Станиславский К. С. Собр. соч. Т.З. С. 205.
Стр. 64 закрывается засов. Тюремщик уходит. Вслед ему несется греческая революционная песня. Ее припев подхватывают люди, находящиеся на другой сценической площадке. Все встают, делают руки замком, изображая решетку тюрьмы, и продолжают петь. Вся тюрьма подхватывает революционную песню. Маленькая победа. Один из заключенных берет мел, подходит к стене и ставит рядом с тремя чертами еще одну, четвертую. Итак, голодовка длится четыре дня. Борьба продолжается. Гончаров. Время от времени говорят, что театру не хватает театральности. Но мне кажется, театру не хватает подлинной обнаженности чувств, исповедальное™, умения жить на сцене через конкретные вещи. Недавно в Париже я видел постановку чеховской пьесы "Дядя Ваня". На сцене -настоящий бревенчатый дом, пыхтит самовар, едят по-настоящему настоящие люди, и зритель идет в этот театр посмотреть живые, реальные вещи, реальную жизнь людей. Разговоры о конкретном в конкретных предлагаемых обстоятельствах, которые ведут подлинные, живые люди, — вот то наиболее ценное, чего не хватает нам сегодня в театре1. Поиск логики физического поведения, точное выстраивание цепочки действия в адрес событий — трудный процесс творчества. Отбор выразительных средств артиста зиждется на простом требовании — каким образом в процессе работы над ролью оставить "Я" человека, т.е. процедуру движения от "Я" к образу или от образа к "Я". Самое важное в сегодняшнем театре— сохранить свою личность в предлагаемых обстоятельствах пьесы. А для этого артист должен быть глубоким, всесторонне одаренным и воспитанным человеком: "Под воспитанностью актера я понимаю не только конгломерат внешних манер, шлифовку ловкости и красоты движений, которые могут быть выработаны тренингом и муштрой, — пишет К. С. Станиславский, — но двойную параллельно развивающуюся силу человека, результат внутренней и внешней культуры, который создает из него самобытное существо"2 (выделено мной. — М. К.).
1.Записано мной (М. К.) на уроках режиссуры проф. А. А. Гончарова в ГИТИСе в 1986 г. 2. Станиславский К. С. Речи. Статьи. Беседы. Письма. С. 41. Стр. 65 Режиссер должен заниматься изучением данных актера, выявлением его "Я", а не собственным самовыявлением. Полное использование в работе над образом человеческого "Я" артиста — это то, ради чего зритель ходит в театр. Сценическое отношение. Физическое самочувствие Когда идет процесс перевоплощения актера в образ, воображение переводит его восприятие из повседневного, бытового в плоскость творчества. Это выражается, прежде всего, в перемене отношений к объектам. Сценическое отношение зависит от внимания, воображения, наблюдательности, фантазии. К. С. Станиславский писал: "Нужно уметь перерождать объект, а за ним и самое внимание из холодного — интеллектуального, рассудочного — в теплое, согретое, чувственное. Эта терминология принята в нашем актерском жаргоне"1. Мы можем сказать, что поведение действующего лица зависит от его отношения к событию, к людям, к окружающей действительности. От того, насколько внимательно относится оно к событию, как реагирует на него своими поступками, мы определяем место этого события в его жизни. Гончаров. Чтобы достоверно сыграть спектакль, режиссер должен правильно определить взаимоотношения действующих лиц, отношения их к объекту или субъекту действия. Актерам важно сделать эти отношения своими, целесообразными, логичными, чтобы действовать как можно продуктивнее. Например, два актера репетируют сцену. Оба — молодые люди, но один из них работает над образом старика. И "младший" должен относиться к нему, как к старику. В "Вечно живых" молодой О. Ефремов прекрасно сыграл профессора Бородина, но "его играли" и актеры, исполняющие остальные роли.
"Актерам, — пишет Лобанов, — надо не только знать отношения персонажей, но и определять свои основные желания. Что это такое? Например, вы получили зарплату — покупаете продукты, платите в кассу, разговариваете со встречными, но 1 Станиславский К. С. Собр. соч. Т.2. С. 122. Стр. 66 сквозное действие — не потерять сумку с деньгами"1. Образная правда достигается отбором простейших отношений и предполагает отобранный протокол поступков. В свою очередь, она строится на основе комплекса отношений. Лобанов подчеркивает: "Все отношения надо доводить до большой четкости, до большой страстности. Я не боюсь даже перебарщивания"2. Отношение, выраженное в поступке, есть действие. У каждого автора существует свой мир людей со своеобразными поступками, мыслями, отношениями. "Существует мировоззрение художника, автора, его позиция, выраженная в обра-чах, — пишет А. А. Гончаров, — и как бы режиссер и не настаивал на ином, нежели у писателя, отношении к героям, все равно авторская позиция проявится и вступит в противоречие с режиссерским стремлением"3. Робкие шаги в выстраивании "отношений" студенты делают в первых же своих работах. Известно одно из упражнений, придуманных Станиславским: отношение к полену, как к ребенку. Константин Сергеевич советовал: "...чтобы не думать больше о полене, запеленайте вместо него ваше магическое "если бы". При этом скажите себе: если бы внутри было не полено, а живой младенец, чтобы я стал делать"*. Вымысел помогал студентам делать физические действия мотивированными, жизненными, волнующими, т.е. через "жизнь человеческого тела" они пытались ощутить "жизнь человеческой души". С усложнением предлагаемых обстоятельств усложняются и сценические отношения. Необходимо остановиться на нескольких этюдах и попытаться проследить, как выявляется человеческое отношение на сцене. Работая над этюдом "Клад" (режиссер В. Тарасенко), студенты и педагоги искали "многоплановые" отношения. Название •упода родилось не сразу. Вначале он был назван "Старый дом".
Двое рабочих (Б. Земцов, М. Карпушкин) входят в пустой дом, осматриваются — не осталось ли чего. Увидели, что потолок расписан. Один из них говорит: "Раньше строили в стиле "барокко", а теперь в стиле "барака". Ухо- 1. Лобанов А. М. Документы, статьи, воспоминания. М,, 1980. С. 143-144. 2. Там же. С. 144. 3. Гончаров А. А. Режиссерские тетради. С 135-136. 4. Станиславский К. С. Собр. соч. Т. 2. С. 400. Стр. 67 дят. В комнату входит девушка (Е. Камышанская). Рассматривает метки на дверном косяке. (Рос человек, метки все выше и выше...). Что-то вспомнила. Лезет под стол. Заходят рабочие. Один из них видит девушку под столом, наклоняется, другой спрашивает: "Ты что, Семен, нашел клад?". Просмотрев этюд, руководитель курса порекомендовал поискать и определить разные отношения людей к фактам, ибо смысл этюда в разном отношении к ценностям, которое следует начать разворачивать с экспозиции. Гончаров. В данном этюде необходимо уточнить поиск поступков и отношений девушки и рабочих в адрес события "клад". Клад у девушки — это ее детство, оставленное в этом доме. Этюд скорее всего надо назвать "Клад". Все выразительные средства — актерские и режиссерские — необходимо нацелить на реализацию этого события. Следует сделать кое-какие исправления и уточнения. Художник нередко уже в названии произведения дает образное осмысление того, что он хочет изобразить. Например, "Над вечным покоем" Левитана, "Утро чиновника, получившего крест", "Завтрак аристократа", "Вдовушка" Федотова, "Похороны крестьянина" Перова и т.д. Без точного названия иногда трудно понять, что хочет сказать художник. Можно только предположить. Следовательно, название предполагает тщательный отбор выразительных средств и главного события. Прежде чем назвать этюд или свое произведение, приходится перебрать множество метафор, сравнений, гипербол, которые бы выразили главную мысль. Таким образом, образное название этюда — первый шаг к художественной выразительности. В ходе репетиций этюд был проработан и затем показан на экзамене.
Один из участников объявляет название этюда, уходит. Сцена изображает комнату, где идет ремонт-расширение. Стол, стулья, кресло, носилки, бочки. Слышен грохот. Что-то упало. Открывается боковая дверь. Входит девушка, а в это время сверху падают кирпичи. Подбегает сторож (В. Лийв) и отталкивает ее в сторону. Сторож (с криком). Куда ты прешь? Не видишь, что ли? Стр. 68 Берет объявление "Здесь работает СМУ-2" и укрепляет на видном месте. Собирается уходить. Девушка. Дядя, разрешите, залезть на чердак! Сторож. Нельзя. Переборка крыши. (Уходит) Подождав, когда сторож уйдет, девушка поднимается на чердак. Входят двое рабочих. У одного в руках лом. У другого — газета. Осматривают комнату. Садятся покурить. Человек с газетой (читает). Рабочий СМУ-5 Васькин при сносе дома на улице Войкова нашел ценный клад и сдал его государству. Нашедшему выплачено 25% стоимости клада. Человек с ломом (взял газету, просматривает заметку). М-да. (Уходят.) С чердака спускается девушка, несет граммофон. Открывает его, заводит, ставит старую пластинку. Садится на кресло у стола. Открывает стол. Оттуда падают бумаги, кнопки, пенал. Она лезет за ним под стол. В это время возвращаются рабочие, подходят к столу. Девушка вылезает из-под стола, берет граммофон. Девушка. Это мой, видите: "За хорошую учебу Лене К. 1965 г." (Уходит.) Рабочий залезает под стол. Осматривает все, стучит по полу, потом идет к отверстию в стене, сует туда руку, вытаскивает бумагу, ветошь, опилки. Рабочий с газетой. Тыне Васькин! (Хохочет.) Каждый студент-режиссер должен думать о разработке сюжета этюда, его композиционном построении, о содержании и главной задаче этюда. Осмысленность поведения исполнителей в событиях жизненного порядка рождает художественную правду, которая зиждется, в свою очередь, на социальной правде. Все три правды — жизненная, художественная, социальная — способны вызвать у исполнителей и зрителей узнавание. Обратимся к этюду "Соревнование", поставленному А. Сергеевым. Заводской цех. Два станка. Идет соревнование токарей-скоростников. Стоит арбитр с секундомером. Через каждые пять минут на доске пишутся результаты, исчисляется процент выполнения. Детали — пальцы для рессор автомобиля. Срок соревнования — один час. Задержки при любых условиях входят в общее время соревнования. Стр. 69 Через некоторое время у одного рабочего ломается резец. Он спрашивает его у второго токаря, но тот отказывается помочь. Первый токарь бежит в инструменталку. Арбитр (В. Александров) идет ко второму токарю. Тот увлечен работой. Ящик с инструментом открыт. Арбитр достает оттуда запасной резец, опять кладет на место. Прибегает первый, быстро ставит резец. На доске показателей соперника— 30%, а у него только 10%. Догнать трудно, но кончить соревнование с достоинством — дело чести. Работа спорится. Вдруг горячая стружка попадает в глаз претендента на победу (до этого он снял защитные очки). Его отправляют в санчасть. Первый токарь начинает работать на двух станках. Процент выполнения он сам пишет на доске поровну, так как судья ушел проводить второго токаря в санчасть. Приходит судья, оценив результаты труда, пристально смотрит на токаря.
Этюд делался с воображаемыми предметами, звуки были записаны на фонограмму. Это затрудняло задачу исполнителей: необходимо было все движения, все действия воспроизводить с точностью, со всеми подробностями, относиться к обычным предметам как к настоящим токарным станкам, резцу, рабочей тумбочке, доске показателей и т.д. Разбирая этюд, педагог курса указал на то, что исполнители по отношению друг к другу неинициативны, пассивно воспринимают события. В этюде не была найдена нужная "кнопка" актерской возбудимости, не точно оценивался факт попадания горячей стружки в глаз: для отстающего токаря вначале необходимо сосредоточиться на задаче "я догоню тебя, товарищ дорогой", но затем, видя серьезность положения соперника, принять решение работать на двух станках. Наступает переоценка ценностей. Для усиления события возможно было использовать прием импровизации, нужна также огромная вера в силу вымысла и не банальное отношение к деталям и приспособлениям, помогающим выявить суть происходящего на сцене. Отношение придает действию эмоциональную окраску. Гончаров. Качество эмоционального и физического действий, осуществляемых актером, зависит от отношения исполнителя к предлагаемым обстоятельствам пьесы. К одному и тому же факту различные персонажи относятся неоднозначно. Для одного событие может показаться Стр. 70 незначительным, не заслуживающим внимания, а другого это же событие ставит на грань жизни и смерти. От важности события на жизненном пути зависит отношение героя к данному событию и интенсивность его действий. Следовательно, цепь всевозможных событий — это смена различных отношений (глубоких, мелких, случайных и пр.). Смена отношений создает путь, по которому движется сценическое действие, обретающее эмоциональную окраску, т.е. такое, в котором выражается характер действующего лица и индивидуальность артиста. Следующим важным моментом характеристики действия является физическое самочувствие. В репетиционной работе различают репетиционное, рабочее самочувствие, творческое, физическое самочувствие, психофизическое самочувствие, синтетическое самочувствие. Репетиционное творческое самочувствие — это понятие, обусловливающее возможность любой творческой работы. Оно свидетельствует о наличии у актера и режиссера активного, сосредоточенного внимания, без которого немыслима серьезная работа. Для создания творческого самочувствия необходима соответствующая благоприятная обстановка. "Если по тем или другим причинам репетиция оказалась непродуктивной, — говорил К. С. Станиславский, — те, кто помешал работе, вредят общей основной цели. Творить можно только в соответственной необходимой обстановке, и тот, кто мешает ее созданию, совершает преступление перед искусством и обществом, которому мы слу- жим Гончаров. Творческое самочувствие связано с вопросами дисциплины и самодисциплины актера в театре. Хочется привести примеры творческого самочувствия как фактора самодисциплины и одновременно фактора, помогающего созданию верного физического самочувствия. М. И. Бабанова в спектакле "Таня", поставленном моим учителем А. М. Лобановым, как бы не успевала подготовиться к своему выходу. Каждый раз она торопила костюмера, раздражалась, что якобы не та кофточка, не те носки и еще что-то не то. И так бывало непременно на каждом 1. Станиславский К. С. Собр. соч. Т. 3. С. 264-265. Стр. 71 спектакле. Что это? Халатность? Нет. Бабанова очень ответственно относилась к своему мастерству. Оказывается, Таня появляется впервые на сцене после того, как она побывала на прогулке в Сокольниках, заблудилась там, а потом очень спешила к Герману. И то, что Бабанова опаздывала, меняя каждый раз какие-то детали костюма, — это был внешний прием накопления определенного физического самочувствия, чтобы ей в этом запале выбегать на сцену. Во втором акте, когда у Тани умирает сын, когда у нее уже совсем другой строй мыслей, Бабанова никогда не опаздывала. Наоборот, она приходила за кулисы минут за пять до начала акта и все повторяла: "Почему тянут с началом?". Такие чисто внешние приемы она использовала довольно часто. Физическое самочувствие — - важнейшая и выразительнейшая краска в палитре артиста, ибо "настоящее творчество актера, нахождение образа возможно только тогда, если актер посылает верную мысль тем нервам в своем существе, которые в действительности вибрируют при данном физическом состоянии..."1. Горе огца, потерявшего сына,— это глубоко эмоциональное ощущение. Мы встречаемся с ним и на сцене. В пьесе "Фронт" А. Корнейчука Горлов теряет сына Сергея. А. Дикий играл эту сцену так, что буквально "мурашки" бегали по спине. Было видно, что человеку зябко (он выходил в накинутой на плечи шинели). Но чувствовалось, что ему зябко не от холода, а от горя. Дикий нашел такое физическое самочувствие, которое лишило эту сцену общего штампа "горе отца". Нельзя говорить о физическом самочувствии без осознания "второго плана" или создания "внутреннего монолога". Поиски физического самочувствия неразрывно связаны и с раскрытием сценической атмосферы. Это лишний раз свидетельствует о том, что в творческом процессе нельзя начисто изолировать ни один из слагающих его элементов. Ярким примером точно найденного физического самочувствия может быть роль Егора Булычева (постановка Б. Е. Захавы), исполнителю которой надо было найти особенность поведения 1 Немирович-Данченко В. И. Избранные письма // Театральное наследие. Т. 1. М., 1954. С. 245. Стр. 72 человека, испытывающего постоянную боль в печени. Чтобы построить физическую линию роли, определить ее "физический путь", необходимо углубиться в жизненный путь самого актёра, гак как именно из его личных переживаний, его эмоциональных накоплений рождается образ, созданный автором, т.е. происходит "отыскивание в индивидуальности актера тех чувств, мыслей, образов, картин, которые подсказываются автором пьесы"1.. Качество, глубина физического самочувствия связаны с событием и его оценкой со стороны актера. Событие не только изменяет направление действия, но, как правило, влияет и на физическое самочувствие. Необходимо верить в реальность всех совершающихся в пьесе событий и к каждому новому событию искать свое отношение, свою субъективную оценку. В классической литературе немало примеров, где показано физическое самочувствие героя в экстремальных условиях жизни (Раскольников после убийства старухи-процентщицы в "Преступлении и наказании" Достоевского; Прохор после отравления Вассой Железновой мужа в пьесе "Васса Железнова" Горького; чиновники после отъезда Хлестакова и прочтения его письма почтмейстером в пьесе "Ревизор" Гоголя; Никита после убийства ребенка во "Власти тьмы" Толстого и т.д.). У каждого человека формируются свои представления о жизни. Искусство вторично по отношению к окружающему миру, но оно отражает его законы и закономерности. Иногда сценическое поведение и связанные с ним ощущения могут быть ярче, чем в жизни. Это потому, что артист отобрал из жизни во имя образа самое яркое, самое запоминающееся, самое значительное. Гончаров. Развить возможности артиста, организовать его внимание, направить и выстроить его отношение в адрес жизненного факта— вот задача нашего искусства. Аккумуляция, впитывание, вбирание жизненных явлений через актерское "Я" и выплеск этого на сцене — есть предмет искусства актера. Наше искусство предполагает мышление образами. Ранимость предлагаемыми обстоятельствами, неповторимое восприятие и передача окружающего мира — есть процесс 1. Немирович-Данченко В. И. Избранные письма. Т.1. С. 244. Стр. 73 творческий. В каждый новый день искусство предполагает быть выразительнее, чем раньше; вчерашняя образность неизбежно теряет свою способность быть выразителем идей и жизненных интересов на сцене. Поиск дополнительных возможностей образной выразительности диктуется самим временем. В театр люди приходят с надеждой увидеть новое. И театр обязан удовлетворить эту потребность аудитории. Мироощущение зрителя и театра-творца должны совпадать и пронизывать искусство каждого из художников сотворцов: актера, режиссера, композитора, сценографа и т.д. Однако, продолжает свою мысль Андрей Александрович, эстетика творчества театра должна быть выше, чем эстетика зрителя, пришедшего посмотреть спектакль. Искусство театра должно повести зрителей по многосложным лабиринтам художественного вымысла. Технология проникновения в жизнь человеческого духа сейчас другая, на другой глубине правды человеческого духа, нежели в 40-е, 60-е, 70-е, 80-е годы. Гончаров. Когда смотришь фильмы 40-х годов, где снимались лучшие актеры того времени— Хмелев, Москвин, Тарханов, видишь театральность, порой искусственность и изысканную приторность в манере подачи материала. Сейчас другая эпоха, требующая других форм выразительности, другого отбора человеческого "Я" актера во имя образа. Сознательный подход к активизации подсознания человека-артиста — главный принцип театрального искусства сегодняшнего дня. Если спектакль "опрокинут" актерами в "сегодня" зрительного зала, если вопросы жизни, затрагивающиеся в пьесе, живут в реальном мире, то произведение интересно и театру и зрителю. Режиссер должен увидеть те вопросы, которыми человек живет и интересуется сегодня. Эстетика актерской игры должна подняться до уровня проводника этих идей. Если зритель не получит определенное количество новой художественной информации в театре, то он спектакль смотреть не будет. Зритель — сотворец, он хочет вместе с театром участвовать в процессе создания ответов на вопросы, размышлять по поводу проблем, поставленных театром, вместе с актером-творцом. Стр. 74 На курсе работа по поиску физического самочувствия начиналась с самых простых упражнений, где физическое чувство находилось на элементарном уровне. Упражнения предполагали воспоминание случаев голода, жажды, жары, холода и т.д. Однако при показе упражнений выяснялось, что студенты плохо помнят эти чувства. Надо было проводить тренировочные уроки, тратить не один час на то, чтобы возбудить в студенте его дремлющие воспоминания, точные физические ощущения. Студентка В. Яцкина показала упражнение "Я голодна". Поздний вечер. Студентка возвращается домой после целого дня занятий. Утром плохо поела и в обед тоже не успела. Дома никого нет. Открывает дверь своим ключом. Не раздеваясь, заходит на кухню, берет черствый кусок хлеба, ест. Открывает несколько кастрюль, в одной находит вчерашний суп, ставит на газовую плиту, зажигает газ. Из ящика стола берет ложку, открыв кастрюлю, помешивает суп, потом пробует. Суп оказался очень вкусным. Так и ест не согревшийся еще суп. Снимает с конфорки пустую горячую кастрюлю. При показе этого упражнения было обнаружено множество ошибок. Студентка жадно ела от начала до конца, между тем, как это бывает в жизни, по мере утоления голода ритм приема пищи меняется. Постепенно просыпается вкусовое ощущение, парализованное голодом. И если вначале человек "хватает", что попадется, то по мере насыщения он начинает приглядываться к еде, чувствует ее запах. У него возникает потребность в воде (чае или компоте). Об этом было сказано студентке-исполнителю. Замечания педагогов были учтены, и на зачете этюд вызвал одобрение. Постепенно, из урока в урок, задачи по поиску физического самочувствия все более усложнялись, увеличивалось количество исполнителей, давалось, хоть и незамысловатое, событие. Этюд "Помощник" (режиссер В. Боголепов). Три перевернутых стула. К ним с тыльной стороны прибита рейка. Висят часы. Под ними объявление: "Завтра спектакль "Разгром" (он был поставлен А. А. Гончаровым в Учебном театре ГИТИСа). Ночь. На сцене двое. Один (В. Боголепов), опершись на рейку, спит. Другой — он иностранец (Бирвагин) — что-то забивает, со стуком падают клещи. Проснувшись от шума, первый дает другому Стр. 75 задание — отмечает, как пилить нужную рейку. Но напарник портит материал. Приходится "старшему" пилить самому. Наконец, нужная рейка отпилена, но ее теперь надо прибить. — Иди, бей, — говорит "старший" напарнику. Тот не понимает, спрашивает на своем языке (монгольском), что надо делать. Приходится показать, объяснить жестами: "Бей по гвоздю, а я подержу рейку". Напарник робко бьет. "Сильнее", — подгоняет "старший". Напарник бьет изо всех сил и ударяет товарища по пальцу. Страшная боль, палец горит. В рот, в рот надо засунуть! Ага, полегчало! Напарник растерян, ему жаль друга. Хочет пожалеть, помочь, но не знает как. Уходит. Приносит бинт, помогает забинтовать руку. Угощает хлебом. Напарник берет чертеж, изучает его и начинает работать. К нему подходит пострадавший. Опять вместе: вместе работается лучше, веселее и боль проходит. В этом этюде были поставлены вопросы формы, общения, взаимодействия, создания внутреннего монолога. Использованные здесь внешние раздражители были связаны с внутренним физическим самочувствием (бессонная ночь, вызванная потребностью закончить все приготовления — завтра премьера, а работа еще не доделана; очень хочется спать, идет борьба со сном; при физической работе организм требует подкрепления, хочется есть, но еды нет— ночь; надо вздремнуть, поэтому работа поручается неумелому помощнику). Предлагая то или иное упражнение, А. А. Гончаров говорил, что если актер правдиво, искренне и пластично управляет своим телом, если владеет физическим самочувствием, он подходит к преддверию чувств героя. Хочется привести еще один этюд на физическое самочувствие, сделанный на нашем курсе. В нем затрагиваются сложные человеческие чувства, ассоциации и мысли. Этюд назывался "Четвертыйраунд" и был подготовлен А. Фатюшиным. Тахта, покрытая пледом, у двери стул. На нем висит скакалка. В комнату входит хмурый молодой человек, он в спортивной форме (А. Фатюшин). Бросает на тахту боксерские перчатки. Раздевается, беспорядочно разбрасывает вещи. Идет к зеркалу. Рассматривает синяк под глазом, опухшую щеку. В зеркале видит отражение девушки Стр. 76 которая неслышно вошла и остановилась у двери. Парень угрюмо ложится на тахту. Берет перчатки, кладет их под подбородок. Девушка (Л. Иванилова) подходит к нему. Ничего не говоря, ерошит ему волосы, ставит рядом Вань-ку-Встаньку и уходит. Парень садится на тахту. Раскачивает игрушку, прижимает рукой, но Ванька-Встанька опять встает. А он, боксер, не встал после нокаута! От обиды прикрывает куклу подушкой. Идет к столу, берет скакалку, прыгает несколько раз, отбрасывает скакалку. Идет в ванную комнату (слышно шумное фырканье). Снова входит девушка. Поднимает с пола скакалку, осматривает, начинает прыгать. Входит парень, смотрит на девушку, подходит к ней, и они начинают прыгать вместе. В этом этюде физическое самочувствие противоречивое и "многоплоскостное". Событие — поражение на ринге — соединило в себе и обиду, и физическую боль, и усталость, и унижение, и стыд. Студент, не насилуя своих чувств, через ритм, жесты, внешнее поведение и приспособления пришел к определенной психологической наполненности. Все внешние атрибуты стали своеобразным манком для вызова капризных и не всегда уловимых чувств из арсенала "Я" исполнителя. Большое значение в процессе обучения и работы режиссера имеет духовное и художественное осмысление жизненного материала, взятого для работы. Содержание упражнений и этюдов должно способствовать пониманию высоких задач театрального искусства в формировании духовно богатой личности. Об этом не раз напоминал Андрей Александрович. Воспитывая студентов, педагоги курса старались привить им активное отношение к жизни, творческий подход к самому процессу учебы. Гончаров говорил, что, усваивая технологию и методику работы с актером, режиссер сам должен пройти весь путь обучения актера. Поэтому с первых занятий педагоги воспитывали в студенте-режиссере пристальное внимание к студентам-актерам и ответственность за них. Осуществляя практическую работу над этюдами, каждый студент-режиссер должен был приготовить доклад по теории режиссуры и выступить с ним на курсе. В содержание докладов входили темы, связанные с освоением системы Станиславского, учения Немировича-Данченко, по методологии работы с актерами. Стр. 77 Действие Основное требование, без которого не может существовать театр, есть действие. На сцене нужно действовать. На активности и действии зиждется драматическое искусство. Само слово "драма" в переводе с древнегреческого означает "действие". Человек, совершающий на наших глазах это действие, называется актером, т.е. действующим, играющим. Однако действие предполагает не столько физическое перемещение в пространстве, сколько внутреннее движение образа. Нередко бывает наоборот: от усиленного внутреннего действия, в том числе активного восприятия, наступает физическая неподвижность. Движение является только одной из составных частей действия. В каждом отрезке действия можно установить следующую закономерность: I. Моменту активного восприятия, как правило, соответствует статичность, неподвижность. Если восприятию, т.е. активной работе мысли, предшествовало движение (перемещение в пространстве), то с наступлением активной мысленной работы физическое действие чаще всего прерывается, делается остановка, которая является органической частью "зоны молчания". С остановкой тела не прекращается работа мысли, а наоборот, усиливается. В это время происходит психологический "заказ", который посылается партнеру по сцене. Идет процесс поиска мотивации действия и взаимодействия. Здесь есть моменты и наступательные и оборонительные. У каждого актера, по выражению Гончарова, есть своя "шкала" возможностей, свой темперамент. Степень и силу субъективного темперамента актера, его эмоциональной возбудимости легче всего проверить в моменты восприятия. Вот почему процесс восприятия имеет такое огромное значение для всего творчества актера. С процессом восприятия, с накоплением эмоциональной энергии перед тем, как наступает момент трансформации этой энергии в действие, органически и теснейшим образом связаны "зоны молчания". 2. Второй момент действия, по мнению Андрея Александровича, чаще всего требует физического действия, движения, перемещений в пространстве и связи с различными окружающими объектами. Выбирая способ и средства действия, готовясь его Стр. 78 совершить и предвидя его возможные последствия, человек стремится подойти к объекту или отойти от него, вооружиться, убрать препятствие, стать на пути движущегося партнера, спрятаться, влезть на дерево и т.д. Однако все эти физические действия следует считать психофизическими, вызванными внутренними побуждениями человека. Подкрепляя эту мысль, А. А. Гончаров приводил цитату из К. С. Станиславского: "В каждом физическом Действии, если оно не просто механично, а оживлено изнутри, скрыто внутреннее действие, переживание "1. Цепь волевых физических действий вовсе не означает, что надо "закусить удила", не предполагает мышечного напряжения. Сила и мышечное напряжение — не одно и то же. Перемещения актера в пространстве предполагают максимальную мышечную свободу. 3. Третий момент— само воздействие на объект может требовать как активного движения, так и полной статики. Если действие не сопровождается словами, то моменты его реализации со стороны субъекта выражаются в движении, пластике, через внешние поступки, причем цепь этих поступков более выпукло, чем словесное действие, выявляет характер и темперамент человека. "Мы делаем физические действия, — пишет Станиславский, — объектом, материалом, на котором проявляем внутренние эмоции, хотения, логику, последовательность, чувство правды, веру, другие "элементы самочувствия", "Я семь". Все они развиваются на физических действиях, из которых создается линия "жизни человеческого тела" 2. Если действие выражается через слово, то движение в нем необязательно и может быть вовсе снято. Гончаров. В "Мещанах" Горького есть ночная сцена Нила и Тетерева. Нил признается в любви к Полине, не зная, что Тетерев сам любит ее. В сцене оба воздействуют друг на друга, хотя спокойно сидят, не шелохнувшись. Накал предельный — они связаны друг с другом, слушают друг друга. Процесс взаимодействия, посыл и восприятие у каждого из них идет через свою судьбу, через "второй план", через психофизическое самочувствие, логику физических действий. Здесь своя природа общения, свой характер восприятия. Внешне вроде ничего не происходит, а на деле 1. Станиславский К. С. Собр. соч. Т.4. С. 327. 2. Станиславский К. С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. С. 634. Стр. 79 рушится последняя надежда Тетерева на спасение души. Все это выражается словами. Но вот начинается пауза. Слова исчерпали свою функцию, наступает момент их оценки и "переживания" через логику физических действий. В постановке Г. А. Товстоногова этот момент выражен скупо и до слез трогательно. Нил (Лавров) сообщает о своей любви к Полине. Тетерев (Панков) повернул к нему голову, сделав жест, как бы отгоняющий муху. Провел рукой по шее, почему-то туже затянул шарф. На глаза навернулись слезы. Шутовским взмахом сбрасывает слезу. Нагнул голову. Долго сидит неподвижно. Нил уходит, но Тетерев не замечает этого. После большой паузы начинает хохотать над своим никому не нужным чувством. Таким образом, схема простейшей действенной фигуры "восприятие — подготовка к действию — действие", которая рассматривалась с точки зрения движения, в основном выглядит как статика (момент оценки) — динамика (реакция на раздражитель). Действие — это тот "строительный" материал, из которого сооружается здание спектакля. Как нельзя сыграть музыкальное произведение без музыкальной партитуры, поясняет А. А. Гончаров, так нельзя без действенной партитуры организовать действие во имя сверхзадачи. Выявление действий в пьесе есть перевод предчувствия образа в сферу конкретных сценических задач. Наиболее сложное дело— найти непрерывную цепь действия и связать ею всех действующих лиц. Всплеск своего воображения режиссер должен проверять действием, выстраивая костяк событий и поступков действующих лиц. Увидеть за словами действие, говорит Гончаров, — задача нелегкая. Это умение приходит к режиссеру с опытом. Только проработав в театре много лет, он выучивается доставать крупицы действий из материала автора и выстраивать их в логический ряд. Но воспитывать это умение надо начинать со студенческой скамьи. Действие на сцене должно быть обосновано, продуктивно, логично, целесообразно. К. С. Станиславский говорил, что "нельзя играть страсти и образы, а надо действовать под влиянием страстей и в образе". Следовательно, действие является - Стр. 80 носителем всего того, что составляет актерскую игру, ибо в действии объединяются в одно неразрывное целое мысль, чувство, воображение и физическое поведение актера — образа. Самое сложное в работе над спектаклем, по мнению А.А.Гончарова,— воспроизвести на сцене комплекс сложнейших психологических переживаний, огромное напряжение человеческой мысли в развитии, в многообразии красок и нюансов. Все это, в конечном счете, оказывается, возможно реализовать через простейшую партитуру физических действий, в цепочке человеческих поступков. "Новое, счастливое свойство приема (метода физических действий.— М. К.) в том,— писал К. С. Станиславский,— что он, вызывая через "жизнь человеческого тела" "жизнь человеческого духа" роли, заставляет артиста переживать чувствования, аналогичные с чувствованиями изображаемого им лица"1. Человеческая жизнь, говори
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|