Ориентирование и движение на местности по карте
⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 По ориентирам. Ориентировать карту - это значит расположить ее в горизонтальной плоскости так, чтобы северная (верхняя) сторона рамки карты была обращена на север. При таком положении карты расположение местных предметов и форм рельефа на местности будет соответствовать расположению условных знаков на карте. Ориентирование карты может быть выполнено по линейному ориентиру или направлению на ориентир, когда на карте заранее известно свое местоположение (точка стояния). Если точка стояния неизвестна, карту ориентируют по сторонам горизонта. По линейному ориентиру карта может быть ориентирована приближенно или точно. Для приближенного ориентирования достаточно повернуть карту так, чтобы мысленно прочерченное от точки стояния направление вдоль условного знака линейного ориентира на карте, например дороги, совпало с направлением этого ориентира на местности. Приближенное ориентирование карты выполняют чаще всего на марше при сличении карты с местностью в движении и контроле за прохождением заранее намеченных или выбранных ориентиров - перекрестков и развилок дорог, мостов, населенных пунктов и других характерных объектов. Свое местоположение на карте в таком случае определяют также приближенно, на глаз. Для точного ориентирования карты используют визирную линейку или карандаш. Приложив линейку к условному знаку линейного ориентира, например дороги (рис.54), совмещают ее направление с направлением этого ориентира на местности. Затем проверяют, все ли местные предметы и формы рельефа, расположенные на местности справа и слева от дороги, имеют такое же расположение на карте. Если это условие выполнено, карта ориентирована правильно.
Рис.54 Ориентирование карты по линейному ориентиру. По направлению на ориентир карту ориентируют так же, как и по линейному ориентиру. Отличие состоит лишь в том, что вместо линейного ориентира используют направление от точки стояния на какой - либо удаленный местный предмет (отдельное дерево, мост, ретранслятор, т. е. точечный ориентир), надежно опознанный на местности и на карте. При приближенном ориентировании карты этим способом ее поворачивают в горизонтальном положении так, чтобы мысленно проведенное на карте направление от точки стояния на условный знак местного предмета примерно совпало с этим направлением на местности. Точное ориентирование карты по направлению на удаленный местный предмет (ориентир) выполняют с помощью визирной линейки или карандаша (рис.55). Линейку прикладывают на карте боковой гранью к точке стояния (отдельный камень) и условному знаку того предмета, по направлению на который ориентируют карту (железнодорожный мост). Затем поворачивают карту в горизонтальном положении так, чтобы предмет на местности оказался на линии визирования. В таком положении карта будет ориентирована точно. Рис.55 Ориентирование карты по направлению на ориентир. По компасу карту ориентируют, когда не определено свое местоположение на ней или с точки стояния не видно ориентиров. При приближенном ориентировании карты вначале по компасу определяют направление на север, затем поворачивают карту так, чтобы верхняя сторона рамки была обращена в сторону севера. При точном ориентировании карты по компасу вначале указатель отсчета компаса устанавливают против деления шкалы, равного поправке направления, если компас устанавливают на вертикальной линии километровой сетки, или величине магнитного склонения, если компас устанавливают на западную или восточную сторону рамки карты (рис.56). Если поправка направления (магнитное склонение) положительная (восточное), указатель отсчета устанавливают вправо от нулевого деления шкалы, а если отрицательная (западная) - влево.
Рис.56 Ориентирование карты по компасу. Затем компас устанавливают на карту так, чтобы нулевой диаметр его лимба (или линейка компаса АК) совпал с одной из вертикальных линий координатной сетки или с одной из боковых сторон рамки карты (западной или восточной), а нуль-пункт был направлен к северной стороне рамки карты. Не меняя положения компаса, карту поворачивают в горизонтальном положении до тех пор пока северный конец магнитной стрелки не установится против отсчета, который предварительно был установлен на шкале. Если поправка направления (или величина магнитного склонения) меньше 3°, т. е. равна цене деления шкалы компаса, она при ориентировании карты не учитывается. По Полярной звезде карта будет ориентирована, если верхняя (северная) сторона рамки будет обращена в сторону Полярной звезды, то есть на север. Определение точки стояния. Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз. Это наиболее распространенный способ. На ориентированной карте опознают один -два местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них и намечают точку своего стояния (рис.57). Рис.57 Определение точки стояния по ближайшим ориентирам. Если точка стояния на местности находится рядом с каким-либо местным предметом или его характерным изгибом (поворотом), изображенным на карте, то место расположения условного знака (точки поворота) этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния. По направлению на ориентир и расстоянию до него точка стояния может быть определена, если на местности и на карте опознан только один ориентир. В этом случае на ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визируют ее на ориентир на местности, по краю линейки прочерчивают прямую линию и откладывают на ней расстояние от ориентира. Полученная на линии визирования точка и будет искомой точкой стояния.
Промером расстояния. Этот способ чаще всего применяется при движении по линейному ориентиру или вдоль него (по дороге, просеке и т. д.), а также при движении по азимуту. На исходном пункте записывают отсчет по спидометру и начинают движение. При определении своего местоположения следует на карте отложить расстояние, пройденное от исходного пункта до точки остановки. Если движение совершается в пешем порядке или на лыжах, пройденное расстояние измеряется шагами или определяется по времени движения. По створу. Створом называется прямая линия, проходящая через точку стояния и две другие характерные точки местности (ориентиры). Если машина находится на линии створа, ее местоположение на карте может быть определено одним из следующих способов: - по створу и линейному ориентиру (рис.58). Если мы находимся на линейном ориентире (дороге) и в створе с двумя местными предметами, достаточно прочертить на карте прямую через условные знаки местных предметов (ориентиров), в створе с которыми находится точка стояния на местности, до пересечения с дорогой. Точка пересечения линии створа с дорогой и будет искомой точкой стояния; Рис.58 Определение точки стояния по створу и линейному ориентиру. - по створу и боковому ориентиру. В приведенном на рис.57 примере створом служит направление улицы населенного пункта. Для определения точки стояния ориентируют карту по линии створа, а затем, приложив линейку к боковому ориентиру (отдельное дерево), визируют на него и прочерчивают прямую до пересечения с линией створа. В пересечении линии створа с линией визирования на ориентир и будет находиться точка стояния; Рис.59 Определение точки стояния по створу и боковому ориентиру. - по измеренному расстоянию. На карте прочерчивают линию створа. Затем определяют расстояние до ближайшего ориентира, находящегося на линии створа, и откладывают это расстояние на прочерченной прямой (от ориентира на себя). Полученная на прямой точка будет точкой стояния. Засечкой точку стояния определяют при условии хорошего обзора местности и наличии на ней местных предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными ориентирами.
По боковому ориентиру (рис.60) засечка производится, как правило, при движения по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира. Находясь на дороге, ориентируют карту, опознают на ней изображение хорошо видимого на местности предмета (ориентира), прикладывают визирную линейку к условному знаку ориентира и визируют на него. Затем, не изменяя положение линейки, прочерчивают на карте прямую линию до пересечения с условным знаком дороги. Место пересечения прочерченной линии с условным знаком дороги будет искомой точкой стояния. Этим способом наиболее точно определяют свое местоположение на карте, если направление на боковой ориентир пересекается с направлением движения под прямым углом. Такой случай называется засечкой по перпендикуляру.
Рис.60 Определение точки стояния засечкой по боковому ориентиру. По двум - трем ориентирам (рис.61) засечка чаще всего выполняется, когда свое местоположение на карте не обозначено. Карту ориентируют по компасу и опознают на местности два-три ориентира, изображенных на карте. Затем, как и в предыдущем случае, визируют поочередно на выбранные ориентиры и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Все эти направления должны пересечься в одной точке, которая будет точкой стояния. Такая засечка часто называется обратной. Рис.61 Определение точки стояния засечкой по трём ориентирам (обратной засечкой). Засечка по измеренным (построенным) углам (рис.62) (способ Болотова) выполняется в такой последовательности: Рис.62 Определение точки стояния способом Болотова. - с помощью башенного угломера или другим способом, например компасом, измеряют горизонтальные углы между тремя ориентирами, выбранными вокруг точки стояния и четко изображенными на карте; - строят измеренные углы на прозрачной бумаге при нанесенной произвольно точке, принимаемой за точку стояния; эти углы могут быть построены и непосредственным визированием с помощью линейки на выбранные ориентиры на местности; - накладывают бумагу на карту так, чтобы каждое прочерченное на ней направление прошло через условный знак того ориентира, на который оно проведено при визировании или построено по измеренным углам; - совместив все направления с соответствующими им условными знаками ориентиров, перекалывают на карту намеченную на листе бумаги точку, при которой построены направления. Эта точка и будет точкой стояния. По обратным дирекционным углам (рис.63) засечку выполняют чаще всего в обстановке, когда нельзя работать с картой на местности открыто. В этом случае измеряют компасом обратные азимуты с точки стояния на два-три точечных ориентира, видимых на местности и опознанных на карте. Величины обратных азимутов отсчитывают на шкале компаса против указателя, расположенного у целика. Измеренные азимуты переводят в дирекционные углы. Затем, построив эти углы при соответствующих ориентирах на карте, прочерчивают направления до пересечения друг с другом. Точка пересечения направлений и будет точкой стояния.
Рис.63 Определение точки стояния засечкой по обратным дирекционным углам. При определении точки стояния любым способом засечки следует выбирать направления так, чтобы они пересекались под углом не менее 30 и не более 150°. При всех возможных случаях проверяют положение полученной точки стояния визированием на дополнительный местный предмет (ориентир). Если при пересечении трех направлений образовался треугольник, точку стояния ставят в его центре. При больших размерах треугольника, когда его сторона более 2 мм, засечку необходимо повторить, предварительно проверив точность ориентирования карты.
6.6. Использование топографических карт, планов, схем в деятельности уголовно-исполнительной системы. Карта (план, схема) в оперативно-служебной деятельности УИС. Топографические карты (планы, схемы) способствуют глубоко и всесторонне оценивать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, принимать верное решение при расстановке сил и средств, правильно осуществлять руководство ими, особенно а случаях внезапного изменения оперативной обстановки. Особое значение топографические карты (планы) имеют при организации операций с различными целями.Например, при организации розыска бежавших преступников с помощью топографических карт (планов) определяются: - возможные направления движения разыскиваемых преступников; - районы (места) возможного нахождения разыскиваемых преступников к определенному времени, исходя из способа их передвижения; - места возможного укрытия преступников; - возможные связи разыскиваемых преступников с местным населением (по населенным пунктам); - рубежи, районы или места, удобные для организации служебных нарядов, в соответствии со сложившейся обстановкой; - количество личного состава, необходимого для выполнение задачи по розыску бежавших преступников, и т.д. Большое значение топографические карты (планы) имеют в решении оперативно-служебных задач УИС в системе гражданской обороны. На картах разрабатываются планы: - охраны общественного порядка в период рассредоточения и эвакуации учреждений; - действий противопожарной службы гражданской обороны; - действий службы охраны общественного порядка и противопожарной службы при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах массового поражения и т. д. Основные правила ведения рабочей карты. Рабочая карта должна наглядно и ясно отображать данные обстановки. Для этого необходимо, прежде всего, точно соблюдать принятые условные обозначения и надписи. Размеры условных знаков при нанесении обстановки не должны быть стандартными, а увязываться с масштабом карты. Наглядность и ясность достигаются аккуратным нанесением всех данных тонкими и чёткими линиями. Нанося данные обстановки, надо следить за тем, чтобы содержание карты (рельеф, ориентиры, названия населенных пунктов и т. п.) оставалось в доступном для чтения виде; потому что очень часто в процессе ведения карты может появится необходимость поднять те или иные объекты. Все, что нельзя выразить условными знаками, а также разные заметки по ходу работы необходимо делать в блокноте или на прикрепленном к карте листке бумаги и только в крайнем случае на полях карты. Для ведения рабочей карты применяются следующие цветные карандаши красный - положение своих войск, желтый - места УЗ (участки заражения), чёрный - инженерные сооружения и заграждения, синий - противник. При нанесении данных обстановки необходимо около условного знака одновременно подписывать нумерацию частей и время, к которому относятся эти сведения, а в данных о противнике - и источники получения этих сведений. Все эти надписи для большей наглядности надо делать черным карандашом. Для выражения динамики действий необходимо, помимо отметки времени, наносить различные этапы разными линиями, например, одной сплошной, сплошной и пунктирной, одной пунктирной и т. д. При ведении карты необходимо: - достоверные данные наносить сплошными линиями, а данные предположительного порядка или требующие проверки - прерывчатой или пунктирной, со знаком вопроса. Он будет наглядно показывать необходимость дополнительной проверки. Намечаемые действия, а также направления движения обозначать также прерывчатой линией; - учитывать возможность наглядного изображения обстановки при данном масштабе карты и наносить только главное и основное Полнота и детализация данных на рабочей карте должны полностью соответствовать ступени командования и специальности по роду службы ведущего карту; - обращать внимание на точное нанесение пунктов управления своего, подчинённых, старшего начальника и соседей; - своевременно стирать с карты устаревшие данные и всё то, что идёт в ущерб наглядности. Необходимая наглядность, полнота и аккуратность ведения рабочей карты должны сочетаться с наличием времени. При нанесении исходной обстановки (по учебному заданию или боевому документу) нельзя механически, построчно зарисовывать на карту все сведения, изложенные в тексте. Необходимо прежде быстро прочесть весь текст документа и, одновременно ориентируясь по карте и подчеркивая на ней названия населенных пунктов (красным - свои, синим - противника), уяснить себе основное содержание документа. После этого, при повторном чтении документа, обстановка наносится на карту. Получив приказ старшего начальника, надо нанести на карту, прежде всего разграничительные линии своего подразделения. Это даст возможность быстрее изучать обстановку и свои задачи, а также облегчит ориентировку на карте. При нанесении на карту данных из оперативных и разведывательных сводок надо выбирать из документа и наносить на рабочую карту в первую очередь важнейшие данные, необходимые для быстрого их использования. Назначение рабочей карты и требования предъявляемые к ней. Действия подразделений при проведении масштабных операций в современных условиях носят необычайно мобильный характер в условиях динамично развивающейся оперативной обстановки. Успешно управлять подразделениями в таких сложных условиях руководители всех степеней смогут лишь тогда, когда они будут постоянно знать положение, состояние, характер действий всех подразделений, расстановку сил и средств. В современных условиях, планируя проведение различного рода операции и руководя ими невозможно ограничиться работой на местности без применения карты. Топографическая карта, на которой графически с помощью условных знаков с необходимыми пояснительными надписями отображается тактическая или специальная обстановка со всеми ее изменениями в ходе ведения операции, называется рабочей картой того руководителя, который ее ведет. Рабочая карта представляет собой один из основных документов. Она базируется на топографической основе карты, поэтому с ее помощью можно решать не только тактические, но и топографические задачи, связанные с управлением подразделениями в операции. Рабочая карта предназначается для решения многих и разнообразных задач. С помощью рабочей карты можно решить следующие задачи: - уяснить полученную задачу; - изучить и оценить обстановку; - принять решение; - отдать указания по взаимодействию; - поставить задачи подчиненным подразделениям; - составить отчетную документацию старшему начальнику; - информировать территориальные органы исполнительной власти; - лично доложить об обстановке старшему начальнику; - двигаться с подразделениями по местности, на которой трудно ориентироваться; - решить огневые задачи по подавлению или уничтожению преступников. Конечно, все эти задачи можно выполнить, если на рабочую карту будут нанесены необходимые данные, то есть сведения о преступниках, своих подразделениях, соседях, и другие данные. С помощью рабочей карты возможно выполнить эту работу заблаговременно, еще до непосредственного выезда на местность, это особенно важно потому, что в условиях скоротечности развития оперативной обстановки очень часто не будет времени для продолжительных рекогносцировок местности в целях ее глубокого изучения. Рабочая карта позволит ускорить этот процесс, а следовательно, сократить время, необходимое для принятия решения. Навыки в изучении и оценке местности по рабочей карте вырабатываются практикой. Эти навыки основываются на твердом знании топографических условных знаков и умении по карте ориентироваться на местности, т. е. определять взаимное расположение местных предметов. Наличие на рабочей карте сведений о преступниках при анализе тактических условий местности позволит без выезда на местность правильно ставить подразделениям задачи и отдавать указания по взаимодействию. При этом по карте определяется направление или район действий, маршруты движения, огневые позиции. Поставленная по рабочей карте задача наносится подчиненными руководителями на свои карты. При наличии времени задача обычно уточняется на местности. Трудно переоценить важность использования рабочей карты при движении по местности, где ориентирование затруднено: ночью, в снегопад, туман и в других условиях ограниченной видимости. Определив заблаговременно направление движения (азимут), командир доводит эти данные до подчиненных и в дальнейшем постоянно следит за соблюдением указанного им направления движения. Рабочая карта должна отвечать определенным требованиям, важнейшие из которых - наглядность, полнота и точность нанесения обстановки. Наглядность рабочей карты заключается в ясном и четком отображении оперативной обстановки с выделением ее главных элементов. Это достигается правильным применением и четким вычерчиванием тактических условных знаков; выделением положений сил и средств, относящихся к разному времени; правильным расположением на рабочей карте служебных и пояснительных надписей; правильным, отчетливым изображением фактического положения подразделений и предполагаемых действий; правильным подъемом карты. Полнота нанесения обстановки на рабочую карту предопределяется тем объемом сведений, который необходим для управления подразделениями. Это означает, что на рабочую карту необходимо наносить только те данные об обстановке, которые действительно необходимы. Соблюдение этого требования позволит экономить время при нанесении обстановки, облегчит пользование рабочей картой. Схемы. Схема - чертёж участка местности с нанесёнными данными, составленный обычно по карте или аэрофотоснимкам. На схему наносятся лишь те данные о местности и тактической обстановке, которые нужны для выражения определённой тактической мысли. Схема является графическим документом, который широко применяется в деятельности уголовно-исполнительной системы. Чтобы схема удовлетворяла своему назначению, при её составлении надо соблюдать следующие правила: • масштаб схемы должен давать возможность четко и ясно наносить на неё все необходимые топографические и тактические данные; • топографический материл не должен затемнять тактического содержания схемы; • населённые пункты изображать одними лишь контурами с лёгкой штриховкой; • названия подписывать с той стороны населённых пунктов, где не предполагается наносить тактическую обстановку; • при изображении дорог и рек мелкие изгибы не учитывать; • лес изображать овалами с обозначением контура пунктиром; • формы рельефа наносить одной-двумя горизонталями. • обстановку наносить установленными условными знаками. При отсутствии условного знака изображать произвольным знаком, но с обязательным пояснением его на полях схемы. Состав показываемых на схеме сил и средств писать на полях; • схема должна быть оформлена, то есть иметь стрелку север - юг, масштаб, заголовок, а также указания: место и время составления, какой картой пользовались (масштаб, номер и год издания), номер документа и подпись. Составление схем. Схемы могут составляться: на карте, аэроснимке, фотосхеме, бланковой карте, на восковке (прозрачной бумаге), на бумаге. Для составления схемы на карте, аэроснимке или фотосхеме надо прежде выделить необходимый топографический материал. На карте это делается по правилам подъёма карты, на фотодокументах - путем вычерчивания необходимых объектов топографическими знаками. После этого наносится тактическое содержание схемы. Если имеется возможность, схему лучше всего делать на бланковой карте (бланковой называется карта, отпечатанная бледной краской). Схема на восковке. Восковку накладывают на карту и перечерчивают на неё два-три хорошо опознаваемых ориентира. Если карта имеет координатную сетку, достаточно вместо этого прочертить на восковке две взаимно перпендикулярные километровые линии и подписать их сокращённые координаты. После этого на восковку наносится тактическое содержание схемы. Лицо, получившее такую схему, накладывает её на свою карту, совмещает все ориентиры или километровые линии сетки и уясняет её тактическое содержание. Схему на восковке можно составлять также по аэроснимку или фотосхеме. Порядок составления и использования её такой же, как и в случае работы на карте. Схема на бумаге. Необходимо прежде всего заготовить с карты (аэроснимки, фотосхемы) топографическую основу - скелет будущей схемы, на который в дальнейшем наносится её тактическое содержание. В практике могут быть два случая составления скелета схемы: • по квадратам, когда есть время и требуется точный масштаб, например для ориентирной схемы; • на глаз, в приближённом масштабе. Для составления скелета по квадратам необходимо: • участок карты (аэроснимки, фотосхемы), с которой снимается скелет, разграфить на квадраты, используя для этого имеющуюся координатную сетку. Полученные квадраты занумеровать; • построить такую же сетку на бумаге; • если скелет должен быть сделан в масштабе карты, то квадраты на бумаге должны быть одинакового размера с картой; • если скелет составляется с изменением масштаба, то стороны квадратов на бумаге должны быть больше или меньше сторон квадратов на карте во столько раз, во сколько надо увеличить или уменьшить масштаб скелета; • пользуясь квадратами сетки, перенести с карты на бумагу необходимый для данной схемы топографический материал; • после того, как будут подписаны необходимые названия местных предметов, на документе поставить заголовок. При составлении скелета схемы на глаз начинают работу с нанесения более удалённых друг от друга крайних пунктов. Например, на карте масштаба 1:100000 между такими пунктами 8см, бумага, на которой составляется скелет, позволяет разместить эти пункты на расстоянии 20см одно от другого, значит, масштаб скелета будет крупнее карты в 2,5 раза. Этого увеличения надо придерживаться и при нанесении всех остальных местных предметов, ведя приблизительно измерение карандашом. Сотрудникам уголовно-исполнительной системы необходимо знать требования предъявляемые к рабочим картам, планам и схемам. Знание данного материала повысит эффективность планирования и подготовки специальных операций и выполнения служебно-боевых задач. Контрольные вопросы 1. Что такое масштаб карты? 2. Как определить прямолинейные расстояния по топографической карте? 3. Какова точность измерения расстояний по топографической карте? 4. Какие бывают поправки при определении расстояний? 5. Как определить расстояние на слух? 6. Какие системы координат применяются топографии? 7. Как определить площадь по топографической карте? 8. Как определить географические координаты на топографической карте? 9. Как определить плоские прямоугольные координаты по топографической карте? 10. Как определить по карте магнитный азимут? 11. Как определить по карте дирекционный угол? 12. Дать определение магнитному склонению. 13. Какие правила необходимо соблюдать при составлении схем местности? 14. Порядок составления скелета схемы местности. 15. Какие требования предъявляются к рабочей карте? 16. Назначение рабочей карты. Какие задачи решаются при помощи рабочей карты? 17. Каковы основные правила ведения рабочей карты? 18. Способы ориентирования карты на местности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время все большее распространение получают современные средства ориентирования и навигации. Но данные технические средства в основном зависят от источников питания, требуют дополнительной подзарядки и обслуживания. Материал же, приведенный в данном учебном пособии, позволит получить знания, необходимые сотрудникам уголовно-исполнительной системы для проведения специальных операций на местности. Знание данного материала даст возможность определить свое местоположение, направления на стороны горизонта можно без специальных приборов. Знание способов ориентирования на местности при помощи местных предметов и по небесным светилам окажет практическую помощь сотрудникам при проведении специальных операций. Проведение специальных операций на местности обязательно будет включать в себя движение на местности. При организации розыска сбежавших преступников сотрудникам уголовно-исполнительной системы необходимо знать сущность движения по азимутам и уметь ориентироваться в различных условиях. В целях эффективного выполнения служебно-боевых задач необходимо уметь определять высоту точек, подъемы и спуски, крутизну скатов по топографическим картам. Эти знания необходимы на этапе планирования и подготовки выполнения операций на местности. Сотрудникам уголовно-исполнительной системы, необходимо знать какие изображения, условные знаки, надписи, обозначения применяются на топографических картах. Данные знания необходимы для чтения карт при подготовке и проведении специальных операций, а так же при планировании, подготовке и проведении различных учений и тактико-специальных занятий. В целях правильного оформления боевых графических документов сотрудникам уголовно-исполнительной системы необходимо знать требования, предъявляемые к рабочим картам, планам и схемам. Знание данного материала повысит эффективность планирования и подготовки специальных операций и выполнения служебно-боевых задач. В целом изучение материала приведенного в учебном пособии будет способствовать эффективности планирования, подготовки и проведения специальных операций, связанных с передвижением на местности.
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
Приказ Минюста России № 29–ДСП от 4 апреля 2005 г. «Об утверждении Инструкции по планированию и подготовке сил и среде; уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах». Приказ Минюста России, МВД России от 25 ноября 2000 г. № 346–ДСП // 1205-ДСП «Об утверждении Наставления по служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации». Приказ Минюста России от 22 июля 2002 г. № 205-ДСП «Об утверждении Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации». ЛИТЕРАТУРА
Бубнов И.А. и др. Военная топография: Учебник. М.: Воениздат, 1959. с. 39-53, 201-213. Бызов Б.Е. и др. Военная топография. М.: Воениздат, 1980. Военная топография / Под общей ред. А. С. Николаева. М.: Воениздат, 1976. Дубский А.П., Иванов М.Н. Использование военной топографии в служебно-оперативной деятельности органов и учреждений МВД СССР: Пособие для практических занятий. М.: 1975. с. 4-10. Куприн А. М. Умей ориентироваться на местности. Изд. 4-е. М., Изд-во ДОСААФ, 1972 с. 66-77. Куприн А.М., Коваленко А.Н., Морозов А.М. Методика топографической подготовки. М,: Воениздат. 1975. с. 75-82. Коваленко А.Н. Топографическая подготовка подразделения: Учебное пособие. М.: Воениздат. 1984. с. 40-60. Лахин А.Ф. и др. Военная топография. М.: Воениздат, 1973. Помбрик И.Д., Шевченко Н.А. Рабочая карта командира. М.: Воениздат, 1967. Псарев А.А. и др. Военная топография: Учебник. М.: Воениздат, 1986., с. 40-57, 206-222. Псарев А.А., Коваленко А.Н. Топографическая подготовка командира. М.: Воениздат. 1989. с. 207-220. Соколов И.А. Топографическая карта и местность. М.: ДОСААФ, 1979. Справочник по военной топографии. М.: Воениздат, 1980. Учебное пособие по начальной военной подготовке Изд. 8-е, испр. и доп. М., Изд-во ДОСААФ, 1977, с. 286-296. Фокин А.С. Учебное пособие «Топография» п. Фрязево. 2007.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|