Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из работы В.Л. Степанова.




«Правящей элите не удалось совершить «прорыв в прошлое». Монархия не могла ограничить свою внутреннюю политику только мероприятиями в русле консервативного реформизма и чисто охранительными функциями… Политика Бунге и его преемников (таможенный протекционизм, привлечение иностранного капитала, упорядочивание государственного долга и денежного обращения) способствовала завершению промышленной революции в России, утверждению крупного машинного производства, по основным показателям которого был достигнут среднемировой уровень развития капитализма. Это опровергает традиционное представление о царствовании […] как… «периоде регресса». Но, как и предсказывал Бунге, курс на индустриализацию, не сопровождавшийся преобразованиями в деревне и не предполагавший каких-либо изменений в системе общинного землевладения и патриархальном укладе крестьянской жизни, порождал глобальные диспропорции, неизбежно ведущие в будущем к социально-политическому кризису».

 

С1

Определите, о правлении какого императора идет речь. Каким термином историки определяют его правление? Каково отношение автора к политике монарха?

 

С2

На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех положений его внутренней политики, стимулирующих развитие промышленности.

 

С3

Укажите не менее трех положений, свидетельствующих о попытках сохранить общинно-крепостнические порядки на селе.

 

Задания С4–С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
С4

Назовите не менее трех общественных классов или групп, слоев, принимавших участие в революции 1905-1907 гг. Приведите не менее одного требования от каждого такого общественного класса (слоя, группы, выбранных вами), выдвигавшегося ими к государственной власти.

С5

Ниже приведены две точки зрения на начало Гражданской войны:

 

1. Гражданская война в России началась сразу после установления советской власти.

2. Гражданская война в России началась летом 1918 г.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С6

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

 

В ноябре 1917 г. большевики пошли на создание коалиционного правительства с левыми эсерами. Однако в марте 1918 г. коалиция распалась.

Почему это произошло? (Укажите не менее двух причин).

Каковы были последствия распада коалиции? (Укажите не менее двух последствий).

С7

 

Сравните проекты конституций, разработанных членами Северного и Южного тайных обществ в начале 20-х гг. XIX в.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее • …………………………………………………………………. • ………………………………………………………………….
Различия
• …………………………… • ……………………………
• …………………………… • ……………………………
• …………………………… –––––
––––– • ……………………………

ВАРИАНТ 6.

Часть 1.

 

A1

Какое из названных событий произошло раньше всех остальных?

 

1) осада крепости Доростол византийским войском
2) принятие Ярославом Мудрым «Русской Правды»
3) договоры Олега Вещего с Византией
4) установление княгиней Ольгой уроков и погостов

 

A2

Владимир Мономах принял участие

 

1) в походе на Царьград
2) в крещении Руси
3) в Любеческом съезде
4) в походе на печенегов

 

A3

Предприятие, основанное на разделении труда и использовании ручной ремесленной техники, называется

 

1) фабрикой
2) цехом
3) мануфактурой
4) мастерской

 

A4

Следствием похода Батыя на Русь было

 

1) непосредственное управление русскими землями ордынскими ханами
2) сближение русских земель со странами Западной Европы
3) разорение многих городов, угасание ряда ремесел
4) установление политической зависимости Руси от Византии
A5

Новое летоисчисление в России было введено в правление

 

1) Софьи Алексеевны
2) Петра Алексеевича
3) Анны Иоанновны
4) Елизаветы Петровны

 

A6

Отметьте черту экономики второй половины XVIII в., свидетельствующую о разложении крепостнических порядков.

 

1) разрешение выкупа крестьянской свободы
2) увеличение барщины
3) появление приписных крестьян
4) появление капиталистых крестьян

 

A7

Что явилось следствием Ништадского мира?

 

1) присоединение к России Прибалтики
2) присоединение к России Правобережной Украины
3) организация похода в Среднюю Азию
4) перенесение столицы России из Москвы в Петербург

 

A8

Прочтите отрывок из документа и определите, о каком историческом лице в нем говорится?

 

«…Сел Иван Данилович на великом княжении всея Руси, и была с тех пор тишина велика на 40 лет, и перестали поганые воевать Русскую землю и убивать христиан, и отдохнули христиане от великой истомы и многой тяжести от насилия татарского, и была с тех пор тишина велика по всей Русской земле».

 

1) Иван Красный
2) Иван Калита
3) Иван III
4) Иван IV
A9

 

В 1895 году был(-а) обазован(а)

 

1) «Народная расправа»
2) «Земля и воля»
3) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»
4) Северное общество

 

A10

Убежденный консерватор, противник отмены крепостного права, борец с революционерами, за влияние при дворе прозван Петром IV

 

1) П.А. Валуев
2) М.Т. Лорис-Меликов
3) П.А. Шувалов
4) К.П. Победоносцев
A11

Неофициальный совещательный орган при императоре Александре I назывался

 

1) Тайный совет
2) Тайная канцелярия
3) Ближняя дума
4) Негласный комитет

 

A12

Внешняя политика Николая I

 

1) обеспечила безопасность России на Балканах
2) обеспечила стабильность финансовой системы России
3) была направлена на неучастие России в войнах
4) вызывала желание европейских государств ограничить рост авторитета России в Европе

 

A13

Что было одной из причин экономического подъема в России в 1880-1890-е гг.?

 

1) понижение таможенных пошлин
2) введение подушной подати
3) поддержка государством крупной промышленности
4) проведение аграрной реформы

 

A14

Прочтите фрагмент исторического источника (документа). Кому было поручено проводить данную реформу?

«Государственные крестьяне были устроены в особые сельские общества (которых оказалось почти 6000), из которых составлялись волости. Эти образования имели свои «сходы», избирали для управления волостных и сельских «голов», а для суда – особых судей. Были проведены меры для улучшения их хозяйственного быта – крестьян учили лучшим способам хозяйствования, обеспечивали зерном в неурожайные годы, малоземельных наделяли землей, заводили школы, давали податные льготы»».

 

1) Н.И. Милютину
2) А.А. Безбородко
3) П.Д. Киселеву
4) Е.Ф. фон Канкрину

 

A15

2-3 марта 1917 г., произошло(а)

 

1) отставка министров П.Н. Милюкова и А.Н. Гучкова
2) отречение от престола Николая II и его брата Михаила
3) выступление В.И. Ленина на Финляндском вокзале
4) выступление русских войск на Юго-Западном фронте

 

A16

Коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в., называется

 

1) модернизацией
2) культурной революцией
3) ограниченным суверенитетом
4) культурной автономией

 

A17

Что из названного характеризует внешнюю политику СССР в 30-гг. XX в.?

 

1) заключение Рапалльских соглашений с Германией
2) создание Коминтерна
3) вступление в Лигу Наций
4) «полоса признания»

 

A18

Укажите одну из причин поражения «белых» в Гражданской войне

 

1) слабое финансовое обеспечение войск
2) политика «военного коммунизма»
3) низкий профессиональный уровень солдат и офицеров
4) требование восстановить «единую и неделимую» территорию Российской империи
A19

 

Прочтите отрывок из обращения ВЦИК и СНК «К крестьянству РСФСР» и укажите название политики, к которой оно относится.

 

«… Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров разверстка отменяется и вместо нее вводится налог на продукты сельского хозяйства.

Этот налог должен быть меньше, чем хлебная разверстка».

 

1) новая экономическая политика
2) коллективизация
3) красногвардейская атака на капитал
4) политика «военного коммунизма»

 

A20

Какое из перечисленных ниже событий относится к 1943 г.?

 

1) освобождение Левобережной Украины
2) освобождение территории СССР от немецко-фашистских захватчиков
3) Ялтинская конференция Большой тройки
4) начало первых поставок по ленд-лизу  
A21

Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите, о какой картине идет речь?

«… Низко нависло над городом сумрачное небо. По заснеженной и необычно пустынной площади, чеканя шаг, проходят войска. Прямо с площади с парада пойдут они в бой. Художник создает торжественно приподнятое настроение картины, которое усиливается величием стоящих на Красной площади памятников архитектуры. Храм Василия Блаженного, Спасская башня Кремля – немые свидетели русского оружия прошлого – словно напутствуют и благословляют на борьбу защитников родной земли».

 

1) А. Дейнеки «Окраина Москвы»
2) П. Кривоногова «Победа»
3) К. Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1942 г.»
4) А. Пластова «Фашист пролетел»  
A22

Подавление «Пражской весны» было осуществлено

 

1) в 1956 г.
2) в 1968 г.
3) в 1979 г.
4) в 1982 г.

 

A23

В постановлении ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» критике было подвергнуто творчество

 

1) А. Ахматовой
2) К. Симонова
3) А. Фадеева
4) А. Солженицына
A24

 

Со временем «холодной войны» связано понятие

 

1) политика невмешательства
2) новый мировой порядок
3) «железный занавес»
4) «пятая колонна»  
A25

К причинам кризисных явлений в экономике СССР в 1970-х –первой половине 1980-х гг. относилось

 

1) введение частной собственности
2) господство командно-административной системы
3) материальное стимулирование труда
4) проведение экономических реформ середины 1960-х гг.

 

A26

 

Прочтите отрывок из документа и укажите год, когда он был принят?

 

«Содружество Независимых государств в составе республик Беларуси, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств – членов Союза ССР, и также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения».

 

1) 1985 г.
2) 1991 г.
3) 1993 г.
4) 1998 г.
   
A27

Внешняя политика России в 1992-1999 гг. характеризовалась

 

1) разрушением Берлинской стены
2) выводом советских войск из Афганистана
3) подписанием Кэмп-Дэвидской декларации
4) полной выплатой внешнего долга

Часть 2.

 

В1

Расположите в хронологическом порядке документы, отражающие процесс закрепощения крестьян. Запишите буквы, которыми обозначены документы, в правильной последовательности в таблицу.

 

А) «Соборное уложение»  
Б) Указы о «заповедных летах»  
В) Судебник 1497 г.  
Г) Указы об «урочных летах»    
       
           

 

В2

Какие три из перечисленных центров, были присоединены к Москве в правление Василия III? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

 

1) Казань
2) Псков
3) Рязань
4) Переславль-Залесский
5) Смоленск
6) Новгород  
       
         

 

В3

Установите соответствие между именами исторических личностей и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

  ИМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ    
  А) Ярослав Мудрый 1) написал «Поучение детям»  
  Б) Андрей Боголюбский 2) ввел Юрьев день  
  В) Владимир Мономах 3) победил монголов на Куликовом поле  
  Г) Дмитрий Донской 4) построил Софийский собор в Киеве  
  5) привез икону Божьей матери во Владимир    
А Б В Г  
         
                         

 

 

В4

Прочтите отрывок из работы современных историков Л.Е. Морозова и В.И. Буганова и укажите, о ком идет речь.

 

«…смело порвала старозаветные традиции, вышла из кремлевского терема на политическую сцену и стала, ни более ни менее, фактической правительницей огромного государства, обнаружив недюжинные способности, смелый и гибкий ум, проницательность и немалое властолюбие. Выступала, с помощью столь же даровитых советников, конкурентом подрастающего и все более неудержимого Петра I, своего брата, но только по отцу, не по матери. Они волею судьбы оказались в разных лагерях, или, как выражались некоторые их современники и наблюдатели, «партиях»… Из первой фамилии вышла мать сестры, из второй мать брата. Складом характера, честолюбием и решительностью сестра и брат были в известной степени похожи друг на друга; просвещенностью же она превосходила его».

Ответ: ____________________.

 

В5

Расположите следующие фамилии военачальников XIX в. в хронологической последовательности их деятельности.

Запишите буквы, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности в таблицу.

 

А) М.И. Кутузов  
Б) А.П. Ермолов  
В) И.В. Гурко  
Г) П.С. Нахимов    
       
           

 

 

В6

Какие трое из перечисленных лиц по своим убеждениям являлись западниками? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

 

1) А. Хомяков  
2) Т. Грановский  
3) К. Кавелин  
4) Ю. Самарин  
5) И. Киреевский  
6) С. Соловьев    
     
         

 

В7

Установите соответствие между терминами, названиями и их определениями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  
А) Б) В) Г) курия земство народничество оброк 1) натуральный или денежный сбор с крепостных крестьян  
2) общественно-политическое движение части интеллигенции Российской империи  
3) выборные органы местного самоуправления  
4) отработки крепостных крестьян на земле помещика  
5) разряд, на который подразделяются выборщики в органы местного самоуправления
А Б В Г  
         
                 

 

В8

Прочтите отрывок из официального документа XIX в. и укажите фамилию его автора.

 

«Русский, преданный отечеству, столь же мало согласиться на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца мономахова. Самодержавие составляет главное условие политического существования России… Наряду с сими двумя национальными началами находиться и третье, не менее важное, не менее сильное: народность».

 

Ответ: ____________________.

 

 

В9

Какие три из перечисленных черт характеризуют политику индустриализации в СССР? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

 

1) создание оборонной промышленности
2) введение продразверстки
3) разрешение аренды земли крестьянам
4) достижение экономической независимости СССР
5) допуск частного капитала в экономику
6) сжатые исторические сроки  
       
         

 

В10

Установите соответствие между датами и событиями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

  ДАТЫ СОБЫТИЯ
А)   1) создание партии кадетов  
Б) В) Г)   2) убийство П.А. Столыпина  
3) начало Первой мировой войны  
4) начало русско-японской войны  
5) разрешение выделять земли в отрубы и создавать хутора  
А Б В Г  
         
                   

 

В11

Прочтите отрывок из документа, принятого 25 октября 1917 г. на Втором Всероссийском съезде Советов, и определите его название.

 

«Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог… Вся земля отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней».

 

Ответ: ____________________.

 

В12

Какие три из перечисленных политических деятелей являлись сторонниками рыночной реформы РФ? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

 

1) Г.И. Янаев
2) Б.Н. Ельцин
3) Е.Т. Гайдар
4) Г.А. Зюганов
5) М.С. Горбачев
6) А.Б. Чубайс  
       
         

 

В13

Установите соответствие между концепциями и фамилиями советских руководителей, которые их выдвигали. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

КОНЦЕПЦИИ РУКОВОДИТЕЛИ  
А) Б)   В) Г) «новое политическое мышление» «концепция развитого социализма» программа построения коммунизма в СССР тезис об обострении классовой борьбы в процессе строительства социализма   1) И.В. Сталин
2) К.У. Черненко  
3) Н.С. Хрущев  
4) 5) Л.И. Брежнев М.С. Горбачев    
А Б В Г  
         
                   
В14

 

Прочтите отрывок из воспоминаний писателя И. Эренбурга о докладе, прозвучавшем на XX съезде партии и посвященном разоблачению культа личности И.В. Сталина. Укажите фамилию докладчика, пропущенную в тексте.

«На закрытом заседании 25 февраля во время доклада_________________ несколько делегатов упали в обморок… не скрою: читая доклад, я был потрясен, ведь это говорил не реабилитированный в кругу друзей, а первый секретарь ЦК на съезде партии».

 

Ответ: ____________________.

В15

Расположите в хронологической последовательности появление следующих понятий. Запишите буквы, которыми обозначены понятия, в правильной последовательности в таблицу.

 

А) Государственная дума  
Б) Кабинет министров  
В) Общественная палата  
Г) Учредительное собрание  
       
           

 

Часть 3

 

Для ответов на задания этой части (С1–С7) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.

 

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из документа.

«Считая себя одним из отрядов всемирной армии пролетариата, российская социал-демократия преследует ту же конечную цель, к которой стремятся социал-демократы всех других стран.

Эта конечная цель определяется характером современного буржуазного общества и ходом его развития. <…>

Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою.

Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т.е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров. <…>

В России, где капитализм уже стал господствующим способом производства, сохранились еще очень многочисленные остатки нашего старого докапиталистического порядка, который основывался на закрепощении трудящихся масс…

Самым значительным из всех этих пережитков и самым могучим оплотом всего этого варварства является царское самодержавие. По самой природе своей оно враждебно всякому общественному движению и не может не быть злейшим противником всех освободительных стремлений пролетариата.

[Партия] ставит своей ближайшей политической задачей низвержение царского самодержавия и замену его демократической республикой, конституция которой обеспечивала бы:

… [партия] твердо убеждена в том, что полное, последовательное и прочное осуществление указанных политических и социальных преобразований достижимо лишь путем низвержения самодержавия и созыва учредительного собрания, свободно избранного всем народом».

 

С1

Определите, о какой политической организации идет речь? Назовите год принятия ее политической программы. Укажите лидера этой партии.

 

С2

На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех целей этой партии.

С3

 

Когда были реализованы указанные цели? Приведите не менее трех фактов.

 

 

Задания С4–С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
С4

Назовите не менее трех причин быстрого восстановления во второй половине 1940-х гг. разрушенного войной хозяйства СССР. Приведите не менее трех примеров восстановленных и вновь построенных объектов.

 

С5

Ниже приведены две точки зрения на пакт Молотова-Риббентропа:

 

1. Подписание пакта о ненападении с фашисткой Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР.

2. Подписание пакта стало ошибкой, имевшей тяжелые последствия для СССР.

 

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С6

 

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

 

Летом 1919 г. войска под командованием А.И. Деникина начали быстро продвигаться к Москве. Однако в октябре 1919 г. ситуация на фронте изменилась.

 

Назовите не менее двух причин произошедших изменений на фронте в 1919-начале 1920 г.

Как развивались события Гражданской войны в последующие годы? Приведите не менее двух фактов.

 

С7

Сравните основные направления политики «оттепели» и «перестройки».

 

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

 

 

Общее • …………………………………………………………………. • ………………………………………………………………….
Различия
• …………………………… • ……………………………
• …………………………… • ……………………………
• …………………………… –––––
––––– • ……………………………

ОТВЕТЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...