Выготский о естественности предмета психологии
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание 1. Выготский - методолог 2. Выготский о естественности предмета психологии 3. Выготский и философия Гегеля 4. Временные характеристики саморазвития Литература Выготский - методолог
Есть целое направление в истории психологии - выготсковедение. Кроме Л.С. Выготского, в отечественной науке, пожалуй, только М.М. Бахтин удостоился чести стать предметом целого научного направления. Выготсковеды до сих пор спорят о том, кто такой Выготский. Ведь он начал свой путь в науке как искусствовед: написал дипломную работу о Гамлете, затем неопубликованную при жизни автора диссертацию "Психология искусства". Выготский занимался психологией, хотя, например Г.П. Щедровицкий считал, что Выготский, скорее, не психолог, а методолог. В последних своих работах, в последних главах "Мышления и речи" Выготский проявил себя как представитель символизма. Когнитивисты считают его одним из основателей когнитивной психологии, поскольку его работы, посвященные развитию понятий - классика исследований познавательной сферы человека. Таким образом, разброс мнений о нем очень велик. Трудно припомнить другой такой случай, когда какому-то исследователю не нашлось определенного места в сетке научной классификации. Если попытаться все-таки такое место определить, то, по-видимому, справедливо было бы назвать Л.С. Выготского, прежде всего методологом психологии, методологом исследования человека, работающим с применением психологических методик и психологического категориального аппарата. Правда, критики такой точки зрения могут возразить: ведь у Выготского нет ни одной собственно методологической работы. Ответом на такие возражения может стать высказывание самого Л.С. Выготского: "Есть два различных способа методологического оформления психологических исследований. При одном методология исследования излагается отдельно от самого исследования, при другом она пронизывает все изложение. Можно было бы назвать немало примеров того и другого. Одни животные - мягкотелые - носят свой костяк снаружи, как улитка раковину; у других скелет помещается внутри организма, образуя его внутренний остов. Второй тип организации представляется нам высшим не только для животных, но и для психологических монографий. Поэтому мы избрали именно его".
Работы Л.С. Выготского - не просто стандартные эмпирические исследования, в которых приводится набор полученных эмпирических данных, их обобщение и выводы. Для него эмпирический материал отходит на второй план, а на первый план выступают размышления по поводу этого материала. И, все-таки, следует сказать несколько слов о кажущемся отсутствии у Л.С. Выготского собственно методологических работ. Известно, что Выготский был болен туберкулезом, и эта болезнь мучила его долгие годы. В 1927 году он попадает в больницу. Врачи говорят, что ему осталось жить несколько месяцев. Несмотря на тяжелое состояние, Выготский попросил принести ему бумагу и начал писать статью, получившую название "Исторический смысл психологического кризиса". Эта работа, увидевшая свет лишь через полвека после смерти автора, и есть методологический труд, в котором Выготский излагает свое видение общепсихологической теории. Всей своей дальнейшей работой он пытался претворить в жизнь замыслы, содержавшиеся в этой статье. В "Историческом смысле психологического кризиса" Выготский раскрывается как последователь гегелевской философии, интерпретируемой с марксистских позиций. Продолжив приведенную ранее цитату, скажем: невозможно понять Л.С. Выготского, не понимая Г. Гегеля и К. Маркса. Можно сказать, что вся научная деятельность Выготского - это психологическая конкретизация идей, развивавшихся в диалектике Гегеля и в марксизме. Точно так же далее мы увидим, что нельзя понять теорию деятельности А.Н. Леонтьева, не понимая всей линии ее развития, начиная с Гегеля. Именно поэтому наш разговор посвящен не истории развития деятельностного подхода, а его методологии, лежащей в основе современной культурно-исторической парадигмы.
Л.С. Выготский говорит, что построить новую психологию можно только на принципах диалектического материализма. Принимая эту философскую основу, он интерпретирует сознание человека как реальный организм. Но этот организм не является материальным в смысле вульгарного материализма, понимавшего материю как то, что "дано нам в органах чувств". Сознание - реально, а психологическая система состоит из двух составляющих: реальной основы и духовной составляющей. Подобное образование, которое в отечественной философии получило наименование органической системы, встречается и в работах К. Маркса и в теории А.Н. Леонтьева. Да и у Г. Гегеля можно обнаружить ту же идею, если вспомнить, что абсолютный дух, по Гегелю, есть снятая природа, т.е. также содержит ту реальную составляющую, о которой мы говорим, т.е. в определенном смысле является прообразом той органической системы, о которую позже сделал предметом своего рассмотрения марксизм. Психология, которая должна быть создана, по мнению Л.С. Выготского, может иметь несколько синонимических наименований: диалектическая психология, общая психология или просто психология, поскольку новая психология, построенная на развалинах старой, пребывающей в кризисе, может быть только диалектической психологией. Очень важно, что Выготский не пытался скроить новую психологию из двух-трех цитат классиков. Главное для него: психология должна быть построена на методологии марксизма. Психология должна быть построена на базе того метода, используя который К. Маркс создал свой "Капитал". выготский психология философия гегель Выготский о естественности предмета психологии
А.А. Пузырей в своей книге неожиданно для всех заявил, что теория Выготского - это неестественная теория, неестественнонаучная психология. Вывод этот сделан на основании того, что в теории Выготского законы, которым подчинен предмет, не независимы от воздействий человека, взаимодействующего с этим предметом. Тем самым психологические законы отличаются от законов естественных наук - физики, химии, биологии. Еще со времен Г. Галилея предполагается, что законы науки неизменны, и это - принципиальные основы естествознания. Мы воздействуем на предмет, изменяя переменные, и смотрим, как меняется этот предмет после проведенных изменений. Тем самым мы как бы вычерпываем законы, которые управляют нашим предметом. Сами же эти законы находятся вне нашего воздействия, мы не можем на них повлиять. То же самое мы можем сказать и про субъект: влияя на объект, мы тем самым не претерпеваем никаких изменений. Действительно, с точки зрения естествознания, либо меняется субъект, когда на него воздействует объект, либо меняется объект, если на него воздействует субъект. В ходе психологического эксперимента, говорит А.А. Пузырей - а мы скажем, "так называемого" эксперимента, поскольку, по мнению Пузырея, это - нечто другое по сравнению с естественнонаучным экспериментом, - происходит изменение субъекта и объекта: невозможно воздействовать на объект, не изменившись самому. Таким образом, говорит Пузырей, естественнонаучная парадигма не приложима к теории Л.С. Выготского, поскольку ее методология и философия отрицают принципиальную основу естественнонаучности. Однако в трудах Л.С. Выготского мы видим многократное повторение слов: предметом психологии должен быть естественный предмет, а сама психология должна быть частью естествознания. Если мы хотим понять теорию Выготского, то должны разобраться в этом противоречии. С одной стороны, вполне правомерна точка зрения А.А. Пузырея. Но, с другой стороны, сам Выготский, кажется, утверждает что-то прямо противоположное. Дело в том, что под естественностью Выготский понимает нечто иное по сравнению с тем, что вкладывали в это понятие представители классической науки. Что же такое естественный предмет для Выготского? Вот, что он утверждает. Предмет психологии - всегда предмет развивающийся, а значит, его можно считать живым организмом, живой системой. Правда, под развитием иной раз понимается и усложнение, и количественное увеличение. У Выготского - совершенно иное понимание развития. Не простое изменение подразумевается здесь. Прежде всего, для Выготского слово "развитие" означает саморазвитие. Предмет, которым занимается психология - обязательно саморазвивающееся образование.
Второе, о чем говорит Л.С. Выготский: в основе психологического предмета всегда лежит некая реальность. В качестве предмета такой реальности Выготский приводит когда-то очень известную цитату В.И. Ленина о критерии материальности: материальное - это все то, что существует вне и независимо от сознания. Правда, тут Выготский подменяет слово материальное на слово "реальное": реальное - это то, что существует вне и независимо от нашего сознания. С точки зрения психологии, говорит Выготский, предметом психологии как естественной науки является такой предмет, в состав которого входит реальная основа и который подчиняется законам саморазвития. Более того, этот предмет должен обладать не только реальной основой, но иметь некоторую духовную надстройку: это некий симбиоз духовного (или сознательного) и реального. Как мы помним, Л.С. Выготский начал свой путь психолога в ситуации подавляющего бихевиористского контекста. Пытаясь преодолеть поведенческое толкование предмета психологии, он приходит к следующему выводу. Понятие рефлекс в его бихевиористском смысле отрицает сознание. Но психология без сознания - это бессмысленное словосочетание, поскольку поведение не существует без внечувственной "надстройки", которую мы называем внутренним миром человека, его психикой. Иными словами, предметом психологии должна являться "органическая система". Этого термина нет у самого Выготского. Но позже этот термин появился в советской философии. Он означает симбиоз реальной и духовной составляющих, а также подчинение этого образования принципу саморазвития. Подобную органическую систему мы найдем и в экономической теории К. Маркса, где подобным образом представлена категория "товар". После Выготского аналогичным образом трактует категорию "деятельность" и А.Н. Леонтьев. Таким образом, Л.С. Выготский в качестве предмета психологического исследования начинает использовать то, что мы могли бы назвать "одухотворенным поведением": поведение, но обязательно одухотворенное. Иначе, по его мнению, категория "рефлекс" бихевиоризма превращается в понятие, которое применяется по отношению к существам, не обладающим сознанием, а это означает, что психология утрачивает свой предмет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|