Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы рефератов и докладов




 

1. Культура как мера развития человека.

2. Культура и история.

3. Национальное и интернациональное в культуре.

4. Ноосфера и цивилизация.

5. Культура и личность, духовность и творчество.

6. Культура как социальная память.

7. Понятие культуры и ее исторические типы.

8. Культура как система. Символический характер культуры.

9. Культура как ценностно-нормативный ориентир в развитии человека.

10. Культура и цивилизация. Проблемы человека в современной культуре.

11. Диалог культур: Запад – Восток – Россия.

12. Взаимодействие цивилизаций и стратегия будущего.

13. Место России в мировом цивилизационном процессе.

14. Возможные сценарии развития цивилизаций.

15. Ценностные ориентации современной молодежи.

 

ТЕМА 9.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

 

1. История человечества как предмет философского анализа. Динамика ее понимания: от античности до наших дней.

2. Формационный подход к периодизации всемирной истории. Понятие общественно-экономической формации, ее структура. Диалектическое взаимодействие базиса и надстройки.

3. Цивилизационный подход к анализу исторического развития. Теории локальных культур и цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби.

4. Этапы развития мировой цивилизации в теориях технологического детерминизма (Д. Белл, О. Тоффлер).

 

Основные понятия: общественно-экономическая формация, базис, надстройка, экономический уклад, формационный и цивилизационный подходы к типологизации исторического процесса.

 

Модели общественного развития классифицируются в зависимости от представлений исследователя об основных движущих силах этого процесса, наличия цели или бесцельности истории. Необходимость и возможность определения конкретных ступеней развития общества, повторяющихся у разных народов, обусловлена рядом причин.

Во-первых, это идеологические причины – попытки создать «идеальное общество». У Платона встречается выделение этапов естественного или природного (дообщественного) состояния, общественного (не отвечающего природе человека) и разумного – или – идеального – общества будущего.

У Августина Блаженного история человечества принимает линейный характер – она имеет начало и конец, в ней выделяются следующие периоды:

I – от Адама до Ноя

II – от Ноя до Авраама

III – от Авраама до Давида

IV – от Давида до Вавилонского пленения

V – от Вавилонского пленения до первого прихода Христа

VI – от первого до второго прихода Христа (т.е. до Страшного Суда – конца света)[121].

Во-вторых, необходимость научной периодизации обусловливалась накоплением исторического материала. Итальянскими историками – гуманистами ХV – ХVI веков были выделены античная, средневековая и новая всемирно – историческая эпохи. Сен-Симон углубил эту периодизацию, связав каждую из эпох с определенной экономической системой. Так, античную он связал с рабством, средневековую – с феодализмом, новую – с «промышленной» системой, основанной на наемном труде. Фурье дополнил эту периодизацию ступенью эдемизма («райской первобытности»), а поскольку социалисты – утописты верили в переход человечества к высшей, гармоничной ступени своего развития – к социализму, то фактически в их трудах в своем первозданном виде выступила формационная схема исторического процесса. Но, скорее, в виде догадки, а не научно обоснованной теории[122].

Научную обоснованность формационная теория приобрела в работах К.Маркса. Его учение о формационной структуре общества явилось значительным завоеванием социально-философской мысли. Оно ак­центировало внимание на экономико-социальных основах общества.

Каждая общественно-экономическая формация характеризуется присущим только ей способом производства и представляет собой характеристику определенного этапа общественного развития. Принято различать пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.

Общественно-экономическая формация может рассматриваться как своеобразный «скелет общества», в котором фиксируются и опорные точки общественного организма, и основные зависимости его элементов, и основные меха­низмы, связывающие их друг с другом. Будучи одной из основных типологических характеристик общества, вы­ражая его целостность, общественно-экономическая формация выс­тупает и одним из способов понимания его эволюции, т.е. высту­пает и как характеристика исторических этапов развития обществен­ного организма с точки зрения развития экономики.

Системообразующим фактором развития формации является совокупность производственных отношений (или совокупная система производства), представляющая собой экономический базис общества. На базисе возвышается надстройка, содержащая комплекс социальных институтов, взаимосвязанных с определенными формами общественного сознания (таблица 9.1).

 

Таблица 9.1

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...