Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Справочно-информационный материал




Справочно-информационный материал

Физические свойства воздуха определяют теплообмен организма с окружающей средой. Теплообмен поддерживается путем уравновешивания процессов химической и физической терморегуляции. Химическая терморегуляция связана со способностью организма изменять интенсивность обменных процессов, в результате которых идет накопление тепла. Физическая терморегуляция – отдача тепла организмом. В состоянии покоя и теплового комфорта 15, 3% приходится на конвекцию, излучение – 55, 6%, испарение – 29, 1%.

Физические факторы воздушной среды воздействуют на организм комплексно. Высокая температура воздуха в сочетании с повышенной влажностью, низкой подвижностью воздуха, что характерно для нагревающего микроклимата, воздуха затрудняет отдачу тепла путем проведения и испарения и вызывает перегревание организма. При высокой влажности и подвижности воздуха в сочетании с низкой температурой происходит охлаждение организма, что обусловлено увеличением отдачи тепла проведением. Возможно одинаковое тепловое ощущение при различных сочетаниях температуры, влажности и подвижности воздуха, что отражает эффективная температура.

 Для объективной оценки теплового состояния организма и в целях гигиенического нормирования определяют температуру тела и кожи, пульс и частота дыхания, артериальное давление, тепловое самочувствие, газообмен, потоотделение, реакцию нервной системы и т. д.

Вследствие громадного числа заложенных в коже нервных окончаний, она является первичным анализатором всех воспринимаемых человеком внешних раздражителей. Поэтому температурная чувствительность кожи является очень выраженной и очень важной. Колебания метеорологических факторов вызывают изменения температуры кожи, что отражается на тепловом самочувствии организма.

Температурная чувствительность кожи на различных участках неодинакова, более чувствительны к холоду части тела, закрытые одеждой. В гигиенической практике при исследовании кожной температуры обычно берут следующие точки: на лбу между надбровными дугами на 0, 5 см выше их верхнего края; на груди — у верхнего края грудины; на кисти — на тыльной стороне поверхности, между основаниями фаланг большого и указательного пальцев.

Установлены определенные пределы колебаний кожных температур, при которых наблюдается оптимальное тепловое самочувствие. Комфортные метеорологические условия, по данным М. Е. Маршака, наблюдаются при температуре кожи груди в пределах 31, 5—34° С, при температуре кожи лба в пределах 31—34°.

Для определения кожных температур применяются различные электротермометры, принцип работы которых основан на действии термопары.

При измерении кожных температур должны соблюдаться следующие правила:

а) контактная поверхность термощупа должна плотно прилегать к поверхности кожи, но без надавливания, чтобы опреде­лить температуру кожи, а не подкожных тканей;

б) контакт термощупа с кожей должен быть кратковременным, отсчет производят в момент максимального отклонения стрелки гальванометра. После освоения методов определения и оценки микроклимата в помещении студенты знакомятся с методиками, которые могут быть использованы для оценки физиологических реакций организма в условиях различного микроклимата.

Приложение

Форма записи результатов физиологических исследований

Показатели

Полученные результаты

1. Температура воздуха, в °С 1 измерение 2 измерение разница
2. Относительная влажность воздуха, в %      
3. Скорость движения воздуха, м/сек.      
4. Значение „Н" по кататермометру      
 5. Теплоощущение: холодно прохладно нормально тепло жарко      
6. Температура кожи, в °С: лба груди кисти      
7. Температура тела, в °С      
8. Частота пульса, уд. /мин.      
9. Частота дыхания, в мин.      
10. Артериальное давление, мм рт. ст.      
11. Пульсовое давление, мм рт. ст.      

Список литературы

Основная

1. Гигиена / Под ред. Г. И. Румянцева. - М.: Геотар, Медицина, 2000. – С. 76-92.

2. Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Зиневич Л. С. Гигиена и основы экологии человека. – Ростов- на- Дону «Феникс», 2002. – С. 28-30, 59-70.

3. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. Пивоваров Ю. П. – М.: ВУНМЦ, 1999. – 373-376.

 

 

Методика гигиенической оценки воздушной

 среды помещений

Цель занятия: обучить студентов гигиенической оценке воздушной среды помещений, методам оценки воздухообмена помещений.

План проведения занятия:

На практических занятиях студенты знакомятся с изменениями воздушной среды помещений происходящей в результате жизнедеятельности человека, системами вентиляции, приобретают навыки определения диоксида углерода в помещениях и оценки эффективности работы вентиляции. Проводится разбор ситуационных задач решенных при самостоятельной подготовке к занятию.

Контрольные вопросы:

1. Химический состав воздушной среды, гигиеническая характеристика.

2. Источники антропогенного загрязнения воздуха помещений.

3. Диоксид углерода как показатель загрязнения воздуха в помещениях, обусловленный пребыванием людей.

4. Определение диоксида углерода в воздухе помещений.

5. Гигиеническое значение вентиляции, виды вентиляции.

6. Гигиеническая оценка естественной вентиляции, коэффициент аэрации.

7. Гигиеническая оценка искусственной вентиляции. Кратность воздухообмена.

Задания для самостоятельной подготовки к занятию. Каждый студент готовит материала по изучаемой теме и ответы на контрольные вопросы. Теоретическую подготовку к занятию осуществляет в соответствии с контрольными вопросами, используя список приведенной литературы. На этапе подготовки к занятию студент должен освоить отбор проб воздуха на содержание СО2, методики расчета кратности воздухообмена, оценку воздухообмена в помещениях.

 В период самостоятельной подготовки к практическому занятию студент знакомится со справочно-информационным материалом, приведенным в методическом пособии, и решает следующие ситуационные задачи:

1. Описать систему воздухообмена в палате детской больницы, дать гигиеническую оценку.

2. Определить необходимый объем вентиляции, если в классе занимается 25 учащихся старших классов.

3. Рассчитать кратность воздухообмена в групповой дошкольного учреждения, если имеется 4 фрамуги, ширина – 150 см, высота – 35 см, скорость движения воздуха в сечении фрамуг в среднем – 0, 3 м/сек, площадь помещения – 48, 8 м2, высота – 3, 5 м. Время проветривания 1 час.

Результаты самостоятельной работы студенты вносят в рабочую тетрадь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...