III. Работа над литературным первоисточником и его воплощением на сиене
Второй год обучения А. А. Гончаров считал очень важным в процессе воспитания будущего режиссера. На первом курсе, как было указано выше, студенты работали над упражнениями и этюдами, придуманными ими самими, или же делали этюды на темы, которые предложил автор песни, басни, рассказа. Текст при этом импровизировался самими студентами. Теперь ученики должны были окунуться в мир произведения писателя, строго следуя тексту. Теперь перед ними открывалось чужое творчество. Автор, его пьеса или рассказ, действующие лица... Как сохранить свое "Я" при встрече с драматургом? Как актеру проникнуть в душу роли, как постичь чужую жизнь? Задача отбора из своего собственного "Я" тех качеств, которые необходимы для создания характера действующего лица, стала еще более сложной и конкретной. Работая над пьесой, анализируя драматическое произведение или инсценировку, излагая свой замысел и разрабатывая постановочный план, студенты-режиссеры постигали азбуку профессии. И начинали педагоги с того, что в практические занятия по режиссуре они включали ассистентскую работу студентов над отрывками и инсценированными рассказами, которыми занимались сами. Третий и четвертый семестры были полностью подчинены работе над драматургией инсценировки и воплощению инсценированного рассказа на сцене. Инсценирование произведений прозы или поэзии Андрей Александрович считал одним из важнейших этапов обучения режиссера, в процессе которого выявлялся и воспитывался литературный вкус, вырабатывалось умение переложить произведение иной художественной формы на сценический язык, - Стр. 111 прививалось ощущение событийной, действенной основы театрального искусства, чуткость к собственно сценическим выразительным средствам. Педагог говорил, что, осуществляя работу над сценической реализацией инсценировки, студенты должны сосредоточиться на детальном изучении рассказа и творчества автора, глубинном и подробном разборе достоинств и недостатков инсценируемого материала. Этот анализ включает в себя следующие этапы:
1. Определение темы произведения, ее актуальность для настоящего момента. Гражданская устремленность в воплощении темы. Изучение материала, помогающего раскрыть содержание рассказа (научные исследования, критические статьи, выезд на место, где происходит действие, посещение дома-музея автора, использование личных наблюдений и т.д.). 2. Определение идеи произведения. Характер мировоззрения автора. 3. Определение основных событий и взаимоотношений героев инсценировки. Выявление действия и контр действия, т.е. конфликта, реализуемого в сквозном действии. 4. Определение глубинной сущности поведения и взаимоотношений героев, занятых в событиях. 5. Поиск сценической атмосферы, в которой живут и взаимодействуют герои рассказа или повести. Ученик должен был представить в письменном виде режиссерский анализ инсценировки, изложить его и отстоять перед однокурсниками. Публичная защита давала будущему режиссеру один из важных навыков — умение заражать своим видением исполнителей и убеждать их в правильности и оригинальности своего замысла. В практической работе над инсценировками студенты во многом опирались на тот материал, который был ими собран при выполнении письменной работы. На этом этапе проводились постоянные консультации педагогов, направленные на детальную разработку той или иной сцены. Важным моментом при реализации замысла инсценируемой прозы, считал Гончаров, является распределение ролей. Он приучал студентов в процессе занятий мотивировать назначение того или иного исполнителя на роль, в зависимости
Стр112 от индивидуальных данных и психофизических возможностей каждого. А студент-актер должен был искать и отбирать краски, необходимые для исполняемой роли. Осуществляя эту работу, учащиеся проходили серьезную профессиональную подготовку: подбирали литературный, иконографический материал, развивали наблюдательность, интерес к окружающей жизни, учились использовать накопленный опыт, наблюдения и впечатления и перерабатывать в зависимости от замысла той или иной инсценировки. Гончаров. Первая серьезная встреча студентов с авторским текстом предполагает собственное понимание, сценическое прочтение пьесы или рассказа. Раскрытие идеи произведения сценическими средствами должно быть направлено на выявление действенной структуры авторского творения, на поиск органического поведения исполнителей в предлагаемых обстоятельствах и на углубление действенной основы слова. Приступая к роли, студент-актер должен вместе с режиссером определить логику физического поведения и поступков героя, а затем, поставив себя в предлагаемые обстоятельства действующего лица, сделать его поступки как бы своими, его мысли, слова, факты биографии — своими мыслями, словами, вехами жизни. В этот период можно пользоваться этюдным методом работы. С помощью этюдов идет уточнение и приближение предлагаемых обстоятельств, найденных студентами в реальной действительности, к обстоятельствам, предлагаемым автором. Материал, взятый из окружающего вас мира, отобранный в ходе репетиций, поможет органически выстроить логику поступков действующих лиц, заданных автором. Андрей Александрович призывал студентов неустанно учиться устанавливать те или иные отношения с партнером на сцене, учиться понимать природу диалогов, значение слова, пластики, внутренних монологов, верного психофизического поведения и самочувствия. Если материалом для работы в третьем семестре служили небольшие, рассчитанные на двух-трех исполнителей рассказы, наиболее понятные по своему содержанию и близкие студентам по предлагаемым обстоятельствам, то в четвертом семестре инсценировки и отрывки из пьес должны были
Стр. 113 быть более сложными по тематике и с большим числом действующих лиц. Кроме инсценировок в работу был включен акт или одноактная пьеса, объединяющая весь курс, позволяющая впервые осуществить решение массовой сцены. Кроме того, подбиралась пьеса, дававшая большой простор для этюдов и импровизации, обеспечивающих студентам переход к точному тексту. Выбор оказался в пользу пьесы А. Уэскера "Кухня". Репетиции и постановочная работа велись под руководством педагогов и самого А. А. Гончарова. Автор — основа театра Итак, новый этап в обучении студента-режиссера — встреча с "концепированным автором", т.е. с автором как концепцией, воплощением которой являются его произведения. "Концепированный автор" не только определяет идейное содержание творческой деятельности театра, но и влияет на его художественную технологию, формирует его творческий метод, содействует развитию определенных творческих навыков. Благодаря появлению в драматургии новых авторов обновляется театральный язык, изменяется образный строй театра. Великое счастье, когда театр находит подлинно художественную литературу, которая поднимает злободневные вопросы, затрагивает насущные проблемы жизни. Хорошая пьеса оказывает влияние не только на формирование режиссерского и актерского мастерства, но и — что особенно важно — формирует высокий уровень художественной культуры общества. Гончаров. Студент должен знать, что драматургия воздействует на театр, а театр, в свою очередь, воздействует на драматургию. Создается взаимовлияние, в котором ведущая роль все же принадлежит автору. Существует мировоззрение художника, автора, его позиция, выраженная в образах, и как бы режиссер ни настаивал на ином, нежели у писателя, отношении к героям, все равно авторская позиция проявит себя и вступит в противоречие с режиссерским стремлением. Нельзя в чеховских спектаклях поливать сцену слезами, но нельзя также и ставить смешную комедию
Стр. 114 на тему "человека забыли". Если "Вишневый сад" - - комедия, то очень грустная. Попытки сделать из нее сатиру, фарс или водевиль никогда не удавались и не удадутся. Словом, театр отражает действительность не непосредственно, а с помощью поэта-драматурга. В самом выборе пьесы проявляется творческая самостоятельность режиссера. Принимая пьесу к постановке, режиссер тем самым заявляет о своем творческом интересе к данной теме, берет на себя обязательство средствами театрального искусства раскрыть идейное и художественное содержание произведения. Педагоги объясняли нам, что в ходе работы над спектаклем сталкиваются два видения, два понимания заключенных в пьесе событий — режиссера и автора. Столкновение этих двух концепций либо обогащает замысел драматурга, либо — может быть и так — обнаруживает резкое расхождение между режиссерской и авторской трактовкой. Тогда режиссер должен найти в себе мужество отказаться от пьесы. Если же автор, режиссер и актер в своем понимании жизни единодушны, появляется новое произведение — спектакль, волнующий умы и сердца людей. Признавая ведущую роль литературы, А. А. Гончаров призывал студентов не ставить театр в зависимое положение, не сводить его задачу при постановке спектакля лишь к тому, чтобы воспроизвести на сцене пьесу или, как иногда говорят, "выразить драматурга". Задача театра при постановке пьесы или инсценировки, подчеркивал он, заключается в том, чтобы, опираясь на поэтический материал, воспроизвести наиболее яркие, существенные стороны человеческого бытия через "Я" человека-актера. Чтобы акцентировать эту мысль, Андрей Александрович приводил слова А. Д. Попова: "Подлинное творческое "Я" — это всегда и прежде всего страстность, одухотворенность, самостоятельный взгляд на жизнь"1. Только исходя из собственного знания живой действительности режиссер и актер могут определенным образом раскрыть пьесу, найти нужное решение. Как уже было сказано, на втором курсе для репетиции была взята пьеса А. Уэскера "Кухня", на тему которой должны были 1. Попов А. Д. Художественная целостность спектакля. С. 40. Стр. 115 делаться многочисленные этюды. "Кухня" давала возможность работать над самыми разнообразными этюдами и упражнениями на "внутренний монолог", физическое самочувствие, на память физических действий и т.д. В самом её тексте было заложено импровизационное начало. "Кухня" стала главным методологическим способом перехода от этюда к авторскому тексту.
Но сначала через этюды осуществлялось сближение с предлагаемыми обстоятельствами пьесы, местом действия, которым была кухня при заводской столовой, где вокруг плиты завязывались судьбы разных людей. В развернутых ремарках в пьесе Уэ-скера скрупулезно прописаны были обстановка действия и предлагаемые обстоятельства, что давало большие возможности для поиска сценической атмосферы. Работа началась с этюдов и упражнений на память физических действий: люди разделывают мясо, обрабатывают рыбу, просеивают муку, режут лапшу и т.д., — исполнители действуют с воображаемыми предметами. Каждый студент должен был заниматься своим делом, своей "производственной" деятельностью, предложенной автором пьесы. Так делался первый шаг к постепенному переходу от собственного "Я" студентов к "Я" персонажей, созданных А. Уэскером. К. С. Станиславский писал: "Занятые своим ближайшим физическим действием, мы не думаем и даже не ведаем о сложном внутреннем процессе анализа, который естественно и незаметно совершается внутри нас. Таким образом, новый секрет и новое свойство моего приема создания "жизни человеческого тела" роли заключается в том, что самое простое физическое действие при своем реальном воплощении на сцене заставляет артиста создавать, по его собственным побуждениям, всевозможные вымыслы воображения, предлагаемые обстоятельства, "если бы"'. Помимо жизненной, социальной правды, пьесе присуща еще и правда театральная. В поиске логики сценического поведения героев, педагоги и студенты курса стремились подчинить ее требованиям этих "трех правд": жизненной, социальной и театральной. Замысел в процессе репетиций реализовался через физическое поведение. В данной пьесе все действующие лица привязаны 1 Станиславский К. С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. С. 635. Стр. 116 к логике физического поведения — работы на кухне: потогонный труд-молотилка, который перемалывает все хорошее и плохое, делает людей придатками газовой плиты, стола для разделки мяса и рыбы; кухня — гадкое место, и люди идут туда только ради заработка, крадут, издеваются друг над другом, ругаются из-за денег, убивают, чтобы очистить себе место и устроиться на заработки, не доверяют друг другу, врут, шпионят. Кухня — перевалочный пункт, люди сюда приходят и уходят. Кухня — весь божий мир, кухня — заводы и фабрики, улицы и свой дом, кухня — конвейер, убивающий человеческие души. Но люди, пока они живы, мечтают о лучшей жизни. Поступки людей выражают естественные, субъективные, положительные или отрицательные качества личности. Через логику физического поведения открывается богатство или, наоборот, ничтожность человеческой натуры. Чем ярче и значительнее событие, тем глубже, многообразнее оно воздействует на персонаж. Найти, обнаружить события в пьесе, выявить реакцию героев на них и выстроить цепочку физических действий "в адрес" этих событий — есть основополагающая задача режиссера и актеров. Гончаров. Одни мечтают о деньгах, другие — выспаться, третьи— о дружбе и солидарности. За хорошую мечту здесь дают премии: стакан кофе, блюдце салата, порцию мяса. "Зерно" будущего спектакля — мечта. Сверхзадача — каждому человеку надо защитить свой мир от постылой кухни. Итак, весь мир — кухня. Эту кухню надо уничтожить. Атмосфера— жарко, душно, липко, потно, шумно, омерзительно нечистоплотно. Темпо-ритм — работа молотилки, бездушного конвейера, уродующего людей. Здесь — люди без лица, они разобщены. Поэтому им непонятна любовь, которой окрылен центральный персонаж— Питер. Главное в Питере — любовь. Это качество в кухне необычно, т. к. чувства тупеют, перемалываются вместе с мясом, вывариваются вместе с рыбой. Сохранить чистоту чувства — подвиг. Полюбить здесь может только сильный человек. Любовь — это восстание, бунт. Бунт Питера— главное событие пьесы и будущего спектакля. Этот бунт нарушил ритм "кухни", нарушил атмосферу затхлости и духоты. "Кухня" — образ будущего спектакля. Стр. 117 А. А. Гончаровым был найден и определен событийный ряд пьесы, разработаны поступки героев и цепочка физических действий, вызванных теми или иными фактами. Предлагаемое обстоятельство, сложившееся "за сценой", было определено как "вчерашняя драка", первое событие — как "начало рабочего дня". Гончаров. Важным моментом работы режиссера с актером над ролью является акт восприятия: как человек видит, слышит, оценивает. Интерес к тому или иному действенному факту развивает выразительные грани человеческого "Я" артиста. Чем точнее и объективнее даны автором события в пьесе, тем интереснее должна стать техника актерской игры, которая в процессе учебы подвергается корректированию. Ибо актер, который удовлетворял нас вчера, уже не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Настоящий актер должен все более детально и тонко строить логику физического поведения героя применительно к событиям, данным автором. В жизни люди по-разному воспринимают одно и то же событие: один улыбается, второй сделал вид, что не слышит, третий серьезен. Следовательно, и логика физического поведения, и поступки каждого человека "в адрес" событий бывают различными. Текст пьесы, который дан автором в первой сцене, расшифровывался и вскрывался режиссером так. Раннее утро. На кухню завозятся продукты. Их разгружает сторож Меджи. Цепочку действий Меджи составил сам автор. За ним на кухню приходит Энн. Меджи помогает ей поставить котел с картошкой на газовую плиту. Идет текст о том, как хочется спать и как не хочется работать, а люди таскают бочки, мешки с продуктами, выгружают провизию. Через физические действия мы видим—люди начали рабочий день. Осуществляется поиск канвы поведения, скрытой за словами, расшифровывается цепочка действия. В начале рабочего дня люди испытывают отвращение к труду, ежедневному, изнурительному и неотвратимому. Все мешает: плохо растапливаемая газовая плита, дым, который лезет в глаза, тускло светящаяся лампа, на улице — туман, а на кухне жара и едкий пар. Сторож Меджи все делает словно в полусне. Но он должен помогать. Энн его за это кормит. Стр. 118 Чтобы "пробиться" к чувствам героев, необходимо было найти физические действия, сходные с действиями персонажей. Герои пьесы — обыватели, озабоченные личным благополучием и сиюминутными заботами. Всем хочется узнать о вчерашней драке. Об этом знает Меджи, но бесплатно здесь ничего не делается, значит, свой рассказ о происшедшем он может продать. Меджи приносит свою кружку, ставит перед Энн, та наливает в нее кофе. В обмен на кофе Меджи рассказывает о подробностях вчерашней драки, свидетелем которой он был. Энн обожает драки. Значит, ее действие — выкупить (выудить) подробности. Действие Питера—оправдать себя в том, что не разнял драку. Действие Реймонда — уклониться от разговоров. Действие Поля — объединить силы против "кухни". Действие Альфреда — обособиться. Гончаров говорил, что герои пьесы "социально разорваны" друг с другом. В этом и причина драки — нет солидарности, люди разобщены. Сквозное действие пьесы выражено через сквозное действие Поля — примирить людей, объединиться и восстать против "кухонного" мира. Сквозное действие Меджи — поесть и поспать. Кухня из него высосала все. Он живет, как собака, в конуре. Меджи — тень человека, засыпает и спит на ходу. Ходит медленно. Нет зубов, шамкает. Сквозное действие Энн — подыскать кавалера. Кухня в ней развила самолюбие и низменные желания. Она — "сексуально озабоченная" особа, спит и видит знаменитых артистов, обклеила свою спальню и рабочее место портретами Марлона Брандо, Марчелло Мастрояни, Алена Делона и т.д. Тайно любит Питера. При анализе было определено, что Питер восстал из-за любви к Монике. Его физическое самочувствие отличается от состояния других работников кухни. Если для всех утро — начало "нужной" работы, ежедневного стереотипного существования, для Питера каждое утро — новые надежды: "сегодня обязательно сбудется моя мечта". Для всех утро— дождь, слякоть, туман, утомительная работа. На Питера холод, туман, дождь действуют бодряще. Второе событие было определено как "проигрыватель" (оно начинается с появления Димитроса). Третье событие — "начальство" (приход Маранго-хозяина). Стр. 119 Четвертое событие — "новичок" (приход нового работника Кивина). Пятое событие — "открытие ресторана". Шестое событие — "подготовка рабочих мест" (условно). Седьмое событие — - "завтрак обслуживающего персонала" (приход группы официанток). Восьмое событие — "Ганс ошпарился кипятком". Между седьмым и восьмым событием есть предлагаемое обстоятельство: отказ Питера от свидания с Моникой (это вчерашнее событие). Девятое событие — "перекур". Десятое событие— "конвейер", или "запарка" (начало работы мужчин). Одиннадцатое событие — "перерыв на обед", или "мечты" и премия за "мечту". "Перерыв на обед" — это отдых на несколько минут. Все расстегиваются, борются с жарой, дают доступ воздуху, стремятся меньше двигаться. Надо найти точное физическое самочувствие измочаленных работой людей и атмосферу события. Двенадцатое событие — - "примирение Питера с Моникой". Четырнадцатое событие — "начало вечерней смены". Пятнадцатое событие — "обморок". Шестнадцатое событие — "заказ для Маранго" (бойкот). Семнадцатое событие — "бунт Питера". Это и есть главное событие. После разбора пьесы по событиям и действиям, после самых первых этюдов на профессиональные навыки, после определения идейно-тематических координат А. А. Гончаров предложил задание: на кухнях Москвы серьезно изучить работу поваров и через три-четыре недели показать точные этюды на проф. навыки и физическое самочувствие. Трудность заключалась в том, что все этюды должны были исполняться с воображаемыми предметами. При первом показе эскизов к этюдам было много ошибок: не давались привычки, поведение, профессиональное умение работников кухни, походка, жесты. Главная же неточность заключалась в том, что студенты изображали работу по принципу "шаляй-валяй". Андрей Александрович отметил, что так трудиться в Стр. 120 уэскеровской "Кухне" нельзя: за такой труд сразу выставят за дверь. Труд в "Кухне" Уэскера адский. Да и везде, если повнимательнее приглядеться, труд повара — нелегкий. Каждый должен был придумать и отобрать те действия, которые формулируют мысль о "кухне" как жестоком мире. Отбор, осуществляемый во имя замысла спектакля, предполагал, что студент отыщет самые трудные и интересные действия. Вот почему в работе над пьесой требовалась точность и тщательность физических действий: разделка мяса и рыбы, просеивание муки, изготовление салатов и закусок и т.д. Уже выверенные, отшлифованные действия студентов соединились с поступками героев Уэскера. Гончаров. Отобранные из собственного "Я" "краски" во имя главной темы образа — вот что есть самое интересное в сегодняшнем театре. Недаром К. С. Станиславский говорил, что если актер постоянно упражняет себя в этой работе, то он познает почти все человеческие действия со стороны их составных частей, их последовательности и логики. Эта работа должна быть ежедневной, постоянной, как вокализы для певца, как экзерсисы таЕщовщицы. Благодаря систематическим упражнениям в физических действиях вы можете по этой линии сыграть почти без репетиции любую роль. С каждым показом усложнялись предлагаемые обстоятельства этюдов, ставилось множество препятствий. Преодолевая их, студенты ощущали правдоподобие чувств в обстоятельствах автора. В то же время создавалась узнаваемость жизненных явлений сегодняшнего дня. Вот некоторые из тех этюдов и упражнений, которые были приняты А. А. Гончаровым. "Рыбный повар" (с воображаемыми предметами работал А. Фатюшин). Входит молодой человек, раздевается до майки. Вешает одежду в свой шкафчик, надевает белую куртку, фартук, поварской колпак. Берет висящий над столом набор ножей, кладет на стол. Снимает со стены разделочную доску, протирает тряпкой, кладет на стол. Выносит из кладовки большую кастрюлю, накрытую тряпкой, ставит под стол, наливает ведро воды, подносит к столу. Снимает тряпку с кастрюли, вынимает рыбу, начинает Стр. 121 обрабатывать. Левой рукой берется за рыбий хвост, правой ножом начинает чистить чешую. Работает быстро, уверенно, чешуя летит во все стороны, липнет на одежду, попадает на лицо. Повар тыльной стороной руки снимает чешуйки с лица, протирает его полотенцем, висящим на поясе, берет нож, продолжает работать дальше. Чешуйка попадает в глаз. Повар вытаскивает из кармана брюк платок, удаляет чешуйку. Подойдя к столу, берет резиновые перчатки, надевает их, начинает вынимать рыбьи внутренности. Особенно тщательно и со вниманием обрабатывает головную часть: вырезает жабры, промывает гортань, места вырезанных жабр промывает несколько раз (оказывается, там застревает песок; жабры — фильтр, очищающий воду, которая, пройдя через них, оставляет пузырьки кислорода для дыхания рыбы). Затем просаливает рыбу крупной солью, обсыпает крупчатой мукой или манной крупой. Рыба готова. Можно начинать жарить. Повар зажигает газовую плиту, ставит на нее сковородку. Наливает в сковородку растительное масло. Пока греется сковорода, повар нарезает рыбу на куски. "Разделка и приготовление мясных блюд" (работу на закрепление памяти физических действий провел М. Карпушкин). Утро. На кухню входит хорошо одетый мужчина. Обходит несколько разделочных столов. Подходит к своему шкафу, снимает плащ, куртку, рубашку, вешает на плечики. Снимает с крючка белую куртку, надевает, завязывает передник, готовит рабочее место, изучает сегодняшнее меню. Открывает большой холодильник, снимает тушку барана. Разрезав тушку пополам, вешает одну половинку, вторую кладет на разделочный стол, начинает рубить на большие куски и разделывает их ножом. Отделяет кости. Нож оказался тупым. Повар чертыхнулся, стал точить на электроточилке. Ополоснув нож водой, подходит к своему столу, протирает разделочную доску тряпкой, начинает резать мясо то на мелкие куски (гуляш), то на более крупные (тушить). Приготовив мясо, приносит весы и гири, начинает взвешивать по порциям (75 грамм). Все готово, чтобы начинать жарить мясо. Повар берет сковородку, ополаскивает ее горячей водой, ставит на огонь, кладет жир. Жир расплавился. На сковородку кладет куски мяса, обсыпает их перцем. Через некоторое время переворачивает мясо, потом кладет мелко нарезанный Стр. 122 репчатый лук, наливает несколько ложек горячей воды, чтобы мясо размягчилось. Через некоторое время подсыпает специи: укроп, петрушку. Тушеное мясо готовит по-другому: мясо посыпает солью, перцем, кладет на противень с горячим жиром (слой жира 1-1,5 мм) и обжаривает на сильном огне до образования корочки (мясо укладывается с интервалом не менее 0,5 см, чтобы жир не охлаждался). После обжаривания на плите мясо дожаривается в духовке (каждые 10 минут мясо поливают жиром). Готовое мясо повар кладет на тарелки и быстро несет на раздачу. Одному из студентов (И. Костолевскому) для роли необходимо было изучить процесс приготовления мучных изделий, начиная с просеивания муки до выпечки булочек, батонов, плюшек. Ему пришлось побывать на одном из московских хлебокомбинатов, договориться о прохождении практики. Однако выяснилось, что в цехе весь процесс механизирован, вручную уже ничего не делается. Пришлось искать место, где весь процесс совершается вручную. На одной фабрике-кухне студенту, наконец, удалось найти то, что было необходимо для роли. Здесь работали два мастера и все делали вручную: просеивали муку через сито, заводили и месили тесто, резали на кусочки, формовали (как известно, разные виды плюшек и рогаликов), смазывали противень оливковым маслом, раскладывали изделия, оставляя зазор между ними, ставили в духовку противень. Когда выпечка была готова, смазывали ее сверху маслом. Результаты наблюдений и приобретенных навыков вылились в упражнения и этюды, которые показывались по мере их необходимости в процессе работы над спектаклем. Подобные этюды на воспроизведение профессиональных навыков заставляли студентов задуматься над тем, из каких звеньев состоит работа, что составляет ее специфику и какие основные особенности данной профессии можно отобрать и использовать в работе над ролью. Особенно трудно было девушкам, которые исполняли роли официанток (С. Акимова, Л. Коршакова, Е. Камышанская, А. Бабичева, О. Бекеш). По пьесе официантки начинали работу во время обеденного перерыва на заводе, когда был очень большой поток посетителей. Поэтому они работали, как заводные, без остановок. Конвейер посетителей делал официанток машинами: Стр. 123 пришли, поставили, ушли. И так несколько десятков раз. Односложная работа, изо дня в день повторяющиеся движения отупляли людей. Так в пьесе Уэскера. В наших же ресторанах и кафе в 70 — 80-е годы официантки работали менее интенсивно, они не особенно спешили обслужить посетителей. Когда девушки-студентки показывали наброски своих наблюдений, было интересно смотреть, как их официантки только делали вид, что заняты делом, задыхаются от работы, а на самом деле успевают посидеть и за столиком администратора, и поскучать, и посплетничать. Все показанное было, по выражению Гончарова, любопытно, но для пьесы Уэскера не годилось. В "Кухне" некогда перемолвиться словом, люди говорят обрывками фраз, на ходу. Работа изнуряет их, они мокрые от пота, прилипли к телу кофточки и юбки. Белье не носят, очень жарко. Им некогда думать о стыде. Нет времени, да и совесть перемалывается вместе с мясом, рыбой, плюшками, компотом. Ни любить, ни ненавидеть, ни мечтать они не могут. Конвейер высосал из них все живое. Задача исполнителей была затруднена еще и тем, что этюды и упражнения делались, как уже говорилось, с воображаемыми предметами. Процесс работы озвучивался. Звуки были внимательно отобраны, давались характерные шумы, что воссоздавало обстановку, в которой происходит действие и существуют люди: газовая плита, вокруг которой работали все повара, постоянно гудела, как паровой котел, который вот-вот лопнет. Наложение разных звуков создавало шум движущегося транспортера или конвейера. Так шел поиск выразительных средств для образа кухни, символически воплощающей страшную жизнь, выжимающей из людей их силы. Гончаров. Замысел предполагает создание образной целостности. Найти эмоциональный образ, эмоциональное "зерно", сердцевину спектакля — важнейшая задача режиссера, и в данном случае "кухня" — это эмоциональная сущность, образ будущего спектакля, это обобщенный образ мира, где живут герои Уэскера. В этом смысле необходимы поиски по линии уточнения эпохи, страны, где происходит действие, времени написания этой пьесы и других произведений драматурга, проблем, которые волнуют автора и режиссера. Стр. 124 Для того чтобы осознать, пропустить через свои нервы, через свое "Я" самочувствие персонажей, следует поработать также над этюдами и на физическое самочувствие. Вместе с этюдами на профнавыки студенты показывали этюды на физическое самочувствие, в которых эмоции выражались физически, в непроизвольных реакциях на раздражители. Эти этюды дали возможность с инициативой подойти к решению осмысленного существования человекороли на сцене и явились одним из эффективных рычагов в выявлении внутренней линии жизни героев пьесы Уэскера. Овладевая природой физического самочувствия, студенты-исполнители должны были обратиться непосредственно к своей психотехнике, к своим физическим поступкам — к личностно воспринятой жизненной основе создания образа. Проявление через физическую логику действий внутреннего самочувствия людей — есть закон жизни. Таким должен быть и закон сцены. Конечно, очень важно, чтобы актер проник в духовный мир героя, воспринял его мироощущение и идеи, его думы и чаяния. Но этого мало, полагает Гончаров. Все то, что ощущает герой, актер должен пронести через свои личные физические действия, строить психофизический рисунок, затрачивая свои нервы, наделяя образ своими душевными качествами. Главное событие "Кухни" — бунт Питера — было передано через физическое ощущение крайнего напряжения и неимоверной физической силы героя и достигнуто через ловкость и четкость движений, динамичность взаимодействия с окружающими. Изо дня в день накапливалась его ненависть к кухонным делам, к низменным поступкам окружающих, сплетням, хамству. Вырваться из кухонной затхлой атмосферы можно только взорвав ее, разрушив "крепость" прогнивших отношений, нарушив нечистоплотные связи. Питер восстает пока еще неосознанно, его подвигла на бунт любовь к Монике. Подход к материалу автора и размышление по поводу событий, выстроенных как цепочка действия, — это основа актерского мастерства. Логика физического поведения служит отбору выразительных качеств своего "Я" актера, необходимых для исполнения образа. Стр. 125 Гончаров. Максимальное приближение внутреннего человеческого "Я" актера к образу — самое эффективное средство сегодняшнего театра, самый верный путь к контакту со зрителем. На этом выигрывает сейчас целое поколение артистов, глубоко, сложно, интересно живущих на сцене, затрачивающих собственное содержание в предлагаемых обстоятельствах пьесы и спектакля. Способность мыслить от имени действующего лица — есть требование к современному процессу воплощения. Особенно ярко это выражается в умении действовать в "зонах молчания". Мысленное действие можно сформулировать через произнесенный внутренний монолог, т.е. пользоваться в репетиционной работе этюдами на оглашенный поток сознания. Эти этюды вовлекут в процесс творчества все психофизическое существо исполнителя. Следует напомнить, что образный строй театра в последние годы заметно изменился. Возникает необходимость обновления театрального языка, иносказание становится интереснее и понятнее, чем непосредственно выраженная психологическая правда. Однако иносказание, метафора, гипербола должны быть предложены самим художественным текстом. Для мастера было важно, чтобы выразительные средства театра становились проводниками той темы автора, которая сегодня дорога зрительному залу. Но тема автора может прозвучать только через отбор собственно театральных средств и точную направленность темперамента режиссера и исполнителей во имя сверхзадачи произведения и спектакля. Увлеченность исполнителей сверхзадачей автора, по мнению А. А. Гончарова, есть наиболее важный момент в психологическом театре. Однако весьма трудно создать настоящий спектакль из плохой, схематичной пьесы, где слова и разговоры по поводу действия и конфликта подменяют сам конфликт и действие. Гончаров. Если драматическое произведение не обладает смысловой емкостью, если пьеса иллюстративна, решает поставленный в ней вопрос плоско, спектакль обречен на незавидное существование, он не оставит сколько-нибудь заметного следа ни в памяти зрителей, ни в творчестве коллектива, над ним работавшего. Стр. 126 Интерес к тому или иному автору у режиссера возникает в связи с наличием в пьесе современной идеи и своего собственного понимания современных требований зрительного зала. Это совпадение является определяющим в выборе любой, в том числе и классической, пьесы для постановки в театре. Гончаров. Произведение писателя-классика должно быть повернуто под таким углом зрения, который был бы интересен сегодняшнему зрителю. То есть в постижении классической пьесы, ее стиля режиссер должен идти новаторским путем, но не забывать того жизненного и философского толчка, который побудил драматурга написать данное произведение. Взяв для работы пьесу классика, режиссер не может не выявить современную тему в слове автора, а найдя, он обязан через все выразительные компоненты театра воплотить ее в единый театральный образ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|