Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематика докладов и рефератов




1. Проблема бытия у Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.

2. Духовные основные черты человека.

3. Человек и специфика его бытия в мире.

4. Человек и время.

5. Восприятия пространства и времени в русской культуре.

6. Проблема бытия в философии В. Соловьева.

7. Проблема существования в современном мире.

8. Отчужденное бытие человека у Хайдеггера и Маркса: сравнительный анализ.

9. Категории антологии.

10.Диалектика Гегеля и Маркса: сравнительный анализ.

11.Ленинское определение материи и его значение для философии.

12.Основные понятия синергетики.

 

Тексты и источники

Аристотель. Метафизика: Сочинения: В 2 т. - М.,1978. - Кн.1. - Т.1.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Гл.III; Смысл творчества. Гл.V. – М., 1989.

Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. - М., 1988. – № 88.

Гегель Г. Наука логика. Гл.I. Бытие. - М., 1970. – Т.1.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук. - М., 1974. – Т.1.

Ленин В.И. К вопросу о диалектики; Ленин В.И. ПСС. – Т.29.

Ленин В.И. Карл Маркс. Раздел «Диалектика»: ПСС. – Т.25.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм: ПСС. – Т.18. - Гл.V.

Локк Дж. Элементы натуральной философии: Сочинения. - М., 1985. Т.2. - Гл. I, II.

Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем: Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

Спиноза Б. Этика: Избранные произведения. - М., 1957. - Т.1. - Ч.1

Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1987.

Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989. – Ч.1.

Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990.

Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1997.

Шелер М. Положение человека в космосе: Избранные произведения. - М., 1994.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т.20.

 

Научная литература

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейский философии. - М., 1986.

Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. - М., 1980.

Идеалистическая диалектика в ХХ столетии. - М., 1987.

История античной диалектики. - М., 1972.

История диалектики. Немецкая классическая диалектика. - М., 1978.

История марксистской диалектики. - М., 1971.

Кеньон Д., Стейман Г. Биохимическое предопределение. - М., 1972.

Котельников Г.А. Теоретические основы синергетики. – Белгород, 1998.

Мостапенко А. Проблема существования в физике и космологии. - Л., 1987.

Назаретян А.П. Агрессия морали и кризисы в развитии мировой культуры. - М., 2002.

Синергетика исторического процесса. - М., 1996.

Павленко А. Бытие у своего порога // Человек. - 1993. - №1,3.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.

Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. - 1991. - № 6.

Рузавин Г.И. Синергетика и диалектическая концепция развития // Философские науки. - 1989. - № 5.

Трубников Н. Время человеческого бытия. – М., 1987.

Финн Э. Основные феномены человеческого бытия: Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

 


Схема 31

 

 


Схема 32

 

СТРУКТУРА МАТЕРИИ

(вещество)

 

МИКРОТЕЛА ЧАСТИЦЫ И АНТИЧАСТИЦЫ, АТОМНЫЕ ЯДРА, АТОМЫ, МОЛЕКУЛЫ, ПЛАЗМА Белковые тела. Нуклеиновые кислоты. Микроорганизмы (вирусы, микробы, бактерии). Клетки  
МАКРОТЕЛА ГАЗООБРАЗНЫЕ, ЖИДКИЕ, ТВЕРДЫЕ Одноклеточные, Многоклеточные организмы. Растения. Животные органические виды. Биоценозы. Биосфера Люди. Человеческое общество. Социосфера. Вещные средства образования природы обществом. Техносфера. Вторая природа, созданная обществом. Ноосфера
МЕГАТЕЛА ЗЕМЛЯ-ГЕОСФЕРА, ПЛАНЕТЫ, ЗВЕЗДЫ, ГАЛАКТИКИ    
СИСТЕМА МЕГАТЕЛ МЕТАГАЛАКТИКИ    

Схема 33

 

ЭЛЕКТРО МАГНИТНЫЕ (КВАНТ-ФАТОНЫ) ГРАВИТАЦИОННЫЕ (КВАНТ-ГРАВИТИТОНЫ)  
ЯДЕРНЫЕ (КВАНТ-ФОТОНЫ)   ЭЛЕКТРОННО-ПОЗИТРОННЫЕ (КВАНТ-ЭЛЕКТРОНЫ, ПОЗИТРОНЫ)  

 

 

Схема 34

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСНОВНЫХ ФОРМ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ

 

 

 

Схема 35

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КАК ФОРМЫ

СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ

 

 


Тема 12. Проблемы сознания

 

План

 

1. Соотношение материи и сознания в истории философии. Материалистическая концепция сознания как высшей формы отражения действительности: достоинства и недостатки.

2. Природа идеального и его связь с материальным. Признаки идеального бытия.

3. Структура сознания.

4. Мозг как источник идеального. Соотношение языка и мышления.

 

Методические указания

Приступая к изучению данной темы, необходимо учитывать, что философы древности уже исходили из представления о двухмерности бытия, его разделенности на два основных типа: материальное и идеальное. Заслуга разработки проблемы идеального принадлежит Платону, который обосновал удвоение мира, представив его как состоящий из мира вечных, неизменных сущностей – идей – и мира изменчивых, конечных во времени материальных тел. Эти мысли Платона получили признание и дальнейшее развитие в средневековой религиозной философии, исходившей из признания существования двух миров – божественного и земного, а в человеке – двух начал: духовного и телесного. Выявление специфики идеального и его отличия от материального всегда волновало философов. Причем споры велись вокруг двух вопросов: какова специфика идеального в отличие от материального и какова субординация этих двух реальностей (какая из них является порождающей, первичной). Позиция философов-материалистов, начиная с Демокрита, состояла в том, что идеальные, духовные явления производны от материальных. Точка зрения философов-идеалистов, начиная с Платона, состояла в том, что идеальное представляет собой качественно иной вид реальности, резко отличающийся от материальной реальности. Эту трактовку долгое время критиковали материалисты как совершенно необоснованную, мистическую. Тем не менее, данная мысль находит
сегодня естественнонаучное подкрепление: ряд физиков высказывают пред-
положение, что наша Вселенная произошла от некоего смыслообразующего
вакуума, творческого первоначала. Но поскольку эти объяснения генезиса Вселенной носят характер научной гипотезы, в современной философии сохраняются и другие концепции происхождения реального. К их числу относится и материалистическая теория отражения. Ее исходным положением является то, что материальные предметы не только взаимодействуют, но и воспроизводятся, изменяя структуру предметов, отображают друг друга. Отражение – одно из универсальных свойств материи. В результате длительной эволюции этого свойства материи и возникло человеческое сознание, представляющее собой высшую форму отражения. Но у сторонников этой теории есть немало противников. Кроме того, о том, что сознание нельзя свести только к результатам отражения, свидетельствует и содержание наших знаний, полученных независимо от процессов отражения, а в результате творческой автономности самого сознания, а также при помощи интуиции, различного рода предчувствий, творческого воображения; таким образом, ни идеалистическое, ни материалистическое объяснения происхождения сознания не являются полностью обоснованными.

Второй вопрос – об одной из самых загадочных сфер в философии – природе идеального. Существование идеального бытия, сознания и его продуктов признается сегодня большинством философов, материалистов и идеалистов. Его специфика выражается в признании ряда свойств идеального бытия, индивидуального и общественного сознания: идеальное явление автономно, существует относительно самостоятельно от материального и наряду с ним. Одновременно с вещами существуют слова, формулы, законы, нравственные нормы, научные теории, а может быть, и мировой Разум или бог. Сознание существует автономно, но не изолированно от материального: оно связано с таким материальным явлением, как человеческий мозг. Эти два признака уже дают основания для определения сущности сознания. Сознание – есть свойство человека, его способность создавать идеальный образ мира и с его помощью преобразовать себя и окружающую природу в процессе своей предметно-практической деятельности. Кроме того, с одной стороны, сознание связано с человеком, его мозгом, а с другой – с окружающей человека внешней средой, природной и социальной; т.е. идеальные продукты сознания возникают только благодаря взаимодействию человека с внешней средой. Отсюда вытекает еще один признак сознания. Он состоит в том, что сознание представляет собой продукт длительного процесса эволюции, истоки которой восходят ко времени появления жизни на Земле.

Третий вопрос рассматривает сущность и структуру сознания, которая сложилась в результате процесса эволюции. Структура сознания включает в себя ряд этажей (или уровней). Наиболее древним слоем человеческой психики является уровень подсознания. Его основные формы проявления – инстинктивны. Это – безусловные рефлексы, обычаи, повседневные ситуации. Другим, более развитым слоем идеального, является сфера чувственного сознания, функционирование которого обеспечивается пятью органами чувств (слухом, зрением, обонянием, вкусом и осязанием). Проявление активности этого уровня сознания – в комплексах наших ощущений. Еще один уровень сознания, уже собственно человеческий – сфера мышления, рационального сознания. Это способность человека воспринимать невидимые связи, взаимоотношения между ними и выражать их в форме понятий и образов, представлений и суждений. И, наконец, высший уровень сознания – способность человека к творческому воображению, так называемое сверхсознание, формами выражения которого являются такие уникальные формы человеческой психики, как озарение, откровение, интуиция, вера. Но, несмотря на свое многообразие, мир идеального во всех своих формах сохраняет единое качество идеального – невещественность. Идеальный мир не пассивен, а активен. Поэтому следующим важным принципом сознания является его действенность, активность, благодаря чему человек активно преобразует мир и самого себя (хотя активность эта может давать противоречивые результаты). Однако все плоды цивилизации, которыми люди пользуются сегодня, являются итогом активности разума и рук человека.

Раскрытие последнего вопроса темы дает возможность проанализировать уникальное создание природы – мозг человека. При этом необходимо четко уяснить, что сознание есть продукт взаимодействия двух факторов: мозга человека, с одной стороны, и окружающей среды, с другой стороны. Вместе с тем мышление невозможно без мозга, который регулирует жизнедеятельность человеческого организма, его взаимодействие с окружающей средой, поддерживает эмоциональное состояние человека, обеспечивает процесс обучения, усвоения социального опыта при помощи памяти, внимания, воли. Являясь продуктом длительной биологической эволюции, он развивается и изменяется в процессе его использования, эксплуатации. Особенностью его строения является асимметричность (левое полушарие отвечает за формирование понятий и логического мышления, а правое – за образное мышление, художественное восприятие).

Мышление представляет собой верхний этаж психики, сферу понятий. Само мышление – сложный, многогранный психологический процесс, имеющий свою структуру, внешне выражающийся в двух формах: это немая, внутренняя речь, бессловесное размышление в молчании и физически выраженная форма размышления, имеющая словесный или бессловесный вид в форме слов или жестов, мимики. Иначе говоря, мышление выражается в вербальной или невербальной формах. Кроме этого, мышление может быть конкретным или абстрактным. И конкретное, и абстрактное мышление выражается в различных физических знаках, символах, прежде всего в словах, в устной и письменной речи, в том или ином языке. Язык есть материальное средство выражения идеального, духа, сознания, мышления. Язык делает дух телесным, материальным, видным или слышным. Виды языков: речевые формы (устная и письменная речь), неречевые формы (жесты, мимика, телодвижения, визуальные контакты), специальные языки (материалистический, компьютерный, химический, философский и т.п.), различные системы сигнализации (дорожные знаки, морская сигнализация).
Сознание движется по миру в языковом выражении. Мышление и язык тесно связаны между собой, хотя между ними есть не только сходство, но и различия. Общее между сознанием и языком состоит в том, что исторически они возникают одновременно. Идеи не могут существовать отдельно от языка. Даже при безмолвном размышлении мы облекаем свои мысли в слова. Язык такой же древний, как и мышление. Оба являются продуктом длительного социально-исторического процесса, развиваются и обогащаются под влиянием различных форм человеческого общения. Но мышление и язык не тождественны. Если мышление идеально, то язык – материален. Слово как бы связывает сознание с реальностью. Слово как бы уточняет, проясняет реальность – так оно влияет на сознание и мышление. Кроме того, мысль мимолетна, неустойчива, смертна, а слово – устойчиво, стабильно и иногда даже бессмертно. Именно язык является средством сохранения накопления знаний и их передачи от поколения к поколению.

 

Основные понятия

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность физических процессов и состояний, не представленных в сознании субъекта. По Фрейду психика человека состоит из трех слоев: бессознательного, подсознания и сознания. Бессознательное – смысловое содержание всех эмоций и переживаний, основа интуиции. По Юнгу, бессознательное это то, что является источником творческой фантазии и чувства ценности. Он вводит понятие «коллективное бессознательное» для обозначения воспоминаний, неосознаваемых индивидом, но существующих в виде импульсов, которое человек наследует от всего человеческого рода. Оно содержит архетипы, общечеловеческие первообразы и идеи, общие для человечества в целом и являющиеся продуктом наследственных структур мозга.

ВООБРАЖЕНИЕ – способность человека создавать новые чувственные или мыслительные образы на основе преобразования полученных от действительности впечатлений.

ВОСПРИЯТИЕ – целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения, но оно не является механическим суммированием ощущений. Процесс восприятия активный и творческий, основан на предшествующих наблюдениях.

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – философское течение середины XIX в., отождествляет общую материю и сознание, заявляя, что мысль – это
вещественное выделение мозга. Его представители: Фогт, Бюхнер, Молешотт.

МОЗГ – центральный отдел нервной системы человека и животного, состоящий из нервных тканей – серого и белого вещества. Сознание – это продукт деятельности мозга.

МЫШЛЕНИЕ – высшая ступень развития сознания, активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях и умозаключениях. Мышлению свойственны такие процессы, как абстракция, обобщение, анализ и синтез, постановка определенных задач и нахождение способов их решения, выдвижение гипотез, идей и т.п. Результатом процесса мышления всегда является та или иная мысль.

ОТРАЖЕНИЕ – фундаментальное свойство всей материи, определяющееся материальным взаимодействием объектов. Сущность его – в способности любой вещи воспроизводить под воздействием других вещей отпечатки, которые представляют собой изменения структур, всех взаимодействующих вещей.

ПАМЯТЬ – способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.

ПОДСОЗНАНИЕ – пласт психики, не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю и являющийся основной активности лич-ности при решении творческих задач.

РЕФЛЕКСИЯ – форма самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта.

САМОСОЗНАНИЕ – выделение человеком себя из объективного мира, осознание своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.

ЧУВСТВА – осознанное переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.

ЭМОЦИЯ – субъективная неосознанная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей.

ЯЗЫК – знаковая система хранения и передачи информации, выполняющая сознательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Язык является специфически социальным явлением. Различают естественные и искусственные языки. Благодаря языку, возможно существование и развитие абстрактного мышления.

 

Темы докладов и рефератов

1. Постановка проблемы сознания в философии.

2. Философский анализ гипотез генезиса человеческого сознания.

3. Психофизическая проблема и понятие человеческой субъективности (разум, чувство, воля).

4. Индивидуальное и обобщенное сознание.

5. Биологические предпосылки человеческого сознания.

6. Природа творческих способностей человека.

7. Сравнительный анализ языка животного и человека.

8. Мировоззренческие проблемы поиска внеземного разума.

9. Естественный и искусственный интеллект: перспективы развития.

10. Понятие бессознательного в концепции З. Фрейда.

11. Единство разума и чувства в духовном развитии личности.

12. Проблема становления «Я» в историческом и индивидуальном измерении.

13. Естественные и искусственные языки.

Тексты и источники

Аристотель. О душе: Сочинения: В 4 т. - М., 1975. - Т.1.

Гегель Г. Феноменология духа. Предисловие: Сочинения. - М., 1959. -Т.4.

Декарт Р. Страсти души: Сочинения: В 2 т. - М., 1989. - Т.1.

Кондильяк Э. Трактат об ощущениях: Сочинения: В 3 т. - М., 1982. - Т.1.

Потебня А.А. Слово о мифе. - М., 1989.

Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.

Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

Фуко М. Слова и вещи. - М., 1977.

 

Научная литература

Ачильдиев И.У. Власть предыстории. - М., 1990.

Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М., 1983.

Ерхатин Б.В. Диалектика становления мышления и сознания. – Свердловск, 1989

Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития физики. - М., 1982.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

Лой А.Н. Сознание как предмет теории познания. - Киев, 1988.

Мамардашвили М. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. – 1990. - № 10.

Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. - Ростов-на-Дону, 1988.

Меглидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления. - Тбилиси, 1973.

Михайлов Ф.Т. Загадки человеческого «Я». - М., 1976.

Общественное сознание и его формы. - М., 1986.

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. - М., 1975.

Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. - М., 1985.

 

 


Схема 36

 


Схема 37

 

 


Схема 38

 

Детерминация сознания

 

       
   
 
 
- Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует

 



Схема 39

 

       
   
 
 

 


Чувственное познание Ощущение Мышление Понятие
Восприятие Суждение
Представление Умозаключение

Тема 13. Философская гносеология

 

План

 

1. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания.

2. Структура познавательной деятельности.

3. Познание как процесс.

4. Истина и ее критерии.

5. Научное познание. Специфика и уровни научного познания.

 

Методические указания

При изучении первого вопроса необходимо прежде всего уяснить, что представляет собой познание. Если результат познавательной деятельности – это получение знаний, то познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее, выраженного в идеальных образцах (представлениях, понятиях, теориях) и закрепленного в знаках естественных и искусственных языков. Различают следующие виды познания: обыденное (основанное на повседневном опыте и здравом смысле), художественное (характеризуется чувственно-образным отражением действительности), научное (основными чертами которого являются системность, обоснованность, применение специальных методов исследования). Общие проблемы познания решает гносеология, которая призвана ответить на вопрос: может ли человек познать мир и составить в своих представлениях верную картину мира. Те, кто положительно отвечает на этот вопрос – гносеологические оптимисты, а те, кто отрицает достоверность познания – агностики. Элементы агностицизма содержатся в релятивизме (признание относительности и условности всех наших знаний), в скептицизме (подвергающем сомнению возможность познания действительности). Если субъектом познания принято считать носителя познавательной деятельности, то объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. При этом материалисты объект рассматривают как нечто независимое от субъекта, а субъект как пассивный индивид, т.е. идеалисты считали субъект неактивным, творческим началом, творящим объект или в виде комбинаций ощущений, или в виде нечеловеческого субъекта – бога, мировой души. Есть также теория бессубъективного познания (К. Поппер), утверждающая, что научное познание существует самостоятельно. Однако познание невозможно без индивида, без субъекта (но субъектом является общественный человек, т.е. общество через его носителя – отдельного человека). Познание – это взаимодействие субъекта и объекта.

Приступая к изучению второго вопроса, необходимо прежде всего обратить внимание на то, что сознание имеет три подсистемы (сферы): познавательную, эмоциональную и мотивационно-волевую. Эмоциональная сфера включает: внутренние чувства, аффекты, эмоциональные состояния. Мотивационно-волевая включает: мотивы, интересы, потребности субъекта и волю его как способность к выбору цели, а также внутреннее усилие. Воля как бы связывает познавательную и эмоциональную сферы. Познавательная деятельность состоит из: чувственного или сенситивного познания (ощущения, восприятие, представления) и рационального познания (абстрактно-мыслительная деятельность, оперирующая понятиями, суждениями и умозаключениями). Но психика человека (субъективная реальность) не сводится только к сознанию. Она состоит из сознания и бессознательного как совокупности психических явлений, не сознаваемых человеком (сновидения, гипнотическое состояние, инстинкты наследственности, стереотипы автоматического поведения). К бессознательным явлениям психики относится интуиция – способность непосредственно постигать действительность путем прямого его усмотрения без рационального обоснования (сенсуалисты понимают ее как чувственную, рационалисты – как интеллектуальную, иррационалисты – как сверхразумную мыслительную деятельность). В современной науке ее принято рассматривать как форму непосредственного познания, связанного с рациональным, опосредованным познанием, но происходящего внезапно (когда ход рассуждения вытесняется в область бессознательного), а результат остается как очевидная истина.

Познание представляет собой процесс, куда включена вся психическая деятельность человека. Но основную роль выполняет чувственное и рациональное познание. Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств, которое дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущениях (чувственный образ отдельных свойств предметов – цвет, форма, вкус), восприятии (целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств), представлениях (сохранившийся в памяти образ отдельного предмета, который человек воспринимал раньше и воспроизводимый по памяти). Органы чувств животных во многом могут превосходить органы чувств человека. Но органы чувств человека очеловечились. Природа их биосоциальна. Органы чувств дают субъективные образы объективного мира. Рациональное познание (или абстрактное мыш-ление) – опосредовано знаниями, полученными при помощи органов чувств,
и выражается в основных логических формах: понятиях (мысль представляет собой сообщение предметов некоторого класса по их специфическим признакам, способ обобщения предметов и явлений), суждениях (мысль, выраженная в форме предложений, в которых нечто утверждается или отрицается об объектах) и умозаключениях (рассуждения, в ходе которых из одного или нескольких суждений или посылок выводится новое, т.е. заключение или следствие).

Одно из центральных понятий гносеологии – понятие истины. Цель познания – достижение истины. Основная концепция истины в философии (классическая) – истина как соответствие знаний действительности, при этом действительность понималась по-разному: субъективный идеализм понимал ее как комбинацию своих ощущений, объективный идеализм – как неизменные человеческие идеи или как развивающийся мировой дух (Гегель), а материалисты – как объективную реальность. При материалистическом понимании истина – это адекватное отражение объективной реальности познающим объектом. Но истина не существуют сама по себе, независимо от знания. Познание не свободно от заблуждений (несоответствие знаний действительности, неадекватное отражение объекта в сознании субъекта). Понятие истины близко к понятию правды, но правда – это истина, содержащая нравственную оценку. Противоположность правде – ложь, но в отличие от заблуждения она является преднамеренным искажением знаний с целью введения в заблуждение тех, кому она предназначена. Наряду с понятием заблуждения употребляется понятие ошибка. Ошибки бывают: фактические (по содержанию) и логические (по форме построения мысли), а логические в свою очередь делятся на непреднамеренные (паралогизмы) и преднамеренные (софизмы). Другие (неклассические) концепции истины: концепция когнитивной истины (неопозитивистская трактовка, где значение истинно, если оно внутренне непротиворечиво) и прагматическая концепция (истинно то, что полезно и выгодно). Истина характеризуется следующими чертами: она объективна и одновременно субъективна, всегда относительна и конкретна. Критерий истины – это способ, при помощи которого устанавливается отличие истины от заблуждения. Эмпирики считают критерием данные ощущения и восприятие (т.е. соответствие знаний чувственному опыту). Рационалисты видят критерий в ясности и отчетливости разума, в выделении знаний из всеобщих очевидных положений. Но общий недостаток этих двух концепций в том, что они критерий истинности знания находят в самом знании. Но знание не может быть собственным критерием. Таким критерием должна быть практика. Но практика не является одним критерием истины, есть и другие: чувственный, логический, эстетический, нравственный и др., но все они, в конечном счете, опосредованы практикой.

Приступая к рассмотрению последнего вопроса темы, необходимо знать, что познание бывает научным и ненаучным, а ненаучное делится на донаучное, обыденное и вненаучное (или паранаучное). Наука возникла в результате отмежевания от мифологии и религии рационального знания. Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и мышлении, использующая для этого оборудование, методы, понятийный аппарат. На эмпирическом уровне объект исследуется при помощи наблюдения и эксперимента, материал обобщается и систематизируется. На теоретическом уровне объект представляет собой мыслительную реконструкцию эмпирического объекта и представляет собой эмпирическую модель, абстракцию, выраженную в языке науки. Методы познавательной деятельности делятся на частнонаучные, общенаучные и всеобщие. К эмпирическим методам относятся: метод наблюдений и эксперимент. К теоретическим методам относятся идеализация, формализация, восхождение от абстрактного к конкретному, соотношение логического и исторического. В научном познании принято выделять следующие формы: проблему, гипотезу, теорию.

 

Основные понятия

ГИПОТЕЗА – обоснованное предложение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых знаний. Ее характеристики: принципиальная проверяемость и максимальная простота. Она проходит три этапа: построение (накопление, анализ и обобщение фактов, выдвижение предложений для их объяснения), проверку (дедуктивное выведение следствий из фактов) и доказательство (практическая проверка полученных выводов).

ДОГМА – положение, принимаемое слепо, на веру, без доказательств.

ДОСТОВЕРНОСТЬ – убеждение, основанное на знании и исключающее всякое сомнение.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – несоответствие знания его объекту, расхождение субъективного образа действительности его объективным прообразам.

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ – чувство правильности и общего блага.

ЗНАК – чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе практической и духовной деятельности человека представляет (репрезентирует) другой, отличный от него предмет.

ЗНАНИЕ – результат процесса познания, истинность которого проверяется в ходе практики; отражение действительности в сознании человека в виде восприятия, представлений, понятий, суждений и теорий.

ЗНАЧЕНИЕ – это функция знака представлять и выражать содержание, отличное от его собственной определенности; мысленное содержание знака.

ИСТИНА – адекватное отражение объекта познающим субъектом; воспроизведение его так, как существующее само по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Истина бывает объективной, абсолютной и конкретной. Абсолютная истина – это точный учет всех условий, при которых находится объект познания, выделение главных свойств, связей, тенденций его развития.

КОНЦЕПЦИЯ – определенный способ понимания, трактовка какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения.

ЛОЖЬ – предметное воздействие заведомо неправильных представлений об истине.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – один из методов научного познания, включающийся в воспроизведение свойств, структуры и функций объекта познания на специально устроенной его модели, на его «заменителе».

НАБЛЮДЕНИЕ – один из методов познания, связанный с преднаме-
ренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира.

ПАРАДИГМА – строгая научная теория, которая признается всеми учеными, дающая научному сообществу модель постановки проблемы и её решения в течение определенного исторического периода. Термин ввел
Т. Кун как образец решения исследовательских задач.

ПОЗНАНИЕ – специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями.

ПОНИМАНИЕ – состояние осознания субъекта, означающее уверенность в адекватности воссоздаваемых представлений и сознательного воздействия.

ПОНЯТИЕ – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – образ ранее воспринимаемого предмета или явления.

ПРОБЛЕМА – знание о незнании; вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа, ибо представляет теоретический и практический интерес.

РАЦИОНАЛИЗМ – направление в теории познания, признающее источником знания разум в противовес чувственному опыту.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – программные действия человека, совпадающие с принципами разума (нормами, стандартами), а также с ценностями, принятыми всеми членами общества.

РЕЛЯТИВИЗМ – философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания, т.е. отрицание объективности.

СЕНСУАЛИЗМ – одно из основных направлений в понимании происхождения и сути знания, достоверность которого определяется сферой чувств; обязательный компонент эмпиризма.

СИМВОЛ – особый знак, представляющий собой чувственную или духовную реальность, которая понимается не таковой, какой она существует, а в более широком и общем смысле.

СИСТЕМА – общенаучное понятие, которое выражает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность, единство.

СКЕПТИЦИЗМ – философская концепция, сторонники которой либо сомневаются в возможности познания действительности, либо не сомневаются в этом, но останавливаются на отрицательном результате.

СТРУКТУРА – это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы, которые обеспечивают её целостность и тождественность самой себе.

ТВОРЧЕСТВО – деятельность людей, направленная на создание нового,
никогда ранее не бывшего; способность человека из известного, имеющегося в действительности, материала создавать в процессе труда новую реальность, отвечающую многообразным общественным потребностям, возрастам степени свободы человека, гуманизации общественных отношений.

ТЕОРИЯ – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и сущностных связей в определенной области действительности.

ФАКТ – понятие, означающее наличие некой реальности, в противоположность чему-то вымышленному.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ – выявление ложности теории в результате эксперимента или теоретического знания. Этот термин ввел К. Поппер как процедуру, симметричную верификации. Согласно фальсификации лишь те теории могут быть научными, которые не могут быть опровергнуты.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами (посредством ощущений, восприятия, представлений).

ЭМПИРИЗМ – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания. Он тесно связан с сенсуализмом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...