободы и братства (в противоположность ассоциации, которая является формальным и чисто внешним соединением множества элементов). Русская крестьянская община приближалась к идеалу соборности. СОФИЯ (мудрость) – одно из основных понятий религиозной русской философии, означающее вечную женственность и творческую божественную мудрость, в которой заключены все мировые идеи и которая носит в себе всю природу и одновременно является вечной идеей самого человечества. Она олицетворяет женственное (плодородное) в Боге и является символом тайны мира. София – некая надмировая «память», связанная с душой мира как интегральным интеллектом человечества. Она – источник божественной энергии. ТЕОСОФИЯ – название эзотерического учения, которое получила система взглядов Е.П. Блаватской, представляющая собой синтез западных и восточных религиозно-философских идей. В основе ее лежит идея божественного абсолюта, включая учение о переселении души (множество воплощений духовной монады для постепенного ее совершенствования на пути к гармоническому слиянию с Богом). ЭРОТИЧЕСКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ (или вечная женственность) – философское учение В. Соловьева, представленное в статье «Смысл любви» (1892 г.) обосновывающее идею, что половая любовь способна восстановить целостность человека и мира и ввести его в бессмертие. По Соловьеву, это спасение человеческой индивидуальности, когда отдается в жертву его эгоизм как нравственное саморазрушение человека; эротический подъем – реальное преодоление между человеком и Богом. ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО – одно из основных положений учения Н. Бердяева. Эсхатология – это учение о конечных судьбах мира и человека: о страшном суде и воскрешении мертвых, божьем царстве на земле. Эсхатологическое христианство – это цикл человеческого существования в учении Бердяева, согласно которому в лоне истории разворачивается диалектика отношений между свободой в боге и свободой в человеке, а синтезом становится формирование богочеловечества, которое является концом истории и наступлением вечного царства духа, свободы и бессмертия. Эсхатологическое христианство – это истинная религиозная собранность, т.е. добровольная общность людей, в которой личностно-индивидуальные качества их сохраняют, а отношения – опосредуются богом. Смысл истории – это переход в иной мир, находящийся за пределами истории и времени, причем существующий не в будущем, а просто в другом плане, поэтому в каждую секунду мы можем соприкоснуться с ним в акте творчества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|