Справочно-информационный материал
Справочно-информационный материал Физические свойства воздуха определяют теплообмен организма с окружающей средой. Теплообмен поддерживается путем уравновешивания процессов химической и физической терморегуляции. Химическая терморегуляция связана со способностью организма изменять интенсивность обменных процессов, в результате которых идет накопление тепла. Физическая терморегуляция – отдача тепла организмом. В состоянии покоя и теплового комфорта 15, 3% приходится на конвекцию, излучение – 55, 6%, испарение – 29, 1%. Физические факторы воздушной среды воздействуют на организм комплексно. Высокая температура воздуха в сочетании с повышенной влажностью, низкой подвижностью воздуха, что характерно для нагревающего микроклимата, воздуха затрудняет отдачу тепла путем проведения и испарения и вызывает перегревание организма. При высокой влажности и подвижности воздуха в сочетании с низкой температурой происходит охлаждение организма, что обусловлено увеличением отдачи тепла проведением. Возможно одинаковое тепловое ощущение при различных сочетаниях температуры, влажности и подвижности воздуха, что отражает эффективная температура. Для объективной оценки теплового состояния организма и в целях гигиенического нормирования определяют температуру тела и кожи, пульс и частота дыхания, артериальное давление, тепловое самочувствие, газообмен, потоотделение, реакцию нервной системы и т. д. Вследствие громадного числа заложенных в коже нервных окончаний, она является первичным анализатором всех воспринимаемых человеком внешних раздражителей. Поэтому температурная чувствительность кожи является очень выраженной и очень важной. Колебания метеорологических факторов вызывают изменения температуры кожи, что отражается на тепловом самочувствии организма.
Температурная чувствительность кожи на различных участках неодинакова, более чувствительны к холоду части тела, закрытые одеждой. В гигиенической практике при исследовании кожной температуры обычно берут следующие точки: на лбу между надбровными дугами на 0, 5 см выше их верхнего края; на груди — у верхнего края грудины; на кисти — на тыльной стороне поверхности, между основаниями фаланг большого и указательного пальцев. Установлены определенные пределы колебаний кожных температур, при которых наблюдается оптимальное тепловое самочувствие. Комфортные метеорологические условия, по данным М. Е. Маршака, наблюдаются при температуре кожи груди в пределах 31, 5—34° С, при температуре кожи лба в пределах 31—34°. Для определения кожных температур применяются различные электротермометры, принцип работы которых основан на действии термопары. При измерении кожных температур должны соблюдаться следующие правила: а) контактная поверхность термощупа должна плотно прилегать к поверхности кожи, но без надавливания, чтобы определить температуру кожи, а не подкожных тканей; б) контакт термощупа с кожей должен быть кратковременным, отсчет производят в момент максимального отклонения стрелки гальванометра. После освоения методов определения и оценки микроклимата в помещении студенты знакомятся с методиками, которые могут быть использованы для оценки физиологических реакций организма в условиях различного микроклимата. Приложение Форма записи результатов физиологических исследований
Список литературы
Основная 1. Гигиена / Под ред. Г. И. Румянцева. - М.: Геотар, Медицина, 2000. – С. 76-92. 2. Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Зиневич Л. С. Гигиена и основы экологии человека. – Ростов- на- Дону «Феникс», 2002. – С. 28-30, 59-70. 3. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. Пивоваров Ю. П. – М.: ВУНМЦ, 1999. – 373-376.
Методика гигиенической оценки воздушной среды помещений Цель занятия: обучить студентов гигиенической оценке воздушной среды помещений, методам оценки воздухообмена помещений. План проведения занятия: На практических занятиях студенты знакомятся с изменениями воздушной среды помещений происходящей в результате жизнедеятельности человека, системами вентиляции, приобретают навыки определения диоксида углерода в помещениях и оценки эффективности работы вентиляции. Проводится разбор ситуационных задач решенных при самостоятельной подготовке к занятию. Контрольные вопросы: 1. Химический состав воздушной среды, гигиеническая характеристика. 2. Источники антропогенного загрязнения воздуха помещений. 3. Диоксид углерода как показатель загрязнения воздуха в помещениях, обусловленный пребыванием людей. 4. Определение диоксида углерода в воздухе помещений. 5. Гигиеническое значение вентиляции, виды вентиляции. 6. Гигиеническая оценка естественной вентиляции, коэффициент аэрации. 7. Гигиеническая оценка искусственной вентиляции. Кратность воздухообмена. Задания для самостоятельной подготовки к занятию. Каждый студент готовит материала по изучаемой теме и ответы на контрольные вопросы. Теоретическую подготовку к занятию осуществляет в соответствии с контрольными вопросами, используя список приведенной литературы. На этапе подготовки к занятию студент должен освоить отбор проб воздуха на содержание СО2, методики расчета кратности воздухообмена, оценку воздухообмена в помещениях.
В период самостоятельной подготовки к практическому занятию студент знакомится со справочно-информационным материалом, приведенным в методическом пособии, и решает следующие ситуационные задачи: 1. Описать систему воздухообмена в палате детской больницы, дать гигиеническую оценку. 2. Определить необходимый объем вентиляции, если в классе занимается 25 учащихся старших классов. 3. Рассчитать кратность воздухообмена в групповой дошкольного учреждения, если имеется 4 фрамуги, ширина – 150 см, высота – 35 см, скорость движения воздуха в сечении фрамуг в среднем – 0, 3 м/сек, площадь помещения – 48, 8 м2, высота – 3, 5 м. Время проветривания 1 час. Результаты самостоятельной работы студенты вносят в рабочую тетрадь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|