Разделы дисциплины и виды учебной работы
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»
Утверждаю Зав.кафедрой философских и социально-политических дисциплин _____________ Миронов А.В. Решение заседания кафедры «Протокол № «____» ____________ 2010 г.
Учебно-методический комплекс «ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА» Спецкурс
Специальность 021400 - «Журналистика» Направление № 520600 - «Журналистика» (бакалавр) Направление №520600 - «Журналистика» (магистр)
Автор – составитель В.В. Панферова
Москва 2010
I. Введение
Человечество осуществляет переход к новой стадии цивилизационного развития – информационному обществу. Определяющим фактором его является информационная революция, связанная с появлением новых информационных технологий. Социальные последствия информатизации, принявшей глобальный характер, касаются всех сфер общественной жизни. Как подчеркивается в Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой в 2000 году, «информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века» [1]. Новейшие технические достижения в области информационно-коммуникационных технологий, развитие сети Интернет превратили их в мощный фактор воздействия на экономические, социально-политические и духовные процессы, происходящие в обществе, на формирование личности. На рубеже тысячелетий Россия столкнулась с новыми вызовами. Становление информационного общества происходит здесь на фоне глубоких внутренних трансформаций: Россия стала открытой страной в мировом информационном пространстве.
В этих условиях государственная информационная политика, ее реализация становятся одним из важнейших направлений политики государства. Сегодня невозможно говорить о профессиональной подготовке специалистов коммуникативно-информационной сферы без овладения ими глубоких знаний в области гуманитарных аспектов информатизации. Эти знания должны стать одним из условий профессиональной подготовки журналистов. Журналистика призвана выполнять важную роль в обеспечении диалога власти и народа, способствовать формированию гражданского общества, продвижению России по пути демократии, социально-экономического и духовного прогресса. Курс «Информационная политика» ставит задачу вооружить этими знаниями студентов факультета журналистики, подготовить их к сложной и ответственной работе в системе СМИ. II. Организационно-методический раздел 1. Цель курса – дать теоретическое обоснование процессов развития информационной сферы в условиях становления глобального информационного общества как основы формирования информационной политики. Выявить механизмы влияния средств массовой информации на массовое сознание, определить место и роль журналистики в структуре информационной политики России. 2. Задачи курса Формирование у студентов понимания роли и значения информации, закономерностей информационной деятельности в профессиональной работе журналиста, в этих целях: – дать представление о сущности феномена информации, раскрыть сущность информационной революции и ее социальных последствий, в том числе роли информационно-коммуникационных технологий для СМИ; – ознакомить студентов с концепциями информационного общества, спецификой его формирования в России; – раскрыть сущность государственной информационной политики, ее структуры и роли в обеспечении национальной безопасности России;
– выявить место и роль СМИ в системе информационной безопасности; – раскрыть содержание информационной культуры как неотъемлемого элемента профессиональной компетенции журналиста. 3. Место курса в профессиональной подготовке журналиста Данный курс соотнесен с читаемым параллельно курсом «Основы журналистики» (Введение в теорию журналистики) и позволяет дать углубленное представление студентам о сущности информационных процессов в аспекте их реализации в выработке информационной политики СМИ и журналистском творчестве. 4. Требования к уровню освоения содержания курса Студент должен: знать: – сущность информации и закономерностей информационных процессов, их специфики в условиях становления глобального информационного общества; – социальные последствия информационной революции и их зависимость от деятельности государства и общества; –содержание и структуру информационной политики, особенно ее гуманитарной составляющей, а также основные направления реализации государственной информационной политики и роли СМИ в обеспечении информационной безопасности; –сущность и структуру информационной культуры и на этой основе уметь анализировать отражение ее уровня в материалах СМИ, а также реализовать в собственном журналистском творчестве. Уметь: – четко выделять гуманитарные аспекты государственной информационной политики и обосновывать их значения; – анализировать документы и материалы по проблемам курса с позиции значимости гуманитарных проблем; – применять знания к анализу практической деятельности СМИ. владеть: – приемами и методами конкретного анализа материалов СМИ с позиций требований информационной политики, информационной безопасности и информационной культуры. Принципы отбора содержания и организации учебного материала Отбор материала сформирован на принципе системно подхода. Материалы ориентированы на вооружение студентов знанием базовых понятий информационной политики, её основных проблем и документов в данной сфере. Содержание включает содержание дисциплины, литературу, основные термины и понятия, планы семинарских занятий, и вопросы для подготовки к итоговому контролю.
Объем дисциплины и виды учебной работы Направление № 520600 – «Журналистика» (бакалавр)
Направление № 520600 – «Журналистика» (магистр)
Специальность 021400 – «Журналистика» (заочное отд.)
Разделы дисциплины и виды учебной работы
Тема 1. Курс «Информационная политика» и его роль в профессиональной подготовке журналиста. Структура курса и его специфика. Актуальность в условиях современной России. Место курса «Информационная политика» в системе профессиональных и социально-гуманитарных дисциплин. Роль курса в теоретической и практической подготовке журналистских кадров. Источники и литература. Тема 2. Информация и ее роль в обществе. Понятие информации. Расширение понятия информация в связи с возникновением и развитием кибернетики. Информация и отражение. Уровни отражения. Потенциальная и оперативная информация. Социальная информация и ее специфика. Модели социальной информации. Роль информации в социальном управлении. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности. Журналист и информация. Тема 3. Информационная революция. Информационно-коммуника-ционные технологии (ИКТ) и их социальные последствия. Информационно-технологическая революция как новый тип цивилизационной революции. Информатизация и ее технико-технологическая база (телевидение, Интернет, мобильная телефония). Гуманитарная составляющая информатизации. Информатизация в современном мире и ее особенности в России. Социальные последствия развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Тема 4. Информационное общество. Понятие и основные концепции информационного общества (Д. Белл, О. Тоффлер, У. Ростоу, П. Дракер, М. Кастельс, В.Л. Иноземцев). Формирование глобального информационного общества. «Окинавская хартия глобального информационного общества». Особенности и проблемы формирующегося глобального информационного общества. Тема 5. Специфика формирования информационного общества в России. Предпосылки перехода России к информационному обществу. Концепция формирования информационного общества в России: стратегические цели и реализация двуединой задачи: технико-технологической и социально-культурной (гуманитарной). Роль государства в формировании информационного общества. Тема 6. Информационная политика как неотъемлемая составляющая государственной политики. Информационная политика: понятие и сущность, место в структуре государственной политики. Субъекты и уровни информационной политики. Национальная информационная политика. Принципы формирования государственной политики. Государственная информационная политика: основные направления деятельности. СМИ в системе информационной политики в современной России. Тема 7. Глобализация и информационные войны. Информационное противоборство и информационные войны.
Особенности стратегической информационной войны. Информационные войны в глобализирующемся мире: основные разновидности и формы (борьба с системами управления, экономическая информационная война, «хакерская борьба» информационный терроризм и др.). Информационно-психологические войны. Информационные войны и СМИ. Тема 8. Информационная политика и информационная безопасность. Понятие безопасности, ее структура. Возрастание роли информационного компонента в системе международной и национальной безопасности. Информационная безопасность в системе национальной безопасности России. «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» как развитие Концепции национальной безопасности в информационной сфере. Цели и интересы России в информационной среде. Виды угроз информационной безопасности РФ. Внешние и внутренние источники угроз. Методы обеспечения информационной безопасности. Государственная политика по обеспечению информационной безопасности. Тема 9. СМИ и информационная безопасность. СМИ в системе информационной безопасности. Информационно-психологическая безопасность и СМИ. Манипуляция сознанием и способы защиты. Интеллектуальное противостояние информационному оружию. СМИ на информационном поле России и проблемы безопасности. Эффективная государственная информационная политика как важный фактор обеспечения национальной безопасности России. Тема 10. Информационная политика и информационная культура. Информационная культура: сущность и структура. Методологическая, правовая, этическая, лингвистическая, технико-технологическая составляющие информационной культуры. Информационная культура и СМИ. Информационная культура журналиста как условие профессионализма. Формирование информационной культуры. Медиаобразование: международный и российский опыт.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|