Информационная политика
1. Курс «Информационная политика» и его роль в подготовке журналиста. Информация, ее сущность и роль в обществе. 2. Информационная революция и ее социальные последствия. 3. Информационная политика: сущность, основные направления. 4. Информационная политика и информационная безопасность. Информационные войны. 5. Информационная безопасность и СМИ. 6. Проблемы формирования информационной культуры в современном российском обществе.
1. Человечество осуществляет переход к новому цивилизационному этапу – информационному обществу. С ХХ века изменилось само понятие информации. В своем традиционном понимании информация означает разъяснение, изложение, сведения, передаваемые людьми друг другу устным, письменным или иным способом. С возникновением кибернетики понятие информации расширяется. Н. Винер рассматривает ее как обозначение содержания, получаемого от внешнего мира в процессе приспособления к нему, а американский теоретик информации Клод Шеннон определяет информацию как «устранение неопределенности». С широких философских позиций рассматривают понятие информации отечественные ученые. Математик и специалист в области кибернетики академик А.А. Ляпунов отмечает, что жизнь – это высокоустойчивое состояние вещества, которое использует для выработки сохраняющихся реакций информацию, кодируемую состоянием отдельных молекул. Атрибутивным свойством материи как живой, так и неживой считает информацию профессор А.Д. Урсул. Усложнение и расширение самого понятия информации отразило объективный процесс осознания человечеством роли и значения информации в жизни социума. Для журналистики как сферы массово-информационной деятельности понятие «информация» является базовым. Курс «Информационная политика» рассматривает информацию в ее различных аспектах, что позволяет более глубоко проанализировать основные элементы и понятия теории журналистики, сформировать системный подход к анализу журналистики, е месту и роли в современном обществе.
Рассмотрение журналистики как универсальной категории позволит будущим журналистам осознать, с каким мощным инструментом воздействия на массовое сознание они имеют дело в своей профессиональной деятельности и подходить к работе взвешенно и ответственно. Глубокое понимание сущности информационно-коммуникационной революции и ее социальных последствий, проблем информационных войн и роли информационной политики в оптимизации информационных процессов, роли СМИ в обеспечении информационной безопасности призвано способствовать повышению качества подготовки журналистских кадров, формированию их информационной культуры. 2. Значение информации неизмеримо возрастает с развитием новых информационных и телекоммуникационных технологий, которое приобрело характер глобальной информационной революции. Информация представляет собой ресурс, не знающий географических и национальных границ. Современные информационные технологии, проникая во все сферы общественной жизни, открывают перед человечеством новые возможности. В принятой в 2000 году «Окинавской хартии глобального информационного общества», подписанной лидерами стран «группы-восьми», говорится: «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИКТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы. Перед всеми нами открываются огромные возможности».
Рассмотрим социальные последствия информационно-технологической революции. Социальные отношения становятся все меньше обусловленными географическим положением, сокращается время и пространство для установления активной социальной интеграции и взаимодействия. Расширяется возможность быстрого доступа людей к обширной информации в любой сфере общественной жизни и в любой точке мира. Создается возможность использования демократического потенциала информационно-коммуникационных технологий: публичное выражение мнения; объединение единомышленников; возможность участвовать в обсуждении проблем разного уровня, а также в процессе принятия политических решений и контроля за действием власти. Информационно-коммуникационные технологии способствуют формированию новых социальных общностей на основе единства интересов, а также открывают новые возможности в совершенствовании систем управления разного уровня. Но, как отмечалось в «Окинавской хартии глобального информационного общества», это – возможности, которые могут быть реализованы или не реализованы. Информатизация, ускоряя развитие цивилизации, порождает новые угрозы. Поэтому правомерно выделить негативные социальные последствия использования информационно-коммуникационных технологий. Вызывает тревогу непропорциональное использование возможностей Интернета и ИКТ в целом. Так, в 2002 году число пользователей Сети в мире составляло 280,78 млн. чел. Из них 32% приходилось на жителей европейских стран, 31,5% – на США и Канаду, около 29% – на страны азиатско-тихоокенского региона, около 6% – на страны Латинской Америки, а на Африку с ее 800-миллионным населением – 1% от числа пользователей Сети в мире (к тому же 90% из них проживает в ЮАР). Это данные компании Nua Internet Surveys. И сегодня эта тенденция сохраняется. Возникла новая форма социального неравенства, так называемое «цифровое неравенство» или «цифровой разрыв». Появились «информационно богатые» и «информационно бедные» страны.
Причем проблема неравенства в доступе к новым информационным технологиям остро стоит не только на международном уровне, но и внутри стран. Концентрация средств информации и коммуникации в руках информационно богатых стран или групп приводит к монопольному влиянию их на политические институты и общественное мнение. Информационное преимущество становится важным фактором перераспределения экономических и политических ресурсов и может привести к углублению неравенства и нестабильности в мире. Следствием цифрового разрыва является возможность духовной экспансии информационно богатых стран, что несет угрозу сохранению национальной культуры и национальной идентичности. Негативным социальным последствием информатизации является расширение возможности манипулирования сознанием людей, а также угроза информационно-психологической безопасности личности. Информационно-коммуникационные технологии, Интернет приводят к сокращению традиционных контактов между людьми, уход в виртуальную реальность; люди, особенно подростки и молодежь стали меньше читать. Наконец, следует сказать о том, что возможности ИКТ используют и асоциальные элементы, преступные и террористические группировки для общения и взаимодействия, формирования международных объединений. Сами по себе информационно-коммуникационные технологии, как одно из достижений человеческого разума, не определяют направление и содержание развития общества. Они позволяют обществу трансформировать себя в тех направлениях, которые оно само выбирает. Отсюда и разброс результатов информационной революции от самых гуманных, служащих прогрессу общества, до катастрофических, грозящих человечеству гибелью. Как отметил исследователь проблем информационного общества социолог М. Кастельс «Способность или неспособность общества управлять технологией, особенно стратегическими технологиями, в большой степени формирует судьбу общества… оно может, используя мощь государства, задушить развитие технологии. Или, напротив, также путем государственного вмешательства оно может начать ускоренный процесс технологической модернизации, способной за несколько лет изменить экономику, повысить военную мощь и социальное благополучие»[2]. Следовательно, речь идет о необходимости научно обоснованной, взвешенной целеориентирующей деятельности – об определенной политике.
3. Информационная политика является одним из направлений внешней и внутренней политики государства. Она охватывает своим воздействием все сферы общественной жизни: экономику, культуру, образование, сферу межгосударственных отношений и т.д. Особое значение приобретает ее реализация в сфере политической жизни общества. В условиях становления глобального информационного общества, информация становится важным фактором воздействия на политические процессы, она не только отражает, но и конструирует политическую реальность, влияя на вектор принимаемых политических решений. Государственная информационная политика представляет собой деятельность государства, направленную на регулирование процессами производства, хранения, передачи, пользования информацией в интересах личности, общества и государства. Она включает создание и внедрение информационных технологий, формирование единого информационного пространства. Наряду с органами государственной власти, выступающими в качестве субъектов информационной политики, ими могут быть негосударственные общественные объединения и организации, издательства, средства массовой информации. Они реализуют собственную информационную политику с учетом специфики своих интересов и задач. В этом случае можно говорить о национальной информационной политике. Она может быть эффективной, если все субъекты будут строить систему отношений на демократических принципах в интересах общества. Содержание государственной информационной политики позволяет выделить в ее структуре две составляющие: технико-технологическую и гуманитарную. Первая из них связана с решением задач информатизации общества, развитием и внедрением ИКТ, средств связи, созданием мощной информационно-технологической инфраструктуры. Гуманитарная составляющая государственной информационной политики включает содержание и качество информации. Именно эта сторона информационной политики является определяющей, поскольку характер и содержание информации оказывает непосредственное воздействие на социально-экономические, духовные и политические процессы в обществе.
Государственная информационная политика Российской Федерации включает два уровня: федеральный и региональный (уровень субъектов федерации). В разных субъектах РФ выстраиваются собственные модели этой политики с учетом региональной и национальной специфики (к примеру, бюджетное финансирование СМИ на языках диаспор в полиэтнических регионах). При этом условием результативности информационной политики является оптимизация федерального и регионального уровня. Эффективность функционирования государственной информационной политики может быть реализована, если ее функционирование базируется на ряде принципов: - это принцип баланса технико-технологической и гуманитарной составляющих информационной политики; - принцип системного подхода в организации информационной сферы и информационных процессов; - принцип единства свободы и ответственности в информационной деятельности; - принцип гармонизации групповых, региональных и общенациональных интересов; - принцип достижения опережающего информационного эффекта в формировании общественного сознания; - принцип оптимального соотношения общецивилизационных и национальных ценностей, учет национальной специфики, или принцип ментальной идентичности[3]. Государственная информационная политика включает цели, отражающие национальные интересы страны в информационной сфере, а также стратегию и комплекс мер по реализации этой цели. Они нашли отражение в целом ряде основополагающих документов и программ. Это Концепция государственной информационной политики «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», Концепция формирования информационного общества в России, Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)». В этих документах сформулированы основные задачи информационной политики. Они направлены на решение как технико-технологических задач, связанных с информатизацией всех сфер общественной жизни, так и гуманитарных. В числе их – идентификация информационных потребностей общества; обеспечение широкого доступа населения к информационным ресурсам; борьба с монополизмом и контроль за концентрацией собственности в СМИ; юридическое обеспечение свободы слова; использование ИКТ для формирования демократического общества и расширения диалога власти и народа; обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства. Решение этих задач будет способствовать включению России в мировое информационное пространство при сохранении ее национальной самобытности. 4. В ряду задач государственной информационной политики особое место в современных условиях занимает обеспечение информационной безопасности. Информационная сфера, представляющая собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом социальных отношений, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности России. По существу инфосфера выступает системообразующим фактором жизни общества. По мере развития научно-технического прогресса национальная безопасность страны все в большей степени будет зависеть от обеспечения ее информационной безопасности. «Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества»[4]. Рассматривая информационную безопасность, можно выделить два направления: защита информационно-технических систем и защита от негативного воздействия самой социальной информации, манипулятивного воздействия на массовое и индивидуальное сознание. В этой связи следует выделить угрозы информационной безопасности России, которые определены в «Доктрине информационной безопасности РФ». Их можно подразделить на угрозы, связанные с технико-технологической стороной и гуманитарной. К первым относятся угрозы отечественной индустрии информации, безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, что связано с вытеснением с отечественного рынка российских производителей средств информатизации; повреждение или разрушение средств и систем телекоммуникаций и систем связи; уничтожение машинных носителей информации; отток за рубеж специалистов по информатике и т.д. Ко вторым следует отнести угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации путем монополизации информационного рынка России отечественными и зарубежными информационными структурами; блокирование деятельности государственных СМИ по информированию российской и зарубежной аудитории; отсутствие развитой системы реализации государственной информационной политики и недостаточной эффективности информационного обеспечения государственной политики (внешней и внутренней) РФ. Особое внимание заслуживают угрозы, связанные непосредственно с человеком, его духовным миром, индивидуальным и общественным сознанием. Они включают: нарушение прав и свобод гражданина в области массовой информации; вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур; девальвацию духовных ценностей, пропаганду образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе; снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных; манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации). И здесь, говоря об информационной безопасности, точнее называть ее культурно-информационной, связанной со смыслом, ценностями, культурным ядром нации. В конце ХХ века в мире активизировался новый вид противоборства – информационное и новый вид войн – информационные войны. Хотя они имели место и ранее, но четко сформулированными, всеобъемлющими они стали именно сейчас. В 1992 году был принят один из первых документов по этой проблеме – директива Министерства обороны США «Информационная война», где она определялась как действия, предпринятые для достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии и осуществленные путем влияния на информационные системы противника при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем. Профессор Г. Маклюэн отметил, что «истинно тотальная война – это война посредством информации. Войнами в прежнем смысле слова мы отводим место на задворках вселенной». Сегодня приобрело прямой смысл известное высказывание о том, что кто владеет информацией, владеет миром. Информационная война направлена и на разрушение технических систем связи и коммуникаций, она включает блокирование передачи информации, электронный перехват. Против технологических средств используются компьютерные вирусы, компьютерные логические бомбы и т.д. Но обратимся к ее гуманитарной стороне, связанной с содержанием информации, направленностью на сознание людей. Особенность информационной войны состоит в том, что в ней используется информационное оружие, которое носит скрытый характер и функционирует на принципе запуска программы саморазрушения противника через воздействие на сознание через дезинформацию, пропаганду, внушение и т.д. Как подчеркивают военные эксперты, основными объектами поражения в новых войнах будут информационная инфраструктура и психика противника. Появился даже термин «human network» – человеческая сеть, сеть связей, общения. Именно на ее разрушение направлен удар. Очень провидчески звучат слова одного из представителей русского зарубежья полковника Е.Э. Месснера, сказанные еще в 70-е годы ХХ века: «В прежних войнах важным почиталось завоевание территории. Впредь важнейшим будет почитаться завоевание душ во враждующем государстве. … В будущей войне воевать будут не на линии, а на всей поверхности территории обоих противников, потому что позади оружного фронта возникнут фронты политический, социальный, экономический; воевать будут не на двумерной поверхности, как встарь, не в трехмерном пространстве, как было с момента нарождения военной авиации, а в четырехмерном, где психика воюющих народов является четвертым измерением. … Теперь даже и глупейшее правительство понимает необходимость иметь «пятые колонны» в земле враждебной и нейтральной, а, пожалуй, – в союзной. Поэтому в эпоху военного смятения душ война может легко приобрести форму мятежвойны… Задача психологического воевания заключается во внесении паники в душу врага и в сохранении духа своего войска и народа. Полезна не только паника врага, но и его недоверие к водителям, его сомнения в собственных силах, взглядах, чувствах»[5]. Но информационные войны распространяются не только на военную в традиционном смысле сферу. Они охватывают сегодня сферу экономики, политики, культуры, что подчеркивает определение угроз в Доктрине информационной безопасности. Эти войны имеют ряд стратегических преимуществ перед традиционными: - низкую стоимость; - беспрепятственное преодоление географических и национальных границ; - расширение возможностей управления сознанием; - невозможность оперативного предупреждения и оценки нападения. 5. Особую роль в информационном противоборстве как на межгосударственном уровне, так и внутри страны занимают средства массовой информации. Их роль в процессе развития общества непрерывно возрастала. Отличаясь оперативностью подачи информации, достаточно легкой управляемостью, СМИ все в большей степени включались в сферу политических интересов, становились объектом внимания власти. Резко возросло воздействие СМИ на сознание людей с возникновением и развитием электронных средств массовой информации. Воплотились в реальность антиутопии английского писателя Джорджа Оруэлла, который в своих произведениях высказал идею о СМИ как главном орудии управления людьми. Книги были написаны в середине прошлого века, но сегодня телевидение – «большой брат» по Оруэллу, все больше навязывает свое мнение людям, формирует вкусы и взгляды, отношение к событиям, их оценку. Именно СМИ позволяет управлять людьми, используя «мягкие» методы. Одной из таких «мягких технологий» является использование манипулятивной семантики, в том числе эвфемизмов – замены слов и понятий более благозвучными и благоприятными по смыслу. Так, во время вьетнамской войны был создан специальный язык и даже составлен словарь. Там были исключены слова «война», «оружие по уничтожению живой силы», «наступление» и т.д., а введены эвфемизмы: операция по освобождению (война), мягкий заряд (напалм), санитарные кордоны (мертвые зоны, уничтоженные диоксином) и т.д. И сегодня агрессия против суверенного государства называется «гуманитарное вторжение» и т.д. Информационные войны активно проводились во время вторжения в Югославию и Ирак, чтобы склонить общественное мнение в пользу США и их союзников. В России принятие закона о средствах массовой информации в 1991 году открыло российской журналистике путь к свободе. В то же время она стала серьезным вызовом для средств массовой информации. Свобода от цензуры не означала возможности журналистики свободно выражать свои мысли, необходимы были соответствующие экономические условия. При отсутствии государственного финансирования СМИ оказались зависимыми от власти капитала. Данная проблема не только российская, но и общемировая - возникновение информационного монополизма – подчинение СМИ власти крупных корпораций – медиомонополий. К концу ХХ века под влиянием монополизированного информационного капитала оказались ведущие отрасли социально-экономической, политической и культурной жизни. Резко возросла роль рекламы. Эти процессы характерны и для российских СМИ. Страна встала на путь демократизации, но реальная демократия невозможна без развития политического сознания общества, его соответствующего культурного уровня. Однако коммерциализация СМИ заставляет их ориентироваться прежде всего на интересы потребителей доходной рекламы. Возникла и другая проблема: свобода СМИ стала нередко оборачиваться вседозволенностью. Экраны телевизоров заполнили боевики, «мыльные» сериалы, сцены жестокости и насилия, низкопробные шоу, культивирующие алчность, проповедь культа успеха, достигнутого отнюдь не за счет трудовых усилий. Появилась масса журналов, других изданий, в том числе для подростков, проповедующих культ силы, бездуховность, пренебрежение к истории своей страны. К нам хлынул поток западной, прежде всего американской, массовой культуры. В самих США уже несколько лет идет мощная волна общественных выступлений против сцен насилия в телефильмах и программах. И он приносит положительные результаты там, в США. В свое время американский исследователь Стивен Л. Лаперуза с горечью сказал об Америке: «В нашем «свободном обществе» каждый имеет право на духовную деградацию». Похоже, что теперь Россия реализует это право. Но подлинная свобода, в том числе и свобода СМИ, неразделима с ответственностью. Американский социолог М. Кастельс, анализируя современное российское общество, справедливо отметил: «Контроль бизнеса над средствами массовой информации посредством вывода их из-под влияния государства означает обращение русской мысли к миру потребления, что повсюду составляет содержание глобализированных СМИ. В этом смысле подрывается чувство российской исключительности. … связывая новые российские средства массовой информации с глобальным производством и распределением и все более полагаясь на коммерческую рекламу, новые российские элиты непреднамеренно начинают формировать новый смысл. Смысл бессмыслицы»[6]. СМИ в современной России работают на взаимодействии глобального и национального. Именно они могут сыграть роль позитивного фактора в со- хранении самобытной культуры и национальной идентичности России в глобализирующемся мире. Могут, но, к сожалению, далеко не всегда реализуют эту задачу. Более того, именно СМИ, особенно в 90-е годы, многое сделали, чтобы перечеркнуть достижения страны. Справедливо критикуя тоталитаризм, ограничение политических свобод в советский период, они сводили историю великой страны, обеспечивавшей баланс биполярного мира, первой, открывшей дорогу в Космос, внесшей самый большой вклад в победу над фашизмом, до упрощенного образа страны ГУЛАГа и дефицита колбасы. Не без усилий СМИ слово «патриот» приобрело негативный оттенок. Ни одна страна не знает подобных примеров саморазрушения собственной истории. Безусловно, не все средства массовой информации проводили и проводят такую информационную политику, но проблема эта есть. Не случайно в Доктрине информационной безопасности говорится не только о социально-экономических и политико-правовых основах обеспечения информационной безопасности России, но и о необходимости общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, а также о введение запрета на пропаганду жестокости и насилия в электронных СМИ: «Основными направлениями обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни являются: развитие в России основ гражданского общества; создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры; выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу; совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина; государственная поддержка мероприятий по сохранению и возрождению культурного наследия народов и народностей Российской Федерации; формирование правовых и организационных механизмов обеспечения конституционных прав и свобод граждан, повышения их правовой культуры в интересах противодействия сознательному или непреднамеренному нарушению этих конституционных прав и свобод в сфере духовной жизни; разработка действенных организационно-правовых механизмов доступа средств массовой информации и граждан к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти и общественных объединений, обеспечение достоверности сведений о социально значимых событиях общественной жизни, распространяемых через средства массовой информации; разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества, неконтролируемой коммерциализации культуры и науки, а также обеспечивающих сохранение культурных и исторических ценностей народов и народностей Российской Федерации, рациональное использование накопленных обществом информационных ресурсов, составляющих национальное достояние; введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение». 6. В структуре гуманитарной составляющей информационной политики есть направление, которое в современных условиях является очень важным, но не нашло достаточного развития. Речь идет об информационной культуре и ее формировании. Распространено понимание информационной культуры как компьютерной грамотности. Однако, исходя из целей и задач информационной политики, информационную культуру следует рассматривать как качественную характеристику деятельности общества и личности в сфере производства, передачи, хранения и потребления информации. При этом сама информация рассматривается как содержательная сторона духовной культуры. «… речь идет о новой культуре, культуре реальной виртуальности, поскольку наша реальность во многом складывается из ежедневного опыта, получаемого в рамках виртуального мира»[7]. В современном обществе происходит виртуализация политических институтов – выборов, партий, президентов. Все в большей степени политическая борьба становится борьбой образов – политических имиджей, формируемых в PR-агентствах и на телестудиях. Существуют различные приемы и методы, позволяющие, давая информацию и даже не искажая ее, формировать разные образы того или иного явления и события. Создавая тот или иной образ, СМИ формируют определенные ценности. Все это обусловливает возрастание роли информационной культуры. Исходя из определения информационной культуры, можно выделить ее структуру. Она представляет собой интегративный феномен, включающий ряд элементов. Степень адекватности отражения действительности, умение видеть явления общественной жизни во всей их сложности, системный подход при их анализе и интерпретации определяется уровнем методологической культуры субъекта производства и передачи информации. Но не только. Этот уровень должен присутствовать и у потребителя информации – телезрителей, радиослушателей, читателей прессы, – вне чего он может стать (и становится в реальности) объектом манипулирования. Следовательно, методологическая культура является базовым элементом информационной культуры. Ее обязательным компонентом являются знаний о сущности, специфике и целях массовой коммуникации. Информационная деятельность является объектом правового регулирования. В ряде стран производство и распространение информации регламентируется общими нормами, определяющими правовой статус граждан и организаций. В других, в том числе в России, сформированы особые правовые институты, регламентирующие правовой режим различных видов информации. Поэтому правовая составляющая также включается в информационную культуру. Недостаточный уровень правовой культуры журналистов приводит к тому, что в СМИ имеют место нарушения законодательства. С другой стороны, если гражданин как потребитель информации не обладает должным уровнем информационной культуры в ее правовом аспекте, он не может реализовать своих прав. Наряду с ограничениями, определяемыми законодательством, существуют и другие, касающиеся публичного распространения информации. Это конвенциональные ограничения. Здесь в качестве регулятора выступает не право, а мораль. Девальвация моральных ценностей в условиях трансформации российского общества ставит задачу восстановления прерванной нравственно-культурной традиции. Актуализируется проблема соблюдения этических норм в российской журналистике, поскольку сегодня можно говорить о низком уровне этической составляющей информационной культуры. Еще одним важным компонентом информационной культуры является филологический, или языковой. Данный компонент информационной культуры связан со всеми другими ее составляющими. Он выступает в качестве формы этического, правового или иного содержательного компонента информационной культуры. К примеру, неточность языка в публикации может породить произвольное толкование текста с юридической точки зрения. Использование определенной лексики в СМИ может нарушать этические нормы и т.д. Язык имеет богатый арсенал средств. И основным требованием является такой их отбор, который бы с наибольшей полнотой и эффективностью выполнял коммуникативные задачи. Наконец, следует сказать о технико-технологическом аспекте информационной культуры – компьютерной грамотности. Следует заметить, что данная проблема является наиболее разработанной как в плане содержания и структуры компьютерной грамотности, так и в плане ее формирования. В настоящее время ставится вопрос о необходимости медиаобразования населения, прежде всего молодежи. Такие программы успешно реализуются, к примеру, в Великобритании. Успешное решение данной задачи будет способствовать эффективности реализации информационной политики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|