Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы среды обитания их влияние на здоровье населения




Министерство здравоохранения российской Федерации

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «Пермская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения Российской Федерации»

 

Факторы среды обитания их влияние на здоровье населения

 

 

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по

подготовке к занятиям по общей гигиене

 

Пермь 2004


Составители: В. В. Калиберный – профессор кафедры гигиены питания и гигиены детей и подростков; Г. Б. Чижевский, Н. Н. Сайкинова – доценты кафедры гигиены питания и гигиены детей и подростков

 

 

УДК 613(035)

 

ББК 51. 2

 

 

Факторы среды обитания их влияние на здоровье населения: Учебное пособие // Сост. В. В. Калиберным, Г. Б. Чижевским, Н. А. Сайкиновой; ГОУ ВПО «ПГМА Минздрава России». Пермь, 2004. 113 с.

 

Методическое пособие предназначено для самостоятельной работе студентов в подготовке к занятиям по общей гигиене. Содержащиеся материалы направлены на повышение эффективности самостоятельной работы студента, пособие призвано помочь студенту овладеть знаниями и умениями. В пособие включены разделы по «Гигиене воздушной среды», «Гигиене освещения», «Гигиене воды», «Радиационной гигиене», «Гигиене труда». В каждом разделе общей гигиены предусмотрена самостоятельная работа студента, практические, лабораторные, санитарно-статистические исследования и теоретические занятия. Продолжительность занятий 2-4 академических часа, в соответствии с учебным планом.

Методические рекомендации предназначены для студентов педиатрического факультета. Библиогр.: 24 назв.

 

 

Рецензенты: В. Ф. Трушков – профессор, заведующий кафедрой общей гигиены Кировского государственной медицинской академии;

 

Печатается по решению Центрального координационного методического совета ГОУ ВПО «ПГМА Минздрава России».

 

 

© ГОУ ВПО

«ПГМА Минздрава России», 2004


Оглавление

  Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Методы гигиенических исследований. Организация учебной работы на кафедре. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   5-8
2. Методы исследования физических свойств воздуха. . . . . . . . . . . . . . . . .   8-16
3. Влияние микроклиматических факторов на физиологические реакции организма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   16-19
4. Методы гигиенической оценки воздушной среды помещений. . . . . . . . 19-24
5. Методы гигиенической оценки естественного освещения. . . . . . . . . . . .   24-30
6. Значение ультрафиолетовой радиации, определение биодозы. . . . . . . . . 30-34
7. Методы гигиенической оценки искусственного освещения. . . . . . . . . . . 34-39
8. Влияние освещенности на физиологические функции зрения. . . . . . . . . 39-43
9. Гигиенические требования к лечебно-профилактическим учреждениям 43-50
10. Гигиеническая оценка условий пребывания больных в лечебно-профилактических учреждениях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   50-53
11. Гигиеническая оценка источников водоснабжения, выбор водоисточников для местного водоснабжения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   53-55
12. Гигиеническая оценка качества питьевой воды по показателям органолептических свойств, жесткости и рН  воды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   55-61
13. Гигиеническая оценка химических показателей загрязнения воды. Заключение по анализу воды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61-65
14-15. Методы улучшения качества питьевой воды в чрезвычайных ситуациях и при катастрофах. Способы её очистки и обеззараживания (2 занятия). 66-72
16. Радиационная безопасность при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72-78
17. Профессиональные факторы и профессиональные заболевание. Гигиеническая характеристика шума и вибрации, меры профилактики. . . . . . 78-83
18. Гигиеническая оценка химических соединений. Мероприятия по профилактике их неблагоприятного влияния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83-87
19. Итоговое. Тестовый контроль знаний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88-92
20. Темы рефератов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93-111

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в медицине сформировались две отрасли: лечебная и профилактическая медицина, которые связаны между собой, дополняют друг друга.

Объектом изучения лечебной медицины является больной человек, динамические закономерности которым подчиняется возникновение, развитие, течение и исход болезни. На основе знания закономерностей в возникновении и течение болезни разрабатываются методы и средства лечения заболевания отдельного человека, восстановление его здоровья. У каждого человека болезнь протекает с индивидуальными особенностями, отражающими нарушение динамического равновесия между организмом и окружающей средой.

Объектом изучения профилактической медицины – гигиены, является здоровый человек, коллективы практически здоровых людей. Гигиена как наука изучает уровень здоровья, а не патологии её главной задачей является сохранение здоровья здоровых людей. Уровень здоровья отражает динамическое равновесие между организмом и окружающей средой, сохранность гомеостаза здорового человека. Постоянство гомеостаза здоровых людей сохраняется при изменении до определенных величин факторов окружающей среды. Это происходит благодаря процессам адаптации и имеет свои индивидуальные пределы. Гигиена изучает закономерности взаимодействия здорового человека, здоровых коллективов с окружающей средой и на основе этого разрабатывает мероприятия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровье человека и всей популяции. Гигиена устанавливает закономерности воздействия факторов среды обитания на организм человека и разрабатывает гигиенические нормативы и правила, соблюдение которых способствует сохранению здоровья.

Врач педиатр, работая в образовательных и оздоровительных учреждениях, должен понимать главенствующее значение профилактики в сохранении повышении уровня здоровья подрастающего поколения, т. е. должен знать и проводить в жизнь основные положения гигиенической науки.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...