Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IX. Страхование риска банковского злоупотребления.




Создание для работников банка условий, в которых они будут заинтересованы не потерять рабочее место (высокая з/п, информировать работников об ответственности по законам), оборудование банков в соответствии с современными требованиями (решетки на окнах и дверях, высокопрофессиональная охрана банка и т.д.)

Источниками покрытия указанных рисков является банковская прибыль, из которой по нормативам формируются резервы на покрытие всех возникающих убытков от риска.


Тема: «Собственные средства банка».

Ресурсы коммерческого банка состоят из 2-х основных видов источников:

1. собственные средства банка и приравненные к ним;

2. привлеченные и заемные средства.

Собственный капитал банка – это стержень его деятельности и последний резерв в случае неблагоприятного течения обстоятельств. Этот капитал формируется в момент создания банка и первоначальной стоимости из сумм, полученных от учредителей в качестве их взносов в уставный капитал банка, который может производиться как напрямую, если банк создается в форме ООО, так и через покупку акций, если банк создан в форме акционерного общества. К собственному капиталу относятся такие все накопления, получаемые банком в процессе его деятельности, которые не были, распределены среди акционеров в качестве дивидендов или не израсходованы на другие цели. Собственный капитал банка олицетворяет ту сумму денежных средств, которая будет распределена между акционерами банка в случае его закрытия. Если реализовать все активы банка, принадлежащие банку ценные бумаги, здания, оборудование и т.д. и востребовать все выданные им ссуды, а вырученную сумму направить на погашение обязательств перед вкладчиками, кредиторами, то … после этого сумма и будет тем фактическим капиталом, на который могут претендовать акционеры банка. В том случае, если активы банка реализованы по более низкой стоимости, чем они оценены в балансе тоже убытки будут покрыты за счет составного капитала, следовательно, каждый акционер получит меньшую сумму тем та, которая по балансу банка приходилась на его акции. Собственный капитал, обеспечив банку экономическую самостоятельность и стабильность функционирования. Он считается в банковской практике резервом ресурсов позволяющим поддерживать платежеспособность банка, даже при утрате им части своих акций.

Собственный капитал выполняет 3 функции:

1. защитную;

2. оперативную;

3. регулирующую.

Защитная функция означает защиту интересов вкладчиков и кредиторов, т.е. возможность выплатить им компенсации в случае возникновения убытков или банкротства банка, а также продолжение деятельности банка в независимости от понесенного их убытка.

Оперативная функция собственного капитала заключается в том, что он является источником вложений в соответственные материальные активы, источником развития материальных баз данных.

Регулирующая функция заключается в том, что размер имеющихся у банка собственных средств, определяет масштаб его деятельности.

Источниками собственного капитала банка служат:

1. уставный капитал;

2. добавочный капитал;

3. фонды банка;

4. нераспределенная прибыль текущего года и прошлых лет.

Каждый коммерческий банк самостоятельно определяет величину собственных средств и их структуру, исходя из принятой им стратегии развития.

На практике осуществляются 2 пути увеличения собственного капитала:

1. накопление прибыли;

2. привлечение дополнительного капитала на финансовом рынке.

Накопление прибыли может происходить в форме ускоренного создания резервного и других фондов банка с последующей капитализацией, либо в виде накопления нераспределенной прибыли предшествующих лет – это наиболее удобный путь увеличения капитала, не затрагивающий сложившейся структуры управления банка.


Тема: «Привлеченные средства банка».

Привлеченные средства банка составляют подавляющую часть ресурсов коммерческого банка. Проведение пассивных операций позволяет банку привлечь временно свободные финансовые ресурсы юридических и физических лиц.

В составе пассивных операций коммерческого банка можно выделить следующие составные группы:

1. вклады и депозиты юридических и физических лиц;

2. остатки на расчетных, текущих и иных счетах юридических лиц;

3. кредиты от других коммерческих банков или ЦБ РФ (межбанковские кредиты);

4. эмиссия инвестиционных ценных бумаг (векселей, депозитных сертификатов и т.д.)

Депозит – денежные средства, переведенные банку на хранение, подлежащие возврату по наступлению срока и определенных условий. Возврату подлежит сумма депозита с оплатой, установленной в депозитном договоре процентной ставки.

Вклад – сумма денежных средств, внесенная в банк для хранения и извлечения дохода.

Виды депозитных счетов, используемых в практике современных банков весьма разнообразны.

В большинстве стран классификация депозитных счетов основана на учете двух моментов:

1. срока депозита до изъятия;

2. категории вкладчика.

По срокам различают:

1. депозиты «до востребования», т.е. депозиты, погашенные по требованию вкладчика без предварительного уведомления;

2. депозиты «срочные».

В зависимости от категории вкладчика выделяют следующие виды счетов:

1. счета физических лиц;

2. счета юридических лиц;

3. счета правительственных органов;

4. счета местных органов власти;

5. счета иностранных вкладчиков.

Вклады «до востребования» могут быть изъяты вкладчиком или переведены другому лицу по первому требованию владельца. «Срочные» вклады зачисляются на депозитные счета на определенный срок и по ним выплачиваются проценты.

С владельцами депозита банк заключает договор в письменной форме, в котором указывается:

- сумма депозита;

- процентная ставка;

- срок депозита;

- дата погашения и другие условия договора.

До наступления срока выплаты вкладчик может изъять депозит только после предварительного уведомления банка, но при этом как правило он теряет процентный доход. С 1991 года в Российской банковской практике стала применяться разновидность «срочного» вклада, оформленная депозитным сертификатом.

Депозитный сертификат – письменное свидетельство банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика или его правопреемника на получение по истечении установленного срока сумма вклада и процент по нему.

Депозиты являются основным источником банковских ресурсов. Структура депозитов в коммерческом банке изменяется в зависимости от конъюнктуры депозитного рынка и государственного регулирования нормы процентов по вкладам.

Другим источником банковских ресурсов являются средства, которые банк самостоятельно привлекает с целью обеспечения своей ликвидности. Это могут быть межбанковские кредиты, ценные бумаги с обратным выкупом, займы на рынке евродолларов и т.д. Они называются управляемыми пассивами. Межбанковские кредиты дают возможность оперировать достаточно крупными средствами, поддерживать оптимальный остаток на корреспондентском счете. Получение займа у ЦБ РФ – это пассивная операция коммерческого банка.

Коммерческие банки получают кредит у ЦБ РФ в форме переучета и перезалога векселей в порядке рефинансирования, а так же в форме ломбардного кредита, т.е. под залог государственных ценных бумаг. С 1993 года широкое распространение получили операции по привлечению средств путем выкупа банковских векселей. Вексель удобен тем, что в отличие от депозитов и сберегательных сертификатов может использоваться как расчетные средства. Кроме этого векселя не подлежат регистрации как другие ценные бумаги, что облегчает работу банка с ними и дает возможность их широкого применения.

Банки выпускают 2 разновидности векселей:

1. процентные;

2. дисконтные.

Особенность процентного векселя состоит в том, что выпуск и продажа векселей физическим и юридическим лицам производится по номинальной стоимости с последующим начислением процентов на вексельную сумму.

Особенность дисконтного векселя заключается в том, что его выпуск и продажа осуществляется по ценам ниже номинала, а погашение по номиналу. Разница между ценой погашения и ценой покупки составляет доход держателя векселя.

Евровалютные займы – финансовый инструмент управления пассивными операциями, действующий на основе вкладов, выраженных в иностранной валюте и хранящаяся в коммерческом банке данной страны.

Пассивные операции по привлечению межбанковских и централизованных кредитов, а также эмиссией инвестиционных ценных бумаг проводится по инициативе самого банка, являются эффективным способом быстрого привлечения крупных финансовых ресурсов, однако, поскольку эти операции осуществляются на денежном рынке, то стоимость привлечения подобных ресурсов значительно выше, чем депозита равного срока, поэтому коммерческие банки обычно прибегают к подобным средствам в крайних случаях при возникновении финансовых затруднений.


Тема: «Депозитные операции коммерческого банка».

На практике и в нормативных актах ЦБ РФ договор банковского вклада нередко называют депозитом. В современной банковской практике термин «депозит» нередко имеет более широкое значение, чем просто синоним денежного вклада.

История депозита следует начать с определения термина «депозит».

В историческом смысле различают следующие виды депозитов:

1. закрытый;

2. сейфовый;

3. открытый.

По договору закрытого депозита клиент передает банку вещь в закрытой и опечатанной емкости, а банк не может открыть ее, не сломав пломбу или печать.

По договору сейфового депозита банкир предоставляет в распоряжение своих клиентов бронированный сейф. Пользование сейфами осуществляется клиентами по своему усмотрению с уплатой банку вознаграждения пропорционального сроку договора.

По договору открытого депозита клиент передает банку ценные бумаги, не помещая их в закрытую емкость. Открытый депозит имеет более широкое значение, чем просто договор банковского вклада.

Депозитными операциями в международной практике называют любые сделки кредитной организации, в результате которой клиенты передают им свое имущество с условием его возврата по истечению определенного срока. Под депозитным вкладом понимаются денежные средства или ценные бумаги, передаваемые на хранение в банковские учреждения, т.е. понятие «депозит» имеет несколько значений.

Депозитные операции – операции по привлечению денежных средств и размещение имеющихся в распоряжении денежных средств на счетах других банков.

Существуют различные признаки классификации депозитов.

В первую очередь они подразделяются на:

1. активные операции;

2. пассивные операции.

К активным относятся операции по размещению временно-свободных денежных средств данного банка в других банках:

- срочные вклады в банках;

- средства на резервном счете в ЦБ РФ;

- средства на корреспондентских счетах в других банках.

Активные операции обычно не приносят большого дохода, зато позволяют поддержать ликвидность банка на достаточном уровне, что оказывает влияние на стабильность банка и дает другие положительные результаты.

При помощи пассивных депозитных операций формируются привлеченные ресурсы банка, а от их величины зависят возможности банка проводить кредитные операции, т.е. выполнять свое предназначение в кредитной организации.

В зависимости от субъектов принято разделять:

1. депозиты физических лиц;

2. депозиты юридических лиц.

Депозиты физических лиц в большей степени представлены вклады населения и являются крупным источником банковских ресурсов.

Депозиты юридических лиц в свою очередь в соответствии с гражданским кодексом РФ подразделяются на депозиты:

1. государственных предприятий и организаций;

2. государственных учреждений;

3. кооперативы;

4. АО;

5. смешанных предприятий с участием иностранных капиталов;

6. партий и общественных организаций и фондов;

7. финансовых и страховых компаний;

8. инвестиционных и трастовых компаний и фондов;

9. банков и других кредитных учреждений.

В зависимости от срока изъятия депозиты подразделяются на:

1. «до востребования»;

2. «срочные».

Тема: «Не депозитные операции коммерческого банка».

К не депозитным источникам привлечения ресурсов относятся межбанковские кредиты и кредиты, полученные от ЦБ РФ, свободными кредитными ресурсами торгуют устойчивые финансовые отношения банки, у которого есть излишек ресурсов. Привлечение межбанковского кредита может быть осуществлено самостоятельно путем прямых переговоров или через финансовых посредников (банки, брокерские конторы, фондовые биржи, финансовые дома, кредитные магазины). На фондовом рынке распределение кредитных ресурсов осуществляется посредством аукциона. Организации и банки, желающие принять участие в проведение аукциона должны подать в письменной форме или по факсу заявку на участие.

В заявке указывается:

- сумма средств, предлагаемые к продаже средств;

- срок передачи или привлечения средств;

- желаемая процентная ставка;

- особые условия размещения, доверенные лица, которым разрешено представлять интересы сторон и подписывать документы.

В результате торгов определяются конкретная сумма кредита, процентная ставка и срок предоставления межбанковского кредита. При совпадении интересов покупателей и продавца заполняются регистрационные свидетельства об аукционной сделке, которая является основанием для заключения договора и межбанковском кредите. За оказание посредничества заемщик уплачивает бирже определенный процент от суммы сделки. Однако коммерческие банки могут представлять друг другу ресурсы и без посредничества бирже и аукционов, путем установления прямых договорных отношений.

КРЕДИТЫ ЦБ РФ.

ЦБ РФ предоставляет кредиты коммерческим банкам прежде всего для инвестирования в приоритетные отрасли народного хозяйства: кредитование конверсионных программ, оборотных отраслей промышленности, досрочного завоза товаров в районы крайнего севера, затрат на строительство объектов социального назначения (школ, больниц). В процессе этого ЦБ РФ стремится не допустить использование централизованных ресурсов на проведение операции, несвязанных напрямую с производственной деятельностью, поэтому наиболее доступными оказываются ссуды ЦБ РФ для коммерческих банков, созданных на базе бывших специализированных банках, сохранивших клиентуру. Условие предоставления коммерческому банку ресурсов является также соблюдение им размера маржи, т.е. разница между ценой приобретения и ценой перепродажи в виде ссуд клиентов. В рыночных условиях коммерческие банки должны уделить серьезное внимание управлению ресурсов и для этого:

1. разрабатывать собственную депозитную пометку

2. особое внимание в процессе осуществления депозитной политики уделять срочным вкладам;

3. разнообразить виды вкладов;

4. расширить банковские услуги для привлечения потенциальных вкладчиков;

5. проводить эффективную процентную политику, не снижающую доходность банков, и обеспечивающую определенную привлекательность для вкладчиков.

ЭМИССИЯ ОБЛИГАЦИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА.

1. Для привлечения заемного капитала коммерческие банки могут выпускать собственные долговые обязательства – облигации. Облигации коммерческого банка – ценная бумага, удовлетворяющая отношение займов между владельцем облигации и банком, выпустившим его. Средства, мобилизованные банком на основе выпуска облигаций, считаются заемными в отличие от остатка денежных средств на счетах клиентов, которые в банковской практике называются привлеченными.

К акционерным банкам, выпускающим облигации предъявляются такие же требования, что и при выпуске акций. Выпуск облигаций регламентируются теми же нормативными документами, что и выпуск акций. Банк может выпускать облигации лишь при условии полной оплаты всех выпущенных этим банком акций. Все выпуски облигаций регистрируются в ЦБ РФ.

 


Тема: «Расчетные операции».

Современная экономика любого государства представляет собой широкую разветвленную сеть сложных взаимоотношений министерств. Входящих в нее хозяйственных субъектов.

Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение требований и обязательств.

Платежная система страны – неотъемлемый элемент рыночной экономики, через который реализуется различные экономические возможности.

Безналичные расчеты – денежные расчеты путем записей по счетам в банке, когда средства списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.

Система безналичных расчетов – совокупность принципов организаций безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определяемых конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанных ими документооборота.

Формы безналичных расчетов:

1. переводы;

2. платежное поручение;

3. платежное требование;

4. вексель;

5. аккредитив;

6. инкассо;

7. клиринг;

8. чеки.

Платежное поручение – поручение предприятия, обслуживающему его банку о перечислении суммы со своего счета.

Основные реквизиты платежного поручения:

1. дата;

2. вид платежа;

3. сумма прописью;

4. ИНН;

5. плательщик;

6. банк получателя;

7. банк плательщика;

8. получатель;

9. банковский информационный код.

Инкассовое поручение – используется при бесспорном и безакцепном (без согласия плательщика) списание средств со счетов клиента.

Оно применяется в случаях:

1. по распоряжению взыскателей;

2. исходя из исполнительных и других документов.

Списание средств со счетов в бесспорном порядке производится на основе решения органов власти последующим видом платежей:

1. недоимки по налогам;

2. штрафы;

3. таможенные платежи, пени;

4. недоимки по взносам во внебюджетные и другие фонды.

 

ЧЕК.

При расчетах чеками чекодатель дает письменное распоряжение плательщику, кредитной организации, выдавший отчетный чек уплатить определенную сумму денег получателю (чекодержателю).

Чеки бывают:

- именные;

- на определителя.

Они являются ценными бумагами, изготавливаемой по единому образцу, бланки счетов являются бланками строгой отчетности.

Платежное требование – поручение – требование поставщика к покупателю оплатить на основании расчетных и отгрузочных документов стоимость, поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Плательщик обязан предоставить в банк платежное требование – поручение (в течение трех дней) или отказ от его оплаты. Требование поручения вместе с документами возвращается поставщику. Поступившие требования, поручения в банк оплачиваются в порядке предварительного акцепта. При отсутствии средств на счете документы помещаются в картотив.

Аккредитивы – условные денежные обязательства кредитной организации, выдаваемые по поручению клиента в пользу контрагента по договору, по которому открывший аккредитив в банке может произвести отчет.

Аккредитивы бывают:

1. покрытые (депонированные);

2. непокрытые (гарантированные);

3. отзывные;

4. безотзывные.

Для открытия аккредитива плательщик предоставляет заявление, в котором указывает:

1. номер договора;

2. срок действия аккредитива;

3. наименование поставщика;

4. наименование банка исполнителя;

5. место исполнения аккредитива;

6. полное и точное наименование документов, против которого производится выплата по аккредитиву;

7. срок их предоставления и порядок их оформления.

а) вид аккредитива;

б) сумма аккредитива;

в) способ реализации аккредитива.

Концентрация платежей при клиринге позволяет значительно сократить сумму взимаемой задолжности, прервать цепочку неплатежей, достичь экономии платежных средств за счет взаимозачета, расширить сферу безналичных расчетов и облегчить управление ими. Эта форма расчета прибыльности и ликвидности участников.

Вексель – безусловное письменное долговое денежное обязательство, составленное по установленной форме и выданная одной стороной (векселедателя) другой стороне (векселедержателю).

В настоящее время используется 2 вида:

1. товарный;

2. финансовый.

Вексель выпускается по видам:

1. простой;

2. переводной.

Простой вексель составляется должником (векселедателем) и содержит его обязательства выплатить обозначенную сумму кредитора (векселедержателю).

Переводной вексель составляется кредитором (трассантом) и содержит приказ должнику (трассату) об оплате обозначенной сумме предъявителю векселя (ремитенту).

В простом векселе участвуют:

1. векселедатель;

2. векселедержатель.

В переводном векселе участвуют:

1. векселедатель;

2. векселедержатель;

3. плательщик.

Достоинства векселя в том, что:

1. его владелец может выбирать сроки платежа;

2. его владелец может выбирать способ платежа.

Система организаций безналичных расчетов.

 
 

 

 


Схема документооборота при расчетах платежными

поручениями.

 
 

 

 


1. заключение договора (плательщика получатель)

2. отгрузка продукции

3. передача платежного поручения на право списания банка суммы платежа

4. выписка из расчетного счета о списании денежных средств

5. платежное поручение на право зачисления платежа на расчетный счет поручателя

6. выписка из расчетного счета о зачислении платежа

Схема документооборота при расчетах платежными

требованиями

 
 

 


1. договор соглашения с указанием формы расчетов платежными требованиями

2. отгрузка продукции, сдача работ и услуг

3. документы на отгрузку и платежные требования, отправленные покупателю или банку с дальнейшей пересылкой через банк покупателю

4. акцепт платежного требования покупателя и сдача его в свой банк для оплаты

5. передача документов о зачислении платежа и выдача покупателю выписки из его расчетного счета

6. выписка из расчетного счета о зачислении платежа поставщику

 
Схема документооборота при расчетах аккредитивами.

 
 

 


1. заключение договора с указанием аккредитивной формой расчета

2. заявление на открытие аккредитива

3. выписка из расчетного счета об открытии аккредитива

4. извещение об открытии аккредитива, его условия

5. сообщение поставщику условий аккредитива

6. отгрузка поставщиком продукции в соответствии с условиями аккредитива

7. передача поставщиком в банк всех документов необходимых для использования суммы аккредитива

8. извещение об использовании аккредитива

9. выписка из расчетного счета о зачислении платежа за счет аккредитива

10. сообщение банка-получателя своему клиенту об использовании аккредитива


Тема: «Налично-денежный оборот и особенности его организации в России».

Для осуществления кассового обслуживания клиента кредитные организации создают кассовый узел, а также могут открывать операционные кассы внекассового узла, устанавливать банкоматы, осуществлять инкассацию и доставку денежных средств и ценностей.

Для комплексного кассового обслуживания кредитная организация создает кассовое подразделение, состоящее из приходных, расходных, приходно-расходных, вечерних касс, касс пересчета. Кассовое подразделение возглавляется заведующим кассовой или другим кассовым работником, с которым заключается договор о полной материальной ответственности. Руководитель, главный бухгалтер и заведующий кассой обеспечивает сохранность денежных средств, осуществляют контроль за своевременностью оприходывания денег, поступивших в кассы банка, организовавшего кассовые обслуживания своих клиентов. Непосредственное выполнение операций с наличными деньгами осуществляют кассовые и инкассовые работники банка, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности. Кассовому работнику запрещено передоверять выполнение порученной работы с ценностями другим лицам, а также выполнять работу, не входящей в круг его обязанностей. Для хранения наличных денег и других ценностей в течение рабочего дня кассовые работники обеспечены металлическими шкафами, сейфами, столами, имеющими индивидуальными секретами замков. Нельзя хранить свои деньги и другие ценности с деньгами и ценностями банка. Кассовые операции осуществляются на основании специально разработанных для них форм. Основные требования, предъявляемые к оформлению кассовых документов, определены порядком ведения кассовых операций.

К приходным кассовым документам относятся: приходный кассовый ордер; объявление на взнос наличными; мемориальный ордер на прием ценностей и т.д.

К расходно-кассовым документам относятся: расходный кассовый ордер; денежный чек; мемориальный ордер на выдачу ценностей и т.д.

Каждый из вышеуказанных документов имеет свои особенности в оформлении, выполнение которых является обязательным. Однако имеются общие требования к оформлению кассовых документов.

Рассмотрим эти требования:

1. при заполнении документа рукописным способом запись производится разборчивым почерком, чернилами или пастой синего или черного цвета;

2. в оформлении кассовых документов не допускается: зачеркивание, подтирка, замазка;

а) внесение исправлений в записи;

б) заполнение документов пастой (чернилами) красного, желтого, зеленого цветов;

в) сокращенное написание суммы прописью;

г) обозначение цифрами названия месяца в строке «дата».

Кассовые документы имеют обязательные реквизиты, к которым относятся:

1. название подразделения, составившего документ;

2. наименование кассового документа;

3. уникальный регистрационный номер документа;

4. дата совершения операции:

а) число указывается цифрами;

б) месяц – прописью;

в) год – цифрами;

5. плательщик или получатель;

6. содержание операции (источник взноса, цель расхода);

7. основание (ссылка на документ, подтверждающий поведение операции);

8. корреспонденция счетов;

9. сумма цифрами и прописью.

Кассовые документы содержат информацию в цифровом выражении и необходимо уметь правильно сделать запись этой информации:

1. сумма цифрами – целая часть отделяется от дробной знаком разделения (–), например, информационно 1056 руб. 20 коп. следует записать 1056-20;

2. если сумма выражается в целых единицах руб. или иностранной валюте при указании суммы платежа цифрами величина «00» коп. может заменяться на прочерк двойной чертой (=), например, информацию 532 тыс. 600 руб. следует записать 532600-00 или 532600=;

3. при написании рублей цифрами выделение разряда суммы (тыс., млн.) запятыми или другими знаками запрещено, сумма прописью всегда начинается с заглавной буквы.

ПРИЕМ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ.

Он производится по объявлению на взнос наличными, представляющего собой комплект документа, состоящий из объявления ордера и квитанции. Организации могут вносить наличные деньги только на свой расчетный (текущий) счет. Все наличные деньги, поступающие в течение операционного дня, должны быть оприходованы и зачислены на соответствующие счета клиентов в тот же рабочий день.

ВЫДАЧА НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ ОРГАНИЗАЦИЯМ.

Она производится по денежным чекам. Для получения наличных денег клиент предъявляет денежный чек операционному работнику. После соответствующей проверки ему выдается контрольная марка от денежного чека для предъявления в кассу. Совершение операции, при которой клиент, не внося денег, предъявляет одновременно денежный чек и объявление на взнос наличными не допускается.

Получив денежный чек, кассовый работник:

1. проверяет наличие подписей должностных лиц кредитной организации, оформивших и проверивших денежный чек, и тождественность этих подписей, имеющимся образом;

2. сличают сумму цифрами суммой, указанной прописью;

3. проверяет наличие на денежном чеке, расписке клиента о получении денег и данных его паспорта;

4. подготавливают сумму денег, подлежащую к выдаче;

5. вызывает у получателя денег по номеру чека, и спрашивают у него сумму получаемых денег;

6. сверяет номер контрольной марки с номером на чеке, и приклеивают ее к чеку;

7. повторно пересчитывает подготовленную к выдаче сумму в присутствии клиента;

8. выдает деньги получателю и подписывает чек.

РАБОТА С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БАНКОМАТА.

Для подкрепления банкомата и изъятия из него денежной наличности назначается ответственное лицо, которое является кассовым или инкассаторским работником. Подкрепление банкомата денежной наличностью производится по мере необходимости на основании письменной заявки. Для этого заведующий кассой по расходному кассовому ордеру выдает инкассаторскому работнику необходимую сумму денег для загрузки банкомата. Принятая сумма денег пересчитывается полностью, вкладывается в кассеты, закрываются на ключ. Для загрузки банкомата могут выдаваться предварительно подготовленные кассеты с денежной наличностью. Подготовка денежной наличности, вложение ее в кассеты и закрытие кассет осуществляет заведующий кассой или специально выделенный кассовый работник. К кассете прикрепляется ярлык с проставленным на нем номером банкомата, суммой вложенных денег, датой, подписью и именным штампом, заведующим кладовой или специально выделенного кассового работника. Принимая кассеты для загрузки банкомата, инкассатор проверяет целостность кассеты и наличие на ярлыке реквизитов.

Инкассатор:

1. выводит из банкомата распечатку о сумме выданной денежной наличности на основании карт и находящиеся в банкомате на момент вскрытия;

2. изымает кассеты из банкомата;

3. загружает подготовленные кассеты в банкомат;

4. выводит из банкомата распечатку, подтверждающую факт вложения денег.

На основании распечатки банкомата выписывается приходный кассовый ордер на сдаваемую в кассу денежную наличность и мемориальный ордер – для отражения по карточным счетам клиентов. Заведующий кассой принимает от инкассатора денежную наличность, изъятую из банкомата, проводит сверху остатков, изъятых из кассы денег, с данными распечатки и расписывается в приходном кассовом ордере.


Тема: «Кредитные операции».

Для понимания порядка совершения кредитной сделки необходимо сначала определить субъекты и объекты кредитования.

В кредитной сделке субъектами кредитных отношений выступают кредитор и заемщик.

Кредиторы – физические и юридические лица, предоставляющие свои временно свободные денежные средства в распоряжение заемщика на определенный срок.

Заемщики – юридические и физические лица, получающие средства в пользование и обязанные их возвратить в установленный срок.

Следовательно, субъектами кредитных отношений в области банковского кредита являются государства, хозяйственные органы, население и сами банки.

В банковском кредите субъекты кредитных сделок выступают в двух лицах. Они одновременно являются кредиторами и заемщиками. Банк привлекает средства и становится заемщиком по отношению к государству, хозяйственным органам, населению, т.е. владельцам средств, помещенных на счетах в банке. В тоже время банк размещает аккумулирование им денежные средства и становится кредитором; государство, хозяйственные органы, население, помещая в банк свои временно свободные денежные средства, выступает в роли кредитора, а, получая ссуду, превращается в заемщиков.

Это предмет, под которой выдается ссуда и ради которого заключается кредитная сделка.

Банки выдают краткосрочные кредиты промышленным предприятиям под сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, готовую продукцию, средства в расчетах и т.д. В торговле объектом кредитовании являются товары, находящиеся в обороте; в сельском хозяйстве банки кредитуют затраты на растениеводство и животноводство, минеральные удобрения и т.д.

Долгосрочные ссуды направляются на следующие объекты кредитования:

1. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение производственных объектов;

2. Приобретение техники, оборудования;

3. Организация выпуска новой продукции.

Объект банковского кредита может быть частным или совокупным. Частным объект становится, если ссуда выдается «подо что-то» конкретное.

Совокупный объект – множество объектов не обособленных друг от друга, а объединенных в один общий объект.

Объект необязательно должен иметь материально-вещественную форму, объектом может быть потребность заемщика в ссуде по различным причинам.

Принципы банковского кредитования представляют собой основу, главный элемент системы кредитования, они отражают сущность и содержание кредита, а так же требования объективных экономических законов в области кредитных отношений. Это возвратность, срочность, дифференцированный подход, обеспеченность, платность, целевой характер кредитования. Главенствующими принципами считаются возвратность, платность и срочность.

Возвратность – является неотъемлемой частью кредита, его атрибутом. Кредит должен быть обязательно возвращен.

Срочность – означает, что кредит должен быть, не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок.

Возвратность и срочность кредита обусловлены тем, что банк мобилизует для кредита временно свободные денежные средства, которые банку не принадлежат, а подлежат возврату владельцам, вложившим их в банк на условиях срочных депозитов. Срочные депозиты подлежат возврату в конкретно установленный срок и полностью.

Дифференцированность кредита – означает, что банки не должны подходить однозначно к вопросу о выдаче кредита своим клиентам, претендующим на его получение. Ссуда должна предоставляться только тем заемщикам, которые в состоянии ее своевременно возвратить. Степень кредитоспособности клиента является показателем кредитного риска для банка.

Обеспеченность кредита – покрывает один из основных кредитных рисков – риск непогашения ссуды. При оформлении кредитной сделки, банк определяет степень риска непогашения ссуды, а заемщик должен предоставить банку достаточные гарантии, что долг будет возвращен полност

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...