II. Объем дисциплины и виды учебной работы
III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Этнопсихология как наука, предмет и задачи.
Предмет, задачи и структура курса «Этнопсихология», его связь с другими учебными дисциплинами. Место и роль курса в профессиональной подготовке будущего психолога. Этнический фактор в современном обществе. Внутренняя противоречивость этнических процессов в ХХ веке (этнический парадокс современности). Процессы этнического объединения и разделения в мире.
Этнопсихология как отрасль научного знания, возникшего на стыке социологии, социальной психологии и этнографии. Предмет этнической психологии как науки. Внутридисциплинарный и междисциплинарный подходы к предмету этнопсихологии. Этническая психология как междисциплинарная дисциплина. Связь этнопсихологии с социологией, этнологией (этнографией), социальной психологией, культурной антропологией, этнокультурологией, этнопедагогикой и другими науками. Этническая психология как прикладная отрасль социальной психологии. Основные задачи этнопсихологии, вытекающие из практических потребностей необходимости совершенствования межнациональных отношений в России. Сферы применения результатов исследования по этнической психологии. Литература: основная - 1, 2, 4 дополнительная - 10, 46.
Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Чем обусловлено возрастание роли и значения этнопсихологических знаний и исследований в современных условиях? 2. Дайте определение этнопсихологии как науки. 3. Дайте характеристику основных взглядов на предмет этнопсихологии. 4. Каковы задачи этнопсихологии как науки? Покажите взаимосвязь этнопсихологии с другими науками.
Тема 2. Возникновение и развитие этнопсихологии за рубежом. Взгляды ученых древности (Платон, Геродот, Гиппократ, Демокрит, Тацит) на природу различий в культуре, традициях, обычаях и нравах племен и народностей. Географический детерминизм в представлениях о «духе народа» Ш.Мон-тескье. Юм, Кант и Гегель о межэтнических различиях. Этнопсихология в биологических теориях западных социологов (Ж.Гобино, Г.Спенсер, Л.Гумплович).
Школа «психологии народов» Х.Штейнталя, М.Лацаруса. Психология народов В.Вундта. Психология масс в интерпретации Г.Лебона. Влияние воззрений Л.Леви-Брюля и К.Леви-Строса на развитие этнопсихологической мысли на Западе. Американская этнопсихологическая школа. Психологическое направление «культура и личность» в американской культурантропологии (Ф.Боас, Р.Бенедикт, М.Мид, Р.Линтон). Идеи А.Кардинера и Р.Линтона о «базовой» личности. Концепция «модальной» личности. Изучение национального характера народов (М.Мид, Дж.Горер, Э.Эриксон). Современное состояние этнической психологии в США и Западной Европе.
Литература: основная - 1, 4, 5 дополнительная – 10, 48.
Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Под воздействием каких факторов начинали формироваться первые этнопсихологические представления в древности. 2. Назовите основные школы этнопсихологии, которые существовали в за рубежной науке, и дайте их краткую характеристику. 3. Что представляли собой теории «основной» и «модальной личности» в западной этнопсихологической науке. 4. Охарактеризуйте современное состояние этнопсихологических исследований на Западе.
Тема 3. История развития отечественной этнопсихологической мысли. Зарождение этнопсихологической мысли в России. Этнопсихологические исследования российских ученых в середине и во второй половине XIX века в рамках программы Русского географического общества по изучению этнографического своеобразия народов России (Н.И.Надеждин, К.Д.Кавелин). «Психическая этнография» Н.И.Надеждина. Гуманитарная психология К.Д.Кавелина. Этнопсихологические воззрения русских ученых во второй половине XIX- начале ХХ века (А.А.Потебня, И.М.Сеченов, Н.И. Костомаров, В.О.Ключевский, Н.И.Костомаров, Д.Н.Овсянико-Куликовский, Л.И.Мечников, В.М.Бехтерев). Г.Г.Шпет о предмете и задачах этнической психологии. Чтение Г.Г.Шпетом курса «Этническая психология» и создание кабинета этнопсихологии в Московском университете. Культурно-историческая школа Л.С.Выготского и этнопсихология. Этнопсихологическое исследование А.Р.Лурии в Узбекистане (1931-1932 гг.). Застой в этнической психологии в 30-х - 50-х годах ХХ века. Б.Ф.Поршнев и его работа «Принципы социально-этнической психологии». Дискуссии по проблемам этнической психологии в журналах «Вопросы истории» (1966-70 гг.) и «Советская этнография» (1983 г.). Проведение эмпирических и прикладных работ по этнической психологии в СССР и России (1960-2004 гг.). Вклад отечественных ученых в разработку актуальных этнопсихологических проблем (Э.А.Баграмов, А.Ф.Дашдамиров, Н.Д.Джандильдин, А.Х.Гаджиев, С.Т.Калтахчян, Ю.В.Бромлей, Л.М.Дробижева, Г.У.Кцоева, Т.Г.Стефаненко, Н.М.Лебедева и др.). Роль военных психологов в изучении этнопсихологических характеристик народов дальнего зарубежья (Н.И.Луганский, Н.Ф.Феденко, И.Д.Ладанов, В.Г.Крысько, С.Р.Пронников, Е.Н.Резников, А.А.Кокорев и др.).
Литература: основная - 1, 4, 5. дополнительная – 4, 8.
Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. К какому времени относится зарождение этнопсихологии как самостоятельной отрасли научных взглядов в нашей стране? 2. Расскажите о целях и задачах первых этнопсихологических исследований российских ученых во второй половине ХIХ века? 3. Назовите имена русских ученых, которые внесли заметный вклад в развитие отечественной этнопсихологической мысли. 4. Какое влияние на развитие отечественной этнопсихологии оказали научные дискуссии 60-80-х годов ХХ века? 5. Назовите и кратко охарактеризуйте основные направления современных этнопсихологических исследований в России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|