Сущность и виды дебиторской задолженности предприятия.
Дебиторская задолженность — сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами. Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе. Дебиторская задолженность относится к оборотным активам компании вне зависимости от срока её погашения. Задолженность за отгруженные товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил, но право собственности уже перешло к покупателю; либо поставщику (подрядчику, исполнителю) перечислен аванс за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) – это нормальная дебиторская задолженность. Задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в установленный договором срок, представляет собой просроченную дебиторскую задолженность. Просроченная дебиторская задолженность, в свою очередь, может быть сомнительной и безнадежной. Цель, задачи и этапы управления дебиторской задолженностью предприятия. Целью является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования ДЗ, как экономического инструмента. Основные задачи: комплексная проверка дебитора на начальном этапе, юридическое сопровождение сделок, финансирование дебиторской задолженности, учёт, контроль, оценка эффективности дебиторской задолженности, взыскание просроченного долга, ограничение приемлемого уровня ДЗ;выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств; определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платёжной дисциплины; ускорение востребования долга;уменьшение бюджетных долгов; оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.
Этапы: - Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде. - Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции. - Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) кредиту. - Формирование системы кредитных условий. - Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита. - Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. - Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. - Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Резервы по сомнительным долгам. РЕЗЕРВЫ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ — вид оценочных резервов. Дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, при составлении бухгалтерского баланса отражается на отчетную дату за минусом резерва по сомнительным долгам. Резервы по сомнительным долгам определяются отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично и образуются за счет финансовых результатов (операционные расходы) коммерческой организации. При списании невостребованного сомнительного долга его сумма относится в уменьшение соответствующего резерва по сомнительным долгам. Неиспользованные суммы резервов по сомнительным долгам относятся на финансовые результаты (операционные доходы) коммерческой организации.
Типы политики коммерческого кредитования. Коммерческое кредитование - одна из разновидностей кредита. В отличие от банковского при коммерческом кредитовании кредитором выступает не банк, а контрагенты предприятия - поставщик продукции при товарной форме кредитования и покупатель продукции - при использовании предоплаты. Обычно коммерческое кредитование носит краткосрочный характер. Формы коммерческого кредитования разнообразны. Например, при поставке (продаже) товаров в рассрочку платой за кредит является разница между конечной и текущей ценами товара. Формами коммерческого кредитования являются: предоплата за поставляемую продукцию (услуги и работы); авансирование покупателями приобретаемой продукции, выдача соответствующего векселя. Частными случаями также являются форфейтинг и факторинг. Формой коммерческого кредитования выступает и консигнация, при которой предприятие-консигнант отражает продукцию торговому предприятию (консигнатору) для ее реализации последним, после чего осуществляется расчет между контрагентами. Этапы кредитной политики. 1.Анализ привлечения и использования заёмных средств в предыдущем периоде. 2.Определение цели привлечения заёмных средств. 3.Определение предельного объёма привлечения ЗС. 4.Оценка стоимости привлечения ЗС из различных источников. 5.Определение соответствия объёма ЗС привлекаемых на долгосрочной и краткосрочной основе. 6.Определение форм привлечения ЗС. 7.Определения состава основных кредиторов. 8.Формирование эффективных условий привлечения кредита. 9.Обеспечение эффективного использования привлекаемых средств. 10.Обеспечение своевременных расчётов по полученным займам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|