Факторный анализ реализации молока
Молочное скотоводство является основной отраслью производства в колхозе им. Куйбышева, поэтому проведение факторного анализа прибыли от продажи молока позволит выявить степень влияния на прибыль от продажи данного вида продукции объема реализации, структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен. Для выполнения факторного анализа формирования прибыли от продажи молока используем учетную информацию формы №13-АПК «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции животноводства» за 2010-2012 гг. (Приложение 6, 7). Методика расчета влияния факторов на прирост прибыли от продаж включает в себя несколько этапов. Однако для того, чтобы выполнить эти расчеты, необходим предварительный этап работы, который предусматривает формирование таблицы 8 на основании исходных данных.
Таблица 8. - Исходные данные для факторного анализа
Расчет влияния факторов на сумму прибыли от продажи молока можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в табл. 9.
Таблица 9. - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации молока, тыс. руб.
Сравнение итогов изменения объема продаж молока в оптовых ценах и по полной себестоимости данных 2012 года с данными 2010 года показывает, что при росте объема продаж на 31,7% (8408 / 6382 * 100 -100) себестоимость увеличилась на 5,6% (6667 / 6312 * 100 -100). Это привело к росту суммы прибыли от продажи в 2012 г. по сравнению с 2010 г. на 1671 тыс. руб. (1741 - 70). Сравним сумму прибыли 2012 года и условной прибыли, исчисленной исходя из фактического объема молока, но при ценах 2010 года и себестоимости 2010 года и узнаем, насколько она изменился за счет объема и структуры реализации. Для проведения дальнейшего факторного анализа рассчитаем коэффициенты изменения объема реализации: в оптовых ценах: Кр = 7877 / 6382 = 1,234252 в оценке по себестоимости: Кс = 7790 / 6312 = 1,234157 Влияние изменения объема реализации на сумму прибыли от продажи зерна составит: в оптовых ценах: ∆П(V) = 70 * 1,234252 - 70 = 16,4 (тыс. руб.), в оценке по себестоимости: ∆П(V) = 70 * 1,234157 - 70 = 16,4 (тыс. руб.). За счет изменения объема реализации в 2012 году по сравнению с прошлым годом прибыль от реализации возросла в оптовых ценах и в оценке по себестоимости на 16,4 тыс. руб. Изменение прибыли от реализации за счет изменения структуры: в оптовых ценах: ∆П(СТР) = 87 - 70 * 1,234252 = 0,6 (тыс. руб.), в оценке по себестоимости: ∆П(СТР) = 87 - 70 * 1,234157 = 0,6 (тыс. руб.). В результате изменения себестоимости прибыль возросла на 1123 тыс. руб. ∆П(С) = 7790 - 6667 = 1123 (тыс. руб.), В результате изменения цен прибыль возросла на 531 тыс. руб. ∆П(Ц) = 8408 - 7877 = 531 (тыс. руб.) Расчеты влияния факторов на изменение прибыли от продажи молока в 2012 г. по сравнению с 2010 г. можно обобщить в таблице 10. Таблица 10. - Обобщение результатов факторного анализа прибыли от продажи молока
Фактический рост прибыли от продажи молока в 2012 г. по сравнению с прибылью 2010 года составил 1671 тыс. рублей. Рост объема продаж повысило прибыль на 16,4 тыс. руб. в оптовых ценах и в оценке по себестоимости, а изменение структуры продаж повысило прибыль на 0,6 тыс. руб. в оптовых ценах и в оценке по себестоимости. Снижение полной себестоимости привело к росту прибыли на 1123 тыс. руб., а рост цен продажи увеличил прибыль на 531 тыс. руб.
В 2012 г. по сравнению с 2010 г. рентабельность молока возросла на 25,00%. За счет повышения цены рентабельность возросла на 6,82%. Из-за снижения себестоимости продукции уровень рентабельности возрос на 18,18%. При анализе финансового состояния колхоза им. Куйбышева необходимо знать запас его финансовой устойчивости (зону безопасности). С этой целью все затраты предприятия следует предварительно разбить на переменные и постоянные в зависимости от объема производства и реализации продукции (таблица 11).
Таблица 11. - Расчет порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости
Как показывает расчет в 2010 г. нужно было реализовать продукции на сумму 6188 тыс. руб., чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактическая выручка составила 6382 тыс. руб., что выше порога рентабельности на 194 тыс. руб. или на 3,0%. Это и был запас финансовой устойчивости. В 2012 г. нужно было реализовать продукции на сумму 4325 тыс. руб., чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактическая выручка составила 8408 тыс. руб., что выше порога рентабельности на 4083 тыс. руб. или на 48,6%. Это и есть современный запас финансовой устойчивости молочной отрасли колхоза им. Куйбышева. Поэтому нужно постоянно следить за запасом финансовой устойчивости, выяснять насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка молочной отрасли данного хозяйства.
Резервы и пути достижения устойчивого развития отрасли молочного скотоводства
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|