Изображение населенных пунктов, производственных предприятий.
Населенные пункты. Топографические карты масштаба 1: 100 000 и крупнее подробно изображают все населенные пункты, четко отображая основные их показатели. Одним из основных показателей тактических свойств и значения населенных пунктов является характер их планировки (прямоугольная, радиально-кольцевая, комбинированная) и застройки (сплошная, несплошная и рассредоточенная). Внешние очертания, размеры и планировка населенных пунктов, плотность застройки и другие их пространственные и структурные показатели наглядно и точно передаются на картах. Вместе с тем дается характеристика населенных пунктов по их типу (города, поселки городского, сельского и других типов), численности населения и политико-административному значению. Отображается также экономическое, транспортное и культурное значение населенных пунктов, характеризующееся имеющимися в них производственными предприятиями, вокзалами (станциями), больницами и т. п. Особое внимание обращается на точный показ расположения улиц и перекрестков, площадей, парков, садов и других незастроенных участков, на выделение главных улиц (основных проездов), выдающихся по своим размерам, прочности и значению зданий. Все это отображается на картах с соблюдением следующих основных правил. На крупномасштабных картах плотно застроенные кварталы населенных пунктов (в которых расстояние между строениями менее 50м) изображаются с подразделением на кварталы с преобладанием огнестойких построек (кирпичных, каменных, железобетонных) и неогнестойких. Это показывается фоновой окраской соответствующего цвета. На картах масштаба 1:100 000 и мельче такого подразделения нет, и все застроенные кварталы изображаются сплошной черной заливкой. Оранжевой окраской кварталов на этих картах выделяются города с населением более 50 тысяч жителей.
Черные мелкие прямоугольники внутри кварталов означают: в городах - выдающиеся здания и постройки промышленного значения, а в поселках сельского типа - жилые и отдельные нежилые строения. Характеристика населенных пунктов по их типу, политико-административному значению и численности населения передается размером и начертанием подписей их названий. Под названием поселков сельского и дачного типов подписывается, кроме того, число домов в них. Подробное изучение крупных населенных пунктов производится преимущественно по картам масштаба 1: 25 000 или 1: 50 000 и по планам городов, издаваемым обычно в масштабе 1:100 000 или 1:25 000. Планы городов по сравнению с картами более полно и подробно показывают все городские территории (застроенные, транспортные, залесенные и др.) со всеми относящимися к ним важнейшими объектами, детально отображая рельеф, естественные рубежи и другие особенности территории как внутри города, так и вне его. Особо выделяются все выдающиеся по своей величине, значению или расположению здания, промышленные объекты, сооружения башенного типа и ориентиры, городские подземные коммуникации, трамвайные линии и другие объекты. На планах подписаны названия улиц, номера кварталов и важнейших объектов, перечень которых помещается в пояснительной таблице (легенде) на полях плана или в справке о городе. Промышленные и сельскохозяйственные производственные предприятия и сооружения. Промышленные и сельскохозяйственные производственные предприятия и сооружения на картах масштаба 1: 100 000 и крупнее изображаются все, за исключением расположенных в населенных пунктах. Здесь они показываются полностью только на карте масштаба 1:25000, а на остальных картах выборочно: лишь наиболее крупные и важные в экономическом и военном отношении объекты и главнейшие ориентиры, резко выделяющиеся по своей форме и размерам (сооружения башенного типа, заводские трубы, радио- и телевизионные мачты и т. п.).
В зависимости от размеров занимаемой территории производственные предприятия и сооружения изображаются на картах в масштабе или же внемасштабными условными знаками, указывающими род и местоположение этих объектов. Род объектов, территории (контуры) которых выражены в масштабе, указывается соответствующим условным знаком, помещенным внутри контура, или же сокращенной пояснительной подписью, дополняющей изображение объекта, Заводские и фабричные трубы на территориях предприятий, изображенных в масштабе, показываются соответствующим условным знаком, обозначающим действительное местоположение трубы. Цифры при этом знаке, как и при знаках других высотных объектов, являющихся аэронавигационными ориентирами (радио- и телевизионные мачты, терриконы и пр.), означают высоту этих объектов в метрах. Пояснительными сокращенными подписями сопровождаются также сельскохозяйственные объекты, расположенные отдельно. При расположении в сельских населенных пунктах их наличие указывается соответствующей сокращенной подписью, помещенной под названием населенного пункта. Объекты связи, электролинии, трубопроводы, аэродромы и социально-культурные объекты. Учреждения связи указываются только на картах малонаселенных районов и не все, а лишь расположенные отдельно или в сельских населенных пунктах. Их наличие в таких пунктах отображается соответствующим условным знаком, помещенным под названием населенного пункта рядом с подписью числа домов. Линии связи и электропередачи, за исключением проходящих вдоль железных дорог, автострад и шоссе, показываются, как правило, все, в том числе и на карте масштаба 1: 200 000 при изображении на ней малонаселенных районов. В обжитых же районах на этой карте изображаются только магистральные линии на металлических или железобетонных опорах. На мелкомасштабных картах линии связи вообще не показываются. Следует заметить, что точное положение опорных ферм и столбов обозначено на картах лишь в точках поворота линий.
Нефте - и газопроводы изображаются все, за исключением проходящих в населенных пунктах. Знаком строения с соответствующей пояснительной подписью обозначаются на них станции перекачки и компрессорные станции. Аэродромы и посадочные площадки изображаются по их действительным размерам и различаются на картах по условным знакам. Школы, больницы, санатории, дома отдыха, клубы и другие подобные социально-культурные объекты, расположенные отдельно или в сельских населенных пунктах, показываются, как правило, все и опознаются на карте по относящимся к ним пояснительным подписям (шк., больн., сан., Д.0. и т. п.), Изображения дорожной сети Основными требованиями к изображению дорожной сети на топографических картах являются: наглядное отображение ее густоты, состава и размещения с четким показом класса, начертания и состояния каждой дороги; подробный показ дорожных сооружений, характеризующих техническое оснащение дорог и являющихся ориентирами; тщательная передача характерных особенностей участков дорог и местности на подходах к мостам, переправам, перевалам и в других местах, где объезд затруднителен или невозможен (в теснинах, на болотах и т. п.). Данные, особенно о классе автомобильных дорог, ширине, устройстве их проезжей части (полотна) и техническом оборудовании, позволяют изучать и оценивать по карте эксплуатационные возможности дорог (их пропускную способность, грузоподъемность, возможные сезонные изменения условий передвижения) и производить необходимые расчеты при планировании и организации передвижения и перевозок по ним. Железные дороги изображаются на картах с подразделением: - по ширине колеи - ширококолейные (1435мм и более, в России - 1524 мм) и узкоколейные; - по числу путей - однопутные, двухпутные, трехпутные; - по виду тяги - электрифицированные и с паровой или дизельной тягой; по состоянию - действующие, строящиеся и разобранные. Особыми условными знаками изображаются трамвайные линии (вне населенных пунктов) и подвесные дороги.
На картах показываются все железнодорожные станции, разъезды, платформы и остановочные пункты, а также рабочие казармы и блокпосты. Их изображения сопровождаются сокращенными подписями, указывающими род объекта (ст., раз., пл., и т. п.). Железнодорожные станции всех классов, не выражающиеся в масштабе карты, показываются однотипно: черный прямоугольник условного знака станции (разъезда, платформы) помещается с той стороны знака дороги, с какой она расположена в действительности. На картах масштаба 1:100 000 и крупнее на железных дорогах соответствующими условными знаками изображаются по возможности все водонапорные башни, отдельные семафоры и светофоры, имеющие значение ориентиров, а также насыпи и выемки с указанием их высоты или глубины в метрах. Обязательно показываются туннели и, как правило, все железнодорожные мосты и трубы для стока воды. Мосты изображаются различными условными знаками в зависимости от их размера, конструкции и материала, из которого они построены. На станционных территориях, выражающихся в масштабе карты, указываются депо, погрузочно-разгрузочные площадки, переходные мостики и другие сооружения. Шоссейные и грунтовые дороги при изображении на картах подразделяются в зависимости от их технического совершенства или проходимости на классы по признакам, указанным и табл. 4. Эти признаки надо отчетливо представлять себе при изучении по карте характера и эксплуатационных возможностей дорог. При этом необходимо также учитывать особенности различных участков дорог в зависимости от рельефа, почвенно-грунтовых и других условий местности. Объекты дорожной сети изображаются на картах с соблюдением следующих основных правил. Таблица 4
Автострады, шоссейные и улучшенные грунтовые дороги на картах масштаба 1:100 000 и крупнее показываются все, независимо от густоты дорожной сети. Дороги же более низких классов изображаются полностью лишь в лесных массивах и в других районах со слаборазвитой дорожной сетью (горных, пустынных, таежных, тундровых). В районах с густой дорожной сетью они наносятся с отбором: преимущественно те, которые соединяют населенные пункты по кратчайшим расстояниям и более удобны для движения. На картах малообжитых, пустынных и труднопроходимых районов показываются все караванные пути, вьючные и пешеходные тропы. Техническая характеристика дорог на картах. Изображение автострад и других шоссейных дорог сопровождается пояснительными подписями, указывающими ширину их проезжей части и материал покрытия (А - асфальт, Б - булыжник, Бр. - брусчатка, Г - гравий, К - колотый камень, Кл. - клинкер, Ц - цементобетон, Шл. - шлак, Щ - щебень). На улучшенных грунтовых дорогах указывается только их ширина. На проселочных дорогах ширина подписывается лишь в местах, где проезд возможен только по самой дороге (в лесу, на болоте, в выемке и т. п.). Специальными условными знаками на шоссейных и улучшенных грунтовых дорогах выделяются труднопроезжие участки, участки с крутыми подъемами и спусками (8% и более), а также повороты дорог с радиусом закругления менее 25м. Придорожные, мостовые и другие дорожные сооружения. На картах показываются, как правило, все автобусные станции, гостиницы, автозаправочные станции - специальным условным знаком или знаком строения с соответствующей пояснительной подписью. Мостовые сооружения (мосты, путепроводы, акведуки) и трубы для стока воды на автострадах и шоссейных дорогах изображаются, как правило, все. На грунтовых дорогах мосты через канавы и другие незначительные препятствия показываются главным образом те, которые имеют значение ориентиров. Особенности изображения дорожных объектов на карте масштаба 1: 200 000. Для повышения наглядности и удобочитаемости наиболее важные дорожные и некоторые другие объекты, существенно влияющие на проходимость местности, выделяются на этой карте размером и фиолетовым цветом их пояснительных подписей и числовых характеристик. К таким объектам относятся главные дороги, туннели, крупные мосты, путепроводы, эстакады, значительные обрывы, овраги и некоторые другие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|