Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Измерение расстояний по карте




Измерение линий на карте. Прямые линии измеряют обычно линейкой. Извилистые и ло­маные линии измеряют по частям циркулем-измерителем. Для этого устанавливают по линейке или линейному масштабу раствор циркуля, соответствующий какому-нибудь целому числу километ­ров или сотен метров, и таким «шагом» проходят вдоль измеряе­мой линии, ведя счет перестановок ножек. Порядок измерения показан на рис. 37, где АF - измеряемая линия, А, В, С,..., Е - места постановки ножек, ЕF - остаток, измеряемый по линейке (линейному масштабу). Стрелками показано направление переме­щения ножек.

Величину «шага» выбирают в зависимости от извилистости ли­нии: от 4 - 5см - при измерении кривых с плавными закругле­ниями, до 1 - 2см - при измерении линий с большим числом рез­ких поворотов. Последние более удобно измерять так, как пока­зано на рис. 36.

 

Рис. 37. Измерение линий «шагом» циркуля

Рис. 38. Измерение линий наращиванием раствора циркуля

Для измерения кривых и извилистых линий используют также специальный прибор - курвиметр (рис.39). Механизм этого прибора состоит из измерительного колесика, соединенного си­стемой зубчатых передач со стрелкой, которая движется по ци­ферблату. При движении колесика вдоль измеряемой по карте линии стрелка передвигается по циферблату и указывает пройден­ное колесиком расстояние в сантиметрах. Для измерения расстоя­ния следует предварительно вращением колесика установить стрелку курвиметра в начальное положение, т. е. на отсчет «0», а затем прокатить его вдоль измеряемой линии, следя за тем, чтобы стрелка двигалась по циферблату в направлении чисел 10, 20 и 30 и т. д. Умножив величину масштаба карты на показание стрелки курвиметра, получают расстояние на местности. Перед применением курвиметр следует проверить, измерив им какую-нибудь линию, длина которой известна, например 10 - 20см линии километровой сетки.

Рис. 39. Курвиметр

Для более точного измерения и откладывания расстояний по карте, например при подготовке к ориентированию на местности с помощью навигационной аппаратуры или при определении исход­ных данных для стрельбы, применяют поперечный масш­таб - специальный график, награвированный на металлической линейке (рис. 40, а). Карта для таких измерений должна быть хо­рошо расправлена и прикреплена к какой-либо жесткой основе (планшету).

Построение поперечного масштаба основано на пропорциональ­ности отрезков параллельных линий, пересекающих стороны угла асе (рис. 40, б). Цена наименьшего деления масштаба равна 0,02 см.

Рис. 40. Поперечный масштаб

Оцифровка делений на масштабе (рис. 40,а) означает: вправо от нуля - число целых оснований масштаба (обычно по 2см в каждом), влево от нуля - число десятых долей основания, а вверх по линии КL - число сотых долей основания. Важно отметить, что такая оцифровка особенно удобна при измерениях по карте масш­таба 1: 50 000, так как цифры указывают непосредственно расстоя­ния на местности в километрах, сотнях и десятках метров соот­ветственно. При пользовании картами других масштабов надо вначале определить, какому числу метров на местности соответст­вует основание масштаба, его десятая и сотая доли.

Пользование поперечным масштабом показано на рис. 40, а. Пусть требуется определить расстояние на местности, соответст­вующее отрезку de на карте масштаба 1: 25 000. Раствор циркуля, равный этому отрезку, устанавливают на поперечном масштабе так, чтобы, во-первых, обе ножки оказались на одной горизонталь­ной линии и, во-вторых, правая ножка находилась на одном из перпендикуляров к основанию (точка е), а левая - на одной из наклонных линий (точка d). Для 1: 25 000 карты основание масш­таба соответствует 500м, десятая доля основания - 50м, сотая - 5м. По цифровым обозначениям линий видно, что этот отрезок равен 500х1 + 50х3 + 5х6 = 680м.

Точность измерения расстояний по карте. Опытным путем установлено, что с помощью циркуля измере­ния прямолинейных отрезков на карте и других чертежах не могут быть выполнены точнее, чем 0,2мм. Расстояние на мест­ности, соответствующее 0,2мм на карте, называют предельной точностью масштаба карты.

Однако точность определения расстояний по карте зависит не только от точности измерений, но и от погрешностей самой карты, неизбежных при ее составлении и печатании, которые могут дости­гать 0,5мм, а на картах горных районов - 0,75мм. Источниками ошибок измерений являются также помятость и деформация бу­маги. С учетом этого фактическая точность измерения прямых линий по карте, как показывает практика, колеблется в преде­лах 0,5 - 1,0мм, что в масштабе 1:25 000 на местности состав­ляет 12 – 25м, в масштабе 1: 50 000 - 25 - 50м, 1:100 000 – 50 - 100м.

Поправки в расстояния на наклон и извилистость линии. Измеренное по карте расстояние получается всегда несколько короче действительного. Одна из причин этого состоит в том, что по карте измеряются горизонтальные проложения, в то время как соответствующие им линии на местности наклонные, т. е. длиннее своих горизонтальных проложений.

При точных расчетах, например, при подготовке данных для стрельбы в горной местности, это обстоятельство при­ходится учитывать и вводить соответствующие поправки как при определении по карте наклонных дальностей, так и при отклады­вании на ней расстояний, измеренных на местности.

Длина маршрута, измеренная по карте, бывает короче дейст­вительной не только вследствие влияния рассмотренной выше при­чины, но и потому, что в масштабе карты не всегда возможно изобразить все извилины дорог. При составлении карт дороги, как правило, спрямляются, и тем больше, чем мельче масштаб карты. Это особенно заметно на картах горной и холмистой местности.

В табл. 5 приведены поправочные коэффициенты в длины маршрутов, измеренных по карте. Эти коэффициенты установлены опытным путем и учитывают как наклон, так и извилистость дорог. Из таблицы видно, что на равнинной местности длины маршру­тов, измеренные по карте, близки к фактическим. В горной же и холмистой местности измеренные по карте расстояния могут су­щественно отличаться от действительных. Так, например, вместо 200км, измеренных по карте 1:200 000 горного района, фактиче­ская длина маршрута составит 250км.

Таблица 5 Таблица 7

Характер местности Коэффициент увеличения длины маршрута на местности по сравнению с измеренной по карте масштаба
1: 500 000 1: 200 000 1: 100 000 1: 50 000
Горная (сильнопересеченная) 1,30     1.20   1,05 1,25     1,15   1.05 1,20     1.10   1,00 1.15     1,05   1,00  
Холмистая (среднепересеченная)
Равнинная (слабопересеченная)

 

Определение расстояний на слух. Натренированный слух хороший помощник в определении расстояний ночью. Успешное применение этого способа во многом зависит от выбора места для прослушивания. Оно выбирается таким образом, чтобы ветер не попадал прямо в уши. Вокруг в радиусе нескольких метров устраняются причины шума, например сухая трава, ветки кустарника и т. п. В безветренную ночь при нормальном слухе различные источники шумов могут быть слышны на дальностях, указанных в таблице 6.

Таблица 6

Источник шума Дальность слышимости, м
Шаги человека  
Треск сломанной ветки  
Негромкий разговор, заряжание оружия  
Рубка или пилка леса (стук топора)  
Падение срубленных деревьев  
Движение автомобиля по шоссе  
Движение танка по грунтовой дороге  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...