Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Не все ссылки на новостные сайты открываются (на некоторых сайтах устаревшие новости переносятся в архив).




Однако приведённые авторами исследуемой книги цитаты находятся поисковыми машинами со ссылками на те же документы, на которые указывают авторы. Ср.:

Таблица 2

Цитата из исследуемой книги Текст первоисточника
Ссылка: 78 «В производстве работ, – пишет Ермолов в своих записках о строительстве Грозной, – сколько могли чеченцы делали препятствия. Нередко случалось, что солдаты, оставляя шанцевый инструмент, тут же брали ружья и отражали нападение» (Записки Алексея Петровича Ермолова во время управления Грузией. / http://orel.rsl.ru/nettext/history/ermolov/part5.html). Т. 1, с. 45 В производстве работ сколько могли чеченцы делали препятствия. Нередко случалось, что солдаты, оставляя шанцевый инструмент, тут же брали ружья и отражали нападение.   Записки Алексея Петровича Ермолова во время управления Грузией. http://www.museum.ru/1812/Library/Ermolov/part5.html
  «Когда говорят, что нужно думать о мирных людях, нередко забывают, что в Москве, Волгодонске и Буйнакске, где террористы взрывали жилые дома, гибли такие же мирные люди»   Т. 2, с. 14 Ссылка: 4 Алексий Второй высказался за продолжение контртеррористической операции в Чечне. – Интерфакс. 2000-01-30. 16:50:00 || http:// www.interfax-religion.ru/print.php? act=archive&id=7545.) 30 января 2000 года, 16:50 АЛЕКСИЙ ВТОРОЙ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ ЗА ПРОДОЛЖЕНИЕ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ В ЧЕЧНЕ <…>"Когда говорят, что нужно думать о мирных людях, нередко забывают, что в Москве, Волгодонске и Буйнакске, где террористы взрывали жилые дома, гибли такие же мирные люди", - подчеркнул патриарх. <…> (Интерфакс, архив новостей 1989-2004 г., http://religion.customers.ru/?act=archive&div=7545)

 

Таким образом, недобросовестного прямого цитирования в исследуемом тексте не обнаружено.

Кроме прямых цитат, оформленных по правилам русского языка, авторы используют пересказ первоисточников. После фрагментов, содержащих пересказ, проставлены ссылки на источники с номерами страниц. Для проверки точности пересказа был выбран один источник – книга Байсаев У., Грушкин Д. Здесь живут люди. Чечня: хроника насилия (ЗЖЛ). Электронная версия частей 1, 4, 5 этой книги в формате pdf с нумерацией страниц имеется в сети Интернет на сайте правозащитного общества «Мемориал» по адресам:

http://www.memo.ru/uploads/files/156.pdf

http://www.memo.ru/2008/07/04/0407081.pdf

http://www.memo.ru/2008/07/04/0407081.pdf

Для исследования точности пересказа в исследуемой книге были найдены фрагменты, где имеется пересказ со ссылкой на найденные части ЗЖЛ и отсутствует прямое цитирование, оформленное кавычками (такие фрагменты с пересказом выделены мелким шрифтом). Фрагменты выбирались последовательно по ссылкам из 2-го тома (2-й том был выбран, поскольку ссылок на ЗЖЛ в нём больше, чем в 1-м). Первые 5 фрагментов представлены в таблице 3:

 

 

Таблица 3.

Страни-цы в исследуе-мой книге и первоис-точнике Тексты пересказа и первоисточника
1.   Т. 2, с. 57   Ссылка: ЗЖЛ. Ч 1. С. 163. Так, например, во время «зачистки» с. Алхан-Кала Грозненского сельского района военнослужащие задержали 13-летнего сына Розы Нагаевой, сказав, что отпустят мальчика, если она до семи часов вечера принесет им автомат. Автомат она купила у других военных за 2500 рублей. (с. 163)
2.   Т. 2, с. 58     Ссылка: ЗЖЛ. Ч. 1. С.75 Так, в ходе «зачистки» в селе Гордали Ножай-Юртовского района 14 июня 2000 г. 16 мужчин были выведены военными на окраину села. Там им связали руки и завязали глаза, а затем стали избивать прикладами автоматов, пытали электричеством, душили, надевая на голову полиэтиленовые пакеты. Одного из задержанных – Мусу Агачаева – военные отвели в сторону и прострелили ему коленную чашечку. (с. 75[9])  
3.   Т. 2, с. 58-59   Ссылка: Там же, с. 136-154. В ходе «зачистки» с. Гехи Урус-Мартановского района 8-12 августа 2000 г. было задержано 57 мужчин. Их привозили на временный фильтрационный пункт (охарактеризованный местными жителями как «полевой концлагерь»), оборудованный на окраине села возле кладбища, и пытали, в том числе в специально установленной палатке, добиваясь признательных показаний об участии в ВФ ЧРИ и доносов на односельчан. Применялись самые разнообразные способы пыток: от избиения прикладами на земле до изощренных истязаний. Так, Тимура Лечиевича Бексултанова, 1984 г. р., после страшных избиений поливали кипятком, в результате чего он получил сильные ожоги. Руслану Чалаеву влили кипяток в рот, после чего он умер. Магомеда Эльбиева перед расстрелом били по ранее сломанной ноге, которая была зафиксирована аппаратом Елизарова, допытываясь о причине травмы. Адлана Альвиевича Эльдарова пытали электрическим током (впоследствии он «исчез»). При пытках присутствовали военные врачи (мужчина и женщина), которые приводили в чувства потерявших сознание. (с.136)   (с. 137)   (с. 137)   (с. 143)   (с. 144)   (с. 145)   (с. 152)  
4.   Т. 2, с. 59     Ссылка: Там же, с. 163-166 Во время «зачистки» с. Алхан-Кала 12-14 августа 2000 г. было задержано более 100 человек, и не менее 43 из них подвергли пыткам. 13-летнего Нагаева избивали, гасили у него на спине и между пальцами рук сигареты, пытали током. Был избит и подвергнут пытке током 15-летний Сайдулаев. (с. 163)   (с. 163)   (с.163)   (с.164)[10]  
5.   Т. 2, с. 59   Ссылка: Там же, с. 194-195. Во время «зачистки» поселка Черноречье (30 августа – 1 сентября 2000 г.), в ходе которой было задержано около 200 молодых людей и подростков, жертв избивали и пытали электрическим током: человека обливали водой, а провода при помощи металлической прищепки прикрепляли к уху, языку и гениталиям. Процедура эта называлась «звонком Масхадову». (с. 193)   (с. 194)[11]  

 

Как видно из примеров, пересказ производился близко к тексту, везде применялось косвенное цитирование (часть текста первоисточника помещалась в текст пересказа без изменений и не выделялась кавычками). Смысл пересказываемого текста везде передан верно, цитаты не вырваны из контекста. Из примеров видно, что все пересказы более кратки, чем тексты первоисточника, в пересказах опущены некоторые подробности, оценочные суждения. Оставлена только фактологическая информация. Таким образом, пересказанные фрагменты текста первоисточника авторами исследуемого текста не искажены.

В [т.2. с. 13-14] имеется подборка цитат:

«БФ», 21/10/99 «Маленькая, но злобная нация. Работать не любят и не умеют, зато бомбы подкладывать и людей воровать – это пожалуйста. Их с детства воспитывают террористами. И вера у них дурацкая».

Мэд Фрог, 04/01/00 «Уродская нация! Дома взрывают, людей воруют, борзеют вообще. Сидели бы в своей чечне и не высовывались! Давно надо было всех этих черножопых чеченцев, этих обезьян ВОНЮЧИХ в газовые камеры затолкать! Смерть ублюдкам!».

Igar, 09/03/00 «надо их сначала всех без разбору напалмом, а потом из «катюш» все перепахать, и не будет больше проблемы, а то наши ребята гибнут потому что кто-то собирается их сортировать (боевиков на «мирных»), а они все за одно».

Илья и Леля, 14/03/00 «Они маленькие, подлые, сволочные тварюжки, терпеть их ненавидим!!!». Лена Апрелевская, 18/05/00 «А во время Гражданской войны, как рассказывал очевидец (царство ему небесное!) они такое творили на Украине – не описать. Причем, не понятно, откуда они, сволочи и брались, в Украине-то. Не смотрели кто перед ним ребёнок, не ребёнок, рубили шашкой – и все. Прямо кошмар!».

UltraShill, 27/05/00 «Ссыкливая нация. Только напалм! Плюс к ним туда же правозащитников, гринпис, и всех пацифистов».

EvilGun, 18/07/00 «Давить всех этих черножопых бандитов! Необходимо срочно начать уничтожение чеченов по национальному признаку, строить новые концлагеря, газовые камеры, крематории. Перебить всю эту гадину до последнего чечёныша! Надо вывести все войска из Чечни и бомбить эту задницу до полного изменения географического рельефа, а потом их трупы вилами сгрести в выгребную яму и залить цементом чтоб не воняло».

OyKC, 09/08/00 «Потому что они не люди, а стадо подонков молящихся на свой коран. <…> А война послали бы на хрен это сраное европейское сообщество и применяли бы НАПАЛМ и ШАРИКОВЫЕ бомбы или атомную что б стереть эту сраную страну ублюдков и мразей, а потом забетонировать всё и заасфальтировать. НЕНАВИЖУ ВОЛОЧЕЙ!!! Надо устроить как предложил В. В. Жириновский НОЧЬ ДЛИННЫХ НОЖЕЙ – часть вторая, и вырезать эту мразь в Москве, пойдёт много народу я это знаю. Это они во всём виноваты сволочи…».

Кубанский Казак, 10/08/00 «Давить их надо как тараканов. И если среди различных наций есть как плохие так и хорошие люди, то среди этой нации хороших людей нет, небыло и не будет». Вломпридумыватьник, 14/10/00 «в генах чеченцев заложено то, что они должны грабить и убивать с самого детства. Это произошло от того, что они всегда жили в горах и чтобы прокормиться они должны были грабить соседнии народы. Поэтому все чечены имеют крепкое телосложение (2 победили на олимпиаде в Сиднее). Поэтому они считали позором жить дольше 30 лет. Поэтому первая война России и Чечни началась лет 200 назад и фактически идёт до сих пор. И выход найден будет если к власть в России придёт новый Сталин (хотя я против диктатуры и культа личности)!».

Русский, 17/10/00 «Этих ублюдков надо уничтожить как вид. И когда чечен станет историей, тогода можно и разобраться, кто хорорщий, кто плохой. Зы Хороший чечен – убитый чечен!». КРУТОЙ, 23/10/00 А вот на счет чеченов, так они гады все одинаковые, все русских ненавидят, сволочи. Один мой друг недавно пишел из чечни, после его рассказов я ко многому начал относиться по другому. «Мирных жителей» там нет, ну или почти нет, ето днем они мирные, а ночью дороги минируют! Ведь в этой войне почти в каждой чеченской семье кто-то погиб, или пропал без вести, вот они и мстят… <…> Я согласен с Димоном, что всех их убивать надо, что он и делал во время зачистки».

Kychot, 05/02/01 «Нет, нужна капитальная чистка по принципу выжженной земли… Иначе мы ещё несколько веков будем терпеть этот нарыв, имя которому – Чечня…».

Кабардинец, 07/04/01 «Я ненавижу чеченов, потому что они всегда были ворами и убийцами, я сам воевал два месяца в Чечне, и первое что сделал, застрелил две семьи, чтоб не было обидно, когда убьют. И снял семь правых ушей с них. Наверно, это и спасло меня. Сейчас они у меня на стене висят. По крайней мере семью ублюдками стало меньше.

А убитые две молодые чеченки не нарожают этих будущих бандитов А их всех ненавижу, это ублюдки. Русские братья, убивайте их всех, приезжайте к нам в Кабарду, вас здесь всегда примут! Смерть чеченам!!!!!!».

ЮляС, 04/05/01 «они же звери, шакалы, кровожадные убийцы Русских салдатов, молодых парнишек!!!!! Я их НЕНАВИЖУ всем своим существом, т. к. Я РУССКАЯ!!! РОССИЯ победит! Стопудово!».

IRONFIST, 25/05/01 «В-третьих я ненавижу Чечню, этот сортир, в котором копошатся навозные черви, которым очень хотелось бы называться людьми, да вот беда, – их за людей никак принимать не хотят. Была бы моя воля – я бы сравнял эту сраную «ичкерию» с землей, уничножив на корню все «мирное население»!!! Не надо меня бесить – в чечне нет мирного населения!: (Да, и на пустыре, после проведения дезинфекционно-санитарных работ, я бы построил большой нефтеперерабатывающий завод! Хм, это прям сказка какая-то!».

Скользящая по перилам, 15/06/01 «С ними еще воевал замечательный русский поэт М. Лермонтов! Уважаю русских поэтов!».

Вовка, 06/08/01 «С ермоловских времен доподлинно известно – чечены – нация воров и бандитов. Это их собачья доблесть».

Правдоруб, 08/11/01 «Чеченцы должны быть уничтожены поголовно по ряду причин: 1. Этот нород бесполезен для современного общества, т. е. чеченци ничего не дали современной цивилизации. Кто нибудь назовет мне великого физика или математика чечена, или скажем космонавта? 2. Этот народ потонциально опасен как бешенная собака, т. е. он не представляет угрозы в целом, но может покусать и вазвать довольно неприятные заражения. 3. Этот народ неполноценен в умственном развитии, т. е. все чечены страдают ярко выраженной мозговой дисфункцией в лучшем случае. Посмотрите на Радуева. Вывод: Подводя итог всему вышесказанному можно сказать что чеченци есть озлобленый пережиток прошлого, по этой пречине они должны быть уничтожены».

Miles Teg, 04/01/02 «Вонючие недообезьяны! Из них даже удобрения приличного для полей не получится – да здравствует напалм и ваккумные бомбы!!!».

Аргердей, 26/04/02 «Придет время. И мы уничтожим этих черножопых тварей, сожжем их аулы. Повесим их стариков, перережим их детей. В русских городах больше не будут греметь взрывы. А последней чеченец сам будет закапывать в могилу свою семью за собственную шкуру. Смерть выродкам!».

Злой, 22/06/02 «нет, конец войне настанет, если на чечню сбросить атомную бомбу! Или лучше – много-много объемно-детонирующих. Правильно говорят, для меня все чеченцы – бандиты. Я на двух войнах всякого насмотрелся и могу постоять за свои слова. Эта расса воспитання на крови, пепле, войне и грабеже».

Егор С.,15/08/03 «Хороший чечен – мертвый чечен! Эта болячка не заживет никогда, чечня – это раковая опухоль страны, ее нужно вырезать. Все взрослое население – под корень, только самых несмышленышей оставить, распределить по детдомам, и забыть на хрен, что была такая нация!..». Colmie, 15/08/03 «Трусливые твари. Только и умеют, что взрывать дома с мирными жителями! Нормально воевать даже не умеют. Вот потому, как трусы, и поступают. Погань мерзкая. Перестрелять всех на фиг»

Эти цитаты содержат негативную информацию о чеченцах в виде:

· унизительных оценочных суждений (напр., Маленькая, но злобная нация, черножопых чеченцев, этих обезьян ВОНЮЧИХ, чечены – нация воров и бандитов и т.п.);

· утверждений о неполноценности чеченцев, выраженных утвердительными предложениями, не содержащими показателей неуверенности, сомнения (напр., в генах чеченцев заложено то, что они должны грабить и убивать с самого детства; Этот народ неполноценен в умственном развитии, т. е. все чечены страдают ярко выраженной мозговой дисфункцией в лучшем случае и т.п.);

· мнений (Я согласен с Димоном, что всех их убивать надо, что он и делал во время зачистки; Была бы моя воля – я бы сравнял эту сраную «ичкерию» с землей, уничножив на корню все «мирное население»!!! и т.п.)

В тексте цитат имеются:

· призывы к насилию по отношению к чеченцам (Давно надо было всех этих черножопых чеченцев, этих обезьян ВОНЮЧИХ в газовые камеры затолкать! Смерть ублюдкам!; Давить всех этих черножопых бандитов! Необходимо срочно начать уничтожение чеченов по национальному признаку, строить новые концлагеря, газовые камеры, крематории. Перебить всю эту гадину до последнего чечёныша! Смерть чеченам!!!!!!);

· прямые угрозы в отношении чеченцев (напр., И мы уничтожим этих черножопых тварей, сожжем их аулы. Повесим их стариков, перережим их детей).

Однако авторы книги не выражают согласия с изложенным в цитатах материалом. Напротив, эти цитаты приведены как пример этнической ненависти (ей посвящён раздел, в котором находятся цитаты: Этническая ненависть – дискриминационное намерение). Авторы описывают в этом разделе враждебное отношение к чеченцам в России с 1990-х годов и приводят цитаты в качестве иллюстрации этого отношения:

Касаясь вопроса об обстоятельствах, способствовавших совершению преступлений представителями российской стороны вооруженного конфликта, следует в первую очередь подчеркнуть фактор этнической ненависти по отношению к чеченцам. Начиная с 1990-х годов, чеченцы являются самой демонизированной в общественном сознании большинства россиян этнической группой. Ей приписываются такие отрицательные качества, как «генетическая склонность» к бандитизму, терроризму, общественный паразитизм, неспособность к интеграции в цивилизованное общество и т. п.

Этноним «чеченец» превратился в ругательство, призывы «уничтожать всех чеченов» раздавались не только на рынках и в очередях, но и в собраниях интеллектуалов. Массовую гибель гражданского населения в Чечне в лучшем случае не замечали или оправдывали «необходимостью борьбы с терроризмом», в худшем – воспринимали как справедливое возмездие за теракты.

В качестве примера приведем подборку высказываний о чеченцах на одном из форумов русскоязычного сегмента в сети Интернет, где участникам было предложено обосновать свои чувства по отношению к чеченцам. Проект действовал в период 1999-2008 гг. Авторская орфография и пунктуация сохраняются.

 

В этом же разделе приводятся высказывания журналистов и военных, выражающих враждебное отношение к чеченцам, например:

Совсем иначе видят перспективу нового этапа чеченской кампании российские генералы и все их подчиненные, вплоть до рядового бойца. Они совершенно искренне считают, что закончить эту войну можно только одним способом: перебить всех чеченцев до одного (т.2, с. 16)

Вот оставим чеченцев тысяч 100-120 и можем спать спокойно лет тридцать. Пока они не размножатся. Я разбомбил Комсомольское и всё, там теперь спокойно… (т.2, с. 16)

С теми, кто не хочет жить в России по нашим русским законам, не хочет молиться нашей вере. Чеченцы – сволочная нация. Есть, конечно, и среди них хорошие люди, но большинство – уроды. Испокон веков они жили грабежами и убийствами. У них это в крови. Даже своих крестьян они считают лохами. Кто в Чечне уважаемый человек? Тот, кто бабки в Москве крутит, или имеет сотню рабов, или на худой конец бегает по горам с автоматом. Нормальные чечены, те, что обрусели, отсюда уже сбежали. А вся зараза идет с гор. Кто сейчас воюет? Или молодежь тупорылая, поколение пепси, которая в этих двух войнах выросла. Или те, которые уже столько крови налили, что им деваться некуда [т.2, с. 16].

 

Эти высказывания, снабжённые ссылками на источники, также приводятся авторами как примеры проявления ненависти к чеченцам.

 

По речевой цели все приводимые авторами чужие враждебные высказывания относятся к информированию читателя о том, что в России имели место этническая ненависть и дискриминационное намерение. Отбор средств выражения в авторском тексте носит сознательный, целенаправленный характер (в авторском тексте отсутствуют признаки спонтанной, разговорной речи). Авторы эксплицитно выражают речевую цель заголовком раздела и своими комментариями и передают читателю информацию (многочисленные цитаты из разных источников), которая подтверждает их высказывания. Выраженная в высказываниях речевая цель и общая смысловая направленность текста соответствуют друг другу, что не даёт оснований говорить о манипуляциях.

 

Аналогично действуют авторы и в других разделах. Так, в разделе 28.2.2. Удары по гражданскому населению – препятствия ищущим спасения – презрение к гуманитарному праву приводятся враждебные высказывания генерала Шаманова, взятые авторами из открытых источников, например:

 

Майор в отставке, участник первой чеченской кампании, а ныне обозреватель «Новой газеты» Вячеслав Измайлов так охарактеризовал Владимира Шаманова: «Он называет чеченцев зверьками, обезьянами, гориллами и соответственно настраивает своих солдат. Большинство инцидентов происходит именно с его подчиненными» (т.2, с. 17);

«Жена боевика – кто она в вашей системе координат?

– Бандитка.

– Почему?

– Если она не бандитка, пусть уходит от него.

– Владимир Анатольевич, вы по-русски судите.

– А как же еще? Они живут в России.

– У них свои законы – она не может уйти.

– А если эти «свои» законы противоречат человеческой морали! Мы все хотим сделать чистыми руками! Не получится. И не будет никогда. Всегда добро должно иметь предел. Меня не устраивает теория: если тебя ударили по правой щеке, подставь левую. Если бандиты не понимают нашей морали, они должны быть уничтожены. Если человек заболел, пациенту делают больно, вырезая пораженную часть органа.

– Но родственников при этом не оперируют! Ребенок бандита – тоже бандит?

– Тоже. А как, скажите, различить жену и снайпершу? Вам хорошо тут, сидя в Москве, рассуждать – чистенько, уютно, – глядя «в ящик». А мне вот там…» (Анна Политковская. Я – Шаманов. – Новая газета. 19 июня 2000 г. № 24) [т.2, с. 17].

 

Авторы оценивают эти высказывания негативно - как воззрения о коллективной ответственности чеченцев – и приводят их в качестве иллюстрации интолерантного отношения военачальников к гражданскому населению.

 

В историческом разделе книги авторы приводят фрагменты из исторических источников (в основном из «Записок генерала Ермолова»), в которых употребляются негативные оценки чеченцев и азиатов, например:

 

«Чеченцы своевольничают и проявляют свой разбойничий характер, считая себя союзниками в.и.в. и нужно сломать сие опасное заблуждение их» [т.1, с. 44];

«Доброта в глазах азиатов – признак слабости, – возражал им Ермолов, – и я поступаю с жестокой суровостью из чисто гуманных соображений. Казнь одного уберегает сотни русских от гибели и тысячи мусульман – от измены» [т.1, с. 44].

 

При этом авторы не солидаризируются с этими высказываниями, а приводят их для описания исторических событий – русско-чеченского конфликта в Царской России. Следует отметить, что в 19-м веке интолерантные высказывания в адрес других народов были нормативны; в общеупотребительных текстах встречались слова и выражения, считающиеся теперь оскорбительными и недопустимыми (ср., напр.: Жид, выставив вперед свою голову, цедил из бочки горелку. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба»). Также в тексте книги встречаются отрывки из художественных произведений, в которых употребляются негативно окрашенные эпитеты в адрес русских, например:

Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения. [т. 1, с. 54-55].

Авторы книги приводят эти фрагменты как примеры проявления вражды (так, приведённое предложение является частью крупной цитаты, в которой идёт речь о карательной экспедиции 19-го века) и снабжают соответствующими комментариями, ср.:

Лев Толстой, сам служивший на Кавказе и являвшийся участником Кавказской войны в 1851-1854 гг., с беспощадной прямотой описал последствия одной из таких карательных экспедиций в XVII главе повести «Хаджи-Мурат»

В авторском тексте, обрамляющем негативные сведения о поведении сторон в чеченской войне, отсутствуют генерализованные суждения типа все чеченцы бандиты, все русские ненавидели чеченцев, все солдаты совершали воинские преступления и т.п. Конкретные негативные факты в авторском тексте могут описываться как примеры массового явления (так, например, отдельные военные преступления могут быть эпизодами массового явления - геноцида), однако при этом указываются конкретные лица, совершившие преступные действия или подвергавшиеся им, причём в подтверждение указываются источники, из которых получена информация (печатные и периодические издания, материалы ЕСПЧ и т.п.). Такая подача информации исключает неоправданную генерализацию, напротив, она указывает только на необходимость расследования и привлечения к персональной ответственности виновных лиц.

 

В книге имеются высказывания, сообщающие о предположительной ответственности высокопоставленных должностных лиц, например: Как будет показано далее, высшие должностные лица администрации президента Путина, включая и самого бывшего главу государства, могут считаться ответственными за преступления, совершенные в контексте вооруженного конфликта на Северном Кавказе. [т.1, с. 15]

Однако чиновники, правительство, власти и их представители не относятся к социальным группам, подлежащим защите по антиэкстремистскому законодательству (см. раздел Определение понятий), а сами высказывания не носят по отношению к ним враждебного характера (в приведённом высказывании нет лексических показателей враждебности, негативных оценочных суждений, призывов к противоправным действиям и т.п.).

 

Хотя в тексте книги обсуждаются юридические вопросы, связанные с вооруженным конфликтом, авторы не отождествляют себя ни с одной из сторон этого конфликта, противопоставление МЫ/ОНИ в отношении сторон конфликта в тексте не выражено: авторы не соотносят себя с какой-либо из враждующих группировок, не сообщают о своём участии в конфликте. Единственное противопоставление, косвенно выраженное авторами в разделе «заключение», не имеет отношения к национальной, социальной или др. вражде: авторы относят себя к правозащитникам и по критериям принятия решений противопоставляют себя политикам (подробнее см. выше).

 

Способ подачи авторами проблемной ситуации заключается в аналитической оценке, конструктивном анализе (степень конфликтности, враждебности сторон, юридическая квалификация их действий). В тексте собраны материалы, которые можно в дальнейшем использовать для обвинения ряда лиц в воинских преступлениях, однако эти материалы не содержат обобщения этих лиц по признакам пола, расы, национальности, религии или социального положения. В авторском тексте отсутствуют унизительные эпитеты, этнофолизмы (прозвищные этнонимы типа негритос, хачик др.), угрозы, утверждения о превосходстве или неполноценности каких-либо групп людей. Авторы не переносят вины и ответственности за деяния отдельных представителей на всю этническую, расовую или конфессиональную группу (военные преступления приписываются не какой-либо общности людей – чеченцам, русским, мусульманам и т.п., а конкретным лицам; если речь в контексте совершения преступлений идёт о группах лиц, то объединяющим признаком этих групп являются не расы, религии, национальности или социальное положение, а принадлежность к конкретным вооружённым формированиям, участвующим в конфликте - террористическим группам, подразделениям, совершавшим карательные операции, участвовавшим в пытках, убийствах и т.п.). При этом вина авторами понимается не в бытовом, оценочном смысле, а в юридическом значении (сообщая о чьей-либо вине не в виде предположения, авторы приводят данные состоявшихся судебных решений).

Таким образом, в тексте книги не выражена негативная социально-психологическая направленность на возбуждение (разжигание) вражды, ненависти (розни) в отношении каких-либо религиозных, социальных, национальных групп людей. Враждебная социальная установка к какой-либо социальной, религиозной, национальной группе (враждебное отношение к ней, ориентация на враждебные действия) отсутствует.

В авторском тексте книги не обнаружено недобросовестного цитирования и генерализованных суждений о коллективной вине национальных, религиозных или социальных групп людей, угроз, оскорблений, унизительных высказываний, утверждений о превосходстве и/или неполноценности людей по признакам пола, расы, национальности, религии или социального положения. Массовые проявления враждебности, которые описываются авторами с юридической точки зрения, подтверждены конкретными примерами со ссылками на источники, при этом в тексте подчёркивается необходимость персональной ответственности виновных лиц за совершённые ими преступления. На необходимость индивидуальной, а не групповой ответственности указывает и название книги (Международный трибунал для Чечни: правовые перспективы привлечения к индивидуальной уголовной ответственности лиц, подозреваемых в совершении военных преступлений и преступлений против человечности в ходе вооруженного конфликта в Чеченской республике), и основная речевая цель авторов, открыто объявленная ими в самом начале книги:

Используя данный подход, авторы намерены продемонстрировать, что рассматриваемые нарушения обладают всеми необходимыми квалифицирующими признаками международных преступлений, в частности, военных преступлений и преступлений против человечности, а лица, ответственные за их совершение, подлежат международной уголовной ответственности [т.1, с.11].

Для достижения этой цели авторы побуждают не к противоправным, а к правовым действиям – созданию международного трибунала для расследования преступлений. Цитаты из документальных источников, содержащие враждебные высказывания, снабжены авторскими комментариями, из которых следует, что авторы не солидаризируются с этими высказываниями, а, напротив, считают их недопустимыми.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...