Направления, задачи и классификации финансовой политики
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Теоретические основы финансовой политики
Содержание и значение финансовой политики в Российской Федерации
В рамках данного вопроса, в первую очередь, необходимо определить содержание понятия финансовая политика. Итак, финансовая политика представляет собой комплекс мероприятий, со стороны государства, основным направлением которых выступает мобилизация финансовых ресурсов, с целью их последующего распределения и применения для выполнения государством, возложенных на него функций. [1, c. 165] В качестве основных объектов финансовой политики выступают финансовые ресурсы, доходы и расходы государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. В свою очередь, субъектами финансовой политики являются органы законодательной и исполнительной власти (в отношении государственной и муниципальной финансовой политики), собственники и органы управления хозяйствующих субъектов (в отношении финансовой политики хозяйствующих субъектов). [1, c. 171] Стоит так же отметить то, что финансовая политика, не связана со всеми сферами деятельности государства, такими как: экономическая, социальная, политическая и т.д., она вполне самостоятельная сфера в области финансовых отношений. Основное значение рассматриваемой категории сводится к тому, что, в условиях активного развития рыночной экономики, она предстает в качестве наиболее важного средства реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера или международные отношения. Основной целью финансовой политики государства выступает создание максимально возможного объема финансовых ресурсов. Данное обстоятельство определено тем, что именно финансовые ресурсы в настоящее время являются материальной базой любых преобразований. [1, c. 173]
Исходя из этого, с целью выбора основных направлений и формирования эффективной финансовой политики необходима достоверная информация о финансовом положении государства, его финансовом потенциале, иными словами об объективных возможностях государства. Помимо всего ранее сказанного, стоит отметить то, что само содержание финансовой политики достаточно многогранно, вследствие чего, она содержит в себе следующие важнейшие звенья: [1, c. 178] во-первых, это формирование научно обоснованных концепций развития финансов; во-вторых, это выявление приоритетных направлений применения финансов на перспективу и текущий период; в-третьих, это организация практических действий, нацеленных на достижение поставленных целей. Именно единство всех трех выше указанных звеньев, как раз и определяет содержание финансовой политики. Согласно выбранным направлениям, таким как: эффективность социальной политики, рационализация распределения средств государственного бюджета и т.п., финансовой политики, а так же в зависимости от решаемых в ее рамках задач, данная категория подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Рассмотрим их более подробно. Итак, финансовая стратегия представляет собой курс развития финансовой политики на длительную перспективу, в рамках которого предусматривается решение крупномасштабных задач, которые сформулированы в соответствии с выбранными экономической и социальной стратегией. В свою очередь, основным направлением финансовой тактики выступает решение проблем и задачи каждого этапа развития общества, и прежде всего, посредством адекватного конкретному этапу развития изменения способов и методов организации финансовых связей, в том числе с помощью перегруппировки финансовых ресурсов.
В заключении рассмотрения данного вопроса необходимо так же определить понятие концепции рассматриваемой категории. Так, концепция финансовой политики представляет собой перечень основных целей, задач, приоритетов и способов управления финансами, которые являются составными частями методологии финансового обеспечения концепции экономической политики государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов. В большинстве своем, концепция финансовой политики, носит долгосрочный характер и конкретизируется посредством определения финансовых форм и методов ее реализации. Непосредственно для РФ финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Кроме того, стоит отметить то, что именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления. Таким образом, финансовая политика для РФ выступает средством мобилизации и контроля таких ее составных частей как: бюджетная политика, налоговая политика и т.д., что, в свою очередь, дает возможность органам управления формировать модели развития российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста, повышение благосостояния населения, основанное на учете многообразных факторов, за развитие и состояние которых отвечают данные составные части.
Направления, задачи и классификации финансовой политики
В качестве приоритетного направления финансовой политики в настоящее время, выступает в первую очередь, преодоление, проявляющихся до настоящего времени, негативных последствий мирового финансового кризиса. Именно в свете данного направления в России в рамках финансовой политики предусматривается реализация следующих мероприятий: [1, c. 223] во-первых, это повышение эффективности бюджетной системы. И прежде всего, в части сокращения бюджетных расходов и повышения доли доходов, проще говоря, ликвидация дефицита бюджета. Помимо этого, предусматривается совершенствование организации бюджетной сети, усиление контроля за расходами получателей бюджетных средств посредством системы Федерального казначейства;
во-вторых, общее оздоровление банковской системы, и в первую очередь, в плане повышения доверия к банкам России не только со стороны населения, но и юридических лиц; в-третьих, повышение эффективности межбюджетных отношений и бюджетного федерализма; в-четвертых, принятие комплекса мер по защите прав мелких инвесторов; в-пятых, формирование привлекательных законодательных условий для привлечения иностранных инвестиций. Таким образом, в качестве стратегического направления финансовой политики на современном этапе развития экономики выступает экономический рост страны. Помимо выше обозначенных направлений не менее важным, выступает направление укрепления курса национальной валюты, посредством ограничения спекуляций на валютном рынке и прекращения незаконного вывоза капитала за пределы страны. Что касается направления повышения доверия вкладчиков к кредитным организациям и инвестиционным институтам, то здесь стоит отметить то, что в рамках современной финансовой политики предусмотрено, в первую очередь, формирование надежной и более понятной для последних системы страхования вкладов. Кроме того, планируется введение возможности при определенных условиях иностранным банкам привлекать средства населения России, повысить процентные ставки по депозитам, соблюдать разумные пределы доходности государственных ценных бумаг. Далее рассмотрим задачи финансовой политики России на современном этапе развития. И так, основной стратегической задачей выступает достижение сбалансированности бюджетов всех уровней. С целью решения данной задачи необходимо осуществить ряд мер, в рамках выбранного направления развития: [4]
во-первых, это проведение в жизнь скоординированной, единой бюджетной политики всех участников бюджетного процесса, начиная от федерального центра, субъектов Российской Федерации и заканчивая муниципальными образованиями; во-вторых, это укрепление государственных финансов и пресечение проявлений регионального сепаратизма. Помимо выше обозначенной стратегической задачи, в рамках финансовой политики предусмотрено решение еще нескольких, в частности: [4] обеспечение высокой занятости; стимулирование экономического роста; реформирование естественных монополий; создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения финансовой стабильности; выравнивание платежного баланса. Что же касается видов и типов финансовой политики, то здесь стоит отметить то, что в настоящее время выделяют три основных типа: классическая, планово-директивная и регулирующая. Рассмотрим их более подробно. Так, основой классической финансовой политики является признание минимальной роли государства в функционировании экономики. Рынок рассматривался как саморегулятор экономического роста. Государству отводилась функция «ночного сторожа», что должно привести к минимизации общественных расходов. [4] Планово-директивная политика предопределяет ведущую роль натуральных показателей плана, распределение денежных ресурсов в системе государственных финансов, государственных предприятий и отраслевых министерств в соответствии с жестким планом, централизацию и перераспределение через бюджет большей части финансовых ресурсов. Регулирующая финансовая политика (основоположник Дж.М. Кейнс) предполагает вмешательство государства в развитие экономики с помощью специальных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и т.д.). [4] Финансовую политику можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим критериям: [4] по территориальному критерию выделяют общегосударственную, региональную и местную финансовую политику; по временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов; в зависимости от объектов воздействия выделяют финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов, в сфере функционирования субъектов хозяйствования.
По сферам финансовой системы выделяют государственную (муниципальную) и корпоративную финансовую политику. По функциональному признаку финансовая политика государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов делится на доходную, расходную и контрольную. Они связаны между собой так же, как и функции финансов, но вместе с тем имеют и относительно самостоятельное значение. Доходная финансовая политика представляет собой совокупность мер в области формирования доходов государства, муниципалитетов и хозяйствующих субъектов. Этот тип финансовой политики предполагает методологическое обоснование и создание условий эффективного выполнения финансами функции формирования доходов в экономике. Концепция доходной политики предусматривает оценку и определение направлений развития доходного потенциала субъектов с учетом изменений внешней и внутренней среды. [4] Расходная финансовая политика предполагает разработку концепции, стратегии и тактики использования государственных, муниципальных и частных финансовых ресурсов и доходов. Таким образом, финансовая политика предстает в качестве структурного элемента системы управления финансами, от которого целиком и полностью зависит эффективность использования финансовых отношений в экономике. Кроме того, именно финансовая политика призвана обеспечивать реализацию целей и задач социально-экономической политики государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|