Общение. Взаимодействие с партнером
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Конспекты По театральной Педагогике А. А. Гончарова «Гитис» Москва 2005 УДК (37.01:792.2)(07) ББК 85.334я7 К267 Книга издана при финансовой поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии Под общей редакцией Н. А. Зверевой На обложке фотопортрет А. А. Гончарова. Работа В. Плотникова Карпушкин М. А. Уроки Мастера: Конспекты по театральной педагогике А. А. Гончарова. — М.: Изд-во «ГИТИС», 2005. — 216 с., илл. 5—7196—0232—1 В своей педагогической практике народный артист СССР, профессор ГИТИСа А. А. Гончаров (1918 — 2001) последовательно утверждал принципы совместного обучения актеров и режиссеров. Книга, основанная на материале его уроков, репетиций, бесед со студентами, ставит целью ознакомить будущих мастеров сцены с первыми шагами в поиске выразительных средств, диктуемых жанром драматического произведения и стилем автора, освещает принципы трактовки пьесы, работы над ролью. ©Карпушкин М. А., 2005 ©ГИТИС, издание, 2005 ОТ АВТО ГА В книге сделана попытка систематизировать ряд разделов программы по режиссуре и мастерству актера, преподаваемых на первом — пятом курсах, руководимых А. А. Гончаровым в ГИТИСе. Содержание разделов не исчерпывает всего многообразия принципов его театральной педагогики. Это лишь ряд методологических приемов, рождавшихся в процессе преподавания на курсе этого большого мастера. Несмотря на то, что многие элементы актерского мастерства и приемы режиссуры в книге рассматриваются отдельно, в процессе обучения и работы режиссера они естественно взаимопереплетаются. Педагоги курса помогали студентам освоить изучаемый раздел, рассматривая его во взаимной связи с другими разделами. С комплексным подходом в обучении режиссуре и мастерству актера будущие режиссеры и актеры знакомились с первых же дней учебы, уже в работе над первыми этюдами.
Взаимосвязь отдельных элементов сказывается и на композиции данной работы. В процессе урока или репетиции в театре А. А. Гончаров не отделяет один элемент актерского мастерства от других, один режиссерский прием от остальных, постоянно подчеркивая единство всех составляющих профессиональной подготовки и воспитания будущих художников. Внимание, воображение, наблюдательность, свобода мышц, сценическая фантазия, "если бы", предлагаемые обстоятельства, действие, событие, конфликт, "зоны молчания", внутренний монолог, подтекст, режиссерская пауза и т.д. взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимовлияют друг на друга. Андрей Александрович Гончаров первым из педагогов ГИТИСа выдвинул и опробовал метод совместного обучения на од- Стр5 ном курсе актеров и режиссеров. Теперь этот метод применяется почти во всех театральных учебных заведениях страны. А тогда, в 1969 году, это был эксперимент, разрешенный Министерством культуры РСФСР только ГИТИСу, а руководством ГИТИСа — А. А. Гончарову. Итак, курс был набран в 1969 году. Я поступил в аспирантуру в этом же году и попал на выпуск дипломного спектакля пятого курса "Разгром" по роману А/А. Фадеева. Студенты первого курса были привлечены к работе над спектаклем: делали декорации, бегали на Мосфильм за седлами, реквизитом, костюмами, участвовали в монтировочных работах, занимались музыкальным и световым оформлением. Ну и играли маленькие эпизодические роли. Мне поручили освещение спектакля. Надо сказать, замечаний по освещению больших не было. Может быть, потому, обучаясь в течение трех лет, я был ответственным за световое оформление всех зачетов и экзаменов. Это продолжалось вплоть до перехода в малый зал Театра им. Вл. Маяковского, где Гончаровым был выпущен знаменитый спектакль по рассказам В. Шукшина "Характеры", который комитетом по Ленинским и Государственным премиям был выдвинут на соискание Государственной премии РСФСР. Беспрецедентный случай! Дипломный спектакль студентов-выпускников был выдвинут на такую высокую награду. По каким-то причинам этот торжественный акт не состоялся. Но это было потом. А пока предстояла совместная учеба будущих актеров и режиссеров. Курс был поистине интернациональный. В режиссерской группе учились студенты из Кипра, Алжира, Монголии, Сьерра Леоны, Узбекистана и, разумеется, из разных городов России.
Андрей Александрович часто повторял: "Надо влить в "Московские меха" провинциальную первозданность и свежесть". Возможно, по этой причине во втором семестре первого курса он предложил взять для этюдов рассказы авторов-"деревенщиков": Ф. Абрамова, В. Белова, В. Шукшина, В. Распутина, А. Вампилова, В. Быкова, В. Астафьева, а на втором курсе этюды по нескольким рассказам переросли в инсценировки. Многие студенты курса А. А. Гончарова в настоящее время стали известными мастерами сцены, драматургами, талантливы- Стр6 ми администраторами, педагогами. Все их достижения были как бы запрограммированы учителем еще в процессе обучения. Он разгадал индивидуальность каждого, помог развиться таланту учеников, помог стать им художниками и интересными людьми. Многие из них так или иначе после учебы сталкивались в своем творчестве с Андреем Александровичем, получали его поддержку, советы. И. Костолевский, А. Фатюшин, Л. Иванилова, Л. Кор-шакова работали в театре под руководством А. А. Гончарова, С. Яшин, В. Боголепов и В. Тарасенко были педагогами на кафедре режиссуры, которой он руководил почти двадцать лет, а затем С. Яшин и В. Боголепов стали руководителями театров. Многих из наших сокурсников сейчас уже нет в живых. Трагически погиб Александр Соловьев — прекрасный артист и человек. После окончания актерского курса он, как и И. Костолевский, А. Фатюшин, Л. Иванилова, Л. Коршакова, был оставлен А. А. Гончаровым в Театре им. Вл. Маяковского. Правда, вскоре он перешел в Центральный детский. Здесь начал работать режиссером-постановщиком С. Яшин, и многие роли в этом театре А. Соловьев делал под его руководством. В этих ролях оттачивалось мастерство Саши. Он мужал и креп как человек и как художник. Жаль, что вскоре он совсем ушел из театра в кино. В фильмах у него были удачи, полуудачи, провалы, очень хорошие роли и блестящие работы. Например, Самозванец в фильме С. Ф. Бондарчука "Борис Годунов". К удаче можно отнести и самостоятельно поставленный им фильм "По Таганке ходят танки". Саша готовился к работе над новой картиной "Фальшивомонетчик".
Как-то совершенно внезапно, тихо и незаметно ушел из жизни Володя Тарасенко — замечательный, ищущий, талантливый человек, поэт-педагог. Тонкий, ироничный, дотошно честный. Он пошел в педагогику осознано. Ему нравилось работать с молодежью, и за несколько лет он стал уже доцентом ГИТИСа. У Володи проявился педагогический дар еще в годы учебы. Недаром Гончаров привлекал его к работе в курсовых и дипломных спектаклях. Виден был почерк В. Тарасенко и в спектакле Театра им. Вл. Маяковского "Бег" по пьесе М. А. Булгакова, поставленном Андреем Александровичем при участии Володи. Недавно не стало Саши Фатюшина. Он был занят почти во всех спектаклях Театра им. Вл. Маяковского, поставленных его Стр.7 учителем Гончаровым. За свои заслуги в художественном творчестве он стал лауреатом Государственной премии СССР, получил почетное звание заслуженного артиста России. Ко всем даже самым незначительным ролям Фатюшин относился очень ответственно, находил "черточки", схожие со своей судьбой. Для него не было проходных ролей. Он искал "живую плоть" именно этого человека, этой роли, не спал ночами, мучился, страдал, горел и сгорел. Не стало Саши в 53 года. Рано ушла из жизни Люда Коршакова, чрезвычайно талантливая актриса, не завершившая свою пятую роль в Театре им. Вл. Маяковского. Однако эта книга посвящается не столько памяти моих сокурсников, сколько живому творчеству молодых, озорных и талантливых людей, поступивших на курс А. А. Гончарова, выдающегося художника, темпераментного профессора, которому тогда едва исполнилось 50 лет. Это был его третий самостоятельный курс. В ГИТИСе скептически шептались: "экспериментальный курс", "экспериментальный". И как мне представляется, не многие верили, что получится что-то плодотворное. Но верил Гончаров. И не только верил, а "пахал", тратился, работал до изнеможения, иногда доводил до нервного срыва студентов, но и сам нервничал, кричал, надрывался, затрачивал колоссально много времени и сил. Начинали работать в четыре часа пополудни, уходили далеко за полночь. Нужно было ехать на Трифоновку, в общежитие. Транспорт уже не ходил. Гончаров вынимал деньги, давал В. Кондратьеву (старосте), напутствовал: "Не ходите пешком, опасно, поймайте грузотакси". Но мы шли пешком, приходили всей ватагой в общежитие в два часа, а назавтра эти деньги тратили на общественный обед. Эта "адова", но радостная работа продолжалась до конца учебы.
После первого года обучения о курсе стали говорить уважительно. Залы, где показывались зачетные и экзаменационные работы, были переполнены. Приходили не только студенты ГИТИСа, но студенты других театральных вузов Москвы. Приезжали и студенты ЛГИТМиКа, Ярославского театрального училища. Несколько студентов второго курса Щепкинского и Щукинского училищ пожелали продолжить обучение на курсе Гончарова. (Андрей Александрович к концу первого года Стр.8 отчислил неуспевающих студентов, вернее, они сами ушли, не выдержав такого режима работы.) Их Андрей Александрович экзаменовал в присутствии всех студентов, а после просмотра кандидатов спрашивал мнение о них каждого своего ученика. Так он воспитывал ответственное отношение всех сокурсников к общему делу: "Коллектив должен отвечать за каждого, а каждый за коллектив". Уже к третьему курсу стало понятно, что совместное обучение актеров и режиссеров себя оправдывает. У режиссеров была своя лаборатория для работы с актерами, актеры обретали опыт работы с молодыми режиссерами. За одержимость, трудолюбие, терпеливое отношение к делу и учебе, выносливость и талант в ГИТИСе студентов курса стали называть "гладиаторами". И в самом деле, для них не было ничего невозможного для реализации той или иной, даже очень сложной, творческой задачи. Чтобы оформить, одеть, озвучить отрывок, акт из пьесы, спектакль студенты могли достать любые костюмы, станки, реквизит, звуко- и светоаппаратуру. Темнота ночей скрывала наши иногда неблаговидные поступки, необходимые для того, чтобы обеспечивать всем необходимым зачеты, экзамены и спектакли.
После спектакля "Характеры" по рассказам В. Шукшина стала понятна уникальность, феноменальность совместного обучения режиссеров и актеров. Эксперимент оправдал себя полностью. С тех пор факт совместного обучения режиссеров и актеров на одном курсе стал привычным. К слову "учить" Андрей Александрович относился отрицательно. Он говорил: "Научить нельзя, можно научиться. Нельзя вложить в вас свой жизненный и творческий опыт. Ваш "сосуд" маловат, чтобы вместить мой опыт. Можно разгадать ваши задатки, склонность к комизму, драматизму, трагизму и попытаться развить их, найти "кнопки", "отмычки1', чтобы развить в вас и другие краски, присущие вашей индивидуальности, отыскать те качества, которые вложили в вас природа и родители, попытаться расширить диапазон вашей человеческой и артистической заразительности. Без жесткой внутренней самодисциплины вам не достичь в будущем хороших художественных результатов. Стр.9 Профессию артиста и режиссера определяют образное мышление, дисциплина и школа, то есть владение обязательным минимумом. Незнание профессиональных основ сложнейшего режиссерского дела порождает колоссальное количество дилетантов с дипломом в кармане. Школа — фундамент любого искусства. Творческий процесс предполагает необходимость дисциплины. В театре нередко дисциплина считается "плохим тоном". Полагаются на случайность, на счастливое виденье, наитие... В искусстве все должно быть направлено к четкой цели, а для этого творческий процесс необходимо дисциплинировать. Дисциплина в театре должна быть такой же жесткой, как и в армии". К армии А. А. Гончаров относился с большим уважением. Он не считал молодого человека мужчиной, если тот не прошел жизненную или армейскую школу. Андрей Александрович рассказывал, как сам в начале Великой Отечественной войны двадцатитрехлетним парнем пошел добровольцем на фронт, служил в кавалерии, был ранен, потом возглавлял фронтовой театр. С юмором говорил о том, как привыкал к коню, учился седлать его, падал с седла, не умея подтянуть подпругу и стремена. С уважением и благодарностью вспоминал о Наташе Качуевской — секретаре комсомольской организации ГИТИСа, которая добровольцем ушла на фронт. Она спасла Гончарова, вытащила его, раненого, после боя. Он так и называл ее любовно, по-родственному тепло — Наташа Качуевская, моя сестра милосердия. Рассказы о войне, о его поездках по стране, за границу с гастролями были лучшим примером воспитания гражданственности, любви к Родине, к своей профессии, к труду. Он не любил расхлябанности, разгильдяйства, недисциплинированности и лени, презирал позерство, зазнайство, вранье, кичливость. Нрав у Гончарова был непростой, противоречивый, крутой. Зная себе цену, он никогда не допускал мысли о самовосхвалении. Но любил говорить об удачах учеников. Хвалил постановки Виталия Черменева в своем театре, в Таллиннском театре русской драмы. Радостно и с гордостью рассказывал об успехах Глеба Дроздова, особенно, когда тот получил Государственную премию, отличал Слюсарева, который возглавил Волгоградский Стр. 10 областной драматический театр. Он по-отечески любил Трубая — главного режиссера старейшего в России Сызранского драматического театра, называл его самым талантливым из своих учеников и жалел, что тот не остался работать у него в театре. Дроздова и Трубая тоже не стало. Трубай скончался в 47, Дроздов в 60 лет, Черменев в 51 год. А. А. Гончаров был горд, когда его ученика А. Говорухо назначили главным режиссером Московского драматического театра им. А. С. Пушкина. И было чем гордиться. Первый спектакль Говорухо в должности главного "Невольницы" по пьесе А. Н. Островского был талантлив, звонок и глубок. Об этом спектакле Андрей Александрович написал в своей книге "Режиссерские тетради": "Я особенно радуюсь, когда вижу стремление к современному воплощению классики в своих учениках, как увидел это в спектакле А. Говорухо... Говорухо поставил "Невольниц" интересно. Этот первый профессиональный спектакль молодого режиссера имел свои просчеты и достоинства, был временами настырен в приемах и акцентах, слишком громок, иногда режиссеру изменяло чувство меры, но мысль, проблема, избранная постановщиком, прозвучали сильно, значимо и в согласии с Островским. Режиссер провел в спектакле тему несвободного человека, обесцвеченного, уменьшенного в масштабе рабской, хотя и богатой, сытой жизни"1. Разумеется, в назначении Говорухо главным режиссером немалую роль сыграл Гончаров. Андрей Александрович с удовольствием помогал талантливым людям. Так он помог перебраться из Ленинграда в Москву Петру Фоменко, когда у того возникли неприятности в Театре комедии им. Акимова. Андрей Александрович пригласил его старшим преподавателем кафедры режиссуры ГИТИСа. Вначале Фоменко работал с О. Я. Ремезом, затем набрал свой курс, выпустил замечательный дипломный спектакль "Борис Годунов" по трагедии А. С. Пушкина. Вскоре Гончаров пригласил его в свой театр ставить "Плоды просвещения" Л. Н. Толстого. Работая в ГИТИСе, Фоменко стал доцентом, заслуженным деятелем искусств России, народным артистом России, профессором, лауреатом Государственной премии. После смерти Андрея Александровича Петр Наумович заменил его на 1 Гончаров А. А. Режиссерские тетради. М 1980. С. 142. Стр.11 посту руководителя кафедры1. На курсе, руководимом Петром Фоменко, стал работать его ученик Сергей Женовач, которого Гончаров любовно называл "внучком". Об этом мне рассказывал сам Сергей Васильевич. Теперь Женовач стал профессором и руководителем кафедры режиссуры. Он любил своего ученика Някрошюса, хотя тот, казалось бы, отходит от его принципов. Но Гончаров полностью принял его "И дольше века длится день (Буранный полустанок)". Особенно ему нравился метафорический язык спектакля: все эти мешочки с песком, бурдюки, кожаные сбруи, домотканые, на литовский лад, коврики, одежды и т.д. Между тем, Э. Някрошюс в своих выступлениях и статьях называет А. А. Гончарова своим учителем и наставником. И это правильно. Многое, что касается трактовки русской классики, он взял у Андрея Александровича, особенно когда ищет "страдания израненной души". Учеба не есть буквальная фиксация опыта учителя, иллюстрация его идей и открытий. Ученичество — процесс многосложный. Необходимо уловить идею, дух и стержень исканий учителя и, творчески переработав, взять их на вооружение. К примеру, один из известных и талантливых учеников Гончарова, популярнейший артист И. Костолевский, работавший с Бергманом, П. Штайном, другими выдающимися режиссерами, конечно же, не буквально следует тому, чему его учили. Просто он научился учиться и у других. И это главное, что он взял у своего учителя и чему последовал: "Научить нельзя, можно научиться". Гончаров дружил с Петром Монастырским, талантливым режиссером и организатором, который почти 45 лет руководил Самарским академическим театром драмы, одним из лучших областных театров страны. У Монастырского я начинал режиссерскую работу, ставил свои более-менее удачные спектакли. Я ощущал к себе определенное внимание с его стороны. Думаю, не без вмешательства А. А. Гончарова. Я тоже старался в своем творчестве и педагогической деятельности реализовать квинтэссенцию, сердцевину, дух исканий А. А. Гончарова, дух его идей, стержень методологии. Они выражены в понятиях: "присвоить и соотнести", "человеку, о человеке, через человека", "я не актер, я — действующее лицо", 1 П. Фоменко заведовал кафедрой режиссуры РАТИ-ГИТИСа с 2002 по 2005 год. Стр. 12 "действенное использование человеческого "Я" артиста в предлагаемых обстоятельствах роли", "действенная цепочка есть партитура спектакля"... Ученичество — есть процесс постоянный, перманентный. Гончаров, например, говорил, что он учился у Н. М. Горчакова, однако своими учителями он также считал А. М. Лобанова и А. Д. Попова. Потом он учился у А. А. Васильева, А. В. Эфроса, говорил, что у Васильева следует учиться умению найти действенное слово, "препарированию" Слова. И гордился, тем что привлек его к педагогической деятельности. У А. В. Эфроса ему нравились постановки "Женитьбы" Гоголя и мольеровского "Дон Жуана". Гончаров говорил, что гоголевская "Женитьба" Эфроса — удивительный спектакль, вобравший в себя и гоголевского "Вия", и "Коляску", и "Нос", и "Невский проспект". Кроме того, в нем звучит тема бессмысленной суеты, механического и мертвого кружения жизни, выраженная сегодняшними сценическими средствами. И уроки, и репетиции Гончарова всегда были актом самосожжения, фейерверком фантазии, многокрасочным спектаклем, праздником, явлением неординарным. Он неистовствовал, кричал, сотни, тысячи раз взбегал на сцену, затем — к режиссерскому столу, бегал по залу, хохотал и довольно потирал руки, если репетиция проходила удачно. Шел замечательный процесс художественного поиска. Часто найденное таким трудом вчера, он отвергал сегодня. Когда говорили ему, что он сам утвердил эту мизансцену или действие, Гончаров недовольно отмахивался: "Это было вчера! Вчера! Сегодня перед нами репетиция ставит совсем другие задачи". Замечательная актриса из Самары Светлана Боголюбова, с которой я репетировал в театре роль Филицаты в "Правде — хорошо, а счастье лучше" А. Н. Островского, побывав на репетиции у Гончарова, сказала: "У Гончарова даже медведь заиграет в спектаклях. Так все понятно и ясно, что надо играть. Почему его артисты этого не понимают? У Гончарова Божий дар быть художественным провидцем и поводырем". Я думаю, его артисты понимали, что надо играть. Об этом говорят спектакли, поставленные А. А. Гончаровым в Театре Стр. 13 им. Вл. Маяковского. У него были свои любимые темы: "Человек и история" ("Жизнь Клима Самгина". М. Горького, "Да здравствует королева, виват!" Р. Болта), "Человек на изломе эпох", "Человек и революция" ("Бег" М. А. Булгакова, "Дума о Британке" Ю. Яновского, "Жертва века" по пьесе А. Н. Островского "Последняя жертва", "Венсеремос!" по пьесе Г. А. Боровика "Интервью в Буэнос-Айросе", "Разгром" по роману А. А. Фадеева, "Молва" А. Д. Салынского), "Человек — созидатель" ("Закон зимовки" Б. Л. Горбатова, "Мария" А. Д. Салын-ского), "Человек и совесть" ("Человек из Ламанчи" Д. Вассермана и Д. Дэриона, "Беседы с Сократом" Э. С. Радзинского, "Характеры" В. М. Шукшина). Об этих и других постановках Андрея Александровича написано множество статей, исследований, книг; сам Гончаров издал книги "Поиски выразительности в спектакле", "Режиссерские тетради". Однако нет ни одной хоть немного значительной работы о педагогической деятельности А. А. Гончарова. Эта книга — попытка сформулировать и обобщить ту программу, по которой Гончаров учил режиссеров и актеров на одном (совместном) курсе. Книга складывалась трудно, из листков, многолетних записей автора, записей уроков, бесед, лекций, высказываний, репетиций и выступлений А. А. Гончарова. Сюда вошли записи, сделанные на уроках со студентами, на занятиях со слушателями Высших режиссерских курсов, на лекциях для участников режиссерских лабораторий и, наконец, записи личных бесед с ним. Ставилась задача прагматическая — использовать опыт Гончарова в своей режиссерской и педагогической деятельности. В молодые годы мы не вполне понимаем, с кем имеем дело, с какой личностью общаемся, кто дарит нам свое драгоценное время, зажигает нас своим талантом, делится неоценимым опытом. И только с годами приходит осознание масштаба той личности, того человека, у которого ты учился. Значение этого человека велико во всем: в постановочной работе, в педагогике, в делах общественных, в руководстве театром и школой, в жизни и быту. Однако записи эти делались давно, еще в юношеские годы, поэтому они выглядят несколько наивно, может быть, даже банально. И все же мне не хотелось бы их кардинально менять, тем более фигуранты и участники этой книги сами еще были Стр. 14 наивными и едва ли могли подозревать, кем они станут в будущем, как осветит их путь то или иное явление в искусстве. Учеба в ГИТИСе не ограничивалась работой только на том курсе, где ты обучался. По разрешению художественного руководителя студенты могли участвовать в самостоятельных работах студентов других режиссерских мастерских, например у М.О. Кнебель, Ю. А. Завадского, А. А. Попова и т.д. Затем показанные работы подробно анализировались этими мастерами: так можно было получить представление о театральной эстетике других прекрасных педагогов ГИТИСа. Мне, к примеру, стало понятно, что думает о театральности и фантастическом реализме Ю. А. Завадский, понятны мысли М. О. Кнебель о тонкости и поэтичности спектакля и о роли действенного анализа пьесы. Это и есть школа, когда ты берешь самое питательное у больших и ярких мастеров режиссуры и театральной педагогики. Мне посчастливилось быть участником занятий своего и двух последующих курсов Гончарова. Кто же были педагогами на его курсе? Из каких личностей А. А. Гончаров создал тогда свой преподавательский коллектив? Народный артист России, доцент Андреев Владимир Алексеевич. В 1970 году его назначили главным режиссером Театра им. М. Н. Ермоловой. Позже он народный артист СССР, лауреат многих престижных премий, заведующий кафедрой мастерства актера ГИТИСа (РАТИ), талантливый артист и организатор театрального дела. Народный артист РСФСР Геннадий Печников, прекрасный актер, добрый и мудрый наставник молодых актеров, замечательный рассказчик, тонкий ценитель живописи и музыки. Заслуженный артист РСФСР, кандидат искусствоведения Оскар Яковлевич Ремез. Умница. Знаток литературы и современных театральных направлений и течений, теоретик и исследователь русского театра. Фантазер. Позже — доктор искусствоведения, профессор, руководитель курса, где совместно обучались драматурги, режиссеры и актеры. К сожалению, это был первый экспериментальный курс в РАТИ. Оскар Яковлевич не довел его до конца, он скончался, прожив совсем немного после своего шестидесятилетия. Стр. 15 Работала на курсе педагогом рано ушедшая из жизни воспитанница А. А. Гончарова Натэлла Хаджи-Муратовна Бритаева — человек глубоко порядочный, яркий, увлеченный своим делом. Они дополняли друг друга, помогали нам познавать жизнь, профессию, тонкости актерского и режиссерского искусства. Всех педагогов Андрей Александрович собирал по понедельникам. Подробности этих бесед нам не были известны, но после них педагоги "разводили" нас по аудиториям, театрам, где они работали, и проводили с нами занятия (репетировали этюды, позже — отрывки, инсценировки, акты, спектакли). Отрепетированные работы показывались Гончарову, он их анализировал, делал предложения. С учетом его замечаний шла последующая самостоятельная работа студентов, велись репетиции с педагогами тех отрывков, которые были рекомендованы Гончаровым для дальнейшего осмысления. Через некоторое время эти работы снова показывались руководителю курса. Гончаров их анализировал, делал замечания, отбирал лучшие — шла кропотливая работа, где искалось соответствие задуманного и реализованного. Взамен отвергнутых предлагались новые отрывки, инсценировки, этюды. Так, ежечасно, ежедневно, еженедельно, ежемесячно был непростой кропотливый труд, вплоть до зачетов и экзаменов. Каждое занятие ставило и выполняло разные задачи. Таким образом, реализовывались учебные планы и программные требования, предъявляемые в процессе обучения и воспитания к будущим актерам и режиссерам. Какими путями, способами, средствами это достигалось, и посвящены мои записки. К сожалению, это не дословная запись, это мой пересказ услышанного. Точные слова Гончарова выделены в тексте. Наша память не всегда фиксирует мелочи, какие-то проходные события, но большие вехи в жизни, в творческой и педагогической деятельности, участником которых вместе со мной был и мой учитель А. А. Гончаров, забыть нельзя. Мы не имеем права забывать людей, которые нам помогали. И таким человеком в моей жизни, который обогатил меня, сделал меня тем, кем я стал, является Андрей Александрович Гончаров. Эта книга посвящается его светлой памяти. Человека. Учителя. Поводыря. Педагога. Советчика. Художника. Стр.16 I. Введение в профессию Театральное искусство развивается в борьбе различных школ и направлений, художественных идей и методов. Успокоенность в искусстве угрожает ему смертью, деградацией, застоем. Театр имеет, в отличие от других видов искусств, свои специфические особенности. Театр — искусство коллективное. В отличие от произведений большинства искусств, спектакль создается не одним художником. Над ним работает постановочный коллектив, состоящий из актеров, художника (сценографа), композитора, представителей различных цехов. Всеми руководит режиссер-постановщик. "Сила театра в том,— писал К. С. Станиславский,—что он коллективный художник, соединяющий в одно гармоническое целое творческую работу поэтов, артистов, режиссеров, танцоров, статистов, декораторов, электромехаников, костюмеров и прочих деятелей сцены"1. В театральном искусстве нельзя выявить только одного человека-творца. Здесь работает коллектив — творческий ансамбль. И все его члены должны идти к одной цели — созданию спектакля, увлеченные общими творческими задачами, охваченные стремлением уберечь свой театр от "всякой скверны". "...Порядок, дисциплина, этика и прочее — нужны нам не только для общего строя дела, но, главным образом, для художественных целей нашего искусства и творчества"2,— говорил К.С.Станиславский. Тогда-то само собой появляются благоприятные условия для творчества, а творчество возможно только там, где создана подходящая творческая атмосфера. Атмосфера, в которой живет и работает коллектив, — основа основ любого театрального организма. 1 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1953--1959. Т. 6. С. 24. 2 Там лее. Т. 3. С. 277. Стр.17 Коллектив театра — это союз сложных характеров. Режиссер должен найти путь к объединению различных индивидуальностей во имя создания сценического произведения. Театр — искусство синтетическое. Оно органически соединяет в себе живопись, архитектуру, музыку, танец, пластику, цвет, свет, прикладное искусство, искусство актера и режиссера, и, наконец, литературу, как первооснову сценического действия. Все эти компоненты должны терять свою самостоятельность, когда создается единое целое — спектакль. Как только один из видов искусств, работающих на спектакль, начинает существовать вне единого замысла, вне ансамбля, сразу же нарушается гармония сценического произведения. Не каждый даже очень одаренный художник может работать в театре. Театр требует самоограничения, кропотливой работы по отбору различных выразительных средств во имя сверхзадачи постановки. Если композитор, художник или хореограф, увлекшись идеями автора и режиссера, смогут подчинить свое искусство замыслу будущего спектакля, признать себя одним из инструментов в оркестре, исполняющих свою партию, — - они становятся необходимы театру. Но не всегда художник или композитор могут творить для театра. Многие композиторы XIX века писали для театральных постановок (Мендельсон — - "Сон в летнюю ночь", Чайковский — "Ромео и Джульетта", Серов — - "Снегурочка"), однако их музыка не вошла в спектакли, так как обладала определенной самостоятельностью, жила вне сценического действия и могла звучать отдельно, в концертах. То же самое можно сказать и о художниках. Почти вся плеяда "передвижников" писала для театра. Есть немало эскизов кисти Поленова, Сурикова, Васнецова к различным постановкам, но не один из этих художников, кроме Васнецова, не может называться театральным. Их индивидуальность была настолько самобытной и яркой, что требовала неограниченной самостоятельности, которая не вмещалась в рамки заданности режиссерского замысла. Театр, как искусство синтетическое, имеет большое эстетическое воздействие на зрителей, вызывает у них душевное сопереживание. В театре драма, по словам В.Г.Белинского, "облекается с головы до ног в новое могущество, вступает в союз со всеми искусствами, призывает их помощь и берет у них все средства, все Стр. 18 оружия..." Музыка, живопись, пластика, слово — все это органически сочетается в театральном искусстве и придает ему необычайную действенность и выразительную силу. Театр понятен и доступен для всех слоев населения, поэтому он представляет собой одно из сильнейших средств духовного влияния на массы. Гончаров. Основной закон, на котором зиждется любой театр, независимо от его особенностей и направления, — это действие, понятое не буквально, не как физическое перемещение в пространстве, а как внутреннее движение спектакля и каждого образа. На первой странице пьесы написано: "Действующие лица". Не разговаривающие, не переживающие, а действующие лица. Вот почему режиссер должен распознать в пьесе ее действенную основу, найти на сцене зримое выражение действия. Диалоги должны возникать в результате движения характеров и конфликтов. Действие — те кирпичики, из которых складывается здание спектакля. Нельзя сыграть музыкальное произведение без партитуры, написанной нотами. Наша музыка — действие. Наша партитура — действенная цепочка, организация действия во имя "сверхзадачи". Действенный анализ — переведение предчувствия образа в сферу конкретных заданий. Наиболее сложная сторона такого анализа - - ощущение непрерывной цепи действия. Театр — это такое искусство, в котором реальная человеческая жизнь отражается в наглядном, живом, конкретном действии. Без сценического действия нет театра, нет спектакля. К. С. Станиславский учил: "На сцене нужно действовать. Действие, активность — вот на чем зиждется драматическое искусство"1. Актер — венец, царь сцены. Без актера нет театра. Все, что заложено в пьесе автором, затем осмыслено режиссером, передает зрителю действующий актер. Творчество актера, эмоциональное воздействие актерской игры — это необыкновенное могущество театра. Актерская игра владеет зрительным залом: вызывает подъем сил и воодушевление, объединяет людей в едином страстном порыве, в одном чувстве. Актерская игра может вызвать смех, радость, слезы, гнев. 1 Станиславский К. С. Собр. соч. Т. 2. С. 24. Стр. 19 Гончаров. Актер творит образ из самого себя. Сегодня нельзя быть хорошим артистом не будучи всесторонне развитым человеком. Чем богаче артист как личность, тем интереснее и разнообразнее образы, которые он создает на сцене. Каждый большой актер— это прежде всего личность, человек со своим внутренним миром, со своим взглядом на жизнь, со своими убеждениями. Многие современные актеры, такие как А. Джигарханян, М. Ульянов, О. Табаков, А. Лазарев, И. Костолевский, М. Неелова и другие, будучи незаурядными людьми, прекрасными артистами, никогда не забывают свое гражданское предназначение. Актер творит свое искусство публично. Только в театре зрители могут быть не только свидетелями, но и участниками такого необыкновенного праздника, который называется творческим процессом переживания. Приходя в театр, зритель ищет ответы на множество вопросов, которые волнуют его в жизни. И на самом деле: нет такой области человеческой деятельности, о которой не говорилось бы со сцены. Современный театральный процесс — это споры о жизни и смысле жизни. О самых животрепещущих проблемах здесь ведется большой разговор эмоционально, зримо, публично. Ю. А. Завадский назвал публичность творчества "бесценным свойством театра". Как показывает опыт, больше всего активизирует зрителя не рассказ о действии, не отчужденный показ (например, как у Брехта), а само действие, происходящее здесь, сейчас, у него на глазах. Как в идеологическом, так и в художественном плане ведущая роль в театральном искусстве принадлежит драматургии. Принимая пьесу, театр тем самым заявляет о своем интересе к данной теме, берет на себя обязательства средствами театрального искусства раскрыть идейное содержание произведения. Выбранная к постановке пьеса увлекла режиссера и его коллег-единомышленников идеей, образами, мыслями. Им уже видится особый мир, с неповторимыми людьми, с их увлечениями, заботами, привычками, страстями, и хочется воссоздать этот мир на сцене. Чем ярче и оригинальнее они видят жизнь, - Стр. 20 изображенную в пьесе, тем полнее может быть раскрыто действие в будущем спектакле. Материал для создания спектакля деятели театра черпают из самой жизни. "Подлинное творческое "Я", — говорил А. Д. Попов, — это всегда и прежде всего страстность, одухотворенность, самостоятельный взгляд на жизнь" |