Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы дисциплины и виды учебной работы




Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»

 

Утверждаю

Зав.кафедрой философских и социально-политических дисциплин

_____________ Миронов А.В.

Решение заседания кафедры

«Протокол №

«____» ____________ 2010 г.

 

 

Учебно-методический комплекс

«ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА»

Спецкурс

 

Специальность 021400 - «Журналистика»

Направление № 520600 - «Журналистика» (бакалавр)

Направление №520600 - «Журналистика» (магистр)

 

Автор – составитель В.В. Панферова

 

Москва 2010

 

I. Введение

 

Человечество осуществляет переход к новой стадии цивилизационного развития – информационному обществу. Определяющим фактором его является информационная революция, связанная с появлением новых информационных технологий.

Социальные последствия информатизации, принявшей глобальный характер, касаются всех сфер общественной жизни. Как подчеркивается в Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой в 2000 году, «информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века» [1].

Новейшие технические достижения в области информационно-коммуникационных технологий, развитие сети Интернет превратили их в мощный фактор воздействия на экономические, социально-политические и духовные процессы, происходящие в обществе, на формирование личности.

На рубеже тысячелетий Россия столкнулась с новыми вызовами. Становление информационного общества происходит здесь на фоне глубоких внутренних трансформаций: Россия стала открытой страной в мировом информационном пространстве.

В этих условиях государственная информационная политика, ее реализация становятся одним из важнейших направлений политики государства.

Сегодня невозможно говорить о профессиональной подготовке специалистов коммуникативно-информационной сферы без овладения ими глубоких знаний в области гуманитарных аспектов информатизации.

Эти знания должны стать одним из условий профессиональной подготовки журналистов. Журналистика призвана выполнять важную роль в обеспечении диалога власти и народа, способствовать формированию гражданского общества, продвижению России по пути демократии, социально-экономического и духовного прогресса.

Курс «Информационная политика» ставит задачу вооружить этими знаниями студентов факультета журналистики, подготовить их к сложной и ответственной работе в системе СМИ.

II. Организационно-методический раздел

1. Цель курса – дать теоретическое обоснование процессов развития информационной сферы в условиях становления глобального информационного общества как основы формирования информационной политики. Выявить механизмы влияния средств массовой информации на массовое сознание, определить место и роль журналистики в структуре информационной политики России.

2. Задачи курса

Формирование у студентов понимания роли и значения информации, закономерностей информационной деятельности в профессиональной работе журналиста, в этих целях:

– дать представление о сущности феномена информации, раскрыть сущность информационной революции и ее социальных последствий, в том числе роли информационно-коммуникационных технологий для СМИ;

– ознакомить студентов с концепциями информационного общества, спецификой его формирования в России;

– раскрыть сущность государственной информационной политики, ее структуры и роли в обеспечении национальной безопасности России;

– выявить место и роль СМИ в системе информационной безопасности;

– раскрыть содержание информационной культуры как неотъемлемого элемента профессиональной компетенции журналиста.

3. Место курса в профессиональной подготовке журналиста

Данный курс соотнесен с читаемым параллельно курсом «Основы журналистики» (Введение в теорию журналистики) и позволяет дать углубленное представление студентам о сущности информационных процессов в аспекте их реализации в выработке информационной политики СМИ и журналистском творчестве.

4. Требования к уровню освоения содержания курса

Студент должен:

знать:

– сущность информации и закономерностей информационных процессов, их специфики в условиях становления глобального информационного общества;

– социальные последствия информационной революции и их зависимость от деятельности государства и общества;

–содержание и структуру информационной политики, особенно ее гуманитарной составляющей, а также основные направления реализации государственной информационной политики и роли СМИ в обеспечении информационной безопасности;

–сущность и структуру информационной культуры и на этой основе уметь анализировать отражение ее уровня в материалах СМИ, а также реализовать в собственном журналистском творчестве.

Уметь:

– четко выделять гуманитарные аспекты государственной информационной политики и обосновывать их значения;

– анализировать документы и материалы по проблемам курса с позиции значимости гуманитарных проблем;

– применять знания к анализу практической деятельности СМИ.

владеть:

– приемами и методами конкретного анализа материалов СМИ с позиций требований информационной политики, информационной безопасности и информационной культуры.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Отбор материала сформирован на принципе системно подхода. Материалы ориентированы на вооружение студентов знанием базовых понятий информационной политики, её основных проблем и документов в данной сфере. Содержание включает содержание дисциплины, литературу, основные термины и понятия, планы семинарских занятий, и вопросы для подготовки к итоговому контролю.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Направление № 520600 – «Журналистика» (бакалавр)

 

  Дисциплина Количество часов Итог. контроль Сем.
Информационная политика Всего   Аудиторные работы   Зачет  
Лекции Практ. занятия
     
         

Направление № 520600 – «Журналистика» (магистр)

 

  Дисциплина Количество часов Итог. контроль Сем.
Информационная политика Всего   Аудиторные работы   Экзамен  
Лекции Практ. занятия
     

Специальность 021400 – «Журналистика» (заочное отд.)

 

  Дисциплина Количество часов Итог. контроль Сем.
Информационная политика Всего   Аудиторные работы   Зачет  
Лекции Практ. занятия
     
         


Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды учебной работы

 

№№ п/п Тема занятий Количество часов
бакалавриат магистратура специалитет з/о.
лек. сем. лек. сем. лек. сем.
1.   Курс «Информационная поли­тика» и его роль в подготовке журналиста. Информация и ее роль в обществе.      
2. Информационная революция. Ин­формационно-коммуникационные технологии и их социальные по­следствия.        
3.   Информационное общество. Специфика формирования инфор­мационного общества в России.      
4. Информационная политика как неотъемлемая составляющая госу­дарственной политики.            
5. Глобализация и информационные войны.        
6. Информационная политика и ин­формационная безопасность.        
7. Средства массовой информации и информационная безопасность.          
8. Информационная политика и ин­формационная культура.          
  Всего            

  1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Курс «Информационная политика» и его роль в профессиональной подготовке журналиста.

Структура курса и его специфика. Актуальность в условиях современной России. Место курса «Информационная политика» в системе профессиональных и социально-гуманитарных дисциплин.

Роль курса в теоретической и практической подготовке журналистских кадров.

Источники и литература.

Тема 2. Информация и ее роль в обществе.

Понятие информации. Расширение понятия информация в связи с возникновением и развитием кибернетики. Информация и отражение. Уровни отражения. Потенциальная и оперативная информация.

Социальная информация и ее специфика. Модели социальной информации. Роль информации в социальном управлении. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности. Журналист и информация.

Тема 3. Информационная революция. Информационно-коммуника-ционные технологии (ИКТ) и их социальные последствия.

Информационно-технологическая революция как новый тип цивилизационной революции. Информатизация и ее технико-технологическая база (телевидение, Интернет, мобильная телефония). Гуманитарная составляющая информатизации. Информатизация в современном мире и ее особенности в России.

Социальные последствия развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий.

 

 

Тема 4. Информационное общество.

Понятие и основные концепции информационного общества (Д. Белл, О. Тоффлер, У. Ростоу, П. Дракер, М. Кастельс, В.Л. Иноземцев).

Формирование глобального информационного общества. «Окинавская хартия глобального информационного общества». Особенности и проблемы формирующегося глобального информационного общества.

Тема 5. Специфика формирования информационного общества в России.

Предпосылки перехода России к информационному обществу.

Концепция формирования информационного общества в России: стратегические цели и реализация двуединой задачи: технико-технологической и социально-культурной (гуманитарной).

Роль государства в формировании информационного общества.

Тема 6. Информационная политика как неотъемлемая составляющая государственной политики.

Информационная политика: понятие и сущность, место в структуре государственной политики.

Субъекты и уровни информационной политики. Национальная информационная политика.

Принципы формирования государственной политики.

Государственная информационная политика: основные направления деятельности.

СМИ в системе информационной политики в современной России.

Тема 7. Глобализация и информационные войны.

Информационное противоборство и информационные войны.

Особенности стратегической информационной войны.

Информационные войны в глобализирующемся мире: основные разновидности и формы (борьба с системами управления, экономическая информационная война, «хакерская борьба» информационный терроризм и др.). Информационно-психологические войны.

Информационные войны и СМИ.

Тема 8. Информационная политика и информационная безопасность.

Понятие безопасности, ее структура. Возрастание роли информационного компонента в системе международной и национальной безопасности. Информационная безопасность в системе национальной безопасности России.

«Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» как развитие Концепции национальной безопасности в информационной сфере.

Цели и интересы России в информационной среде.

Виды угроз информационной безопасности РФ. Внешние и внутренние источники угроз.

Методы обеспечения информационной безопасности.

Государственная политика по обеспечению информационной безопасности.

Тема 9. СМИ и информационная безопасность.

СМИ в системе информационной безопасности. Информационно-психологическая безопасность и СМИ. Манипуляция сознанием и способы защиты. Интеллектуальное противостояние информационному оружию.

СМИ на информационном поле России и проблемы безопасности.

Эффективная государственная информационная политика как важный фактор обеспечения национальной безопасности России.

Тема 10. Информационная политика и информационная культура.

Информационная культура: сущность и структура. Методологическая, правовая, этическая, лингвистическая, технико-технологическая составляющие информационной культуры.

Информационная культура и СМИ.

Информационная культура журналиста как условие профессионализма.

Формирование информационной культуры. Медиаобразование: международный и российский опыт.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...