Общие закономерности филогенеза хордовых.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 ЦЕЛЬ: Способствовать формированию теоретических знаний об общих закономерностях филогенеза хордовых и типах филогенетических изменений органов. Время лекции - 2 часа Основные вопросы 1. Основные этапы эволюции хордовых. 2. Методы изучения филогенеза. 3. Учение А.Н. Северцова о главных направлениях эволюционного 4. Закономерности, отражающие соотношение онтогенеза и филогенеза.
ВЫВОДЫ: 1. Эволюционный процесс необратим, начиная с первично 2. Для доказательства филогенеза используют классический тройной 3. На основе проведенных исследований установлены общие 4. В работах А.Н.Северцова и И.И.Шмальгаузена разработаны основные 5. Биологический прогресс может достигаться путем арогенеза, аллогенеза и общей дегенерации. 6. А.Н.Северцовым была разработана теория филэмбриогенеза, в которой он обозначил основные типы онтофилогенетических изменений органов: архаллаксис, девиация и анаболия. 7. В эволюции первоначально изменяются лишь немногие признаки организма, а вся организация животного изменяется вместе с ним коррелятивно. Выделяют два типа корреляций: онтогенетические (геномные, морфогенетические, эргонтические) и филогенетические (биологические, топографические, динамические). Нарушение этих корреляций может привести к порокам развития.
8. В основе преобразования органов в процессе филогенеза лежат такие свойства органов как их мультифункциональность, способность менять функции количественно, ослаблять или усиливать определенные функции. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ 1. Постарайтесь кратко схематично представить эволюцию животного 2. Назовите основные этапы эволюции хордовых. 3. Назовите основные методы изучения филогенеза и дайти им краткую 4. Какие органы или структуры называются аналогичными и 5. Что такое рудименты и атавизмы, приведите примеры у человека? 6. В чем заключается закон Э. Геккеля? 7. Сформулируйте закон зародышевого сходства, кто его автор? 8. Какой вклад в эволюционную теорию внесли А.О. Ковалевский и 9. Назовите основные правила эволюции групп (закономерности макроэволюции). 10. В чем суть теории главных направлений эволюционного процесса, кто ее авторы? 11. Назовите основные критерии биологического прогресса и пути его достижения. 12. Объясните основные положения теории филэмбриогенеза, кто ее автор? 13. Назовите онтогенетические и филогенетические корреляции и последствия их нарушения. Приведите примеры. 14. Дайте краткую характеристику основных типов филогенетического преобразования органов. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Биология: Учебник для медиц. спец. вузов/ В.Н.Ярыгин и др. Кн. 1. - 2. Биология / А.А.Слюсарев, С.В.Жукова. - К.: Вища шк., 2011. Дополнительная: 1. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение.-М: Высш. 2. Чебышев Н.В. и др. Филогенез систем органов. - М.: Русский врач, 3. Гильберт С. Биология развития. - М.: Мир, 1993.- T.I.-; 1994.-T. 2.
Лекция подготовлена: Зав. кафедрой биологии, профессором А.А.Косых, 2011 г.
Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №10 от «02.04.2012»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии (заведующий кафедрой: д.м.н., профессор Косых А.А.)
ЛЕКЦИЯ (методическая разработка) для студентов 1 курса специальности лечебное дело по дисциплине биология
ТЕМА: ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (2). ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ. ЦЕЛЬ: Способствовать формированию теоретических знаний об общих закономерностях эволюционного процесса. Время лекции - 2 часа Основные вопросы 1.Общие представления о микро- и макроэволюции. Методы изучения 2. Понятие о биологическом виде. Структура и критерии вида. 3. Популяция - элементарная единица эволюции. 4. Механизмы и основные результаты эволюции.
ВЫВОДЫ: 1. В основе биологической эволюции лежит уникальное свойство живых 2. Результатом биологической эволюции является развитие 3. Виды реально существуют в природе и являются генетически 4. Критериями вида являются эволюционный, генетический, эколого- 5. Популяция является элементарной единицей эволюции. Она 6. Современная эволюционная теория выделяет следующие элементарные эволюционные факторы, действующие в популяции и приводящие к видообразованию: мутации, популяционные волны, дрейф генов, изоляцию и естественный отбор. 7. В зависимости от форм изоляции выделяют два пути видообразования: географическое (аллопатрическое) и симпатрическое, которое может происходить путем полиплоидизации, гибридизации и репродуктивной изоляции, а также три способа видообразования: филетический, дивергентный и гибридогенный. 8. Важнейшим движущим фактором эволюции является естественный
9. Формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий и 10. Естественный отбор поддерживает определенный уровень
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ 1. Назовите и дайте характеристику основных положений учения Ч.Дарвина. 2. Назовите и дайте характеристику этапов развития эволюционной теории. 3. Дайте определение вида и популяции. 4. Какие критерии выделяют для характеристики вида? 5. Поясните, что значит популяция - элементарная единица эволюции? 6. Обоснуйте основные генетические и экологические характеристики 7. В чем суть закона Харди-Вайнберга и его математическое выражение? 8. Какие элементарные эволюционные факторы действуют в популяциях 9. Охарактеризуйте пути и способы микроэволюции. 10. Какие формы естественного отбора характерны для эволюционного 11. Какие функции выполняет естественный отбор в
ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Биология: Учебник для медиц. спец. вузов/ В.Н.Ярыгин и др. Кн. 1. - 2. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011. 3. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005. Дополнительная: 1.Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение.-М: Высш. 2.Чебышев Н.В. и др. Филогенез систем органов. - М.: Русский врач, 2000. 3.Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора: Кн. для учителя/Коммент. А.В.Яблокова, Б.М. Медникова. - М.: Просвещение, 1986. -383 с. 4.Райнхарт Юнкер, Зигфрид Шерер. История происхождения и развития жизни. Кайрос, 1997.
Лекция подготовлена: Зав. кафедрой биологии, профессором А.А.Косых, 2011 г.
Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №10 от «02.04.2012»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии (заведующий кафедрой: д.м.н., профессор Косых А.А.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|