Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Адаптивные структуры.




Функциональные (по основным видам работ) и дивизиональные (разделительная по основным направлениям деятельности) структуры организаций не остановились в своем развитии. Они модифицируются, совершенствуются, внутри них образуются новые структуры, предна­значающиеся для выполнения каких-либо отдельных, временных и ра­зовых задач, решить которые в имеющихся структурных рамках не представляется возможным.

В 60-х гг. возникли более гибкие организационные структуры, ко­торые по сравнению с классическими и дивизиональными лучше при­способлены к быстрым изменениям условий хозяйственной жизни и внедрению технико-технологических новшеств. Они получили назва­ние органических или адаптивных структур.

Основным принципом построения таких структур является авто­номная возможность выполнения целей и задач, а также быстрое их приспособление (адаптация) к изменениям. Сегодня крупные органи­зации используют два типа адаптивных структур: проектную и мат­ричную.

Проектная организация является временной структурой, создавае­мой для выполнения какой-либо конкретной задачи, например для раз­работки проекта реконструкции здания или структурных изменений самой организации, и др.

Члены такой проектной группы и ее руководитель привлекаются из самой организации и действуют в рамках сметы средств, отпущенных на разработку данного проекта. В установленные сроки работа должна быть сдана высшему руководству, а сотрудники возвращаются к вы­полнению работы, определенной им по прежней должности.

Проектные организации могут быть созданы и как постоянно дейст­вующие структуры в рамках отраслей народного хозяйства или круп­нейшего предприятия (промышленного или производственного объе­динения). Работа здесь ведется над несколькими проектами и по мере их выполнения продолжается по новым заказам и заявкам от предпри­ятий.

В нашей стране проектные, научно-исследовательские и опыт­но-конструкторские работы и разработки велись в крупных научных центрах союзного, республиканского или отраслевого подчинения и финансировались из средств государственного бюджета. НИИ, КБ, центральные лаборатории и другие организации подобной структуры обеспечивали тесную связь науки с производством, давали определен­ный задел научных и проектных разработок, пригодных для использо­вания в производстве.

Такие структуры должны были не допускать диспропорций, отста­вания от передовой техники и технологии и перерасхода ресурсов. Од­нако жесткие рамки директивного планирования, чрезмерная центра­лизация управления ими не могли дать желаемого результата. Выпол­ненные качественно, своевременно и на высоком научно-техническом уровне работы зачастую останавливались на фазе внедрения их в про­изводство на предприятиях, не заинтересованных экономически в их использовании.

Успешно, быстро и эффективно новые разработки использовались преимущественно в отраслях оборонного комплекса, где действовала специальная структура — военная приемка. И, конечно, существовала угроза потери необходимого военного потенциала по сравнению с ве­роятным противником. Гражданское производство с его крупными промышленными объединениями, застывшей организационной струк­турой оказалось не восприимчивым к «ноу-хау». Отечественные моно­полии не знали условий рыночной конкуренции и не перестраивали свои структуры в соответствии с требованиями НТП.

В условиях перехода от национальной конкуренции в странах с развитой рыночной экономикой к острой международной конкуренции появилась необходимость в такой организационной структуре, которая позволила бы быстрее внедрять в производство новейшие технические и технологические достижения науки. Американские ученые считают, что если «Дженерал моторс», и в целом автомобильная промышленность, дала образцы дивизиональной организационной структуры, то компьютерное производство и, в частности IBM, впервые эффективно использовало матричную структуру, базирующуюся на проектной и опытно-конструкторской.

Матричная организационная структура позволяет решать задачи интеграции различных видов работ и создает большое число коммуни­кационных каналов и центров принятия технических и технологических решений. Она объединяет целевые и комплексные группы специали­стов, автономные группы разработчиков, руководителей по отдельному виду продукта, информационные структуры и отдельных специалистов, типа «фиксеров» (т. е. наиболее опытных, с большими внешними связя­ми и «пробивных» работников, обеспечивающих быстрое продвижение разработок и реализацию новшеств в производство).

Матричная структура не является чем-то принципиально отличным от функциональной и продуктовой структур. Скорее всего, она пред­ставляет собой комбинацию этих двух альтернатив. В этой связи ос­новной задачей, кроме финансирования и определения задач, выступа­ет поддержание равновесия между двумя структурами и разрешение возникающих между ними конфликтных ситуаций (выбор альтернатив между представленными научными разработками, проектами, конст­рукциями и др.). Главным арбитром в таких разногласиях раньше у нас были государственные приемные комиссии, а в условиях рын­ка — высшее руководство корпораций, концернов и крупных фирм.

В матричной организации имеет место двойное подчинение членов проектной группы: с одной стороны, руководителю проекта, с дру­гой — руководителю функционального отдела, выделившего данных специалистов в проектную группу. Такое положение руководителя проекта во многом зависит от того, какие полномочия ему дало выс­шее руководство организации.

Руководители проектов в матричной организации, как правило, от­вечают за общую организацию исследовательских работ и использова­ние выделенных для этого финансовых и материальных ресурсов. Они планируют и контролируют ход работ и разработок. Но и функцио­нальные руководители ведут необходимые наблюдения за успешной работой и при необходимости могут принимать решения, вплоть до за­крытия проекта.

Матричные, как и другие организационные структуры, также име­ют недостатки. В них нередки тенденции к анархии в связи с нечетко поставленными правами и двойной подчиненностью работников. Про­является групповщина и борьба за лидерство в сфере науки, техники и технологии. Могут иметь место снобизм и неприязнь между «верхни­ми» и «нижними» звеньями матрицы в ходе работ.

Однако недостатки в работе многократно покрываются результата­ми их научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, от­крытий и изобретений, обеспечивающих успех в производстве и реа­лизации продуктов.

Рассмотренные нами организационные структуры могут служить лишь основой изучения структурных построений. В действительности их гораздо больше, и комбинации их многообразны. Особенно интен­сивно процесс изменения организационных структур пошел в связи с рыночными преобразованиями в нашей стране. Например, структуры таких, казалось бы незыблемых и стабильных организаций как учеб­ные заведения в последнее время вынуждены применять новшества и менять прежнюю застывшую структуру. В вузах появились ранее не свойственные им и не имеющие прямого отношения к непосредствен­ной учебной работе коммерческие структуры, а также осуществляю­щие взаимосвязь по линии международного сотрудничества, собствен­ные опытно-конструкторские и проектные структуры и пр.

Краткие выводы по теме

Организации, их признаки, законы развития, виды и структуры да­ют нам необходимые представления о сложном процессе взаимосвязи и взаимообусловленности процессов общественного и внутрипроизвод­ственного разделения труда, результатом которых и являются наилуч­шие способы совместной работы людей.

Человек, работник составляет основу организации, ее главную дви­жущую силу. Менеджер должен хорошо понимать, что все его дейст­вия, направленные на изменение вида или структуры организации, сталкиваются со сложившимися условиями, привычками, правилами и процедурами, характерными для работников данной организации. По­этому сломать устаревшую структуру сложно не только технически, но, что более важно, психологически.

Общественное производство, как постоянно изменяющаяся систе­ма, не терпит остановившихся в своем развитии организаций. Они должны быть эффективными и отвечать потребностям людей не толь­ко в самой организации, но и во внешней среде. Таким требованиям отвечают организации, в которых:

1) оптимально соотносятся количественные пропорции между ру­ководителями и исполнителями, между горизонтальными функцио­нальными отделами и всей иерархией управления, между количеством и качеством техники, технологии и объемом выпускаемой продукции или представляемых услуг, между финансовыми возможностями пред­приятия и уровнем оплаты сотрудников и др.;

2) создана отвечающая времени организационная структура, эконо­мически выгодная, а также планово эффективно и быстро вбирающая все новое и передовое, что дает современный научно-технический прогресс;

3) основательно и серьезно проявляется забота о работниках орга­низации, охране их труда и здоровья, улучшении условий труда и от­дыха, а кроме того, проводятся мероприятия по охране окружающей среды и применению передовых и безотходных технологий;

4) введена система контроля качества товаров и услуг, ведется ра­бота по стандартизации и сертификации продукции, налажена система связи с рынком и другими структурами, от которых зависят финанси­рование, поставки и сбыт, другие важные стороны успешной деятель­ности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...