Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Несоизмеримость противоречивой и иррациональной человеческой природы с рационалистическим гуманизмом




 

Н. А. Бердяев, как и Ф. М. Достоевский, раскрывает несоизмеримость противоречивой и иррациональной человеческой природы с рационалистическим гуманизмом, рационалистической теорией прогресса.

Вслед за Ф. М. Достоевским Н. А. Бердяев критикует эвдемонистическую направленность предшествующего миросозерцания: „Но современная психология, продолжая Достоевского, Ницше, Киркегардта, совершенно разрушила эту рационалистическую доктрину. Человек есть существо свободное, духовное и творческое, и свободное творчество духовных ценностей он предпочитает счастью. Но человек есть также существо больное, раздвоенное, определяющееся темным бессознательным. И потому он не есть существо, стремящееся во, чтобы то ни стало к счастью и удовлетворению. Никакой закон не может его сделать существом, предпочитающим счастье свободе, удовлетворение и успокоение творчеству“.

Из-за раздвоенности и иррациональности человек предстает как существо трагическое - будучи изначально свободным, человек может либо пойти путем „не-просветленной“, греховной свободы, которая с неизбежностью приводит к ее замене властью одного и подчинению необходимости, либо путем преодоления иррациональной свободы происходит процесс рождения человека как личности. Поэтому, согласно учению Н. А. Бердяева, „богочеловек и человекобог - полярности человеческой природы. Это - два пути: от Бога к человеку и от человека к Богу“.

Человек, стремясь стать, „как боги“, приходит к самоизоляции, к самозамыканию - и, как следствие, к самодеструкции - его интересует уже не духовное возрастание. Основные моменты этого процесса очерчены философом в его концепции объективации, т. е. отчужденья, пронизывающего собой все стороны падшего мира. Однако грехопадение перво-Адама предстает не только как грех и зло, но и как необходимый и в сущности, положительный момент в процессе развития человечества. Ведь через опыт зла, взятый более широко, в его как бы историческом ракурсе, человечество проходит все ступени объективации, одновременно обогащаясь этим опытом, способствующим преодолеть благодаря ему „иррациональность“ свободы первоначального „Ничто“, т. е. подымаясь к окончательному совершенству и просветлению. Человек должен пройти по пути собственной свободы, раскрывая этим путь „антропологического“ откровения, ибо высшая и окончательная стадия бытия явит собой единение двух составляющих - Бога и человека.

бердяев рационалистический гуманизм личность


3. Проблема свободы человеческой личности

 

„Основной, изначальной проблемой, является проблема человека, проблема человеческого познания, человеческой свободы, человеческого творчества. В человеке скрыта загадка познания и загадка бытия. Именно человек есть то загадочное в мире существо, из мира необъяснимое, через которое только и возможен прорыв к самому бытию“.

Н.А.Бердяева

 

Н. А. Бердяев как религиозный мыслитель полагал, что учение о личности может быть построено на основе признания существования идеальной личности Христа - второй божественной ипостаси. Именно благодаря Христу возможна, по мнению Н. А. Бердяева, антроподицея - оправдание человека. „Если бы не было Богочеловека… то невозможно было бы оправдание Бога и невозможно было бы оправдание человека“. Принцип свободы, уходящий в бездну Ничто, и тезис о том, что человек есть образ и подобие Божье, составляют, по Н. А. Бердяеву, основу подлинного учения о человеке. Личность, полагает Н. А. Бердяев, является осуществлением божественного замысла о человеке, она выступает для природного человека не как данность, норма, а как задание, проект. Осуществление этого замысла возможно потому, что в человеке содержится элемент несотворенной свободы. Основной характеристикой человека как личности является ее открытость. Личность возможна лишь с выходом к другому, к „ты“, „личность, по существу, предполагает другого и другое…, другую личность“.

По мнению Н. А. Бердяева, личность является ценностью, которая стоит выше государства, нации, человеческого рода. Личность не существует без духовного начала, которое означает конкретную полноту жизни. Личность, утверждает философ, создана Божьей идеей и свободой человека. Человек способен реализовать две возможности, полагал Н. А. Бердяев. Либо этот „другой“ является боль-шей ценностью, предстает как духовное, Бог. Тогда путь к нему лежит через трансцендирование за пределы „вещного мира“ к обретению специфически человеческого, духовного бытия. Личность вырабатывается, как утверждал Н. А. Бердяев, длительным процессом, выбором. Однако возможен другой путь - путь выбора „другого“ как низшей ценности, когда человек не связывается через трансцендирование с духовным, а выбирает вещный мир, он становится рабом бытия, индивидом.

Личность, по Н. А. Бердяеву, является ценностью духовного плана, ее основная характеристика - свобода.

В противовес этому индивид является категорией натуралистической. Он - порождение того порядка бытия, где умерщвлены свобода, дух, творчество. В отличие от диалогического характера личности существенной характеристикой индивида является его эгоцентризм, замкнутость в себе. Он, по определению Н. А, Бердяева,- атом.

Выход к Богу символизирует собой у Н. А. Бердяева одновременно выход к другому, ибо диалог человека и Бога является одновременно встречей, диалогом „я“ и „ты“, человека и его другого. „Личность предполагает существование других личностей и общение личностей. Личность есть высшая иерархическая ценность, она никогда не есть средство и орудие. Но она, как ценность, не существует, если нет ее отношения к другим личностям, к личности Бога, к личности другого человека, к сообществу людей. Личность должна выходить из себя, преодолевать себя. Такой она задана Богом“.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...