Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторный анализ реализации молока




 

Молочное скотоводство является основной отраслью производства в колхозе им. Куйбышева, поэтому проведение факторного анализа прибыли от продажи молока позволит выявить степень влияния на прибыль от продажи данного вида продукции объема реализации, структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.

Для выполнения факторного анализа формирования прибыли от продажи молока используем учетную информацию формы №13-АПК «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции животноводства» за 2010-2012 гг. (Приложение 6, 7).

Методика расчета влияния факторов на прирост прибыли от продаж включает в себя несколько этапов. Однако для того, чтобы выполнить эти расчеты, необходим предварительный этап работы, который предусматривает формирование таблицы 8 на основании исходных данных.

 

Таблица 8. - Исходные данные для факторного анализа

Показатели базисный год (2010 г.) отчетный год (2012 г.)
Молоко:    
- выручка от продажи, тыс. руб. 6382 8408
- полная себестоимость, тыс. руб. 6312 6667
- объем продажи, ц 5243 6471
- цена продажи 1 ц, руб. 1217,24 1299,33
- полная себестоимость 1 ц, руб. 1203,89 1030,29

Отчетный год по базису на фактически реализованную продукцию:

- выручка от продажи условная, тыс. руб.

1217,24 * 6471 / 1000 = 7877

- полная себестоимость условная, тыс. руб.

1203,89 * 6471 / 1000 = 7790

Расчет влияния факторов на сумму прибыли от продажи молока можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в табл. 9.

 

Таблица 9. - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации молока, тыс. руб.

Показатель

Период

  2010 год условная 2012 год
1. Выручка от продажи молока 6382 7877 8408
2. Полная себестоимость проданного молока 6312 7790 6667
3. Прибыль (убыток) от продажи молока 70 87 1741

 

Сравнение итогов изменения объема продаж молока в оптовых ценах и по полной себестоимости данных 2012 года с данными 2010 года показывает, что при росте объема продаж на 31,7% (8408 / 6382 * 100 -100) себестоимость увеличилась на 5,6% (6667 / 6312 * 100 -100). Это привело к росту суммы прибыли от продажи в 2012 г. по сравнению с 2010 г. на 1671 тыс. руб. (1741 - 70).

Сравним сумму прибыли 2012 года и условной прибыли, исчисленной исходя из фактического объема молока, но при ценах 2010 года и себестоимости 2010 года и узнаем, насколько она изменился за счет объема и структуры реализации.

Для проведения дальнейшего факторного анализа рассчитаем коэффициенты изменения объема реализации:

в оптовых ценах: Кр = 7877 / 6382 = 1,234252

в оценке по себестоимости: Кс = 7790 / 6312 = 1,234157

Влияние изменения объема реализации на сумму прибыли от продажи зерна составит:

в оптовых ценах: ∆П(V) = 70 * 1,234252 - 70 = 16,4 (тыс. руб.),

в оценке по себестоимости: ∆П(V) = 70 * 1,234157 - 70 = 16,4 (тыс. руб.).

За счет изменения объема реализации в 2012 году по сравнению с прошлым годом прибыль от реализации возросла в оптовых ценах и в оценке по себестоимости на 16,4 тыс. руб.

Изменение прибыли от реализации за счет изменения структуры:

в оптовых ценах: ∆П(СТР) = 87 - 70 * 1,234252 = 0,6 (тыс. руб.),

в оценке по себестоимости: ∆П(СТР) = 87 - 70 * 1,234157 = 0,6 (тыс. руб.).

В результате изменения себестоимости прибыль возросла на 1123 тыс. руб.

∆П(С) = 7790 - 6667 = 1123 (тыс. руб.),

В результате изменения цен прибыль возросла на 531 тыс. руб.

∆П(Ц) = 8408 - 7877 = 531 (тыс. руб.)

Расчеты влияния факторов на изменение прибыли от продажи молока в 2012 г. по сравнению с 2010 г. можно обобщить в таблице 10.


Таблица 10. - Обобщение результатов факторного анализа прибыли от продажи молока

Факторы

Изменение прибыли

  I вариант II вариант
1. Изменение объема продажи +16,4 +16,4
2. Изменение структуры продажи +0,6 +0,6
3. Изменение себестоимости проданной продукции +1123 +1123
4. Изменение отпускных цен +531 +531
ИТОГО +1671 +1671

Фактический рост прибыли от продажи молока в 2012 г. по сравнению с прибылью 2010 года составил 1671 тыс. рублей. Рост объема продаж повысило прибыль на 16,4 тыс. руб. в оптовых ценах и в оценке по себестоимости, а изменение структуры продаж повысило прибыль на 0,6 тыс. руб. в оптовых ценах и в оценке по себестоимости. Снижение полной себестоимости привело к росту прибыли на 1123 тыс. руб., а рост цен продажи увеличил прибыль на 531 тыс. руб.

В 2012 г. по сравнению с 2010 г. рентабельность молока возросла на 25,00%. За счет повышения цены рентабельность возросла на 6,82%. Из-за снижения себестоимости продукции уровень рентабельности возрос на 18,18%.

При анализе финансового состояния колхоза им. Куйбышева необходимо знать запас его финансовой устойчивости (зону безопасности). С этой целью все затраты предприятия следует предварительно разбить на переменные и постоянные в зависимости от объема производства и реализации продукции (таблица 11).

 


Таблица 11. - Расчет порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости

Показатель

Годы

  2010 2011 2012
1. Выручка от реализации молока за минусом НДС, акцизов и др., тыс. руб. 6382 7567 8408
2. Прибыль (убыток) от продажи, тыс. руб. 70 1923 1741
3. Полная себестоимость реализованного молока, тыс. руб. 6312 5644 6667
4. Сумма переменных затрат, тыс. руб. 4103 3951 4820
5. Сумма постоянных затрат, тыс. руб. 2209 1693 1847
6. Сумма маржинального дохода (убытка), тыс. руб. 2279 3616 3588
7. Доля маржинального дохода (убытка) в выручке, % 35,7 47,8 42,7
8. Порог рентабельности, тыс. руб. 6188 3579 4325
9. Запас финансовой устойчивости, тыс. руб. 194 3988 4083
% 3,0 52,7 48,6

Как показывает расчет в 2010 г. нужно было реализовать продукции на сумму 6188 тыс. руб., чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактическая выручка составила 6382 тыс. руб., что выше порога рентабельности на 194 тыс. руб. или на 3,0%. Это и был запас финансовой устойчивости. В 2012 г. нужно было реализовать продукции на сумму 4325 тыс. руб., чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактическая выручка составила 8408 тыс. руб., что выше порога рентабельности на 4083 тыс. руб. или на 48,6%. Это и есть современный запас финансовой устойчивости молочной отрасли колхоза им. Куйбышева. Поэтому нужно постоянно следить за запасом финансовой устойчивости, выяснять насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка молочной отрасли данного хозяйства.

 


Резервы и пути достижения устойчивого развития отрасли молочного скотоводства

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...