Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

O творческом назначении человека.




Бердяевский антирационализм.

Несоизмеримость противоречивой и иррациональной человеческой природы с рационалистическим гуманизмом.

3. Проблемы свободы человеческой личности.

Концепция личности человечека.

4. Целостный человек - богочеловек в концепции свободы личности.

. Истолкование природы творческого акта.

O творческом назначении человека.

5.2 Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации бытия.

. Этика Человека. Этический дуализм.

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

В 1960 году советские читатели смогли получить о Николае Александровиче Бердяеве краткие и сравнительно объективные сведения из „философской энциклопедии“. Два года спустя, в изданной в СССР серии очерков Артура Хюбшера „Мыслители нашего времени“ из русских включен только Бердяев. Но тогда читатели не знали что книги философа переведены на многие языки, что на Западе существует о нем обширная литература, что для изучения его творчества собираются симпозиумы и конгрессы. В советской России с 1922 года, когда Н. А. Бердяев вынужден был вопреки своему желанию покинуть Родину, он надолго превратился в „забытое имя“.

Но…, заговор молчания наконец закончился, пришла перестройка и новые публикации о Николае Александровиче Бердяеве в России появились в „Книжном обозрении“, 1988, номер 52 и др.. Год спустя, под эгидой добровольного общества „Культурное возрождение“ в Москве прошел первый вечер памяти Николая Александровича Бердяева (1874-1948), выдающегося русского мыслителя, критика и публициста.

На сегодняшний день о фигуре Н.А. Бердяева сказано и написано уже достаточно много. В его творчестве отражены и глубоко проработаны традиции как отечественных, так и зарубежных мыслителей и философов. О себе Николай Александрович писал так: „ Я наследую традицию славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие миросозерцаний, и более всего Достоевского и Л. Толстого, Вл. Соловьева и Н. Федорова. Я русский мыслитель и писатель“.

Как автор множества книг, руководитель московской „Вольной академии духовной культуры“ и редактор уникального журнала русской религиозной мысли „Путь“ (Париж, 1925-1940), Н.А. Бердяев в отечественной философии занимает место, соответствующее месту Ф. М. Достоевского в литературе. Николая Александровича всегда волновали трагичность человеческой жизни, роковые вопросы бытия, проблемы страдания и духовных судеб мира. Так же как и Фёдор Михайлович Достоевский, он был писателем страстным, полемичным, огненным, и оба они оказали немалое влияние на мировую мысль.

Н.А. Бердяев защищал достоинство человека, ценность личности и ее свободу. Признавая оправданность поисков лучшего социального порядка, он утверждал, что одно это никогда не решит главной проблемы человеческой духовности. Бердяев рассматривал историю как борьбу духа против мертвящих его сил - социальных и идеологических. Он был врагом всякого порабощения и унижения человека. Будучи убежденным христианином, Николай Александрович Бердяев был чужд ложной апологетики, он смело говорил о „достоинстве христианства и недостоинстве христиан“, об изъянах в церковном мышлении и практике. Н.А. Бердяев был неспособен на компромисс - ни с „правыми“, ни с „левыми“. Он питал неприязнь к любой форме стадного сознания. Тема личности, ее исторической судьбы, проблема отношения творчества (культуры) к жизни (бытию) человека имела основополагающее значение для Н.А. Бердяева. Свобода и творчество (в самом широком смысле слова) были для него непременным условием развития личности - этой фундаментальной единицы общества. Преображение личности, жизни, мироздания является, согласно его учению, основной целью истории. Она, по его словам, „есть ответ человека на Божий призыв“. Н.А Бердяев не принимал бескрылого обыденного сознания, не мирился с „духовной буржуазностью“, как бы она ни проявлялась. То, что было им написано о „рабстве и свободе человека“ в условиях современной цивилизации, и в настоящее время представляет не только историко-философский интерес. Не вызывает сомнений интеллектуальная и, в существенной мере, прогностическая ценность бердяевской апологии экзистенциального опыта личности, творчески противостоящей все новым и новым формам „объективации“, угрожающей самим основам человеческой идентичности как разумного и свободного существа. Разумеется, у Бердяева можно найти много эпатирующего и спорного, но, возвращая его сегодня в сокровищницу русской культуры, следует помнить, что это не „вчерашний день“, не „археология“ культуры, а неотъемлемая и актуальная часть ее целостного организма. Когда из него выпадают те или иные элементы, культура несет чувствительные потери. И дальнейшее духовное развитие, которое так необходимо нашему обществу, невозможно без возмещения этих потерь.

Наше собственное философское постижение мира не может происходить иначе, чем через творческое соприкосновение индивидуальностей, пересечение уникальных толкований важнейших философских проблем. Только в диалоге с философской и культурной традицией наше сознание и самосознание становится более адекватным, способ мышления - более гибким, более диалектическим и универсальным, а наши многочисленные предрассудки, если и не преодолеваются, то, по крайней мере, переводятся в вопросы: мы ставим наши собственные предрассудки и предрассудки других под вопрос. В этом смысле восхождение к философской традиции означает движение вперед, а не назад. Возможно именно поэтому, относимый в исторической хронологии к первой половине XX века, Н.А. Бердяев остается во многом нашим современником, призывающим при решении всех философских проблем ставить в центр человека и его творчество, именно поэтому эта тема и ее философское значение никогда не утратит свою актуальность.

„Основной, изначальной проблемой, - пишет Н.А. Бердяев, - является проблема человека, проблема человеческого познания, человеческой свободы, человеческого творчества. В человеке скрыта загадка познания и загадка бытия. Именно человек есть то загадочное в мире существо, из мира необъяснимое, через которое только и возможен прорыв к самому бытию“.

Целью работы является рассмотреть философию человека в творчестве Н. А. Бердяева. Реферат состоит из введения, 6 глав и парафрафов, заключения и списка использованных источников. При написании работы были использованы труды зарубежных и отечественных авторов, периодические издания.


1. Духовная эволюция Н.А. Бердяева

 

В Киеве в 1874 году в дворянской русской семье родился Николай Александрович Бердяев. Прежде чем в 1894 году он поступил на естественный факультет Киевского университета, а затем перешел на юридический, Н.А. Бердяев воспитывался в Киевском кадетском корпусе. Систематические занятия философией Бердяева начались в университете под руководством Г.И. Челпанова. Тогда же он включился в социал-демократическую работу, став пропагандистом марксизма, за что при разгроме киевского „Союза борьбы за освобождение рабочего класса” в 1898 г. был арестован, исключен из университета и сослан в Вологодскую губернию. В опубликованной в 1901 г. работе „Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском” наметился поворот к идеализму, закрепленный участием Бердяева в сборнике „Проблемы идеализма” в 1902 г. С 1901 по 1903 г. писатель находился в административной ссылке, где отошел от социал-демократии и примкнул к либеральному „Союзу освобождения”. Причиной разрыва с марксизмом для Бердяева было неприятие им идеи диктатуры и революционного насилия, несогласие с тем, что историческая истина зависит от классовой идеологии, от чьих бы то ни было интересов. В противоположность этим утверждениям он подчеркивает, что объективная (абсолютная) истина существует независимо от классового (эмпирического) сознания и может лишь в той или иной мере открываться человеку - в зависимости от его жизненного опыта и ценностных установок. Но, не приняв марксистской философии истории, постулируя априорную систему логических условий познания и нравственных норм, он не отрицал социологической значимости марксизма.

Его отход от „легального марксизма” совершился достаточно безболезненно: Бердяев, по впечатлениям его современников, вообще никогда не был фанатиком какой-либо одной идеи, одного культа. Даже встав на позиции христианства, он искал не веры, а знания, он и в религиозной жизни хотел сохранить свободу искания, свободу творчества.

В 1908 году Бердяев переехал в Москву, где принимал участие в различных сборниках. Поиск собственного философского обоснования „неохристианства” завершился книгами „Философия свободы” (1911) и, в особенности, „Смысл творчества. Опыт оправдания человека” (1916), которую он ценил как первое выражение самостоятельности своей религиозной философии. Первая мировая война была воспринята Бердяевым как завершение гуманистического периода истории с доминированием западноевропейских культур и начало преобладания новых исторических сил, прежде всего России, исполняющей миссию христианского соединения человечества (о чем он писал в сборнике “Судьба Рос-сии”, 1918). Бердяев приветствовал народный характер Февральской революции и вел большую пропагандистскую работу по предотвращению „большевизации” революционного процесса, с тем, чтобы направить его в „русло социально-политической эволюции”. Октябрьскую революцию расценил как национальную катастрофу. Он постепенно ушел от марксизма и обратился к Неокантианству. На новый поиск, прежде всего его вдохновил религиозный философ Владимир Сергеевич Соловьев, после чего Бердяев стремился к объединению марксизма и русско-ортодоксального христианства. В 1919 году он основал „Московскую Свободную академию для духовной культуры“. В советский период жизни Бердяев создал в Москве Вольную академию духовной культуры, где читал лекции по философии, в том числе по проблемам религиозной философии истории, которые составили основу книги „Смысл истории”.

В 1922 году его критическое отношение к советской идеологии привело Бердяева, наряду с другими видными деятелями русской культуры, к насильственному выдворению за пределы страны. Бердяев эмигрирует в Берлин, где он основал „Религиозно-философскую академию", где он встретил Макса Шелера, Освальда Шпенглера и Пауля Тиллиха. С ними у него установились отношения, которые поддерживались всю жизнь, в том числе перепиской. В частности его особенно связывал похожий взгляд в отношении „критики позитивизма, рационализма, буржуазности, а также цивилизации в общем“. Выход в свет его эссе „Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы“ (1924) принес Бердяеву европейскую известность.

Два года спустя он переехал в Париж, основал там академию, издал религиозно-философский журнал „Путь“ и поддерживал отношения с „rеnouvеаu саtholiquе“ кроме всего прочего, с Петером Вустом. Бердяев активно участвовал в европейском философском процессе, поддерживая отношения с такими философами, как Э. Мунье, Г. Марсель, К. Барт и др.

После его отъезда из Германии наступила оживленная дискуссия его произведений, как среди протестантских так и католических теологов и публицистов (например, Эрнста Мишель).

В условиях эмиграции основными в его творчестве становятся темы этики, религии, философии истории и философии личности. Писатель вел активную творческую, общественно-культурную и редакционно-издательскую работу, включался в различные общественно-политические и общественно-церковные дискуссии в эмигрантской среде, осуществлял в своем творчестве связь русской и западноевропейской философской мысли. Он отстаивает в своих трудах первенство личности над обществом, „примат свободы над бытием”. Резко критикуя - за антидемократизм и тоталитаризм - идеологию и практику большевизма, Бердяев не считал „русский коммунизм” случайным явлением. Его истоки и смысл он видел в глубинах национальной истории, в стихии и „вольнице” российской жизни, в конечном счете - в мессианской судьбе России, ищущей, он не обретшей еще „Царства Божьего”, призванной к великим жертвам во имя подлинного единения человечества.

Во время Второй мировой войны Бердяев занял ясно выраженную патриотическую позицию, его произведения в Третьем Рейхе на основе его „пробольшевистской“ пропаганды были запрещены. После победы над фашистской Германией Бердяев имел надежду на некоторую демократизацию духовной жизни в СССР, вызвавшую негативную реакцию со стороны непримиримой эмиграции. В 1947 году ему было присуждено звание доктора Кембриджского университета.

Бердяев отмечает связь его творчества, философских взглядов с жизненными событиями, так как, по мнению писателя, „творческая мысль никогда не может быть отвлеченной; она неразрывно связана с жизнью, она жизнью определяется”. Он пишет в „Самопознании”: „Я пережил три войны, две из которых могут быть названы мировыми, две революции в России... пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции... я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я еще не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий....И вместе с тем я никогда не был человеком политическим. Ко многому я имел отношение... но ничему не принадлежал до глубины... за исключением своего творчества. Я всегда был анархистом на духовной почве и „индивидуалистом”.

Находясь в вынужденной эмиграции, Бердяев продолжал считать себя русским философом. Он писал: „Несмотря на западный во мне элемент, я чувствую себя принадлежащим к русской интеллигенции, искавшей правду. Я наследую традиции славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие миросозерцаний, и более всего Достоевского и Л. Толстого, Вл. Соловьева и Н. Федорова. Я русский мыслитель и писатель.”

Духовная эволюция Николая Александровича Бердяева прошла путь от „легального марксизма”, когда он (наряду с другими марксистами) выступал против идеологии народничества, к религиозному миросозерцанию.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...