ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)
для студентов 1 курса специальности лечебное дело по дисциплине биология ТЕМА: Размножение. Закономерности существования клетки во времени. ЦЕЛЬ: Способствовать формированию теоретических знаний по способам и формам размножения организмов и механизму передачи наследственной информации в процессе размножения. Время лекции - 2 часа Основные вопросы 1. Общая характеристика бесполого и полового размножения. 2. Цитогенетический механизм и биологическая сущность размножения. 3. Закономерности существования клетки во времени. 4.Молекулярно-генетический механизм размножения и передачи ВЫВОДЫ: 1. Бесполое размножение - размножение без участия специальных 2. Наследственная информация при бесполом размножении передается 3. Сущностью полового размножения являются гаметогенез и 4. Гаметогенез - процесс образования половых клеток происходит в 5. В основе бесполого размножения лежит митоз, а полового 6. Механизм передачи наследственной информации при делении клетки 7. Половые клетки, образовавшиеся в процессе гаметогенеза, несут
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ 1. Понятие размножения и способы его осуществления. 2. Механизмы передачи наследственной информации при различных 3. Понятие клеточного и митотического цикла. 4. Дать характеристику фаз митоза. 5. Дать характеристику периодов и особенностей овогенеза и сперматогенеза. 6. Какие процессы лежат в основе изменчивости организмов, размножающихся половым путем? 7. Особенности гаметогенеза у человека.
ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Биология: Учебник для медиц. спец. вузов/ В.Н.Ярыгин и др. Кн. 1. - 2. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011. 3. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005. Дополнительная: 1.Альберт Б. и др. Молекулярная биология клетки. - М.: Мир, 1994. - Т. 2.Гилберт С. Биология развития. - М.: Мир, 1993.
Лекция подготовлена: зав. кафедрой биологии профессором А.А.Косых Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №10 от «02.04.2012» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии (заведующий кафедрой: д.м.н., профессор Косых А.А.) ЛЕКЦИЯ (методическая разработка) для студентов 1 курса специальности лечебное дело по дисциплине биология ТЕМА: ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ГЕНЕТИКИ (1). ГЕНОМНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ НАСЛЕДСТВЕННОГО МАТЕРИАЛА.
ЦЕЛЬ: способствовать формированию системы теоретических знаний о наследственности и изменчивости как основных свойствах живого, закономерностях наследственности на организменном уровне и учении о генотипе как о целостной системе; способствовать формированию знаний о генетике как теоретической и практической базе медицины.
ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Этапы развития генетики. 2. Значение генетики для медицины. 3. Законы Г. Менделя 4. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. 5. Пенетрантность, экспрессивность, плейотропия.
ВЫВОДЫ. 1. Генетика занимает важнейшее место в системе естественных наук, так как изучает 2 неразрывных свойства живого: наследственность и изменчивость. 2. Значение генетики для медицины очень велико. Она является теоретической базой медицины, дает ключ к пониманию молекулярно-генетических процессов, приводящих к развитию заболеваний и методы диагностики наследственных болезней. 3. Для всех эукариотических организмов характерны общие закономерности наследования признаков, сформулированные Г. Менделем. 4. В основе этих закономерностей лежат вероятностные процессы распределения аллелей генов в процессе мейоза и их сочетания при оплодотворении. Следовательно, законы Г. Менделя носят статистический характер. Используя эти законы, можно рассчитать вероятность рождения детей с теми или иными признаками. 5. Индивидуальное развитие организма осуществляется на базе целостной генетической программы, определяемой всей совокупностью генов, присущей данной особи. При этом признаки организма (его фенотип) формируются в результате определенных типов взаимодействий аллельных и неаллельных генов при существенном влиянии на этот процесс всей системы генотипа. 6. Наряду с этим, результат реализации наследственной информации, заложенной в генотипе особи, в значительной мере зависит и от условий, в которых осуществляется этот процесс. Таким образом, фенотип особи – это результат действия и взаимодействия всей совокупности генов в конкретных условиях формирования и существования организма. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ. 1. Наследственность и изменчивость – основные свойства живого. 2. Этапы развития генетики и ее значение для медицины. 3. Основные закономерности наследственности на организменном уровне: законы Г. Менделя, их цитологические основы, закон чистоты гамет. 4. Статистический характер законов Г. Менделя. Правила вероятности. 5. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
6. Реализация генотипа в процессе онтогенеза. Понятие о пенетрантности и экспрессивности. ЛИТЕРАТУРА 1. Биология (под ред. В. Ярыгина). М., в 2 т., 2008, т.1. 2. Бочков Н.П. Клиническая генетика. – М.; 2003. 3. Баранов В.С., Баранова Е.В., Иващенко Т.В. Геном человека и гены «предрасположенности». СПб.: Интермедика, 2000 4. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Н.: Сибирское университетское изд-во, 2003.
ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА: доцентом кафедры биологии, канд. биол. наук Родиной Н.Е.
Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №10 от «02.04.2012»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии (заведующий кафедрой: д.м.н., профессор Косых А.А.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|