Математические методы и модели искусственного интеллекта: нечеткая логика, генетические алгоритмы, нейронные сети и др.
Иску́сственные нейро́нные се́ти (ИНС) — математические модели, а также их программные или аппаратные реализации, построенные по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей — сетей нервных клеток живого организма. Это понятие возникло при изучении процессов, протекающих в мозге, и при попытке смоделировать эти процессы. Первой такой попыткой были нейронные сети Маккалока и Питтса[1]. После разработки алгоритмов обучения, получаемые модели стали использовать в практических целях: в задачах прогнозирования, для распознавания образов, в задачах управления и др. ИНС представляют собой систему соединённых и взаимодействующих между собой простых процессоров (искусственных нейронов). Такие процессоры обычно довольно просты, особенно в сравнении с процессорами, используемыми в персональных компьютерах. Каждый процессор подобной сети имеет дело только с сигналами, которые он периодически получает, и сигналами, которые он периодически посылает другим процессорам. И, тем не менее, будучи соединёнными в достаточно большую сеть с управляемым взаимодействием, такие локально простые процессоры вместе способны выполнять довольно сложные задачи. Нейронные сети не программируются в привычном смысле этого слова, они обучаются. Возможность обучения — одно из главных преимуществ нейронных сетей перед традиционными алгоритмами. Технически обучение заключается в нахождении коэффициентов связей между нейронами. В процессе обучения нейронная сеть способна выявлять сложные зависимости между входными данными и выходными, а также выполнять обобщение. Это значит, что в случае успешного обучения сеть сможет вернуть верный результат на основании данных, которые отсутствовали в обучающей выборке, а также неполных и/или «зашумленных», частично искаженных данных.
Нечёткие множества — реализуют логические отношения между данными. Эти программные продукты используются для управления экономическими объектами, построения экспертных систем и систем поддержки принятия решений. Генетические алгоритмы — это методы анализа данных, которые невозможно проанализировать стандартными методами. Как правило, используются для обработки больших объёмов информации, построения прогнозных моделей. Используются в научных целях при имитационном моделировании. 23. Интеллектуальный анализ данных. Управление знаниями. Системы бизнес-интеллекта Business Intelligence, BI — класс информационных систем, который позволяет преобразовать разрозненные и необработанные данные операционной деятельности предприятия в структурированную информацию и знания, используемые для принятия управленческих решений. В отличие от стандартных систем отчетности, BI-системы основаны на технологиях моделирования ситуации, поведения объектов и визуализации их деятельности, играют ключевую роль в процессе стратегического планирования Основными потенциальными потребителями BI-систем являются: • телекоммуникационные компании, которые испытывают потребность в глубоком анализе базы клиентов, для них предлагаются пакеты Oracle Marketing analyst из Oracle BI Suite • банки, нуждающиеся в средствах аналитики услуг по кредитованию предприятий и частных лиц, могут использовать BI-системы собственной разработки или готовые специализированные приложения • промышленные предприятия и сфера торговли — аналитические программные продукты необходимы для построения управленческой отчетности на системах хранения и консолидации данных, например Cognos BI, Business Object • государственные управленческие структуры, крупные компании и холдинги, требующие полнофункциональных решений ВI, для них подходят Cognos, Oracle, Business Objects, Microsoft, интегрированные с системами планирования и бюджетирования:
• отрасли энергетики, нефтехимии — требуют BI-системы повышения эффективности системы управления, такие решения реализованы в системах сбалансированных показателей BSC и поддерживаются базовыми модулями SAP ERP. 24. Экспертная система (ЭС): назначение, структура и классификация. Под экспертной системой понимается система, объединяющая возможности компьютера со знаниями и опытом эксперта в такой форме, что система может предложить разумный совет или осуществить разумное решение поставленной задачи. Основные свойства ОС: Накопление и организация знаний: - применение высококач. опыта - наличие прогностических возможностей - институциональная память - возможность обучения и тренировки Полностью оформленная статическая экспертная система имеет шесть существенных компонент: База знаний (БЗ) — содержит факты (или утверждения) и правила. Факты представляют собой краткосрочную информацию в том отношении, что они могут изменяться, например, в ходе консультации. Правила представляют более долговременную информацию о том, как порождать новые факты или гипотезы из того, что сейчас известно. Логическая машина вывода, используя исходные данные из рабочей памяти (РП) и базы знаний, формирует такую последовательность правил, которая, приводит к решению задачи. Машина вывода связана с цепочкой рассуждений, которые используются в качестве стратегии для логического вывода. Различают прямую цепочку рассуждений и обратную. Прямая цепочка рассуждений — это цепочка, которая ведет от данных к гипотезам, при этом в процессе диалога до получения ответа может быть задано неограниченное количество вопросов. Обратная цепочка рассуждений является попыткой найти данные для доказательства или опровержения некоторой гипотезы. Компонент приобретения знаний автоматизирует процесс наполнения ЭС знаниями. Источник таких знаний — эксперт (либо группа таковых). Объяснительный компонент разъясняет пользователю, как система получила решение задачи (или почему она не получила решение) и какие знания она при этом использовала, что повышает доверие пользователя к полученному результату. Диалоговый компонент ориентирован на организацию дружественного общения с пользователем как в ходе решения задач, так и в процессе приобретения знаний и объяснения результатов работы. База данных (БД) предназначена для хранения исходных и промежуточных данных решаемой в текущий момент задачи. На ряду с понятием базы знаний широко используется понятие банка данных. Банк данных — это автоматизированная информационная система централизованного хранения и коллективного использования данных. В состав банка данных входит одна или несколько баз данных, справочник баз данных, система управления базами данных, а также библиотека запросов и прикладных программ
Статические ЭС Эти ЭС используются в тех приложениях, где можно не учитывать изменения окружающего мира за время решения задачи. БЗ содержит факты данные и правила или другие представления знаний, использующие эти факты как основу для принятия решений. Динамические ЭС осуществляет связи с внешним миром через систему контроллеров и датчиков. Кроме того компоненты БЗ и механизма вывода существенно изменяются, чтобы отразить временную логику происходящих в реальном мире событий. 25. Система поддержки принятия решений (СППР): назначение, структура и классификация. СППР - компьютерная информационная система, используемая для поддержки различных видов деятельности при принятии решений в ситуациях, где невозможно или нежелательно иметь автоматическую систему, которая полностью выполняет весь процесс решения. Процесс принятия решений состоит из: сбор данных, распознавание проблемы, формулировка концептуальной модели, анализ, поиск допустимых решений, проверка правильности решений, генерация решений, выполнение. СППР предназначены для решения слабоструктурированных проблем. К слабоструктурированным относятся проблемы, которые содержат как количественные, так и качественные переменные, причем качественные аспекты проблемы имеют тенденцию доминировать. Неструктурированные проблемы имеют лишь качественное описание. В процессе принятия решений возникла необходимость в субъективных, экспертных моделях (прогнозы продаж продукции, реакции конкурентов и т. д.). Возникла также необходимость в учете знаний многих экспертов, в анализе принятых ранее решений. Принято считать, основными признаками, характеризующими СППР, являются концептуальные модели пользователей системы, решаемые задачи, обеспечивающие средства, области применения. Иногда структуру СППР представляют следующим образом: 1)система языковая (СЯ); 2)система знаний (СЗ); 3)система обработки проблем. СЯ по своему назначению аналогична интерфейсу "пользователь—система", который обеспечивает коммуникации между пользователем и всеми компонентами СППР. С помощью СЯ пользователь формулирует проблему и управляет процессом ее решения, используя предоставляемые системой языковые средства (синтаксические, семантические). СЗ содержит информацию о проблемной области. СЗ различаются по характеру содержащихся в них данных и по используемым методам представления знаний (иерархические структуры, семантические сети, фреймы, системы продукций, исчисление предикатов и др.). Система обработки проблем или проблемный процесс (ПП) является механизмом, связывающим СЯ и СЗ. ПП обеспечивает сбор информации, распознавание проблемы, формулировку модели, ее анализ и т. д. Составляющие процесса принятия решения:1)сбор данных; 2) распознавание проблемы; 3)формулировка концептуальной модели; 4)формулировка эмпирической модели; 5)верификация; 6)анализ; 7)поиск допустимых решений; 8)проверка правильности (обоснованности) решения; 9)генерация решения; 10) выполнение.
26. Перспективы развития систем ИИ. 1. Нейронные сети Это направление стабильно держится на первом месте. Продолжается совершенствование алгоритмов обучения и классификации в масштабе реального времени, обработки естественных языков, распознавания изображений, речи, сигналов, а также создание моделей интеллектуального интерфейса, подстраивающегося под пользователя. Среди основных прикладных задач, решаемых с помощью нейронных сетей, — финансовое прогнозирование, раскопка данных, диагностика систем, контроль за деятельностью сетей, шифрование данных. В последние годы идет усиленный поиск эффективных методов синхронизации работы нейронных сетей на параллельных устройствах. 2. Эволюционные вычисления На развитие сферы эволюционных вычислений ЭВ; автономное и адаптивное поведение компьютерных приложений и робототехнических устройств значительное влияние оказали прежде всего инвестиции в нанотехнологии. ЭВ затрагивают практические проблемы самосборки, самоконфигурирования и самовосстановления систем, состоящих из множества одновременно функционирующих узлов. При этом удается применять научные достижения из области цифровых автоматов. Другой аспект ЭВ — использование для решения повседневных задач автономных агентов в качестве персональных секретарей, управляющих личными счетами, ассистентов, отбирающих нужные сведения в сетях с помощью поисковых алгоритмов третьего поколения, планировщиков работ, личных учителей, виртуальных продавцов и т. д. Сюда же относится робототехника и все связанные с ней области. Основные направления развития — выработка стандартов, открытых архитектур, интеллектуальных оболочек, языков сценариевзапросов, методологий эффективного взаимодействия программ и людей Модели автономного поведения предполагается активно внедрять во всевозможные бытовые устройства, способные убирать помещения, заказывать и готовить пищу, водить автомобили и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|