Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из воспоминаний историка Е.В. Гутновой.




«Из шипящего репродуктора раздался зычный голос Левитана и шумно разнёсся над притихшей площадью <...> Впервые за прошедшие полгода перечислял города, которые мы не оставили, а взяли обратно... Левитан называл цифры захваченных пленных, военных трофеев, сообщал число километров, на которое немцев отогнали от [столицы]. Я слушала и не верила ушам. Счастье, невыразимая радость заливала меня <...> слёзы радости текли из глаз...

Счастье было не просто в успехах нашей армии, а главным образом в том, что <...> выжила, не истощилась в страшной многомесячной битве с врагом, нашла силы при тридцатиградусном морозе в открытых полях <…> разгромить <...> В этом была первая близкая, робкая надежда на возможность победы <...> бесконечная гордость за наших солдат, молодых офицеров и генералов <...> В этот момент счастья странным образом забылись поражения первых месяцев <...> Так целый месяц мы жили в атмосфере великого праздника».

 

С1

Укажите названия войны и битвы, о которых говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относится данное воспоминание.

 

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Может быть указано, что: - война – Великая Отечественная; - битва – Московская; - воспоминания относятся к декабрю 1941 г.    
Указаны война, битва и дата воспоминаний.  
Указаны 2 любых элемента ответа.  
Указан 1 любой элемент ответа. ИЛИ Все элементы названы неверно.  
Максимальный балл  

 

С2

На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин победы в указанной битве.

 

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Могут быть указаны следующие причины победы: - беспримерное мужество и жертвенность, массовый героизм советских солдат и офицеров; - активная помощь фронту со стороны гражданского населения; - переброска свежих дивизий с Дальнего Востока; - сопротивление врагу на оккупированных территориях, развитие партизанского движения; - действия Г.К. Жукова и других советских военачальников по организации отпора врагу и контрнаступления; - суровая зима, помешавшая противнику использовать в полной мере своё техническое преимущество (создававшая при этом проблемы и для обороняющихся); - поступление в Красную армию первой техники по ленд-лизу.  
Указаны 3 причины.  
Указаны 1–2 причины.  
Все элементы ответа названы неверно.  
Максимальный балл  
С3

Как автор определяет в воспоминаниях значение этой победы? Приведите не менее трех положений.

 

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Могут быть приведены следующие положения о значении победы под Москвой с точки зрения, выраженной в воспоминаниях: - это была первая крупная победа Красной Армии с начала войны; - враг был отброшен от столицы; - были освобождены от врага первые населенные пункты; - враг понёс значительные потери; - возродилась (укрепилась) надежда на победу в войне.  
Приведены 3 положения.  
Приведены 2 положения.  
Приведено 1 положение. ИЛИ Все элементы названы неверно.  
Максимальный балл  
С4

Назовите не менее двух основных проблем экономического развития СССР к середине 1980-х гг.

Приведите не менее трех примеров конкретных мер, предпринимавшихся во второй половине 1980-х гг. для решения этих проблем.

 

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
1. Могут быть названы следующие проблемы экономического развития СССР к середине 1980-х гг.: - снижение темпов экономического роста; - хронический дефицит продовольствия и товаров народного потребления; - растущее научно-техническое отставание СССР от западных стран; - исчерпание возможностей экстенсивной экономики; - зависимость экономики от экспорта энергоносителей и цен на них на мировом рынке; - чрезмерная милитаризация экономики; - низкое качество и дефицит товаров на потребительском рынке; - низкая производительность труда и слабая трудовая дисциплина; - чрезмерная централизация экономики; - отставание ряда важных отраслей (сельское хозяйство и др.); - рост теневой экономики.
2. Могут быть приведены следующие примеры предпринимавшихся во второй половине 1980-х гг. конкретных мер для решения проблем экономического развития: - провозглашение курса на ускорение; - антиалкогольная кампания; - введение государственной приёмки; - принятие закона «О государственном предприятии»; - борьба с коррупцией и нетрудовыми доходами; - борьба за повышение трудовой дисциплины, внимание к материальному стимулированию труда; - предоставление бόльшей хозяйственной самостоятельности предприятиям; - принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности; - поощрение подсобных хозяйств, аренды и т.п.; - создание совместных предприятий; - принятие закона «О кооперации в СССР», развитие кооперативного сектора экономики.
Указания к оцениванию Баллы
Названы 2 проблемы в экономике СССР середины 1980-х гг. и приведены 3 примера действий, предпринятых для решения этих проблем во второй половине 1980-х гг.  
Названы 2 проблемы и 2 примера. ИЛИ Названы 1 проблема и 3 примера.  
Названы 2 проблемы, приведен 1 пример. ИЛИ Названы 1 проблема и 2 примера. ИЛИ Проблемы не названы, приведены 3 примера.  
Названы 2 проблемы, примеры не приведены. ИЛИ Названа 1 проблема, приведен 1 пример. ИЛИ Проблемы не названы, приведены 2 примера.  
Назван 1 любой элемент ответа. ИЛИ Все элементы названы неверно.  
Максимальный балл  
С5

Ниже приведены две из существовавших точек зрения на результаты Первой российской революции 1905–1907 гг.:

1. Сделанные властью уступки были достаточными для дальнейшего стабильного развития России по пути умеренного реформирования («Союз 17 октября»).

2. Первая российская революция осталась незавершённой (РСДРП).

 

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например: При выборе первой точки зрения: - в ходе революции было создано народное представительство - Государственная Дума; - законодательная власть царя была ограничена Государственной Думой и Государственным Советом; - было создано объединённое правительство (Совет Министров), что позволяло разработать курс дальнейших реформ; - были приняты новые Основные законы (1906 г.), в которых были зафиксированы произошедшие изменения; - населению были гарантированы (по Манифесту 17 октября 1905 г.) гражданские права (свобода слова, совести и др.); - были отменены выкупные платежи; - с 1906 г. началась Столыпинская аграрная реформа, дававшая надежду на решение аграрного вопроса; - рабочие получили право на забастовки, создание профсоюзов, был сокращён рабочий день. При выборе второй точки зрения: - сохранилась монархия; - за императором сохранилась огромная власть в законодательной и исполнительной сферах; - за императором было сохранено абсолютное право вето на принимаемые народным представительством законы; - император имел право распускать Государственную Думу; - император мог принимать законы в период роспуска Государственной Думы (по 87-й статье Основных законов); - все чиновники (в том числе министры) назначались императором и остались в его исключительном подчинении; - в Основных законах было сохранено определение императорской власти как самодержавной; - власти с 1906 г. грубо вмешивались в выборы Государственной думы, обеспечивая преимущество для своих сторонников; - 3 июня 1907 г. император нарушил Основные законы (третьеиюньский переворот); - не был решён аграрный вопрос (не было значительно увеличено крестьянское землепользование, не были возвращены отрезки); - рабочие не добились 8-часового рабочего дня; - сохранялось национальное неравенство; - не произошло значительного расширения прав самоуправления.
Указания к оцениванию Баллы
Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения.  
Приведены 2 аргумента.  
Приведен 1 аргумент.  
Все элементы ответа названы неверно.  
Максимальный балл  

 

С6

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Реформы 50-х гг. XVI в., проведённые Иваном IV вместе с Избранной Радой, способствовали укреплению Российского государства. Однако в начале 60-х гг. Иван IV отказался от сотрудничества с Избранной Радой и избрал другую политику. Укажите, как она называлась, в чём заключались причины её введения (не менее двух причин) и каковы были её последствия (не менее трёх последствий).

 

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
1. Может быть указано, что: - политика называлась «опричнина»; - переход к опричнине был обусловлен объективными противоречиями и личными мотивами Ивана IV; - отношения монарха и боярской аристократии были очень напряжёнными; - активная военная политика и необходимость в постоянном увеличении численности войска заставляли государство систематически подчинять интересы производителей (крестьян, ремесленников и торговых людей) интересам служилого класса. Личные мотивы Ивана IV: - в 1554 г. ему стало известно о боярских симпатиях к удельному князю Владимиру Андреевичу Старицкому, проявившихся во время тяжёлой болезни царя в 1553 г. Именно тогда у него впервые зародилось недоверие к Адашеву и Сильвестру; - в 1557–1558 гг. царь столкнулся с боярской оппозицией курсу на развязывание Ливонской войны. Не нашёл он поддержки в этом вопросе и у Избранной рады; - в 1560 г. произошёл его окончательный разрыв с Сильвестром и Адашевым. Заподозренные в неверности, ближайшие советники царя были удалены от двора, а затем отправлены в ссылку; - после побега князя Андрея Курбского в Литву (в 1564 г.) гонения на бояр были ужесточены. 2. Могут быть названы последствия опричной политики: - кризис власти, ослабление государства, угроза распада России; - кризис хозяйственной жизни, гибель массы людей, бегство населения из центра страны на окраины); - усиление возможностей для установления крепостнических отношений (конец XVI в. – прикрепление крестьян к земле).  
Указания к оцениванию  
Дано определение политики, названы 2 причины и 3 последствия.  
Дано определение политики, названа 1 причина и 3 последствия ИЛИ Название политики не дано, названы 2 причины и 2 последствия.  
Названы только 2 причины и 1 последствие. ИЛИ Названы 1 причина и 2 последствия.  
Названы только 1 причина и 1 последствие. ИЛИ Названы 2 причины, последствия не названы. ИЛИ Названы только 2 последствия, причины не названы.  
Названы только 1–2 элемента ответа. ИЛИ Все элементы названы неверно.  
Максимальный балл  
С7

Сравните последствия (итоги, результаты) Крымской войны 1853–1856 гг. и русско-турецкой войны 1877–1878 гг. для внутреннего и внешнеполитического положения России.

Укажите, что было общим (не менее двух итогов, результатов для России), а что – различным (не менее двух итогов, результатов для России).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

 

Общее • …………………………………………………………………. • ………………………………………………………………….
Различия
• …………………………… • ……………………………
• …………………………… • ……………………………
• …………………………… –––––
––––– • ……………………………

Элементы ответа об общих характеристиках (С7.1) и элементы ответа о различиях (С7.2) оцениваются раздельно – в 2 балла.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
С7.1 В качестве общих положений могут быть приведены: итоги, результаты войн для России: - опасность дипломатической изоляции России; - ослабление экономики России; - истощение финансов России; - недовольство представителей русского общества (И.С. Аксакова, Ф.М. Достоевского и др.) итогами войны.  
Названы 2 элемента ответа.  
Назван 1 любой элемент ответа.  
Все элементы ответа названы неверно.  
Максимальный балл  

 

С7.2 Различия:  
итоги, результаты для России Крымской войны 1853 – 1856 гг.   итоги, результаты для России русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.  
военное поражение России победа России в войне  
нейтральный статус (нейтрализация) Чёрного моря (запрещение России иметь военный флот, крепостные сооружения и арсеналы на Чёрном море) Берлинский трактат подтверждал отмену нейтрализации Чёрного моря (в соответствии с Лондонской конвенцией 1871 г.)
на международной арене сложилась расстановка сил, получившая название Крымской системы (имевшей антироссийскую направленность) итоги русско-турецкой войны нанесли ущерб «Союзу трёх императоров»
ослаблена позиция России на Балканском полуострове (Россия была лишена права единоличного покровительства Сербии и Дунайским княжествам) усилился авторитет России среди народов Балканского полуострова
–– контроль России над управлением Болгарией (и выработкой её конституции)  
Карс переходил под власть Турции Карс (Ардаган, Батум) закреплялись за Россией  
условия Парижского мира (1856 г.) не отражали всей глубины военного и дипломатического поражения России (благодаря дипломатии А.Ф. Орлова) решения Берлинского конгресса 1878 г. уменьшили значение военных побед России  
поражение России вынудило Александра II приступить к реформам Александр II отказался от реформаторской политики (в конце 1870-х гг.)  
Названы 2 различия  
Названы 1 любое различие  
Все различия названы неверно  
Максимальный балл  

ВАРИАНТ 2.

Часть 1.

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А27) поставьте знак « Х » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A1

К XIII веку относится

 

1) битва у д. Лесная
2) убийство Андрея Боголюбского
3) основание Нижнего Новгорода
4) поражение Игоря Святославича от хана Кончака

 

A2

Укажите событие, состоявшееся позже других

 

1) Плюсское перемирие
2) учреждение опричнины
3) первый Земский собор
4) коронация Ивана IV

 

A3

Время перехода крестьян от одного владельца к другому по Судебнику 1497 г. носило название

 

1) «отходничество»
2) «урочные лета»
3) «заповедные годы»
4) Юрьев день

 

A4

Выберете пункт, указывающий на причину «дворцовых переворотов»

 

1) иностранное вмешательство во внутреннюю политику
2) необразованность правящих монархов
3) тяжелое экономическое положение
4) стремление дворян ликвидировать наиболее суровые петровские законы

 

A5

В 1711 г. Петр I подписал Указ

 

1) о единонаследии
2) о создании Сената
3) о введении губерний
4) о начале подушной переписи

 

 

A6

Годы правления царя Василия Шуйского характеризовались

 

1) роспуском Боярской думы
2) заключением мирного договора с Речью Посполитой
3) разгромом Крымского ханства
4) подавлением восстания Болотникова

 

A7

Создание системы приказов в середине XVI в. привело к

 

1) усилению контроля центральной власти над местной
2) отмене наследственной монархии
3) укреплению позиций боярства
4) секуляризации церковных земель

 

A8

Прочтите отрывок из Повести временных лет и назовите имя великого князя, о котором идет речь.

«В лето 965. Пошел …… на хазар. Услышав об этом хазары вышли (ему) навстречу с князем своим Каганом и сошлись биться. И в битве одолел ….. хазар и взял город их Белую Вежу; (после этого он) Ясов победил и Касогов.

В лето 966. Вятичей победил ….. и дань на них наложил.

В лето 967. Пошел ….. на Дунай и на болгар, и бились те и другие, и одолел ….. болгар, и взял 80 городов по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, дань взимая с греков».

 

1) Святослав Игоревич
2) Владимир Святославич Равноапостольный
3) Ярослав Владимирович Мудрый
4) Олег Вещий

 

A9

Под каким номером названы даты правления царя Федора Ивановича?

 

1) 1462-1505
2) 1533-1584
3) 1584-1598
4) 1505-1533

 

A10

Кто из приближенных царевны Софьи заключил «Вечный мир» с Речью Посполитой?

1) Ф. Шакловитый
2) А. Матвеев
3) В. Голицын
4) В. Змеев

 

 

 

A11

Какая из названных коллегий, созданных Петром I, относилась к финансовым?

 

1) Берг-коллегия
2) Коммерц-коллегия
3) Штатс-контор-коллегия
4) Мануфактур-коллегия

 

A12

Что было одной из причин русско-турецкой войны 1768 – 1774 гг.?

 

1) дворцовый переворот в России
2) разрыв дипломатических отношений с Крымским ханством
3) союзнические обязательства перед Ираном
4) необходимость выхода к Черному морю

 

A13

Результатом нашествия Батыя на Русь было

 

1) включение Руси в состав Золотой Орды
2) уния православной и католической церквей
3) перенесение общерусского великокняжеского престола в г. Владимир-на-Клязьме  
4) развитие городской промышленности и торговли

 

A14

Какое из названных событий произошло раньше других?

 

 

1) битва у Синих Вод
2) битва на реке Воже
3) поражение на реке Пьяне
4) поход Дмитрия Донского на Волжскую Болгарию
A15

 

Какое из названных положений относится к «Русской правде»?

 

1) введение «заповедных лет»
2) определение правового положения «закупа»
3) увеличение платы за «пожилое»
4) запрещение «холопить» «служилых людей»  

 

A16

Как называлась форма земледелия, при которой земельный участок забрасывался на несколько лет для восстановления своего плодородия?

 

1) засека
2) подсека
3) дикое поле
4) Перелог

 

 

A17

Какая черта характеризовала крестьянские войны в России?

 

1) наличие четкой программы будущего переустройства России
2) поддержка крестьян рабочим классом
3) стремление изменить самодержавную форму правления
4) «наивный» монархизм

 

A18

Одним из следствий принятия Соборного Уложения 1649 г. было

 

1) установление бессрочного сыска беглых крестьян
2) продление сроков поиска крестьян до 15 лет
3) упразднение правила «с Дона выдачи нет»
4) разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь

 

A19

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите к какому из князей Древней Руси относится эта характеристика.

«Сей князь, названный церковью Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого… Князь, принял веру Спасителя, осветился ею в сердце своем и стал иным человеком. Был в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным, и – всего ужаснее – братоубийцей, он, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов Отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры».

 

1) Олег Вещий
2) Ярослав Мудрый
3) Владимир Святославич
4) Игорь Рюрикович

 

A20

В годы Семилетней войны впервые проявил свой полководческий талант

 

1) П. Гордон
2) Ф. Лефорт
3) Б. Шереметев
4) П. Румянцев

 

A21

Прочтите отрывок из летописи и укажите год описываемых в нем событий:

«В том же году … пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет со всею Ордою… (на Русскую землю)...Князь же великий (Иван III Васильевич) послал своего сына (князя Ивана) и брата (князя Андрея) и воевод со всеми войсками на Угру».

 

1)  
2)  
3)  
4)  
A22

 

Какой ряд дат относится к годам правления «Семибоярщины»?

 

1) 1605 - 1606
2) 1606 - 1610
3) 1604 – 1605
4) 1610 – 1612

 

A23

Кто из перечисленных лиц совместно осуществлял государственную политику в XVI в.?

 

1) Иван III и Софья Палеолог
2) Василий III и Малюта Скуратов
3) Иван IV и Афанасий Никитин
4) Федор Иванович и Борис Годунов

 

A24

Какой фактор способствовал объединению земель вокруг Москвы и созданию единого русского государства?

 

1) образование Османской империи
2) заключение Флорентийской унии
3) женитьба Ивана III на Софье Палеолог
4) постоянная угроза нападения Литвы и Крымского ханства  
A25

 

Что было одной из причин удельной раздробленности на Руси XII в.?

 

1) принятие христианства
2) закон о престолонаследии
3) значительный экономический подъем на основе натурального хозяйства
4) непрекращающаяся борьба с кочевниками

 

A26

Прочтите отрывок из древнейшей части Русской Правды» и укажите, как назывался древний обычай, который получил здесь ограничение.

«Убьет муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или брату чаду, любо сестрину сынови; аще не будет кто мстя, то 40 гривенъ за голову; аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будет, любо словенинъ, то 40 грвенъ положите на нь».

 

1) круговая порука
2) кровная месть
3) Местничество
4) Междоусобицы

 

 

A27

Какие цели преследовало правительство Ивана IV введением «заповедных лет»?

 

1) пополнение войска
2) усиление боярского землевладения
3) выполнение пожеланий церкви
4) укрепление поместной системы

Часть 2.

Задания В1–В15 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

 

В1

Расположите имена следующих церковных деятелей в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу.

 

А) митрополит Макарий  
Б) патриарх Никон  
В) Феофан Прокопович  
Г) митрополит Илларион  
       
           

 

В2

Какие три из перечисленных ниже событий и явлений, связаны с правлением Павла I? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

 

1) Ништадтский мир  
2) указ о трехдневной барщине  
3) разрыв отношений с Францией  
4) указ о престолонаследии  
5) реабилитация Тадеуша Костюшко  
6) создание Академии Наук  
     
         

 

 

В3

Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ    
А) месячина 1) порядок назначения на государственную службу по происхождению и заслугам предков  
Б) местничество 2) крайняя форма эксплуатации крестьян Черноземья, фактически превращавшая крестьянина в раба  
В) кормление 3) форма аренды земли крестьянином за половину собранного урожая  
Г) испольщина 4) форма содержания местной администрации XV-XVI вв. за счет тяглого населения.  
5) вид феодальной ренты    
А Б В Г  
         
                     

 

В4

Прочтите отрывок из сочинения историка о Соловецком монастыре и напишите название явления и церковной жизни, с которыми связаны описываемые события.

«Монахи, скушенные книжники, обладатели богатейшей библиотеки, и «мирские» поселенцы болезненно восприняли незначительные изменения в богослужебных книгах, признав их злостным отступлением от истинной веры и благочестия. И когда в первых, доставленных в 1657 году в монастырь, исправленных книгах были обнаружены многие «богопротивные ереси и новшества лукавые» их решено было, не принимая к службе, спрятать».

 

Ответ: ____________________.

 

В5

Установите соответствие между именами российских монархов и событиями их правления. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

  МОНАРХИ   СОБЫТИЯ
А) Павел I 1) открытие «Вольного экономического общества»
Б) Екатерина II 2) сражение у Чертова моста
В) Петр III 3) восстановление в правах Сената
Г) Елизавета Петровна 4) манифест вольности дворянству
    5) учреждение Шляхетского кадетского корпуса

 

А Б В Г
       

 


 

В6

Какие три понятия возникли в связи с проведением административной реформы Петра I? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

 

1) провинция
2) волость
3) асессор
4) целовальники
5) фискалы
6) большой приход
       
         

 

В7

Расположите следующие фамилии исторических личностей в хронологический последовательности их деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены фамилии в правильной последовательности в таблицу.

 

А) Иван Сусанин
Б) Василий Голицын
В) Степан Разин
Г) протопоп Аввакум

 

       

 

В8

Прочтите отрывок из записок С. Герберштейна и назовите имя правителя России XVI в.

«…Властью, которую он применяет по отношению к своим подданным, он легко превосходит всех монархов всего мира. И он докончил также то, что начал его отец (великий князь Иван III), а именно отнял у всех князей и других властелинов все их города и укрепления. Во всяком случае даже родным своим братьям он не поручает крепостей, не доверяя и им. …Всех одинаково гнетет он жестоким рабством. …Они открыто заявляют, что воля государя есть воля Божья и что ни сделает государь, он делает по воле Божией…».

 

Ответ: ____________________.

 

В9

Какие три из перечисленных черт характеризуют процесс зарождения всероссийского рынка в России XVII в. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

 

1) внедрение передовых методов обработки земли
2) освоение новых черноземных районов
3) растущая специализация промышленного и сельскохозяйственного производства
4) рост мелкотоварного производства
5) увеличение числа и активная деятельность ярмарок
6) выход к Черному морю
       
         

 

В10

Установите соответствие между категориями населения Древней Руси и их социальным положением. Каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

  КАТЕГОРИИ   СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
А) гридин 1) полузависимая группа людей, не возвратившая долг
Б) челядь 2) категория людей, изгнанных из общины
В) закупы 3) младшие дружинники – воины и сборщики дани
Г) прощенники 4) люди, совершившие преступления и выкупленные монастырями
    5) совокупность зависимого и полузависимого населения

 

А Б В Г
       

 

В11

 

Прочтите отрывок из «Нового летописца» и укажите название движения, о котором идет речь.

«Князь Дмитрей же Михайлович и Кузма…поидоша в Ярославль. Костромичи же их проводиша с великою радостию и Даша им на подмогу многую казну. Они же идяху к Ярославлю, и многие люди их встречаху с родостию… Они же… в Ярославле начаша промышляти, како бы им идти под Московское государство на очищение. К ним же начаша из градов приезжати многие ратные люди и посадские люди привозити на помочь денежную казну…».

 

Ответ: ____________________.

 

В12

Какие три из перечисленных событий произошли в период «дворцовых переворотов»? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

 

1) «дело Мациевича»
2) «дело Волынского»
3) «дело патриарха Никона»
4) создание Академии Наук
5) основание Московского университета
6) создание л-гв. Измайловского полка
       
         

 

В13

Установите соответствие между приведенными положениями и названиями документов, в которых они отражены. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...