Интеллектуальные умения и навыки
Введение
В настоящее время информатизация стала основой всех сфер жизни общества. Учитывая сложившуюся реальность, обществу необходимо найти такую организацию образовательного процесса, которая соответствовала бы естественному пути культурного самоопределения и способствовала бы дальнейшему развитию молодого поколения в условиях формирования современных общественных отношений. Учащиеся глубоко вникают в сущность проводимых опытов, задумываются над их результатами и пытаются ответить на вопросы только в том случае, если эксперимент поражает воображение и сильно влияет на эмоциональную сферу. Но для того, чтобы эксперимент не приобрел развлекательный характер, учащимся с самого начала должна быть ясна цель проводимых опытов. Эксперимент дает возможность не только устанавливать новые факты, но также исправлять ошибки в знаниях учащихся.
Проблемный развивающий эксперимент на уроках химии
Некоторые «издержки» использования концентрического принципа в обучении могут быть преодолены с помощью применения проблемного эксперимента. Условием успешности обучения является организация внутренне мотивированной деятельности, что требует развёрнутого содержания, сконструированного по восхождению от абстрактного к конкретному, где предметом содержания является не только содержание химического материала, но и способы его познания. Система организации УПД помогает ученику выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Перед учителем химии стоит задача не только дать учащимся определенный круг знаний, но и привить экспериментальные умения и навыки. Этого можно достичь, если постоянно учитывать индивидуальные особенности и подготовку учащихся. В применении к химическому эксперименту это означает, что процесс обучения должен быть направлен на то, чтобы учащиеся умели не только правильно выполнять химический опыт, но и могли объяснять его сущность. Поэтому задача преподавателя – научить школьников четко выполнять приемы или операции, вникать в суть происходящих явлений, уметь правильно и логично объяснять увиденное.
Классификация экспериментальных умений и навыков, а также определение трех уровней их формирования позволяет осуществлять в ходе проведения эксперимента индивидуально-дифференцированный подход к учащимся в зависимости от их потенциальных трудовых возможностей. Психолого-педагогическое обоснование дифференцированного подхода при проведении химического эксперимента обусловлено следующими факторами: – разной трудовой подготовкой учащихся к началу про ведения эксперимента; - различным отношением учащихся к труду; – неодинаковым уровнем способностей школьников к изучению предмета «Химия»; - различным уровнем возможностей в усвоении тех или иных приемов, операций; - различным состоянием темпа работы у учащихся; - различным уровнем самоконтроля и возможностями устранения неисправностей по ходу выполнения опыта. Вопросы, связанные с формированием экспериментальных умений и навыков, а также развитием мышления у учащихся, необходимо решать на основе всевозрастающей их самостоятельности, обеспечивающей активную работу школьников. В этом направлении можно многое сделать, не изменяя тематики и количества предусмотренных программой практических занятий. Необходимо учитывать, что не каждое практическое занятие может обеспечить самостоятельное приобретение знаний учениками в условиях творческого поиска. Первый уровень экспериментальных умений и навыков обучающихся. К первому уровню относятся типичные умения и навыки, необходимые для усвоения содержания учебной программы по химии всеми обучающимися. На этом уровне ученики выполняют практические работы и лабораторные опыты по инструкциям и еще нуждаются в контроле и помощи преподавателя. По мере овладения обязательными умениями необходимо требовать от учащихся проявления при выполнении эксперимента все большей самостоятельности.
Организационные умения и навыки – составление плана эксперимента по инструкции; - определение перечня реактивов и оборудования по инструкции; – подготовка формы отчета по инструкции; – выполнение эксперимента в заданное время, использование знакомых средств, методов и приемов в работе; – осуществление самоконтроля по инструкции; - знание требований к письменному оформлению результатов эксперимента; - отсутствие, как правило, чистоты и порядка на рабочем месте; - потребность в систематическом контроле и помощи в работе со стороны преподавателя. Технические умения и навыки – правильное обращение с известными реактивами и оборудованием; - сборка приборов и установок из готовых деталей по инструкции; - выполнение химических операций по инструкции; - соблюдение не всех правил безопасности труда. Измерительные умения и навыки – работа с измерительными приборами в соответствии с инструкцией; - знание и использование методов измерений по инструкции; - обработка результатов измерений по инструкции. Интеллектуальные умения и навыки – уточнение цели и определение задач эксперимента согласно инструкции; - выдвижение гипотезы эксперимента с помощью преподавателя; - отбор и использование теоретических знаний по указанию преподавателя; - наблюдение и установление характерных признаков явлений и процессов по инструкции; - сравнение, анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение полученных результатов и – формулировка выводов под руководством преподавателя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|