Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема семинара 5. Этнические конфликты, причины возникновения и урегулирование




 

Цель занятия: раскрыть этнопсихологические особенности вербального и невербального межличностного общения, специфику вербальных и невербальных систем представителей западной и восточной культур, основные различия между американским и японским менеджментом.

 

Учебные вопросы:

1. Этнопсихологические особенности вербального и невербального межличностного общения.

2. Специфика вербальных и невербальных систем представителей западной и восточной культур.

3. Сущность, предпосылки возникновения и виды этнических конфликтов.

4. Содержание этнических конфликтов и специфика их разрешения.

 

Методические рекомендации:

При подготовке к семинару студентам необходимо прочитать конспекты лекций и рекомендуемую литературу. Подготовить доклады для выступлений по следующим темам: «Социальные и психологические коммуникативные барьеры, возникающие в процессе межэтнического общения», «Различия между вербальными системами низкоконтекстных и высококонтекстных культур при передаче информации», уметь привести примеры этнических конфликтов.


V. Используемые инновационные методы в процессе преподавания дисциплин

В процессе обучения должны активно применяться инновационные компьютерные технологии, основанные на операционной системе Windows, программы Excel, Power Point, Statistica а также интернет-ресурсы (сайты образовательных учреждений, разделы «Научная деятельности», «Наука», журналов, информационно-справочные системы, электронные учебники), которые ввиду их глобального распространения становятся на сегодняшний день обязательной компонентой стандартов образования.

При проведении занятий в аудитории используется интерактивное оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивный экран), что позволяет значительно активизировать процесс обучения. Это обеспечивается следующими предоставляемыми возможностями: отображением содержимого рабочего стола операционной системы компьютера на активном экране, имеющем размеры классной доски, имеющимися средствами мультимедиа; средствами дистанционного управления компьютером с помощью электронного карандаша и планшета.

В процессе подготовки к практическим занятиям студентам необходимо знакомиться с авторефератами диссертационных исследования, посвященных психолого-педагогическим проблемам, а также со статьями в научных журналах.

 


VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Дайте известные вам определения этнопсихологии как науки.

2. Какое из определений предмета этнической психологии вы разделяете?

3. Перечислите основные задачи этнопсихологии как науки.

4. В каких сферах, на ваш взгляд, могут найти применение результаты этнопсихологических исследований?

5. Назовите основные сходства и различия между этнопсихологией и другими этническими дисциплинами (этнологией, этносоциологией, этнополитологией, этнопедагогикой и пр.

6. Расскажите о географическом детерминизме в представлениях Ш.Монтескье о «духе народа».

7. Расскажите об этнопсихологических воззрениях в «биологических теориях» Ж.Гобино, Г.Спенсера, Л.Гумпловича и др.

8. Расскажите о школе «психологии народов» Х.Штейнталя и М.Лацаруса.

9. Как интерпретировал задачи школы «психологии народов» В.Вундт?

10. Что такое психологическая антропология и чем она отличается от сравнительно-культурной психологии? Дайте краткую характеристику главных психолого-антропологических концепций ХХ века.

11. Расскажите о вкладе ученых Русского географического общества в изучение этнографического своеобразия народов России.

12. Расскажите подробнее о программе Н.И.Надеждина по изучению «психической этнографии».

13. Расскажите о взглядах Г.Г.Шпета на предмет и задачи этнической психологии.

14. Какие дискуссии по проблемам этнопсихологии в 60-х - начале 80-х годов активизировали развитие этнопсихологической мысли в нашей стране?

15. Расскажите о вкладе отечественных ученых в разработку актуальных этнопсихологических проблем во второй половине ХХ века.

16. Какие источники и факторы, на ваш взгляд, детерминируют в процессе развития общества формирование психического склада этноса? Постарайтесь обосновать свои позиции на конкретных примерах.

17. Каковы место и роль миграций в формировании этнопсихологических особенностей народов.

18. Расскажите о традиционном подходе к структуре психологии этноса. Перечислите основные элементы психического склада этноса. Достоинства и недостатки данного подхода.

19. Выскажите и попытайтесь обосновать свою точку зрения на правомерность использования понятий «национальный характер» и «менталитет» в этнопсихологии.

20. Охарактеризуйте категории «национальное самосознание» и «этническая идентичность».

21. Каким образом формируется национальное самосознание? Назовите и охарактеризуйте основные этапы его формирования.

22. Расскажите об этнических установочных образованиях в психическом складе этноса. Какова их роль в межэтническом общении?

23. Что представляет собой национальный (этнический) стереотип?

24. В чем заключается различие между автостереотипом и гетеростерео-типом?

25. Опишите, какие, на ваш взгляд, национальные предрассудки мешают взаимодействию представителей разных народов?

26. Какое место занимают традиции и обычаи в психическом складе этноса? В качестве каких механизмов они выступают как этнопсихологические феномены?

27. Перечислите, пожалуйста, основные типы этнических общностей.

28. Какова роль больших и малых социальных групп в формировании этнопсихологических особенностей народов.

29. Перечислите методологические принципы отечественной этнопсихологической науки.

30. Расскажите об особенностях «эмик» и «этик»- методологий в западной психологической антропологии и кросскультурной психологии.

31. Перечислите основные эмпирические методы изучения и анализа этнопсихологических явлений.

32. Расскажите о методе наблюдения в этнопсихологическом исследовании.

33. Расскажите о специфике проведения опросов в этнопсихологических исследованиях.

34. Расскажите о методе контент-анализа и его роли в сборе и систематизации этнопсихологической информации.

35. Расскажите об известных вам экспериментах в этнопсихологии.

36. Опишите национально-психологические особенности американцев.

37. Дайте сравнительную этнопсихологическую характеристику американцев и японцев.

38. Опишите национально-психологические особенности русских или представителей других славянских народов.

39. Опишите национально-психологические особенности одного из народов ближнего зарубежья (стран Балтии или Закавказья).

40. Какие из национально-психологических особенностей арабов и некоторых народов Закавказья обязательно следует учитывать в процессе межличностного общения с ними?

41. Какие этнопсихологические явления выступают в качестве регуляторов межэтнических отношений?

42. Расскажите о различиях между вербальным и невербальным общением представителей разных этносов. Какие проблемы могут возникать в процессе такого общения?

43. Расскажите о принципиальных этнопсихологических различиях между западной и восточной деловыми культурами.

44. Расскажите об этническом конфликте как актуализации латентной конфликтогенности в межэтническом общении и взаимодействии.

45. Какие, на ваш взгляд, существуют пути урегулирования этнических конфликтов.

 

Методические рекомендации по написанию рефератов

 

Реферат является одной из форм самостоятельной работы студентов по изучению содержания курса «Этнопсихология».

Целью выполнения реферата является более глубокое знакомство студентов с некоторыми вопросами, отражающими современные представления в области рассматриваемой дисциплины, а также закрепление навыков работы с психологической литературой.

При написании реферата необходимо проявить самостоятельный подход, показать умение пользоваться первоисточниками, директивными документами, фактическим материалом. Содержание работы необходимо излагать своими словами, логически последовательно.

Начинать работу надо с тщательного изучения данных методических указаний. Тема работы выбирается в соответствии с приведенным перечнем, либо самостоятельно, при согласовании с преподавателем. Далее подбирается необходимая литература.

Обязательной является предварительная консультация, на которой уточняется тема, обсуждается необходимость привлечения дополнительной литературы, а также основные направления разработки темы. Реферативная работа должна раскрывать основные вопросы в свете проработанной психологической литературы и фактического материала, иллюстрирующего тему.

Недопустимо дословное переписывание литературных источников, тем более, устаревших. Как правило, не следует использовать периодическую печать и статьи более чем трехлетней давности издания.

Подготовку и написание работы следует осуществлять в определенной последовательности: после предварительной консультации с преподавателем необходимо подобрать соответствующий литературный и статистический материал, использовать для этого рекомендованные журналы, учебники, брошюры и научные издания. На основе изученного материала составляется развернутый план, придерживаясь которого следует излагать содержание темы. Фактические данные, примеры необходимо приводить по ходу изложения вопросов и лишь в отдельных случаях давать в виде приложения в конце работы. Значительно повышают ценность работы графики, диаграммы и другой иллюстративный материал.

В начале работы пишется название темы, затем дается подробный план с нумерацией пунктов и подпунктов. В конце работы оформляется список использованной литературы с указанием автора, названия работы, места издания и названия издательства, года издания и страниц. Недопустимо сокращение слов, небрежность в исполнении (зачеркивание, отсутствие полей, плана, списка литературы и т.п.).

Объем реферата должен составлять примерно 15-20 страниц формата А – 4.


Примерный перечень тем рефератов

 

1. Этническая психология как наука, ее предмет и задачи.

2. Этническая психология как междисциплинарная дисциплина.

3. Этническая психология как прикладное направление социальной психологии.

4. Географический детерминизм в истории этнопсихологической мысли.

5. Биологическое направление в этнопсихологической мысли ученых Запада.

6. Проведение исследований по психологии народов России в рамках деятельности Русского географического общества.

7. Х.Штейнталь, М.Лацарус и их школа «психологии народов».

8. Концепция Г.Г.Шпета об этническом самосознании.

9. В.Вундт: продукты духовной культуры как предмет школы «психологии народов».

10. А.А.Потебня и его этнопсихологические воззрения.

11. Этнопсихологическое исследование А.Р.Лурии в Узбекистане (1931-1932гг.).

12. Б.Ф.Поршнев и его взгляды на методологию, предмет и задачи «социально-этнической психологии».

13. Этническое самосознание, этапы его формирования и специфика проявления.

14. Национализм и шовинизм как гипертрофированные формы национальных (этнических) чувств.

15. Изучение этнических стереотипов в отечественной науке.

16. Национальные (этнические) традиции как механизм хранения, передачи, воспроизводства и закрепления социального опыта представителей этнической общности.

17. Особенности вербальной коммуникации в высококонтекстных и низкоконтекстных культурах.

18. Особенности невербальной коммуникации и их учет в процессе межэтнического общения.

19. Национально-психологические особенности представителей народов России, стран дальнего или ближнего зарубежья (по выбору обучаемого).

20. Проблемы этнопсихологической адаптации личности в условиях новой культурной среды.

 


ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Этнопсихология как отрасль психологической науки выделилась:

 

а) из общей психологии;

б) на стыке сфер интересов социальной психологии, социологии, и этнографии;

в) из этнографии.

 

2. Согласны ли вы с утверждением, что этнопсихология – это:

 

а) субдисциплина этнографии;

б) отрасль социальной психологии;

в) область на знания на стыке этнографии и психологии.

 

3. Предметом изучения этнопсихологии являются:

 

а) психологические аспекты развития и функционирования этнических групп;

б) закономерности формирования, развития и проявления национально-психологических особенностей людей;

в) систематические связи между психологическими и культурными переменными этнических групп.

 

4. Предметом психологической антропологии, опирающейся на emic подход, являются:

 

а) сходства и различия психологических переменных в различных культурах;

б) систематические связи между психологическими и этнокультурными переменными;

в) различия психологических переменных в различных этнических общностях.

 

5. Предметом сравнительно-культурной психологии, опирающейся на etic подход, является:

 

а) изучение сходства психологических и этнокультурных переменных в различных общностей;

б) изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях;

в) изучение различий психологических переменных в различных культурах.

 

6. Самым видным представителем географического детерминизма в этнопсихологической мысли Западной Европы первой половины XVIII в. являлся:

 

а) Г.Лебон;

б) Ш.Монтескье;

в) Г.Тард.

 

7. Автором работы «О национальных характерах» (1769 г.) являлся:

 

а) Э.Кант;

б) Д.Юм;

в) Г.Гегель.

 

8. К какому течению биологического направления в западноевропейской этнопсихологической мысли принадлежали Г.Спенсер и Л.Гумплович?

 

а) к расово-антропологической школе;

б) к школе социального дарвинизма;

в) к органической школе.

 

9. Основателями школы «психологии народов» являются:

 

а) В.Вундт, У.Мак-Дугалл;

б) Х.Штейнталь, М.Лацарус;

в) Г.Тард, Г.Лебон.

 

10. В.Вунд считал, что «психология народов» является:

 

а) объяснительной наукой;

б) описательной наукой;

в) объяснительной и описательной наукой.

 

11. Кто из западноевропейских ученых является автором десятитомной «Психологии народов»?

 

а) Х.Штейнталь;

б) В.Вунд;

в) М.Лацарус.

 

12. Кто из западноевропейских ученых начала ХХ века полагал, что у каждой расы есть своя определенная «психическая организация», формирующаяся на протяжении многих веков и являющаяся такой же устойчивой, как и ее анатомические признаки?

 

а) Г.Тард;

б) Г.Лебон;

в) В.Вунд.

 

13. Кому из следующих трех авторов принадлежит высказывание: «Тысяча французов, тысяча англичан, тысяча китайцев, взятых случайно, конечно должны отличаться друг от друга; однако они обладают в силу наследственности их расы общими свойствами, на основании которых можно воссоздать идеальный тип француза, англичанина, китайца…»

 

а) У.Мак-Дугаллу;

б) Г.Лебону;

в) А.Кардинеру.

 

14. Первая программа исследования этнографических и этнопсихологических особенностей народов России была разработана:

 

а) К.Кавелиным;

б) Н.Надеждиным;

в) А.К.Бэром.

 

15. Кто первым в России ввел в оборот понятие «народный характер», своеобразие которого обусловливалось климатом, местностью, своеобразием жизни народа и историческими обстоятельствами, в которых данная жизнь развивалась?

 

а) С.Е.Десницкий;

б) В.Г.Белинский;

в) Н.И.Надеждин.

16. Представителями языковедческого направления в отечественной этнопсихологической мысли являлись:

 

а) Л.И.Мечников и В.О.Ключевский;

б) А.А.Потебня и Д.Н.Овсянико-Куликовский

в) П.В.Лавров и Н.К.Михайловский.

 

17. Мысль о том, что язык является не только главным этнодиф-ференцирующим, но и этноформирующим признаком любого народа, высказывал:

 

а) Д.Н.Овсянико-Куликовский;

б) А.А.Потебня;

в) Г.Г.Шпет;

 

18. В русской этнопсихологической мысли Л.Мечников и В.Ключевский представляли:

 

а) историческое направление;

б) географическую школу;

в) субъективную школу;

 

19. Г.Г.Шпет рассматривал этническую психологию как:

 

а) объяснительную науку, главная задача которой заключается в психологическом познании «духа народов» и открытии законов, по которым протекает духовная деятельность народа;

б) описательную науку, предметом которой являются коллективные переживания, реакции представителей конкретного народа;

в) теоретическую и прикладную науку.

20. Кто первым из отечественных ученых начал читать в Московском университете курс этнопсихологии?

 

а) Д.Н.Овсянико-Куликовский;

б) Г.Г.Шпет;

в) П.Л.Лавров;

 

21. Кто из американских ученых стал родоначальником этнопсихологической школы в американской этнологии?

 

а) Р.Мертон;

б) Ф.Боас;

в) Р.Бенедикт.

 

22. Концепция «основная структура личности» была выдвинута:

 

а) Дж. Горером;

б) А.Кардинером и Р.Линтоном;

в) Д.Левинсоном.

 

23. Б.В.Поршнев считал, что главной методологической проблемой «социально-этнической психологии» является:

 

а) проведение межэтнических сравнительных психологических исследований

б) выявление причин, обусловливающих существование национально-пси-хологических особенностей людей;

в) проведение кросскультурных исследований.

 

24. Национальный характер в этнопсихологии это -

 

а) сумма характеров отдельных представителей этноса;

б) исторически сложившаяся совокупность психических черт представителей того или иного этноса;

в) образ мышления, духовная настроенность представителей этноса.

 

25. Национальное (этническое) самосознание это –

 

а) осознание людьми своей национальной принадлежности по национальности одного из своих родителей;

б) осознание людьми своей принадлежности к данной этнической общности;

в) осознание людьми своей национальной принадлежности по национальности матери.

 

26. Национальное (этническое) самосознание проявляется:

 

а) в межличностном общении;

б) во взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях, симпатиях, антипатиях;

в) в чувствах, эмоциях и настроениях;

 

27. Понятие этноцентризма было впервые введено в науку:

а) Самнером;

б) Гумпловичем;

в) Мак-Дугаллом.

 

28. Кто из мыслителей прошлого определял предрассудок как «дурные мысли о других людях без достаточных на то оснований»?

 

а) Ш.Монтескье;

б) Ф.Аквинский;

в) Гельвеций.

 

29. Национальные (этнические) предрассудки исследуются:

 

а) в когнитивном аспекте;

б) в когнитивном, аффективном и поведенческом аспектах

в) в поведенческом аспекте.

 

30. Какие компоненты можно выделить в структуре

национального (этнического) стереотипа?

 

а) констатацию особенностей чужого этноса и формирование определенного поведения по отношению к данному этносу;

б) констатацию особенностей чужого этноса, отношение к этим особенностям и формирование определенного типа поведения по отношению к данному этносу;

в) отношение к особенностям чужого этноса и формирование определенного типа поведения по отношению к данному этносу.

 

31. Национальный обычай это –

 

а) передаваемая из поколения в поколение форма деятельности;

б) унаследованный стереотипный способ поведения;

в) передаваемая из поколения в поколение форма межличностного общения.

 

32. Кросскультурное этнопсихологическое исследование предполагает:

 

а) изучение национально-психологических особенностей представителей одной этнической общности;

б) исследование психологических и социокультурных особенностей, относящихся к различным этносам и проводимое параллельно;

в) выявление специфики поведения представителей разных этнической общностей.

 

33. Первое кросскультурное этнопсихологическое исследование в мире было проведено:

 

а) американским этнопсихологом и этнографом М. Мид;

б) русским ученым А.Н. Игнатовым;

в) британским психологом и антропологом У.Риверсом.

 

34. Предметом известного кросскультурного исследования профессоров Гарвардского университета Уайтингов было:

 

а) изучение социального поведения детей в экспериментальных условиях;

б) изучение социального поведения детей в естественных условиях их жизни;

в) изучение социального поведения детей в экспериментальных и естественных условиях;

 

35. В отечественном кросскультурном исследовании, проведенном Дробижевой и Старовойтовой, изучались стереотипы, традиции и обычаи:

а) русских и украинцев;

б) кабардинцев и балкарцев;

в) татар и калмыков.

 

36. Метод наблюдения относится:

 

а) к диагностическим методам

б) к обсервационным методам;

в) к праксиметрическим методам.

 

37. Метод опроса относится:

 

а) к обсервационным методам;

б) к диагностическим методам;

в) к праксиметрическим методам.

 

38. В открытом опросе испытуемый отвечает:

 

а) в соответствии с вариантами ответов приведенных в опроснике;

б) в свободной форме;

в) комбинируя черты обеих предыдущих вариаций.

 

39. Метод «подбора черт» (А.Катца и У.Брейли) используется для изучения:

 

а) особенностей национального характера;

б) этнических стереотипов;

в) этнических предрассудков.

 

40. Тест на этническую предубежденность (шкала Богардуса) впервые был опубликован:

 

а) в Великобритании в 1928 г.;

б) в США в 1925 г.;

в) в Германии в 1927 г.

40. Контент-анализ в этнопсихологии предполагает:

 

а) сравнительный анализ этнопсихологических характеристик представителей разных этносов;

б) выделение смысловых единиц информации о национально-психологических особенностях представителей этноса и замера их частоты и объема упоминания в выборочной совокупности;

в) анализ этнопсихологических характеристик представителей разных этносов по результатам кросскультурного исследования.

 

41. Начало использованию эксперимента в западной этнопсихологии положил:

а) А.Кардинер;

б) У.Риверс;

в) А.Маслоу.

 

42. Разделяете ли вы мнение, что этнический конфликт – это конфликт между представителями этнической общности?

а) да;

б) нет;

в) в определенных условиях.

 

43. Основной формой участия психолога в конфликтологической службе является:

а) изучение причин этнического конфликта;

б) организация посредничества в ведении переговоров с субъектами конфликта;

в) ведение переговоров с одной из наиболее непримиримых сторон конфликта.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Этнический фактор в современном обществе. Внутренняя противоречивость этнических процессов в ХХ веке.

2. Этнопсихология как наука и ее предмет.

3. Задачи этнической психологии.

4. Связь этнопсихологии с другими науками.

5. Географическое направление в этнопсихологической мысли. Географический детерминизм в представлениях о «духе народа» Ш.Монтескье.

6. Этнопсихология в биологических теориях и школах Ж.Гобино, Г.Спенсера и Л.Гумпловича и др.

7. «Школа психологии народов» Х.Штейнталя, М.Лацаруса и В.Вундта.

8. Психологическое направление «культура и личность» в американской культурантропологии.

9. Концепции «базовой» и «модальной» личности.

10. Изучение национального характера народов на Западе (М.Мид, Дж.Горер, Э.Эриксон).

11. Современное состояние этнической психологии в США и Западной Европе.

12. Этнопсихологические исследования в рамках программы Русского географического общества по изучению этнографического своеобразия народов России (Н.И.Надеждин, К.Д.Кавелин).

13. Этнопсихологические воззрения русских ученых во второй половине XIX-начале ХХ века.

14. Г.Г.Шпет о предмете этнопсихологии.

15. Проведение эмпирических и прикладных работ по этнической психологии в СССР и России (вторая половина ХХ – начало ХХI века).

16. Источники и факторы формирования национальной психологии.

17. Понятия «национальный характер» и «менталитет» в этнопсихологии и дискуссии о правомерности их использования.

18. Национальное самосознание и этапы его формирования.

19. Понятие «этническая идентичность» в этнопсихологии.

20. Этноцентризм, как этнопсихологический феномен, и специфика его проявления.

21. Национальные (этнические чувства) и факторы их формирования.

22. Национальные (этнические) стереотипы, их содержание и функции.

23. Национальные (этнические) предрассудки и предубеждения.

24. Традиции и обычаи как этнопсихологические явления.

25. Большие социальные группы как носители этнопсихологических особенностей народов.

26. Роль малой группы в этнопсихологическом формировании личности.

27. Личность как носитель этнопсихологических особенностей народа. Этнопсихологические проблемы исследования личности.

28. Понятие методологии в этнопсихологии. Методологические принципы отечественной психологической науки и этнической психологии.

29. Особенности «эмик» и «этик» - методологии в этнопсихологии.

30. Метод контент-анализа и его роль в систематизации этнопсихологической информации.

31. Использование метода наблюдения в этнопсихологии.

32. Использование тестов в этнопсихологии.

33. Использование опросов в этнопсихологических исследованиях.

34. Характеристика метода «подбора черт» А.Катца и У.Брейли.

35. Метод эксперимента в этнопсихологических исследованиях.

36. Национально-психологические особенности немцев и их учет в процессе общения.

37. Этнопсихологическая характеристика финнов и ее учет в процессе межличностного и делового общения.

38. Национально-психологические особенности японцев.

39. Этнопсихологическая характеристика арабов и специфика ее проявления в поведении и трудовой деятельности.

40. Национально-психологические особенности эстонцев и литовцев.

41. Национально-психологические особенности армян и азербайджанцев.

42. Характеристика национально-психологических особенностей русских.

43. Национально-психологические особенности украинцев и белорусов.

44. Проблемы межэтнического общения. Социальные и психологические коммуникативные барьеры, возникающие в процессе межэтнического общения.

45. Различия между вербальными системами низкоконтекстных и высококонтекстных культур при передаче информации в ходе межэтнического общения.

46. Этнопсихологическая специфика невербальных знаковых систем коммуникации и ее учет в процессе межличностного общения.

47. Этнопсихологические особенности делового общения и взаимодействия представителей западной и восточной культур.

48. Этнический конфликт, его объективные и субъективные детерминанты.

49. Типология и классификация этнических конфликтов.

50. Пути урегулирования этнических конфликтов.


VII. УРОВЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

«отлично» - студент показывает в ответе сформированные умения самостоятельного анализа и оценки теоретического и практического материала на высоком уровне обобщения; знания по курсу отличаются системностью и фундаментальностью;

«хорошо» – студент владеет материалом по курсу в полном объеме, предпочитает репродуктивные методы изучения материала;

«удовлетворительно» – студент владеет понятийным аппаратом курса, в знании материала демонстрирует бессистемность и неспособность к обобщению;

«неудовлетворительно» – студент не владеет понятийным аппаратом, материал знает менее, чем на 50%.

 

 


VII. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

 

А) Основная:

1. Крысько В.Г. Этническая психология М: Издательский центр «Академия» -2009.

2. Нежурина-Кузничная Н.Ю. Популярная этнопсихология. -Минск: Харвест. 2004.

3. Платонов Ю.П. Этническая психология: Учебное пособие. – СПб, 2001.

4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2006.

5. Цветков В.Л., Соловьева А.В. Этнопсихология. Альбом схем. - М.: Издательство «Щит-М», 2009.

Б) Дополнительная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. - М., 2004.

2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебное пособие. – М., 1998.

3. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. – Воронеж, 2000.

4. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: Характер и судьбы страны. – Л., 1992.

5. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. – СПб., 1994.

6. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 1973.

7. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1983.

8. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. – М., 1983.

9. Васильев А.М. Египет и египтяне. – М., 1986.

10. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. – М., 1988.

11. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М., 1993.

12. Густав Густавович Шпет. Архивные материалы. Воспоминания. Статьи / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2000.

13. Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. – Алма-Ата, 1971.

14. Кавелин К.Д. Задачи психологии. Соображения о методах и программе психологических исследований. – СПб., 1872.

15. Касьянова К. О русском национальном характере. – М., 1994.

16. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. – М., 1970

17. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. – М., 2002.

18. Крылова Н.Л. Русские женщины в Африке. Проблемы адаптации: Монография. – М., 1996.

19. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2000.

20. Лебедева Н.М. Новая русская диаспора: Социально-психологический анализ. – М., 1997.

21. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. – М., 1993.

22. Ле Бон Г. Психология народов и масс. – СПб., 1995.

23. Лосский Н.О. Характер русского народа // Н.О.Лосский. Условия абсолютного добра. – М., 1991.

24. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Экспериментатьно-психологическое исследование. – М., 1974.

25. Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие. – М., 1997.

26. Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. – М., 1994.

27. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

28. Мнения русских о самих себе: Хрестоматия / Сост. К.Скальковский. – М., 2001.

29. Монтескье Ш. Избр. произведения. – М., 1955.

30. Овчинников В.В. Ветка сакуры. – М., 1972.

31. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология: Учебное пособие. – СПб, 1998.

32. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы: этнопсихологические очерки. – М.: 1996.

33. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия / Сост. Чернявская Ю.В. – Мн., 1998.

34. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера: Хрестоматия/ Сост. Иванов С.К. Вып. I. – М., 1994.

35. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера: Хрестоматия/ Сост. Иванов С.К.. Вып. II. – М., 1996.

36. Резников Е.Н. Этническая психология // Современная психология: Справочное руководство. – М., 1999.

37. Российский менталитет: Психология личности, сознание, социальные представления/ Под ред. Абульхановой-Славской К.А. и др. – М., 1996.

38. Русский народ: Терминология, исследования, анализ: Хрестоматия/ Сост. Андреев А.Р., Кривошеев В.Д., Круговых И.Э. – М., 2001.

39. Садохин А.П. Этнология: Учебник. – М., 2001.

40. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. – СПб, 1999.

41. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). – М., 1996.

42. Социальная психология этнических групп. Хрестоматия кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ Для студентов 4 и 5 курса очной и очно-заочной форм обучения

43. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М., 1998.

44. Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. А.Л.Журавлева. – М., 2002.

45. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования: Учебное пособие. – М,, 1993.

46. Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. – Д., 1997.

47. Сухарев В.А., Сухарев М.В. Европейцы и американцы глазами психолога. – Мн., 2000.

48. Фаст Д., Холл Э. Язык тела. Как понять иностранца без слов. – М., 1995.

49. Цветов В.Я. Пятнадцатый камень сада Рёандзи. – М., 1991.

50. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. – СПб., 1996.

51. Этническая психология и общество/ Под ред. Н.М.Лебедевой. – М., 1997.

 

Список информационных технологий и продуктов, используемых в учебном процессе.

1. Новейшая энциклопедия по психологии. – Центр – Y, 2000.

2. Психологические тесты от Пси-Корпуса. – Медиахауз, 2002.

3. Прикладная психология. 6 CD. – Лаборатория прикладной психологии, 2004.

 

Интернет-ресурсы

1. Глоссарий психолого-педагогических терминов.

(http://bspu.ab.ru/Handbook/psihological/tituln.html).

2. Каталог психологической литературы в Интернет.

(http://www.psychology-online.ru/lit/obzorf.htm).

3. Каталог психологических тестов.

(www.mozg.ru).

4. Комплексное обеспечение психологической практики.

(http://www.imaton.spb.su/index.html).

5. Личность в пространстве своей профессии.

(http://www.rl-online.ru/articles/3-02/136.html).

6. Мир психологии.

(http://psychology.net.ru/).

7. Психологический словарь.

(http://psi.webzone.ru).

8. Психологическая библиотека.

(http://www.bookap.by.ru/).

9. Сборник электронных курсов по психологии.

(http://www.ido.edu.ru/psychology.)

10. Служба практической психологии образования России.

(http://www.psyinfo.ru/).

11. Электронная библиотека портала Auditorium.ru.

(http://www.auditorium.ru).

 


VIII. ПРИЛОЖЕНИЕ

Словарь основных терминов и понятий

А

Автостереотипы - устойчивые мнения, суждения, оценки, относимые к своей этнической общности ее представителями.

Архетип (прообраз) - неосознаваемая базовая схема пред­ставлений, общая для всех людей, независимо от их этнической принадлежности, языка, культурных традиций и т.д.; в чистом виде присутствуют в сказках, мифах, легендах, фольклоре.

Ассимиляция - результат межэтнического взаимодействия, при котором одна этническая общность постепенно перенимает или принуждается к принятию обычаев, традиций и т.д. другой доми­нирующей группы, вплоть до полного растворения в ней.

Б

Базовая личность - основная личностная структура, форми­руемая данной культурой, некий средний психологический тип, преобладающий в каждом конкретном обществе. Система устано­вок, ценностей и верований, общих для данного общества или зна­чительной его части.

Г

Геноцид (от греч. genos - род, племя и лат. caedere - убивать) -истребление отдельных групп населения по расовым, националь­ным или религиозным признакам, а также умышленное создание условий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение этих групп.

Гетеростереотипы - совокупность оценочных суждений о других народах.

Д

Дискриминация - ограничение или лишение прав какой-либо категории граждан по признаку нац

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...