Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)




для студентов 1 курса

специальности лечебное дело

по дисциплине биология

ТЕМА: Размножение. Закономерности существования клетки во времени.

ЦЕЛЬ: Способствовать формированию теоретических знаний по способам и формам размножения организмов и механизму передачи наследственной информации в процессе размножения.

Время лекции - 2 часа

Основные вопросы

1. Общая характеристика бесполого и полового размножения.

2. Цитогенетический механизм и биологическая сущность размножения.

3. Закономерности существования клетки во времени.

4.Молекулярно-генетический механизм размножения и передачи
наследственной информации.

ВЫВОДЫ:

1. Бесполое размножение - размножение без участия специальных
половых клеток. Новая особь может возникать моноцитогенным и
полицитогенным путем.

2. Наследственная информация при бесполом размножении передается
от материнской особи к дочерним в неизменном виде.

3. Сущностью полового размножения являются гаметогенез и
оплодотворение. Это приводит к образованию новых комбинаций
наследственных задатков, полученных от двух родителей, тем самым, к
наследственной изменчивости.

4. Гаметогенез - процесс образования половых клеток происходит в
несколько стадий: размножения, роста, созревания и формирования (при
сперматогенезе).

5. В основе бесполого размножения лежит митоз, а полового
размножения - мейоз.

6. Механизм передачи наследственной информации при делении клетки
включает репликацию ДНК по полуконсервативному типу и обособление ее в дочерних клетках.

7. Половые клетки, образовавшиеся в процессе гаметогенеза, несут
наследственную информацию в половинном объеме в различных
комбинациях от обоих родителей данной особи.


 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ

1. Понятие размножения и способы его осуществления.

2. Механизмы передачи наследственной информации при различных
формах размножения.

3. Понятие клеточного и митотического цикла.

4. Дать характеристику фаз митоза.

5. Дать характеристику периодов и особенностей овогенеза и сперматогенеза.

6. Какие процессы лежат в основе изменчивости организмов, размножающихся половым путем?

7. Особенности гаметогенеза у человека.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Биология: Учебник для медиц. спец. вузов/ В.Н.Ярыгин и др. Кн. 1. -
М.:Высш. шк., 2008.

2. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.

3. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005.

Дополнительная:

1.Альберт Б. и др. Молекулярная биология клетки. - М.: Мир, 1994. - Т.
1,2,3.

2.Гилберт С. Биология развития. - М.: Мир, 1993.

 

 

Лекция подготовлена: зав. кафедрой биологии профессором А.А.Косых

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №10 от «02.04.2012»


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра биологии

(заведующий кафедрой: д.м.н., профессор Косых А.А.)

ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)

для студентов 1 курса

специальности лечебное дело

по дисциплине биология

ТЕМА: ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ГЕНЕТИКИ (1). ГЕНОМНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ НАСЛЕДСТВЕННОГО МАТЕРИАЛА.

 

ЦЕЛЬ: способствовать формированию системы теоретических знаний о наследственности и изменчивости как основных свойствах живого, закономерностях наследственности на организменном уровне и учении о генотипе как о целостной системе; способствовать формированию знаний о генетике как теоретической и практической базе медицины.

 

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа.

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Этапы развития генетики.

2. Значение генетики для медицины.

3. Законы Г. Менделя

4. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

5. Пенетрантность, экспрессивность, плейотропия.

 

ВЫВОДЫ.

1. Генетика занимает важнейшее место в системе естественных наук, так как изучает 2 неразрывных свойства живого: наследственность и изменчивость.

2. Значение генетики для медицины очень велико. Она является теоретической базой медицины, дает ключ к пониманию молекулярно-генетических процессов, приводящих к развитию заболеваний и методы диагностики наследственных болезней.

3. Для всех эукариотических организмов характерны общие закономерности наследования признаков, сформулированные Г. Менделем.

4. В основе этих закономерностей лежат вероятностные процессы распределения аллелей генов в процессе мейоза и их сочетания при оплодотворении. Следовательно, законы Г. Менделя носят статистический характер. Используя эти законы, можно рассчитать вероятность рождения детей с теми или иными признаками.

5. Индивидуальное развитие организма осуществляется на базе целостной генетической программы, определяемой всей совокупностью генов, присущей данной особи. При этом признаки организма (его фенотип) формируются в результате определенных типов взаимодействий аллельных и неаллельных генов при существенном влиянии на этот процесс всей системы генотипа.

6. Наряду с этим, результат реализации наследственной информации, заложенной в генотипе особи, в значительной мере зависит и от условий, в которых осуществляется этот процесс. Таким образом, фенотип особи – это результат действия и взаимодействия всей совокупности генов в конкретных условиях формирования и существования организма.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ.

1. Наследственность и изменчивость – основные свойства живого.

2. Этапы развития генетики и ее значение для медицины.

3. Основные закономерности наследственности на организменном уровне: законы Г. Менделя, их цитологические основы, закон чистоты гамет.

4. Статистический характер законов Г. Менделя. Правила вероятности.

5. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

6. Реализация генотипа в процессе онтогенеза. Понятие о пенетрантности и экспрессивности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Биология (под ред. В. Ярыгина). М., в 2 т., 2008, т.1.

2. Бочков Н.П. Клиническая генетика. – М.; 2003.

3. Баранов В.С., Баранова Е.В., Иващенко Т.В. Геном человека и гены «предрасположенности». СПб.: Интермедика, 2000

4. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Н.: Сибирское университетское изд-во, 2003.

 

ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА: доцентом кафедры биологии, канд. биол. наук

Родиной Н.Е.

 

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №10 от «02.04.2012»

 


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра биологии

(заведующий кафедрой: д.м.н., профессор Косых А.А.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...