Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Временные характеристики саморазвития




 

Если мы примем точку зрения парадоксальной логики, то с необходимостью должны будем ввести понятие "момент времени", обозначив этим термином абстрактную "точку" на оси времени - аналог точки пространства. Именно в этой временной "точке", в этом "моменте" происходит объединение двух противоположностей единого целого: в нашем случае - смысла и значения. Но, как мы условились, смысл и значение в каждое мгновение не могут не составлять единства - ведь саморазвитие континуально, оно происходит ежемоментно. Таким образом, мы должны представить себе такой мир, в котором отсутствует время. Время в нашем традиционном понимании - время как объективное однонаправленное явление - исчезает. Иначе в терминах гегелевской философии и культурно-исторической парадигмы объяснение существования саморазвития становится крайне затруднительным.

Здесь важно применение принципа континуальности. Если мы захотим представить существование состояний "А" и "не-А" как процесс, протекающий в привычном объективированном времени, и изобразим этот процесс при помощи временной шкалы, состоящей из микрочастиц времени, то мы должны будем сказать, что А существует в одной микрочастице времени, а не-А - в другой такой микрочастице. Таким образом, мы снова возвращаемся к аристотелевскому закону тождества. С точки зрения гегелевской диалектики, это невозможно: саморазвитие возможно только в том случае, если А и не-А совпадают во времени. Но тогда время как привычная для нас объективная характеристика мира, исчезает. С позиции диалектики, имеется вневременное состояние организма - мгновение, "точка" времени - в котором совпадают А и не-А. Время здесь - континуум, бесконечная совокупность "точек".

В этом вневременном противостоянии А и не-А происходит возникновение нового качества, организм переходит в новое состояние. Из наиболее известных примеров этого процесса вспомним ассимиляцию и диссимиляцию, когда организм должен одновременно и разрушать поглощаемое вещество и строить из него новые структуры. Но так же устроены и процессы интериоризации и экстериоризации, которые не могут происходить таким образом, что сначала человек набирает извне некоторую порцию информации, а затем - выплескивает ее вовне. Можно сказать, что, в соответствии с точкой зрения Л.С. Выготского, есть некоторое психологическое состояние, которое мы, используя его терминологию, называем значением. Это состояние, как единица анализа - а, значит, и все целое, вся психологическая система - обладает двумя сторонами, имеет двуединую сущность. Это - не значение-для-себя, превращающееся затем в значение-для-других, в свою очередь превращающееся в значение-для-себя и т.д. и т.д. Это - двуединая сущность: она - одновременно и значение-для-себя, и значение-для-других, т.е. и смысл, и значение. Только в этом случае - если одномоментно она есть и А, и не-А - эта сущность может быть механизмом, источником саморазвития психики человека.

Может показаться, что наши рассуждения носят слишком отвлеченный характер. Однако, при помощи таких, казалось бы, предельно абстрактных понятий мы обсуждаем реальное устройство психики человека. В отличие от тех абстракций, посредством которых исследователи - наподобие того, как это происходит в эксперименте - пытаются проанализировать те или иные, отдельные стороны, аспекты психики, мы, следуя призыву Л.С. Выготского, пытаемся рассмотреть психику во всей ее целостности. Попытка выяснить механизмы саморазвития исследуемого нами предмета является приближением к конкретике, к пониманию того, как на самом деле он функционирует.

Разумеется, "исчезновение" времени (а в дальнейшем мы будем говорить и об "исчезновении" пространства), происходящее в ходе наших рассуждений, не означает действительного исчезновения того времени и того пространства, которые составляют основу нашей повседневной жизни. Речь не идет о том, что пространство и время пропадают для нас. Мы говорим о тех категориях, которые являются предметом осмысления психологов. Исчезает не то пространство, которое нас окружает, а то пространство, которое мы пытаемся поместить в реальность, находящуюся за пределами нашего сознания.

Наш анализ приводит к выводу. Психолог-исследователь, изучая свой предмет, не может его чувственно воспринимать. В то же время он пытается использовать пространственно-временных характеристик: "внешнее - внутреннее", "сначала - потом". Методология культурно-исторической парадигмы предполагает существенное переосмысление содержания этих и других пространственно-временных категорий, которыми мы привыкли оперировать в ходе психологического исследования. Подчеркнем еще раз: исчезает не пространство и время, а описание пространства и времени в привычных для нас терминах.


Литература

 

1. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента - к характеру и типологии личности. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2007.

.   Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К"; Ростов н/Д: Наука - Пресс, 2009.

.   Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. - М.: ТЦ "Сфера", 2008.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...