Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения для снятия напряжения с глаз.




Успокоить глаза помогают любые зрительные образы, связанные с перспективой.

- Предложить представлять себе картины простора, где есть небо, поле, море, где горизонт отодвинут далеко, и нет мелких деталей. Напряжение в глазах исчезнет быстрее, если постепенно затемнить внутренние картины. Можно представить, как наступает вечер, сгущаются сумерки, темнеет небо, стираются очертания всех предметов и постепенно затемняется вся картина, ничего не видно глазами, не нужно совершать движения.

- Научить переключать внутренний взор с ближнего плана на дальний или удалять от себя близлежащие предметы. При взгляде вдаль глаза перестают «суетиться». Предметы вдали уменьшаются, и чтобы их рассмотреть, не нужно очерчивать глазами их контур. Глаза остаются неподвижными, напряжение исчезает. Если не удается переводить взор на дальний план, можно предложить переводить глаза на более крупные предметы или специально укрупнять те предметы и детали, которые имеются в поле зрения. Можно предложить представлять что-нибудь крупное, что не нужно все время обрисовывать взглядом.

- Другой прием: уменьшать яркость и контрастность картин, если они очень светлые, слепящие или режут глаза контрастным сочетанием красок.

- Еще один прием: уменьшать количество деталей, находящихся во внутренней картине, убирать их одну за другой до полного освобождения картины. При этом можно постепенно затемнять ее. Когда исчезнет последняя деталь, перед глазами будет темное пространство. Смотреть больше не на что, можно спать.

- Очень хорошо помогает успокоить глаза прием ассоциирования быстрых движений глаз (скачки глаз) с чем-то, находящимся в движении. Например, с кривой, которую выписывает перо энцефалографа. Необходимо добиться, чтобы ритм движения глаз и кривой совпали, а затем работать уже с кривой, уменьшать амплитуду ее колебаний, выравнивать. Таким образом, количество движений уменьшается, напряжение исчезает.

Упражнение «Цифра три»

Лежа в постели, закрыв глаза, мысленно писать на большой черной доске белой краской цифру три. После начертания трех цифр человек засыпает.

Упражнение «Алфавит»

Сосредоточить мысль на произношении названий предметов в алфавитном порядке (апельсин, береза, волк, город и т.д.).

 

Для улучшения сна и быстрого засыпания возможно применение техник «Взмах руки» и «Солнышко». Можно сочинить рассказ или сказку, заякорив в нем 9 слов. Об этих техниках можно прочитать в учебниках по нейро - лингвистическому программированию. Можно придумать вместе с ребенком сказочного персонажа, вспомнить любимого героя фильма, сильное животное, способных защищать и оберегать ребенка в трудные минуты, охранять его ночью. Или одарить ребенка «заговоренным» талисманом, предварительно проведя соответствующие ритуальные действия и т.п.

Упражнение «Трамвайчик» для детей.

Положить ребенка на кровать таким образом, чтобы перед глазами, на расстоянии 1 - 1,5 метров, находилась стена. На этой стене научить ребенка мысленно чертить круг с диаметром 2 метра. На этом круге отметить 10 точек – «трамвайных остановок». Предложить ребенку мысленно «покататься» по этому маршруту в одну и другую сторону, примерно 5 - 10 минут.

Затем трамвайчик «отпустить» и разрешить ему передвигаться без маршрута по тем точкам – «остановкам», которые ему захочется посетить. Двигаться хаотично нужно не менее 5- 8 минут.

Упражнение «Темно - светло» для подростков.

1. Попросить ребенка закрыть глаза. Ощутить, что стало темнее. Увидеть эту темноту. Прикрыть глаза рукой. Ощутить, что стало значительно темнее. Увидеть темноту. Побыть в ней. Зажмурить глаза. Ощутить, как стало еще темнее вокруг. Побыть в этой темноте. Представить вместе с ребенком, что перед ним открылся космос. Черный, далекий, без единой звездочки, или он заглянул в бездну, где нет ни единого огонька. Или представить черный бархат, ткань, купленную мамой на платье. Побыть в этой тьме 5 минут.

2. Обратно возвращаться нужно вдвое дольше в космосе заметить звезду, которая становится ярче. Или увидеть в бездне огонек и рассмотреть, как он ярко горит, или на бархате увидеть полосы белого цвета. Затем разжмурить глаза и ощутить, что стало светлее. Четко представить этот свет. Затем убрать руку от глаз и ощутить, что стало совсем светло. «Побыть» в этом свете. И только потом открыть глаза. «Обратная дорога» к окончанию упражнения должна быть вдвое дольше.

В работе с детьми так же хорошо использовать колыбельные песни мамы или сочиненные совместно с ребенком стихи для сна.

 

 

Глава 13. Работа с ситуативными проявлениями поведения по аддиктивному типу среди пострадавших в ЧС.

 

Синицына Т.Ю.

 

Аддиктивное поведение (от англ. Addiction – пагубная привычка, порочная склонность) - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема алкоголя или других психоактивных веществ, когда человек не готов, не хочет и не может справиться с кризисом. Кризис — это решающий, поворотный момент в жизни человека [45]. Слово «кризис» имеет интересное сочетание вариантов перевода: тяжелое положение, перелом и шанс. Итак, шанс дается на переломе, когда мы должны что-либо изменить, причем наше состояние таково, что мы желаем изменить нечто немедленно, хотя бы ради того, чтобы избавиться от напряжения и дискомфорта. Чрезвычайная ситуация является травматической для большинства людей и, конечно же кризисной. Резко меняются условия среды, привычного образа жизни. Человек может вести себя необычным для него способом. Техногенные аварии, стихийные бедствия и другие чрезвычайные ситуации являются разрушительными по своим последствиям для психики человека. Исследования, проведенные психологами в отношении жертв, их родственников и близких или свидетелей подобных событий, обнаружили у многих наличие различных нарушений психического и соматического состояния. Выявлены также нарушения социальной адаптации и, как следствие, ситуативные проявления аддикции. Человек своим поведением как бы «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи.

В психологической практике оказания помощи лицам, страдающим зависимостью, принято разделять две категории аддиктивного поведения:

- Вызванное стойким хроническим воздействием психоактивного вещества

- Вызванное ситуативно-временными личностными аддикциями

Традиционно аддиктивное поведение включает в себя понятие химической аддикции в форме употребления алкоголя, наркотиков, и др. психоактивных веществ. А также понятие нехимической аддикции: компьютерная аддикция, азартные игры, любовные аддикции, сексуальные аддикции, трудоголизм, аддикции к еде (переедание, голодание).

Как правило, аддиктивные проявления в поведении пострадавших связаны с утратой жизненного смысла и, соответственно, невозможностью построения жизненной перспективы в будущее [96].

Главная задача в работе с пострадавшими в этой ситуации - помощь в формировании новых жизненных целей, построении временной перспективы хотя бы на год – два вперед [100].

Если же эта задача не будет реализована на этапе экстренной психологической помощи, очень высок риск того, что ситуативное поведение по аддиктивному типу сформируется в устойчивые аддикции патологического характера, вызывающие устойчивую зависимость.

Например:

Семья, состоявшая из 3 человек, попала в автоаварию. Новенькую автомашину, которую только приобрел отчим, несколько раз развернуло на скользкой дороге, после чего она

перевернулась. Отчим попросту не справился с управлением. Пострадала и машина и мать с ребенком, находившиеся в ней. Мать увезли с переломом позвоночника, 8 - летний ребенок лечился дома. Отчим все свое негодование по поводу произошедшего, стал выливать на ребенка. Чего только мальчик не выслушал за это время! Ребенок замкнулся, но при этом продолжал хорошо учиться, он нормально кушал и спал, единственное, на что в последствии все обратили внимание - все свое свободное время стал проводить за компьютером. Когда мать выписали из больницы (прошло больше полгода), она заметила, что с ребенком произошли разительные перемены. Рассказывая психологу о произошедших с сыном изменениях, она рассказывала: он стреляет, стреляет и стреляет.

Причинами сформировавшейся игровой зависимости стала стрессовая ситуация, усиленная отсутствием рядом эмоционально близкого человека (матери) и агрессивными нападками отчима.

Зависимость разделяется на психическую и физическую:

Психическая зависимость характеризуется овладеваю­щим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу.

Физическая зависимость - состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в систему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия (абстинентный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствами [116].

Вот яркий пример поведения людей со стойкой хронической аддикцией. При землетрясении в п. Теличики большинство местного населения - коряков потеряли кров и накопленное имущество. Многие из них были легко одеты, так как не успели с собой ничего взять, поэтому пострадавшим раздавали куртки, кормили, поили чаем. Среди пострадавших было достаточно много людей с хронической алкогольной зависимостью, которые ничего не предпринимали для обеспечения элементарной заботы о себе, а вот горячительные напитки находили быстро. Нетрудно догадаться, какие проблемы эти люди доставляли не только спасателям и психологам, но и другим пострадавшим.

В Невельске же, например, при раздаче матрасов и подушек, две женщины прорвались через толпу. Будучи в нетрезвом состоянии, они кричали и требовали немедленно выдать матрасы без очереди. Как выяснилось при разговоре с ними, у них погибла родственница, к тому же и разрушен дом. Во время этого землетрясения, при больших материальных потерях, погибло всего два человека, одной из которых и была их родственница. В этом случае аддикция была временной, как защитный механизм в травмирующей ситуации.

Поэтому, мы считаем важным, уметь отличать людей со стойкой аддикцией от людей с аддикцией ситуативной.

Ведущим мотивом поведения людей, склонных к стойким аддиктивным формам поведения, является бегство от невыносимой повседневной реальности [12]. Но чаще встречаются внутренние причины. Это неблагоприятные семейные ситуации, конфликты с коллегами, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем, личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое, ну и конечно же, кризисная ситуация. От всего этого хочется убежать, заглушить и изменить свое психическое состояние, пусть временно, но в «лучшую» сторону [40]. Личная жизнь, профессиональная деятельность и окружающая среда рассматриваются ими чаще всего как «серые», «скучные», «монотонные», «апатичные» или «бесперспективные». Принимая психоактивные вещества, человек таким образом, снимает ситуативное напряжение. Делая это регулярно, он вырабатывает стойкую фиксацию [92,93].

Таким людям не удается найти в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь их внимание, увлечь, обрадовать, вызвать эмоциональную реакцию. Они сами становятся социально непривлекательными, опускаются на несколько ступенек вниз по социальной лестнице, часто трагедию усиливает неудачная попытка построить новые отношения. И только после употребления различных психоактивных веществ они достигают чувства приподнятости без реального улучшения ситуации. Так возникает все большая зависимость и отторжение реальной действительности.

Как отличить временную аддикцию от классической? В этом помогут косвенные признаки классической аддикции.

Косвенные признаки классической аддикции:

- одутловатое, отекшее лицо, кисти рук;

- остекленевшие, неестественно расширенные или суженые зрачки;

- заторможенная, зависающая или сбивчивая речь;

- постоянное почесывание лица, шеи, рук;

- намеренно скрываемые места уколов с помощью длинной одежды;

- характерный запах алкоголя или технических веществ;

- шрамы от порезов;

- отсутствие аппетита и жажды;

- неуемное желание есть;

- тремор рук;

- неестественный блеск глаз;

- постоянная просьба одолжить денег;

- воровство;

- постоянно повторяемые, навязчивые движения и поступки;

- неестественный цвет кончиков пальцев, губ, языка;

- часто нет реакции на свое имя.

Основным способом выявления химической зависимости является результат лабораторных исследований слизистых выделений человека. Но если Вы наблюдаете более 10 признаков аддикции и после снятия ОСР, то такого человека целесообразно отделить от окружающих, причем не оставлять одного, а передать соответствующим специалистам [88].

В ситуации, когда временная аддикция является для пострадавшего способом пережить травмирующее событие, работу с ним можно проводить следующим образом:

Этап 1. Установление контакта.

Контакт устанавливается на эмоциональном уровне и состоит прежде всего из следующих действий психолога:

- идентификация чувств пострадавшего;

- признание его права чувствовать именно так;

- подтверждение пострадавшему, что его чувства поняты и принимаются.

В отражении чувств пострадавшего необходимо утвердительные высказывания использовать чаще вопросительных. При этом следует оставлять клиенту возможность внести поправку в случае неточности.

Этап 2. Сбор информации.

Фактически начало сбора информации происходит еще на первом этапе. На втором этапе осуществляется изучение актуального состояния проблемы пострадавшего и связанных с ней чувств.

Технически, необходимо задавать пострадавшему как можно больше открытых вопросов, не ограничивающих свободу высказывания. Следует поощрять пострадавшего высказываться конкретно. Если он прибегает к общим фразам, полезно задавать уточняющие вопросы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...