Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие закономерности филогенеза хордовых.




ЦЕЛЬ: Способствовать формированию теоретических знаний об общих закономерностях филогенеза хордовых и типах филогенетических изменений органов.

Время лекции - 2 часа

Основные вопросы

1. Основные этапы эволюции хордовых.

2. Методы изучения филогенеза.

3. Учение А.Н. Северцова о главных направлениях эволюционного
процесса. Теория филэмбриогенеза.

4. Закономерности, отражающие соотношение онтогенеза и филогенеза.

 

ВЫВОДЫ:

1. Эволюционный процесс необратим, начиная с первично
одноклеточных организмов до современных высокоразвитых животных.

2. Для доказательства филогенеза используют классический тройной
метод (сравнительная анатомия, эмбриология и палеонтология) и другие
современные методы исследования (генетики, молекулярной биологии,
биохимии, биогеографии и др.).

3. На основе проведенных исследований установлены общие
закономерности макроэволюции (правила эволюции групп).

4. В работах А.Н.Северцова и И.И.Шмальгаузена разработаны основные
критерии биологического прогресса и регресса.

5. Биологический прогресс может достигаться путем арогенеза, аллогенеза и общей дегенерации.

6. А.Н.Северцовым была разработана теория филэмбриогенеза, в которой он обозначил основные типы онтофилогенетических изменений органов: архаллаксис, девиация и анаболия.

7. В эволюции первоначально изменяются лишь немногие признаки организма, а вся организация животного изменяется вместе с ним коррелятивно. Выделяют два типа корреляций: онтогенетические (геномные, морфогенетические, эргонтические) и филогенетические (биологические, топографические, динамические). Нарушение этих корреляций может привести к порокам развития.

8. В основе преобразования органов в процессе филогенеза лежат такие свойства органов как их мультифункциональность, способность менять функции количественно, ослаблять или усиливать определенные функции.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ

1. Постарайтесь кратко схематично представить эволюцию животного
мира.

2. Назовите основные этапы эволюции хордовых.

3. Назовите основные методы изучения филогенеза и дайти им краткую
характеристику.

4. Какие органы или структуры называются аналогичными и
гомологичными?

5. Что такое рудименты и атавизмы, приведите примеры у человека?

6. В чем заключается закон Э. Геккеля?

7. Сформулируйте закон зародышевого сходства, кто его автор?

8. Какой вклад в эволюционную теорию внесли А.О. Ковалевский и
В.О.Ковалевский?

9. Назовите основные правила эволюции групп (закономерности макроэволюции).

10. В чем суть теории главных направлений эволюционного процесса, кто ее авторы?

11. Назовите основные критерии биологического прогресса и пути его достижения.

12. Объясните основные положения теории филэмбриогенеза, кто ее автор?

13. Назовите онтогенетические и филогенетические корреляции и последствия их нарушения. Приведите примеры.

14. Дайте краткую характеристику основных типов филогенетического преобразования органов.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Биология: Учебник для медиц. спец. вузов/ В.Н.Ярыгин и др. Кн. 1. -
М.:Высш. шк., 2008.

2. Биология / А.А.Слюсарев, С.В.Жукова. - К.: Вища шк., 2011.

Дополнительная:

1. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение.-М: Высш.
шк.,1989.

2. Чебышев Н.В. и др. Филогенез систем органов. - М.: Русский врач,
2000.

3. Гильберт С. Биология развития. - М.: Мир, 1993.- T.I.-; 1994.-T. 2.

 

Лекция подготовлена: Зав. кафедрой биологии, профессором А.А.Косых, 2011 г.

 

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №10 от «02.04.2012»

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра биологии

(заведующий кафедрой: д.м.н., профессор Косых А.А.)

 

ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)

для студентов 1 курса

специальности лечебное дело

по дисциплине биология

 

ТЕМА: ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (2).

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ.

ЦЕЛЬ: Способствовать формированию теоретических знаний об общих закономерностях эволюционного процесса.

Время лекции - 2 часа

Основные вопросы

1.Общие представления о микро- и макроэволюции. Методы изучения
эволюции.

2. Понятие о биологическом виде. Структура и критерии вида.

3. Популяция - элементарная единица эволюции.

4. Механизмы и основные результаты эволюции.

 

ВЫВОДЫ:

1. В основе биологической эволюции лежит уникальное свойство живых
организмов - способность к самовоспроизведению, открывающая
неограниченные возможности изменчивости.

2. Результатом биологической эволюции является развитие
приспособленности организмов к условиям их существования.

3. Виды реально существуют в природе и являются генетически
изолированными системами, характеризующимися своим генофондом.

4. Критериями вида являются эволюционный, генетический, эколого-
географический, морфологический, кариологический, иммунологический,
биохимический, геносистематический.

5. Популяция является элементарной единицей эволюции. Она
характеризуется своей генетической структурой и экологическими
особенностями.

6. Современная эволюционная теория выделяет следующие элементарные эволюционные факторы, действующие в популяции и приводящие к видообразованию: мутации, популяционные волны, дрейф генов, изоляцию и естественный отбор.

7. В зависимости от форм изоляции выделяют два пути видообразования: географическое (аллопатрическое) и симпатрическое, которое может происходить путем полиплоидизации, гибридизации и репродуктивной изоляции, а также три способа видообразования: филетический, дивергентный и гибридогенный.

8. Важнейшим движущим фактором эволюции является естественный
отбор. Эффективность и скорость отбора зависит от адаптивной ценности
генотипа (W) и коэффициента отбора (S). Чем больше адаптивная ценность
генотипа, тем ниже коэффициент отбора, и наоборот.

9. Формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий и
дизруптивный.

10. Естественный отбор поддерживает определенный уровень
приспособленности особей в популяции и выполняет распределяющую,
накапливающую и творческую роль.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ

1. Назовите и дайте характеристику основных положений учения Ч.Дарвина.

2. Назовите и дайте характеристику этапов развития эволюционной теории.

3. Дайте определение вида и популяции.

4. Какие критерии выделяют для характеристики вида?

5. Поясните, что значит популяция - элементарная единица эволюции?

6. Обоснуйте основные генетические и экологические характеристики
популяции.

7. В чем суть закона Харди-Вайнберга и его математическое выражение?

8. Какие элементарные эволюционные факторы действуют в популяциях
и их характеристика?

9. Охарактеризуйте пути и способы микроэволюции.

10. Какие формы естественного отбора характерны для эволюционного
процесса?

11. Какие функции выполняет естественный отбор в
микроэволюционных процессах?

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Биология: Учебник для медиц. спец. вузов/ В.Н.Ярыгин и др. Кн. 1. -
М.:Высш. шк., 2008.

2. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.

3. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005.

Дополнительная:

1.Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение.-М: Высш.
шк.,1989.

2.Чебышев Н.В. и др. Филогенез систем органов. - М.: Русский врач, 2000.

3.Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора: Кн. для учителя/Коммент. А.В.Яблокова, Б.М. Медникова. - М.: Просвещение, 1986. -383 с.

4.Райнхарт Юнкер, Зигфрид Шерер. История происхождения и развития жизни. Кайрос, 1997.

 

Лекция подготовлена: Зав. кафедрой биологии, профессором А.А.Косых, 2011 г.

 

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №10 от «02.04.2012»

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра биологии

(заведующий кафедрой: д.м.н., профессор Косых А.А.)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...