ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ЛЕКЦИЯ (методическая разработка) для студентов 1 курса специальности лечебное дело по дисциплине биология ТЕМА: Уровни организации жизни. Структура и функции клетки. ЦЕЛЬ: Способствовать формированию теоретических знаний об общей характеристике жизни и роли биологии в системе медицинского образования. Время лекции - 2 часа Основные вопросы 1. Уровни организации жизни. 2. Свойства живых систем. 3. Значение биологии для медицины. 4. Клетка - элементарная биологическая система. ВЫВОДЫ: 1. Живая природа является целостной системой, но для нее характерна 2.Живые организмы обладают свойствами: дискретностью и 3. Биология является теоретической базой медицины. Высокий уровень 4 Элементарной биологической системой является клетка. Клетка представляет собой открытую, ограниченную активной мембраной, структурированную систему биополимеров (белков и нуклеиновых кислот) и их макромолекулярных комплексов, участвующих в единой совокупности метаболических и энергетических процессов. Существует два типа клеточной организации: прокариоты и эукариоты. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ
1. Дать определение жизни. 2. Уровни организации жизни. 3. Существующие гипотезы о возникновении жизни. 4. Фундаментальные свойства жизни, отличающие живое от неживого. 5. Как понимать выражение: "Живые системы - открытые 6. Приведите примеры из истории биологии, показывающие значение 7. Структурно-функциональная организация клетки - как элементарной 8. Потоки информации, вещества и энергии в клетке. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008. т.1. 2.Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011. 3.Чебышев Н.В. Биология, М., 2005. Дополнительная: 1.Альберт Б. и др. Молекулярная биология клетки. - М.: Мир, 1994. - Т.
Лекция подготовлена: зав. кафедрой биологии КГМА, профессором А.А.Косых
Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №10 от «02.04.2012» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии (заведующий кафедрой: д.м.н., профессор Косых А.А.)
ЛЕКЦИЯ (методическая разработка) для студентов 1 курса специальности лечебное дело по дисциплине биология ТЕМА: Молекулярная биология клетки. ЦЕЛЬ: способствовать формированию системы теоретических знаний о сложной молекулярной структуре генов, молекулярно-генетических механизмах, обеспечивающих реализацию и передачу наследственной информации от клетки к клетке, контроль регуляции экспрессии генов у про- и эукариот.
ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Нуклеиновые кислоты, их строение и роль. 2. Генетический код. 3. Реализация генетической информации в клетке.
4. Регуляция экспрессии генов у про- и эукариот. 5. Репликация ДНК.
ВЫВОДЫ. 1. Носителем наследственной информации является молекула ДНК (реже – РНК). Наследственная информация в ДНК записана с помощью генетического кода. 2. Основные функции ДНК – хранение и передача наследственной информации. В основе передачи наследственной информации лежит полуконсервативный механизм репликации ДНК. 3. Процессы жизнедеятельности в клетке осуществляются на основе реализации записанной в ДНК наследственной информации; главная роль в этой реализации принадлежит молекулам РНК (рРНК, тРНК, иРНК). 4. Реализация наследственной информации у эукариот осуществляется в несколько этапов: 1)транскрипция; 2)посттранскрипционные процессы (процессинг); 3)трансляция; 4)посттрансляционные процессы. 5. Регуляция активности генов может осуществляться на всех этапах реализации наследственной информации, но наиболее изученной и экономически выгодной для клетки является регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции. У прокариот она осуществляется в оперонах. У эукариот, имеющих сложную экзон-интронную организацию генов, механизмы регуляции являются многоуровневыми и окончательно не выяснены.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ. 1. Строение и роль нуклеиновых кислот. 2. Репликация ДНК. Современные представления о механизмах передачи наследственной информации от клетки к клетке. 3. Реализация генетической информации в клетке. Биосинтез белка. 4. Молекулярная структура гена. 5. Регуляция экспрессии генов у про- и эукариот.
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Биология (под ред. В. Ярыгина). М., в 2 т., 2008, т.1. 2. Бочков Н.П. Клиническая генетика. – М.; 2003. 3. Слюсарев А.А. Биология с общей генетикой. – М., 2011. Дополнительная: 1.Баранов В.С., Баранова Е.В., Иващенко Т.В. Геном человека и гены «предрасположенности». СПб.: Интермедика, 2000 2.Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Н.: Сибирское университетское изд-во, 2003. 3.Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. Молекулярная биология клетки. – М.; 1994. – Т. 1-3. 4.Чебышев Н.В. Биология, М., 2005.
ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА: доцентом кафедры биологии, канд. биол. наук Родиной Н.Е.
Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №10 от «02.04.2012»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии (заведующий кафедрой: д.м.н., профессор Косых А.А.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|