Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И современная научная картина мира




Одно из центральных мест в современной философии науки занимает концепция глобального (универсального) эволюциониз-

ма. Весь мир является огромной, эволюционирующей системой. Глобальный эволюционизм опирается на идею о единстве мироз­дания. Выйдя из недр естественных наук, базируясь на законо­мерностях Вселенной, он отличается универсальностью, огром­ным интегративным потенциалом. Глобальный эволюционизм включает в себя четыре типа эволюции: космическую, химичес­кую, биологическую и социальную, объединяя их генетической и структурной преемственностью. В качестве оформившейся кон­цепции и значимого элемента современной картины мира гло­бальный эволюционизм дал о себе знать в последней трети XX в. Наряду со стремлением к объединению представлений о живой и неживой природе, социальной жизни и технике, одной из его целей явилась потребность интегрировать естественнонаучное, общество­ведческое и гуманитарное знание. В этом своем качестве концеп­ция глобального эволюционизма претендует на создание нового типа целостного знания, сочетающего в себе научные, методоло­гические и философские основоположения.

Эволюционные процессы космоса, эволюция звездных групп, скоплений и галактик, которые изучаются астрономией, носят ве­роятностный характер. Они описываются на языке статистических закономерностей. К эволюции звезд и планет применимы динами­ческие законы. В эволюции живого одним из важных постулатов является утверждение о случайном характере мутаций, о том, что природа «не знает наперед своих конечных состояний, она мутиру­ет наугад». Ашропный принцип фиксирует связь между свойства­ми расширяющейся Вселенной и возможностью возникновения в ней жизни. В разработке названного принципа имело принципи­альную важность обстоятельство о совпадении численной взаимо­связи параметров микромира: заряда электрона, размера нуклона, постоянной Планка и глобальных характеристик Метагалактики, ее массы, времени существования, размера. Свойства нашей Все­ленной обусловлены наличием фундаментальных физических кон­стант, при небольшом изменении которых структура нашей Все­ленной была бы иной, отличной от существующей[227].

«Слабый» антропный принцип, согласно Б. Картеру, впервые предложившему это понятие, указывает на то, что мы ожидаем

наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей. «Сильный» антроп-ный принцип утверждает, что Вселенная должна быть такой, что­бы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существова­ние наблюдателей. Он требует, чтобы Вселенная обладала свой­ствами, позволяющими возникновение жизни и человека. Из факта существования человека делается вывод о физических свойствах Вселенной, устанавливается определенное соотношение между на­личием жизни и человека и ее физическими параметрами. В иной терминологии фиксируется соотношение между наблюдателями и наблюдаемыми условиями и свойствами. Гипотетичность идеи антропного принципа, тем не менее, не снижает значимости про­блемы космического эволюционизма. Глобальный эволюционизм вскрывает также и противоречия между положениями эволюци­онной теории Дарвина и вторым началом термодинамики. Пер­вая провозглашает отбор и усиление упорядоченности форм и со­стояний живого, вторая — рост энтропии — меры хаотизации.

Важным в теории глобального эволюционизма является по­нятие «коэволюция», обозначающее новый этап согласованного существования природы и человека. Механизмы «врастания» че­ловечества в природу разнообразны, они не сводятся только к био­логическим, техническим или социальным. Они представляют собой сложное интегративное качество взаимодействий микроско­пической реальности атомных явлений и реальности глобального космического масштаба, где один уровень накладывается на дру­гой, видоизменяет своим давлением третий и т. д. Человек неот­делим от биосферы, он в ней живет и только ее объекты может исследовать непосредственно своими органами чувств.

С понятием «биосфера» Вернадский связывал пленку жизни, возникшую на поверхности планеты, способную поглощать энер­гию космоса и трансформировать с ее помощью земное вещество. Биосфера как пленка жизни, окружившая внешнюю оболочку зем­ли, многократно усилила и ускорила эволюционные процессы за счет способности утилизировать солнечную энергию. Живое ве­щество выступило в качестве катализатора процесса развития.

С возникновением человека возник еще один могучий фактор природных взаимодействий. В связи с чем необходимо было по­ставить вопрос о месте и роли человека в этом едином планетар­ном процессе развития, обозначить проблему ноосферы. Ноосфе-

ра — это сфера разума. В «Философских мыслях натуралиста» В. Вернадский писал: «Мы как раз переживаем яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия на­блюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на изменение био­сферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда био­сфера переходит в новое состояние — в ноосферу»[228]. Проблема ноосферогенеза в качестве своего основания указывает на процесс спе­цифики изменений геобиохимической миграции вещества и энер­гии под воздействием человеческой жизнедеятельности.

Французский философ и ученый-антрополог П. Тейяр де Шарден понимал ноосферу как «мыслящий пласт», своеобразную обо­лочку земли, зародившуюся в конце третичного периода, разво­рачивающуюся над растениями и животными, вне биосферы и над ней. По его словам, с «первым проблеском мысли на Земле жизнь породила силу, способную критиковать ее саму и судить о ней». Ноосфера включала в себя мысли и дела человека, совокуп­ность мыслящих сил и единиц, вовлеченная во всеобщее объеди­нение посредством совместных действий, она будет влиять и в значительной степени определять эволюцию нашей планеты.

В едином эволюционном потоке понятие «ноосфера» фикси­рует появление и использование новых средств и факторов разви­тия, имеющих духовно-психическую природу. По мысли Тейяра де Шардена, с появлением ноосферы завершается после более чем шестисот миллионов лет биосферное усилие церебрализации — развития нервной системы. Это огромный эволюционный скачок в планетарном и космическом развитии, сравнимый разве что с явлением витализации материи, т. е. с возникновением самой жиз­ни. Появление человека, способного к свободному изобретению и к рефлексии, осознаванию своих действий и мыслей, — это с ло­гической точки зрения и новое, перспективное развитие предыду­щей — биологической формы движения материи, и фактор, зада­ющий перед лицом неодушевленной материи «новый порядок ре­альности». Это действительно инициативный системообразующий фактор, который по своей «физической внедренности» выступает не как внешний, инородный элемент, а как нечто равнозначное, но превосходящее все существующее.

Образование ноосферы из биосферы предполагает проявле­ние всего человечества как единого целого. Чтобы ноосфера оп­равдала свое наименование как «сфера разума», в ней действи­тельно должна господствовать гуманистическая научная мысль,. которая была бы в состоянии подавить неблагоприятные для бу­дущего человечества последствия технического прогресса и раз­вернуть широкие перспективы для расцвета общественной жиз­ни. Разум оказывается не только специальным аппаратом позна­ния, но и организующим источником жизнедеятельности. Взрыв научной мысли не может не оказать принципиального воздей­ствия на условия существования человечества.

Вернадский акцентирует масштабы этого процесса: ноосфе­ра — такой тип материальной системы, которая охватывает ги­гантский всепланетарный процесс. Ноосферность предполагает и решение высших организационных задач жизнедеятельности че­ловечества, и идею сознательной и разумной регулируемости при-родно-космического порядка.

Согласно мнению ученого, ноосфера — это та область явле­ний, которая выходит за пределы изучения естествознания и не может быть охвачена самостоятельно ни одной из естественных наук. Ноосфера, по существу своему, совершенно уникальный объект научного познания, в котором переплетаются константы косной и живой природы, особенности общественного развития и интеллектуальной мысли.

Вернадский побуждает взглянуть на весь глобальный эволю­ционный процесс развития природы, общества, науки и техники под углом зрения, направленного на раскрытие ранее неизвест­ных свойств этого целостного процесса. Он уверен, что это новая форма биогеохимической энергии, границы которой весьма зави­симы от степени разумности и качества мыслительных процессов.

Необдуманная эксплуатация природы грозила гибелью само­му человеку. В связи с фактографическими данными о глобаль­ных негативных последствиях деятельности человека ученые фик­сируют два сценария развития ноосферных процессов. Согласно первому, это тупиковый сценарий, когда ноосфера как сфера ра­зума не оправдывает своего наименования, поскольку разум раз­рушает самое себя. Согласно второму, возможна гармоничная кон­вергенция всех типов материальных систем, коэволюция как но­вый этап согласованного существования природы и человека.

Обеспечение коэволюции биосферы и общества как принципа их совместного развития с необходимостью предполагает опреде­ленные запреты и регламентации человеческой деятельности. Воз­никает потребность в «экологическом императиве», который на­кладывал бы рамки определенных ограничений на совместные действия и поведение людей. Гуманистический пафос понятия ноосферы в наш технократичный век особо значим. Он заставля­ет задуматься о «всепланетарных последствиях» общественного прогресса, развития науки и техники. Человечество осознает не­обходимость и острую потребность своего обновления с опорой на ценности разума. Тревога за будущность человечества и намере­ние использовать достижения науки только во благо, а не во вред вливает новую кровь в вены машинной индустрии, настраивает на новый синтез в едином жизненном акте мира и человека.

Целостность мироздания, космопсихология человека как уни­версальные характеристики глобального великого эволюционно­го процесса, великолепно описанные Рерихами, были положены Вернадским в основания новой системы образования, воспитания и науки. Наука и искусство интерпретировались им как два мето­да общения человека с космосом. Понятие живого и разумного Космоса, «трепета пульса Земли» (А. Чижевский), «лучевого че­ловечества» (К. Циолковский) как обозримого космического бу­дущего людей — идеи, заполняющие проективное поле ноосфер­ных исканий.

Современная научная картина мира объединяет в едином по­лотне представлений естественнонаучные и философские знания и стремится создать целостное представление о принципах и за­конах устройства мироздания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...