Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)




ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)

для студентов 1 курса

специальности лечебное дело

по дисциплине биология

ТЕМА: Уровни организации жизни. Структура и функции клетки.

ЦЕЛЬ: Способствовать формированию теоретических знаний об общей характеристике жизни и роли биологии в системе медицинского образования. Время лекции - 2 часа

Основные вопросы

1. Уровни организации жизни.

2. Свойства живых систем.

3. Значение биологии для медицины.

4. Клетка - элементарная биологическая система.

ВЫВОДЫ:

1. Живая природа является целостной системой, но для нее характерна
иерархическая система организации – уровни организации: молекулярно-генетический, клеточный, онтогенетический, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

2.Живые организмы обладают свойствами: дискретностью и
целостностью, структурированностью, самовоспроизведением (репродукцией), упорядоченностью структуры, ростом и развитием, обменом веществ и энергии, наследственностью и изменчивостью, раздражимостью и возбудимостью, движением, саморегуляцией.

3. Биология является теоретической базой медицины. Высокий уровень
развития биологии является необходимым условием развития и повышения эффективности всей медицины, в частности, диагностики, лечения и профилактики.

4 Элементарной биологической системой является клетка. Клетка представляет собой открытую, ограниченную активной мембраной, структурированную систему биополимеров (белков и нуклеиновых кислот) и их макромолекулярных комплексов, участвующих в единой совокупности метаболических и энергетических процессов. Существует два типа клеточной организации: прокариоты и эукариоты.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ

1. Дать определение жизни.

2. Уровни организации жизни.

3. Существующие гипотезы о возникновении жизни.

4. Фундаментальные свойства жизни, отличающие живое от неживого.

5. Как понимать выражение: "Живые системы - открытые
саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы"?

6. Приведите примеры из истории биологии, показывающие значение
биологии для медицины.

7. Структурно-функциональная организация клетки - как элементарной
единице жизни.

8. Потоки информации, вещества и энергии в клетке.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008. т.1.

2.Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.

3.Чебышев Н.В. Биология, М., 2005.

Дополнительная:

1.Альберт Б. и др. Молекулярная биология клетки. - М.: Мир, 1994. - Т.
1, 2, 3

 

Лекция подготовлена: зав. кафедрой биологии КГМА, профессором А.А.Косых

 

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №10 от «02.04.2012»


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра биологии

(заведующий кафедрой: д.м.н., профессор Косых А.А.)

 

ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)

для студентов 1 курса

специальности лечебное дело

по дисциплине биология

ТЕМА: Молекулярная биология клетки.

ЦЕЛЬ: способствовать формированию системы теоретических знаний о сложной молекулярной структуре генов, молекулярно-генетических механизмах, обеспечивающих реализацию и передачу наследственной информации от клетки к клетке, контроль регуляции экспрессии генов у про- и эукариот.

 

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа.

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Нуклеиновые кислоты, их строение и роль.

2. Генетический код.

3. Реализация генетической информации в клетке.

4. Регуляция экспрессии генов у про- и эукариот.

5. Репликация ДНК.

 

ВЫВОДЫ.

1. Носителем наследственной информации является молекула ДНК (реже – РНК). Наследственная информация в ДНК записана с помощью генетического кода.

2. Основные функции ДНК – хранение и передача наследственной информации. В основе передачи наследственной информации лежит полуконсервативный механизм репликации ДНК.

3. Процессы жизнедеятельности в клетке осуществляются на основе реализации записанной в ДНК наследственной информации; главная роль в этой реализации принадлежит молекулам РНК (рРНК, тРНК, иРНК).

4. Реализация наследственной информации у эукариот осуществляется в несколько этапов: 1)транскрипция; 2)посттранскрипционные процессы (процессинг); 3)трансляция; 4)посттрансляционные процессы.

5. Регуляция активности генов может осуществляться на всех этапах реализации наследственной информации, но наиболее изученной и экономически выгодной для клетки является регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции. У прокариот она осуществляется в оперонах. У эукариот, имеющих сложную экзон-интронную организацию генов, механизмы регуляции являются многоуровневыми и окончательно не выяснены.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ.

1. Строение и роль нуклеиновых кислот.

2. Репликация ДНК. Современные представления о механизмах передачи наследственной информации от клетки к клетке.

3. Реализация генетической информации в клетке. Биосинтез белка.

4. Молекулярная структура гена.

5. Регуляция экспрессии генов у про- и эукариот.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Биология (под ред. В. Ярыгина). М., в 2 т., 2008, т.1.

2. Бочков Н.П. Клиническая генетика. – М.; 2003.

3. Слюсарев А.А. Биология с общей генетикой. – М., 2011.

Дополнительная:

1.Баранов В.С., Баранова Е.В., Иващенко Т.В. Геном человека и гены «предрасположенности». СПб.: Интермедика, 2000

2.Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Н.: Сибирское университетское изд-во, 2003.

3.Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. Молекулярная биология клетки. – М.; 1994. – Т. 1-3.

4.Чебышев Н.В. Биология, М., 2005.

 

ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА: доцентом кафедры биологии, канд. биол. наук

Родиной Н.Е.

 

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №10 от «02.04.2012»

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра биологии

(заведующий кафедрой: д.м.н., профессор Косых А.А.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...