Оборотные активы предприятия: классификация видов и способы финансирования. Эффективность использования оборотных активов компании.
Оборотные активы – совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих их непрерывный оборот. Оборотные производственные фонды включают: 1) производственные запасы – предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс; 2) незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления – предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, а также полуфабрикаты собственного изготовления; 3) расходы будущих периодов – невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но относятся на продукцию будущего периода. Фонды обращения состоят из таких элементов, как готовая продукция на складах; товары в пути (отгруженная продукция); денежные средства; средства в расчетах с потребителями продукции. К собственным источникам финансирования оборотных активов относятся: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; резервные фонды; нераспределенная прибыль. К заемным источникам финансирования оборотных активов относятся: краткосрочные кредиты и займы; коммерческие кредиты; инвестиционный налоговый кредит. Кроме того, источником заемных средств служит выпуск в обращение долговых ценных бумаг (облигаций, векселей). К привлеченным источникам финансирования оборотных активов относятся: кредиторская задолженность, обусловленная принятой системой расчетов, а также нарушением платежной дисциплины; доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов; задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов.
По характеру источников формирования выделяют валовые, чистые и собственные оборотные активы. Валовые оборотные активы (или оборотные активы в целом) характеризуют общий их объем, сформированный как за счет собственного, так и заемного капитала. Чистые оборотные активы (или чистый рабочий капитал) - это та часть их объема, которая сформирована за счет собственного и долгосрочного заемного капитала. Сумма чистых оборотных активов рассчитывается по следующей формулеЧОА = ВОА – КФО, В зависимости от функциональной роли в процессе производства выделяют: - оборотные активы, обслуживающие производственный цикл компании (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов; объем незавершенного производства, запасы готовой продукции); - оборотные активы, обслуживающие финансовый (денежный) цикл компании (дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства). В зависимости от практики контроля, планирования и управления различают: - нормируемые оборотные средства, дающие возможность рассчитать экономически обоснованную потребность в соответствующих видах оборотных средств; - ненормируемые оборотные средства, являющиеся элементом фондов обращения. По периоду функционирования оборотных активов выделяют: - постоянную часть оборотных активов - переменную часть оборотных активов По степени ликвидности оборотных активов различают: -абсолютно ликвидные средства - денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (высоколиквидные ценные бумаги); - быстро реализуемые оборотные активы (товары отгруженные, дебиторская задолженность, авансы выданные, прочие оборотные активы); - медленно реализуемые оборотные активы (запасы готовой продукции, сырья, материалов); - неликвидные средства (сомнительная дебиторская задолженность, незавершенное производство, расходы будущих периодов).
Эффективность использования оборотных средств предприятия оценивается с использованием следующих показателей: 1. Длительность одного оборота показывает, за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции. Определяется по формуле: Д = Со * Тпер / Vp где Со – среднегодовой остаток оборотных средств за период; Тпер – число дней в периоде; Vр – стоимость реализованной продукции (можно использовать товарную продукцию по себестоимости или по ценам продажи). 2. Коэффициент оборачиваемости информирует о количестве оборотов, совершаемых за определенный период оборотными средствами организации. Коэффициент рассчитывается по формуле: Ко = Vp / Со Одним из главных направлений анализа является и изучение динамики показателя. Рост показателя говорит об ускорении оборачиваемости. Чем выше число оборотов, тем меньше средств необходимо иметь организации для операционной деятельности. 3. Коэффициент загрузки оборотных средств организации характеризует величину оборотных средств, приходящихся на один рубль реализованной продукции: Кз = Со / Vp 4. Рентабельность оборотных средств рассчитывается как отношение прибыли (валовой или чистой) к среднегодовой стоимости оборотных средств: Кобс = Пч / Сср где Пч – чистая (валовая) прибыль; Сср – среднегодовая стоимости оборотных средств, определяемая как: (Снг + Скг)/2 (сумма стоимости оборотных средств на начало и конец года деленная на два). Для количественной оценки эффективности использования оборотных средств рассчитывают величину высвобождения оборотных средств. Высвобождение оборотных средств в результате ускорения их оборачиваемости может быть абсолютным и относительным. Абсолютное высвобождение - это прямое уменьшение потребности в оборотных средствах, когда плановый объем производства продукции выполнен при меньшей величине оборотных средств по сравнению с плановой потребностью. Относительное высвобождение оборотных средств происходит тогда, когда при наличии оборотных средств в пределах плановой потребности обеспечивается перевыполнение плана производства продукции. При этом темп роста производства опережает темп роста остатков оборотных средств.
25. Сущность, цели и методы финансового планирования компании. Финансовое планирование -процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде. Фин.планирование строится на основе показателей производственного плана (объема производства, реализации, сметы затрат на производство, плана кап. вложений и т.д.) Основной целью планирования является согласование и синхронизация доходов и расходов предприятия в рамках намеченной производственной программы и перспектив развития. Основными задачами финансового планирования предприятия являются: 1.обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами в производственной инвестиционной и финансовой деятельности; 2.определение направлений эффективного вложения капитала, оценка его использования; 3.выявление внутрихозяйственных резервов, увеличение прибыли; 4.установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и другими контрагентами; 5.соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; 6.контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия. Финансовые планы классифицируются по срокам действия: Стратегическое планирование. Перспективное финансовое планирование. Бизнес-планирование. Текущее финансовое планирование (бюджетирование). Оперативное финансовое планирование. Методы планирования – конкретные способы и приёмы плановых расчётов. Экономический анализ. Этот метод делает возможным определение основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей. С его помощью выявляются внутренние резервы предприятия. Использование анализа в части финансового планирования позволяет оценить платежеспособность, эффективность и доходность деятельности и другие показатели, а затем по результатам принять обоснованные финансовые решения.
Нормативный: на основе заранее установленных норм и технико-экон. нормативов рассчитывается потребность в фин.ресурсах и их источниках. Нормами явл-ся: ставки налогов, тарифы, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах. Достоинствами нормативного метода планирования является его простота. Зная норматив и фактический показатель, легко рассчитать отклонение, на основе которого можно разработать мероприятия по их устранению. Недостатками нормативного метода являются постоянное изменение централизованно регулируемых нормативов и необходимость корректировки внутрифирменных нормативов в связи с изменением условий функционирования предприятия. Расчётно-аналитический – на основе анализа фин.показателей за прошедший период прогнозируется их величина на будущий период. С помощью этого метода может быть установлена плановая потребность в оборотных активах, величина аморт.отчисл-й. В основе данного метода лежит экспертная оценка. Следовательно, недостатком расчетно-аналитического метода является необходимость разработки нескольких вариантов финансового плана в связи с недостаточно верифицируемой информационной базой. Метод прямого счета применяется по ненормированным расходам. При этом за основу принимаются: количество приобретаемых материальных ценностей, объемы выполняемых работ, а также цены, расценки, тарифы. Балансовый – путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды: фонд накопления, фонд потребления и др. Достоинства: обоснованность и реалистичность, т.к. четко идентифицируются элементы доходов и расходов и ведется обособленный их учет. Недостатки: при расчетах не учитывается динамика рыночных оценок капитала, конъюнктуры, инфляции и.т.д. Оптимизационный – Суть: разработка нескольких вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора, достоинство-многовариативность смет. • min приведенных затрат • max приведенной прибыли • min вложений капитала при наибольшей эффективности результата • min времени оборотного капитала, т.е. ускорение оборачиваемости оборотных средств • min финансовых потерь Экономико-математический – позволяет количественно определить взаимосвязь м/у фин.показателями и факторами, влияющими на них. Данная связь выражается ч/з матем.модель, представляющую собой точное матем-ое описание эк.процессов (с помощью уравнений, неравенств, графиков, таблиц).
Долевойили индексный – определение удельного веса расходов в общем объёме поступлений; в завис-ти от размеров поступлений на основе утверждённых условий определяются виды расходов по каждой статье, т.е. контролируется структура расходов. Использование метода позволяет в процессе реализации фин.плана минимизировать риск потери платежеспособности. Метод экспертных оценок предполагает использование опыта высококвалифицированных специалистов - экспертов для определения параметров состояния объекта планирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|