Темы рефератов и докладов
1. Культура как мера развития человека. 2. Культура и история. 3. Национальное и интернациональное в культуре. 4. Ноосфера и цивилизация. 5. Культура и личность, духовность и творчество. 6. Культура как социальная память. 7. Понятие культуры и ее исторические типы. 8. Культура как система. Символический характер культуры. 9. Культура как ценностно-нормативный ориентир в развитии человека. 10. Культура и цивилизация. Проблемы человека в современной культуре. 11. Диалог культур: Запад – Восток – Россия. 12. Взаимодействие цивилизаций и стратегия будущего. 13. Место России в мировом цивилизационном процессе. 14. Возможные сценарии развития цивилизаций. 15. Ценностные ориентации современной молодежи.
ТЕМА 9. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
1. История человечества как предмет философского анализа. Динамика ее понимания: от античности до наших дней. 2. Формационный подход к периодизации всемирной истории. Понятие общественно-экономической формации, ее структура. Диалектическое взаимодействие базиса и надстройки. 3. Цивилизационный подход к анализу исторического развития. Теории локальных культур и цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби. 4. Этапы развития мировой цивилизации в теориях технологического детерминизма (Д. Белл, О. Тоффлер).
Основные понятия: общественно-экономическая формация, базис, надстройка, экономический уклад, формационный и цивилизационный подходы к типологизации исторического процесса.
Модели общественного развития классифицируются в зависимости от представлений исследователя об основных движущих силах этого процесса, наличия цели или бесцельности истории. Необходимость и возможность определения конкретных ступеней развития общества, повторяющихся у разных народов, обусловлена рядом причин.
Во-первых, это идеологические причины – попытки создать «идеальное общество». У Платона встречается выделение этапов естественного или природного (дообщественного) состояния, общественного (не отвечающего природе человека) и разумного – или – идеального – общества будущего. У Августина Блаженного история человечества принимает линейный характер – она имеет начало и конец, в ней выделяются следующие периоды: I – от Адама до Ноя II – от Ноя до Авраама III – от Авраама до Давида IV – от Давида до Вавилонского пленения V – от Вавилонского пленения до первого прихода Христа VI – от первого до второго прихода Христа (т.е. до Страшного Суда – конца света)[121]. Во-вторых, необходимость научной периодизации обусловливалась накоплением исторического материала. Итальянскими историками – гуманистами ХV – ХVI веков были выделены античная, средневековая и новая всемирно – историческая эпохи. Сен-Симон углубил эту периодизацию, связав каждую из эпох с определенной экономической системой. Так, античную он связал с рабством, средневековую – с феодализмом, новую – с «промышленной» системой, основанной на наемном труде. Фурье дополнил эту периодизацию ступенью эдемизма («райской первобытности»), а поскольку социалисты – утописты верили в переход человечества к высшей, гармоничной ступени своего развития – к социализму, то фактически в их трудах в своем первозданном виде выступила формационная схема исторического процесса. Но, скорее, в виде догадки, а не научно обоснованной теории[122]. Научную обоснованность формационная теория приобрела в работах К.Маркса. Его учение о формационной структуре общества явилось значительным завоеванием социально-философской мысли. Оно акцентировало внимание на экономико-социальных основах общества.
Каждая общественно-экономическая формация характеризуется присущим только ей способом производства и представляет собой характеристику определенного этапа общественного развития. Принято различать пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Общественно-экономическая формация может рассматриваться как своеобразный «скелет общества», в котором фиксируются и опорные точки общественного организма, и основные зависимости его элементов, и основные механизмы, связывающие их друг с другом. Будучи одной из основных типологических характеристик общества, выражая его целостность, общественно-экономическая формация выступает и одним из способов понимания его эволюции, т.е. выступает и как характеристика исторических этапов развития общественного организма с точки зрения развития экономики. Системообразующим фактором развития формации является совокупность производственных отношений (или совокупная система производства), представляющая собой экономический базис общества. На базисе возвышается надстройка, содержащая комплекс социальных институтов, взаимосвязанных с определенными формами общественного сознания (таблица 9.1).
Таблица 9.1
Читайте также: Для подготовки зачетов и рефератов Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|