Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И глобальные проблемы современности




 

1. Понятие социального развития, его основные типы. Революция и эволюция в общественном развитии. Критерии общественного прогресса: различные подходы.

2. Специфика развития современного общества: глобализация, информатизация, проблема толерантности.

3. Глобальные проблемы: понятие, основные типы и причины возникновения.

 

Основные понятия: социальное развитие, прогресс, регресс, модернизация, глобализация, информатизация, универсализация, специализация, конвергенция, дивергенция, интенсификация, экстенсификация, параллелизм, толерантность, глобальные проблемы, эволюция, революция.

 

Проблема общественного прогресса всегда являлась одной из центральных практически во всех философских учениях. И это неудивительно – типы и виды социального развития, направленность и характер его протекания, многие другие вопросы и проблемы, связанные с процессом социального развития, в конечном счете, определяют саму возможность и успешность существования человека на Земле.

Рассмотрение проблемы исторического, общественного прогресса следует начать с выявления взаимосвязи понятий «прогресс» и «развитие».

Развитие нельзя считать простым синонимом изменения или приравнивать его к прогрессу. Развитие – это особый тип изменения.

Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не свидетельствует об их характере. Изменения могут носить количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового, изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения равнозначны развитию (простое разрушение предмета или циклические процессы с повторением однотипных фаз или просто обратимые изменения «вода – пар – вода»).

Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Развитие – процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно большие интервалы времени. На­пример, эволюция литосферы, экосистем, историческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, и т.д.

Реальное социаль­но-историческое развитие происходит с постоянными отклонениями в сторону, с возвратами назад, нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса или конвергенции – слияния, синтеза, объединения различных линий развития (формирование крупных наций из различных племен). Говоря в целом о типах социального развития, можно выделить несколько основных (рис. 10.1).

 

Типы социального развития
Прогресс (движение вперед)
Универсализация (общие черты тенденций социального развития)
Конвергенция (схождение тенденций социального развития)
Интенсификация (качественные изменения на основе роста производительности труда, улучшения организации производства, развития технического прогресса и т.п.)
Регресс (возвращение, движение назад)
Специализация (особые черты тенденций социального развития)
Дивергенция (расхождение тенденций социального развития)
Экстенсификация (количественные изменения на основе использования дополнительных материальных и людских ресурсов, а не за счет технического прогресса)
Параллелизм (непересекающиеся тенденции социального развития)

 

Рис. 10.1. Социальное развитие

Определенную и весьма существенную сторону общественного развития в целом отражает понятие «социальной динамики». Проблему социальной динамики в западной социологии разрабатывали О. Конт, П. Сорокин. В нашей литературе этому понятию до последнего времени отказывалось в статусе научной категории. Однако именно понятие «социальная динамика» вбирает в себя и концентрирует свое внимание на одной стороне – направленности общественных изменений, их траектории. В связи с этим можно выделить циклический, линейный и спиралевидный типы социальной динамики[131]. Философия постмодернизма также добавила сюда и ризомообразный тип социальной динамики.

Циклический тип (рис. 10.2.а) предполагает сохранение социальной системы в сложившемся виде посредством устойчивого воспроизводства традиционных отношений и связей. Примером циклического типа может служить история Китая.

Сущность линейного типа (рис. 10.2.б) социальной динамика представлена противоречивым единством линейного прогресса и линейного регресса. С реализацией линейного типа связан такой исторический феномен как многовариантность общественного развития. В эти периоды, по сравнению с периодами стабильного функционирования, существует гораздо более широкий спектр возможностей, все многообразие которых сводимо к трем основным вариантам: консервация существующего состояния, поступательное и нисходящее движение. Также важное теоретическое и практическое значение имеет выяснение пределов линейной динамики общества.

Спиралевидный тип (рис. 10.2.в) социальной динамики отражает совокупность генетически связанных процессов, отрицающих друг друга, и обнаруживается при суммировании большого количества данных на сравнительно длительных этапах исторического развития. В ходе каждого отрицания явление переходит на только в другое качественное состояние, но и в свою противоположность и одновременно как бы возвращается в свое исходное состояние, но возврат этот к якобы старому осуществляется на новом уровне, с обнаружением новых свойств.

Графическое изображение спирали представляет собой синтез цикла (круга) и линии. Графическая спираль выступает в роли аналога термина «социальная преемственность». Когда спираль определяется по формуле «возврат к якобы старому, повторение старого на ином уровне», то речь идет, в сущности, о таком процессе развития, когда обновление и устаревание являются лишь частичными.

 

 

Рис. 10.2 Типы социальной динамики

 

Ризомообразная концепция развития общества (рис. 10.2.г), как уже отмечалось, предложена философией постмодернизма. В ботанике ризомой (от фр. rhizome — корневище) называют корневище многолетних растений, в котором отсутствует стержневой корень. Ризома состоит из побегов, переплетенных между собой, растущих в непредсказуемых направлениях, постоянно отмирающих и вырастающих вновь. В применении к обществу ризома символизирует полную хаотичность и бессмысленность социальных процессов[132].

Наиболее сложным типом развития является история общества, включающая в себя, кроме объективных, также субъективные факторы: взгляды, це­ли, интересы людей. Это чрезвычайно затрудняет (но в то же время и делает чрезвычайно интересным) теоретический анализ характера детерминации общественно-исторических процессов. В реализации исторических перспектив, воз­можностей участвуют человеческий выбор, идеалы, воля к действию. В процессах развития сложно и многооб­разно проявляет себя противоречивый характер изменений. Двумя наиболее общими противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными, диалектически связанными тенденциями общественного развития являются про­гресс и регресс.

Прогресс (от лат. progress – «движение вперед, успех») –направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее со­вершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применитель­но к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Если же в результате процесса развития уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.

В свою очередь, тенденции развития (прогресс и регресс) по своему характеру могут быть эволюционными и революционными (рис. 10.3).

 

В природе
Революционныйтип развития
Эволюционный тип развития
В природе
В обществе
В обществе
Экологические катастрофы
Стихийные бедствия
Природные катаклизмы
Политический переворот
Промышленный переворот
Научная революция
Естественный отбор
Формирование земной коры
Формирование биосферы
Социальные реформы
Культурная революция

 

Рис. 10.3. Типы развития в природе и обществе

 

Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) — глубокое качественное изменение, резкий скачок в развитии. Термин «революция» может применяться к обществу в целом (аграрная или буржуазная революция) и к его отдельным элементам (научная революция, техническая, культурная). Эволюция (от лат. evolutio — развертывание) — постепенные количественные изменения. Эволюцию следует отличать от реформы – нововведения, не уничтожающего основ господствующей структуры. И эволюция, и реформа противопоставляются революции, но в разных отношениях. Говоря об эволюции, подчеркивают постепенность развития, говоря о реформах – неизменность структурной основы в ходе развития[133].

Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII века, а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Первоначальные прогрессистские концепции характеризовались следующими чертами (рис. 10.4).

Общественный прогресс – тенденция развития, которая характеризуется переходом от низших социальных норм к более высшим, от менее развитых социальных форм к более развитым


Основные первоначальные концепции
Метафизическая концепция Общественный прогресс – плавное эволюционное развитие, без революционных скачков, без попятных движений как непрерывное восхождение по прямой линии. О. Конт (1798–1857) Г. Спенсер (1820–1903)
Диалектико-материалистическая концепция Сущность общественного прогресса противоречива – одно и то же явление и даже ступень исторического развития в целом могут быть прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными в другом. К. Маркс (1818– 1883)
Идеалистическая концепция Поступательное развитие истории определяется духовным началом и представляет собой: - бесконечную способность совершенствования человеческого интеллекта А. Р. Ж. Тюрго (1727–1781)М. Ж. А. Н. Кондорсе (1743–1794); - спонт - саморазвитие Абсолютного Духа Г. В. Ф. Гегель (1770–1831)

 

Рис.10.4. Ранние концепции общественного прогресса

Во-первых, это идеализм, т.е. попытка отыскать причины поступательного развития истории в духовном начале – в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта (те же Тюрго и Кондорсе) или в спонтанном саморазвитии абсолютного духа (Гегель). Соответственно этому критерий прогресса тоже усматривали в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии.

Во-вторых, особенностью многих ранних кон­цепций социального прогресса являлось недиалектическое рас­смотрение общественной жизни. В таких случаях обществен­ный прогресс понимается как плавное эволюционное развитие, без революционных скачков, без попятных движений, как не­прерывное восхождение по прямой линии (О. Конт, Г. Спенсер).

В-третьих, восходящее развитие по форме ограничивалось достижением какого-нибудь одного определенного обществен­ного строя либо достижением какой-либо общественной цели.

В марксистском понимании сущность общественного прогресса, включала в себя признание его противоречивости и, в частности, того момента, что одно и то же явление и даже ступень исторического развития в целом могут быть одновременно прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными в другом. Так, в ряде областей духов­ной культуры феодальное общество уступало рабовладельческо­му, что послужило основанием для «просветителей» XVIII века смотреть на Средние века как на простой «перерыв» в ходе ис­тории. При этом не учитывались большие успехи, сделанные в течение Средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV–XV вв. и создание предпосылок для возникновения экспериментального естествознания.

· Современное понимание общественного прогресса предполагает такую дифференциацию и интеграцию элементов и связей социальной системы, которая повышает степень ее целостности, ее приспособлен­ность к среде, функциональную эффективность, устойчивость, надежность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития.

Вопрос измерения общественного прогресса, определения его основных критериев никогда не получал однозначного определения в философско-социологической литературе.

Долгое время господствовавшая марксистская парадигма беспредельного прогресса с неизбежностью подводила к, казалось бы, единственно возможному решению вопроса: главным, если не единствен­ным, критерием общественного прогресса может быть только развитие материального производства, которое, в конечном счете, предопределяет изменение всех других сторон и сфер жизни общества.

Примечательно, что вывод о состоянии и уровне развития производительных сил как генеральном критерии прогресса разделялся и оппонентами марксизма – техницистами, с одной стороны, и сциентистами, с другой. Возникает за­конный вопрос: как могли сойтись в одной точке концепция марксизма (материализма) и сциентизма (идеализма)? Логика этого схождения такова. Сциентист обнаруживает об­щественный прогресс, прежде всего в развитии научного зна­ния, но ведь научное знание обретает высший смысл только тогда, когда оно реализуется в практике, и прежде всего в мате­риальном производстве.

В процессе еще только уходящего в прошлое идеологиче­ского противостояния двух систем техницисты использовали тезис о производительных силах как генеральном критерии общественного прогресса для доказательства превосходства Запада, шедшего и идущего по этому показателю впереди. Тогда их оппонентами была внесена существенная поправка к собственной концепции: этот высший общесоциологиче­ский критерий нельзя брать в отрыве от характера господ­ствующих в данном обществе производственных отношений. Ведь важно не только общее количество производимых в стране материальных благ, но и то, насколько равномерно и справедливо распределяются они среди населения, как способствует или тормозит данная общественная организация рациональное использование производительных сил и их дальнейшее развитие. И хотя поправка действительно существенная, но она не выводит критерий, принятый в качестве основного, за пределы одной – экономической – сферы со­циальной действительности, не делает его поистине интегративным, пропускающим через себя и впитывающим в себя изменения буквально во всех сферах жизни общества.

Таким интегративным, а значит – наиболее важным крите­рием прогресса выступает уровень гуманизации общества, т.е. положение в нем личности: степень ее экономического, полити­ческого и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья. Заметим, кстати, что внутри этого сложного по своей структуре индикатора можно и нужно выделить один, по сути дела объединяющий в себе все остальные. Таковым, на наш взгляд, является средняя продолжительность жизни. И если она в определенной стране на 10–12 лет меньше, чем в большинстве стран, да к тому же обнаружи­вает тенденцию к дальнейшему уменьшению, соответственно должен решаться вопрос и о степени прогрессивности этой стра­ны.

В конце 90-х гг. прошлого века в научный оборот вошел термин «глобализация». Под глобализацией понимают процесс объединения экономик стран мира, создание единого правового, экономического и информационного пространства. Исторически такую систему порождает действие факторов глобализации:

электронные средства коммуникации, способные сжимать до минимума разделяющие людей время и пространство;

технологические изменения, позволяющие распространять по всему миру производимую продукцию;

формирование глобальных идеологий.

Характерными чертами глобализации являются:

ü Усиление роли транснациональных компаний (ТНК) – хозяйственных предприятий, действующих в двух и более странах. Как правило, ТНК являются национальными по капиталу и международными по месту приложения. Основными странами базирования почти всех крупнейших ТНК являются США, Великобритания, Япония.

ü Создание компьютерной сети интернет. Эта сеть была создана в США как ресурс Минобороны в 1969 г. и рассекречена в общемировой доступ в начале 1990-х годов. Наличие и развитость интернета является показателем включенности стран в глобальное пространство.

ü Рост мегаполисов – крупных городов с развитой инфраструктурой и с многомиллионным населением.

ü Стандартизация промышленной продукции и унификация ведения отчетности, документации, международного законодательства.

ü Определение английского языка как универсального в процессе глобализации.

Очевидно, что названные процессы имеют очень противоречивый характер. Так, с одной стороны, открываются новые возможности для экономического и научно-технического прогресса, развития высоких технологий и новых средств коммуникации, расширения и углубления международною сотрудничества. С другой – увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами, подрываются национальные валюты и экономики, обостряются экономические проблемы, создаются условия для манипулирования массовым сознанием с помощью новейших информационных технологий.

Одним из методов распространения глобализации является информатизация – политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных технологий[134].

Непосредственной задачей информатизации является манипуляция массовым сознанием. Она представляет собой разновидность психологического воздействия, результатом которого является скрытое возбуждение и появление у адресата намерений, не совпадающих с его действительными желаниями.

Манипуляция создается путем использования стереотипов поведения, подмены понятий, создания метафор, мифологизации, отвлечения внимания.

С развитием средств массовой коммуникации появилась возможность влиять на сознание масс всего мира. Технологии изменения массового сознания называются high-hume. Они опираются на такие средства, как: телевидение, кино, массовое искусство, глобальная сеть.

Телевидение способно формировать сознание или создавать у зрителя требуемую реальность, не имеющую связи с действительностью.

Массовое искусство создает виртуальную жизнь, симулирующую реальность, так называемые симулякры – средство фиксации переживаемого состояния, «порождение, при помощи моделей, реального без истока и реальности: гиперреальности» (Ж.Бодрийяр[135]). Реальное заменяется знаками реального.

Опасность манипуляций сознанием заключается в таких факторах, как:

- потеря адекватного восприятия реальности в мировых масштабах;

- нивелирование человеческой личности;

- использование масс в различных «грязных» политических процессах.

XX век породил специфический феномен, названный испанским философом X. Ортегой-и-Гассетом «Восстание масс», суть которого состоит в том, что на смену относительно упорядоченной жизни общества приходит его массовизация. В таком массовом обществе большинство населения принимает стандарты, пристрастия и стереотипы, навязанные средствами массовой информации, в результате чего на историческую арену выходит «человек-масса», который чувствует себя «таким же, как все» и не стремится к самосовершенству. Мир представляется ему широким полем деятельности для приложения своей энергии и предприимчивости. Такой человек утрачивает ценности традиционного характера, отрывается от исторических корней и становится легко управляемым для всех желающих.

Процесс глобализации подразумевает переход от иерархической системы отношений, построенных на принципах господства и подчинения, к системе отношений, основанных на принципах демократии, плюрализма и толерантности. Однако глобализация создает предпосылки, затрудняющие диалог культур: нарастающее многообразие мира, растущая социальная поляризация в мире, усиление религиозного фундаментализма и воинствующего национализма, неспособность существующих социальных институтов защитить любую этническую культуру в новых условиях. Поэтому возникает потребность в консенсусе, который предполагает понимание того, что удовлетворение собственных интересов возможно лишь при учете интересов другого[136].

Категория «толерантность» в современном понимании имеет несколько трактовок и интерпретаций. В русском языке ему наиболее близок по значению термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Но в таком понимании «толерантность» не является синонимом терпения или терпеливости: «если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия».

Толерантность в современной научной литературе обычно рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию и преобладанию какой-либо одной точки зрения.

В такой интерпретации толерантность предполагает признание прав другого человека, восприятие этого другого как равного себе, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие он и есть, взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения. Исходя из сказанного можно рассматривать толерантность как чувство терпимости и уважительного отношения к культуре и мнениям других людей, не совпадающим с собственным. Толерантность допускает право представителя любой культуры на свободное выражение своих взглядов и реальное поведение в практической жизни при условии благожелательного отношения к культуре, поведению и мнениям других людей.

Однако далеко не все так однозначно. Необходимость введения данного понятия в социальную реальность России вызывает большие сомнения.

Так, Православная Церковь утверждает, что Россия имеет свои духовные ценности и многовековой опыт сотрудничества разных вер и народов и не нуждается в заимствовании таких понятий, как толерантность, заявили в Московском патриархате.

«Заимствованный у Запада термин «толерантность» имеет много значений, свои плюсы и минусы. Но не может не беспокоить, что зачастую под ним понимается нравственный нигилизм, индифферентность к различным порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране», - заявил и.о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей священник Георгий Рябых[137].

По его словам, «безразличие, которое нередко связывается с понятием толерантности, является неприемлемым, потому что христианство говорит об активной позиции человека, в том числе гражданской, о борьбе с грехом, в отстаивании истины».
Также он отмечает, что «это тот случай, когда вместе с заимствованием вербальным мы заимствуем и смысл, который не связан с нашей национальной традицией. В России есть богатый опыт добрососедства, сотрудничества между людьми разных вер, национальностей, ориентация на диалог. Поэтому, думаю, в отечественном образовании было бы правильно обращаться к тем традициям, которые более знакомы и понятны гражданам России и при этом позволяют добиваться мира, согласия, взаимодействия - того, что необходимо для единства и процветания нашей общей страны».

Он обратил внимание и на то, что во многих докладах и других документах, «которые формируются на Западе и содержат жесткую критику России, слово «толерантность» является как раз одним из ключевых».

Также отец Георгий также напомнил, что в биологии, например, термин «толерантность» обозначает отсутствие у организма реакции на окружающую среду, «и считается, что такие организмы не способны к выживанию».

«Если применить данное значение «толерантности» к социуму, то вывод напрашивается однозначный: когда люди становятся безразличными к любым задачам - общественным, политическим, экономическим, это ведет к атомизации, развалу общества», - подытожил священник.

В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности воспитание уважения друг к другу многопланово и имеет чаше всего характер поликультурного образования, основными целями которого являются:

- глубокое и всестороннее овладение культурой собственного народа как обязательное условие интеграции в иные культуры;

- формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к культурным различиям;

- формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

- воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Основным образовательным принципом в достижении отмеченных целей может служить принцип диалога, который позволяет соединять в мышлении и деятельности людей различные, не сводимые друг к другу культуры, формы поведения и деятельности, ценностные ориентации. Такое значение диалога обусловлено тем, что: диалог рассматривается не только в качестве эвристического приема усвоения каких-либо знаний, но и как фактор, определяющий суть и смысл передаваемой информации. Он придает реальный практический смысл взаимодействию культур, общающихся между собой, и становится постоянно действующей основой в развитии и взаимодействии культур при условии сохранения самобытных систем сакральных ценностей и знаний в рамках каждой взаимодействующей культуры.

Итак, глобализация – явление глубоко противоречивое. Она не только соединяет, но и разъединяет, не только обогащает, но и существенно ограничивает. Глобализация влечет за собой стягивание, столкновение локальных культур, которые должны переопределиться в этом столкновении локальностей. Отсутствие границ для финансовых, торговых и информационных потоков оборачивается усиленной фиксацией места жизни и деятельности для многочисленных групп населения. Для многих людей это несет социальную деградацию, утрату публичных пространств: удаленность мест их проживания от единых глобальных центров лишает их возможности самим участвовать в выработке социальных смыслов, в принятии решений. Они становятся пассивными реципиентами смыслов и значений, продуцируемых где-то далеко. Можно говорить о своего рода пространственной сегрегации, об установлении и прогрессирующем росте дистанции между глобальными элитами и населением стран[138].

Неравномерность развития разных областей жизни современного человечества и противоречия, порождаемые в социально-экономических, политико-идеологических и социоприродных отношениях людей, порождают круг проблем, от решения которых зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации. Такие проблемы называются глобальными и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

Все глобальные проблемы современности можно свести к трем основным группам.

Первая группа – проблемы экономического и политического взаимодействия государств:

- предотвращение мировой термоядерной катастрофы и создание благоприятных условий для социального прогресса всех стран и народов;

- преодоление технологической и экономической отсталости развивающихся стран через формирование оптимальной системы их отношений с развитыми странами.

Вторая группа – проблемы взаимодействия общества и природы:

- предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды;

- обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией, продовольствием);

- конструктивное освоение Мирового океана и космического пространства.

Третья группа – проблемы взаимоотношения личности и общества:

- образование и культурного роста;

- охрана и укрепление здоровья людей;

- рост народонаселения;

- проблемы войны и мира.

Актуальность освещения глобальных проблем в научно-популярной философской литературе определяется тем, что трудности современной ситуации вызваны во многом структурой человеческих потребностей и ценностей и связаны с судьбой каждого человека.

Безмерный рост материальных потребно­стей и милитаризация привели к изъятию из окружающей среды ог­ромного количества невосполнимых природных ресурсов, что в свою очередь привело к изменению самой среды обитания человека. Изменились ее химические, биологические и физические параметры (рост загрязнения, сокращение генофонда планеты и т. д.), что из­меняет состояние здоровья человека и грозит его существованию как вида. Это обстоятельство и заставляет человека задуматься о дальнейших путях развития цивилизации.

Считается, что одним из таких путей является путь отказа от сложившихся стереотипов стремления к господству и покорению природы и переход на позиции гармонии с ней, замена агрессивно-потребительского отношения к природе любовно-творческим. Поэтому преодоление кризисного положения предполагает модификацию отношения к миру каждого человека, его соучастие в духовном творческом процессе формиро­вания экологически позитивного отношения к природе.

Гармонизация взаимоотношений между человеком и природной средой позволит не только преодолеть угрозу экологической катастрофы и вымирания человечества, но и качественно преобразовать в лучшую сторону всю систему взаимоотношений человека и мира, в котором он живет.

 

Контрольные вопросы

 

1. Как вы понимаете термин «социальное развитие общества»?

2. Определите основные критерии социального развития.

3. В чем отличие концепций социального прогресса в трудах О. Конта, К. Маркса, Д. Белла?

4. С чем связана критика концепций социального прогресса?

5. Что такое модернизация?

6. В чем заключается различие понятий «глобализация» и «глобальные проблемы современности»?

7. Дайте определение понятию «глобальные проблемы современности».

8. Какие три типа глобальных проблем вы знаете?

9. На каком основании выявляется взаимосвязь между типами глобальных проблем современности?

10. Проанализируйте различие между гуманистической и эгоистической рациональностью.

11. Можно ли говорить о прогрессе духовной жизни человечества? Каковы здесь критерии?

 

Список литературы

 

1. Барлыбаев Х. А. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие. – М.: Изд-во РАГС, 2007.

2. Барлыбаев Х.А. Общая теория глобализации и устойчивого развития. – М.: Владос, 2003. – 365с.

3. Барулин В. С. Социальная философия: учеб. – М.,1999. – 560 с.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. – М., 1999. – 956 с.

5. Горелов А. А. Человек – гармония – природа. – М.: Наука, 1990.

6. Гранин Ю.Д. «Глобализация» или «вестернизация»?// Вопросы философии. 2008, № 2. – С. 3 – 15

7. Дергачев В. А. Глобалистика: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2005.

8. Дергачева Е.А. Тенденции и перспективы социотехноприродной глобализации. – М.: Либроком, 2009, 232 с.

9. Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества: деятельно-структурная концепция. – М.: Дело, 2002. - 568 с.

10. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием.– М.: Эксмо, 2007. – 864 с.

11. Крапивенский С. Э. Социальная философия: учеб. – М.: ВЛАДОС, 2003.

12. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях / под ред. Н. И. Лапина, Л. А. Беляевой. – М., 1994. – 242 с.

13. Тойнби А. Постижение истории. – М.: Айрис, 2002. – 640 с.

14. Штомпка П. Социология социальных изменений / пер. с англ. яз.; под ред. В. А. Ядова. – М.: Аспект-пресс, 1996. – 416 с.

15. Эрикен Т. Х. Тирания момента. Время в эпоху информации / пер. с норвежск. – М.: Весь мир, 2003. – 208 с.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...